Просмотр содержимого документа
«Мультипликационные фильмы как средство развития связной речи у дошкольников»
Мультипликационные фильмы как средство развития связной речи дошкольников
В настоящее время много внимания уделяется коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что с каждым годом количество таких детей растёт, диагнозы ухудшаются, группы не всегда обеспечены предметно-развивающей средой. В таких условиях становится актуальным оптимизация различных содержательных и структурных вариантов работы воспитателя в ДОУ для повышения эффективности и результативности образовательного процесса и гармоничного воспитания всесторонне развитой личности ребёнка.
Ребёнок должен учится многому, но как же детство? Для того, чтобы чему-то научить ребенка и при этом не украсть у него детство, нужно осуществить процесс обучения посредством игр. Очень хороший способ обучения – это мультфильмы. Мультфильмы способны многому научить, в том числе ознакомить с окружающим миром, и при этом они являются забавным развлечением.
Роль мультфильмов в обучении и воспитании ребенка-дошкольника велика: они позволяют развивать речь в различных аспектах – воспитание звуковой культуры речи, формирование лексико-грамматического строя речи, формирование связной речи; мультфильм служит прекрасным средством развития мышления, внимания, воображения и памяти; значительно расширяет кругозор и совершенствует коммуникативные навыки; учит выражать свои чувства и настроение.
Польза мультфильмов в развитии ребёнка напрямую зависит от их качества. К сожалению, существует большое количество низкопробных и даже опасных для детской психики произведений.
Признаками нехороших мультфильмов являются:
Слишком яркие цветовые гаммы;
Громкие звуки, сцены агрессии друг к другу;
Ненаказуемое поведение персонажей;
Стертая грань между добром и злом;
Опасное поведение персонажей, влияющих на чувство самосохранения детей;
Неуважительные сцены к людям, животным, растениям;
Уродливые персонажи, которые влияют на внутренний мир и самоощущение деток;
Жаргонные выражения.
Мультипликационные фильмы должны иметь чётко спланированный, доступный детям по содержанию сюжет, в котором хорошо прослеживается последовательность действий, и который направлен не только на обучение, но и на воспитание дошкольников.
Следует выбирать только те мультфильмы, в которых герои очень чётко произносят свои реплики и должны быть озвучены профессиональными актёрами.
Желательно, чтобы количество главных героев на начальных этапах не превышало 3-4, и между ними должен вестись диалог.
Демонстрация мультипликационных фильмов включает следующие этапы:
Подготовительный:
Подбор мультфильма в соответствии с подобранной темой;
Планирование системы учётных мероприятий по его закреплению;
Проведение словарной работы (объяснение незнакомых детям слов).
Основной:
Демонстрация детям мультфильма и беседа по поводу увиденного.
Заключительный:
Итоговый просмотр;
Актуализация полученных детьми знаний и умений.
На своих занятиях использую различные средства и приёмы:
Кадры из мультфильмов в виде слайдов
Средства моделирования:
Предметы-заместители
Опорные картинки
Картинные и рисуночные планы
Из собственного практического опыта сделан вывод об эффективности использования такого приёма, как «стоп-кадр» (в какой-то момент показ мультфильма приостанавливается и детям предлагается предвосхитить дальнейшие события).
С целью задействования мотивационных компонентов деятельности применяется следующая практика: чтобы узнать завершение мультфильма детям предлагается выполнить упражнения на развитие лексикограмматического строя и связной речи «Назови ласково», «Отгадай и покажи», «Закончи предложение».
Постановка вопросов способствует более глубокому восприятию, длительному сохранению кадров в памяти, более полному восприятию их после просмотра.
В связи с этим формируются следующие умения связной речи:
Умения отражать необходимые существенные связи;
Соблюдать последовательность в переходе от одной мысли к другой;
Составлять повествовательный рассказ по кадрам из мультфильма;
Составлять рассказ по теме с придумыванием конца рассказа;
Составлять повествовательный рассказ с элементами описания;
После просмотра мультфильма полезно немного пофантазировать с детьми: заняться рисованием, лепкой, аппликацией интересных моментов мультфильма.
Эффективным при обучении пересказу является приём использования детского рисунка. Детям предлагается выполнить рисунок на любой сложный фрагмент рассказа (например, главные герои, время года, пейзаж и т.д.), после чего им легче составить пересказ фрагмента произведения на основе своего рисунка.
Таким образом, развитие устной речи у дошкольников является важной задачей работы воспитателя, максимально реализовать которую предоставляется возможным на материале мультипликационных фильмов: дети учатся отражать необходимые существенные связи в предметном содержании речи, излагать свои мысли в логической последовательности, использовать лексические и грамматические средства в оформлении высказывания; употреблять сложные предложения в речи; учатся составлять тексты разных типов речи.