Модель развивающей предметно-пространственной среды старшей группы как условие развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
Модель развивающей предметно-пространственной среды старшей группы как условие развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
Данная модель Развивающей предметно-пространственной среды старшей группы нашего ДОУ направлена на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает развитие познавательной активности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Модель развивающей предметно-пространственной среды старшей группы как условие развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Модель развивающей предметно-пространственной среды старшей группы как условие развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
Исполнитель:
Никонова Е.В.,
студентка 42 до группы
Камышлов, 2017
Актуальность:
Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.
Организуя развивающую предметно пространственную среду, мы опирались на перечень нормативно правовых документов, по организации развивающей предметно-пространственной среды:
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17 октября 2013 года. Комментарии к ФГОС дошкольного образования Министерства образования и науки Российской Федерации №08-249 от 28 февраля 2014 года;
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 года. №68 г. Москвы «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемилогические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»»;
- Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года №61/1912 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»»);
- Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 № 1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;
- Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03514ин/1403 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе, как условие развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Учитывая требования к развивающей предметно - пространственной среде ФГОС ДО обеспечение максимальной реализации образовательного пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, начали рассматривать организацию образовательного пространства с холла группы. Стенды возле музыкально и спортивного зала содержат информацию о наших победах и достижениях, грамоты и дипломы наших воспитанников. В фойе детского сада организуются разнообразные тематические выставки с привлечением родителей. Систематически обновляется тематическая газета «Жизнь детского сада».
Развивающая предметно-пространственная среда в группе организуется так, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Центральное место занимают материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Так же имеются материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Для развития творческого замысла в игре для девочек созданы уголки с предмета женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п., для мальчиков - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, разнообразные технические игрушки. В группе старших дошкольников оборудован уголок с материалами способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, атрибуты для игр в школу.
Один из центров развития оборудован материалами, стимулирующими развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, объекты отражающие культурно-художественные региональные традиции: картины, иллюстрации, фото, альбомы о достопримечательностях Пышминского района, Свердловской области, об известных людях и т.п.
Для успешной реализации ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Что мы и пытаемся соблюдать: освобождая центральную часть группы, мы предоставляем условия для двигательной активности детей и возможности их выбора. Насыщенность среды групп соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики (в процессе игры с лего – конструктором, выкладывания дорожек из ярких пластиковых панелей, присоединения к ним вращающихся элементов). Создавая подобные условия, мы стали замечать психологический комфорт детей, раскрепощенность, более яркие возможности для их самовыражения. Использование мягких красочных модулей в группах помогает трансформировать пространство, а полифункциональность материалов помогает изменить его в зависимости от образовательной ситуации (например, те же мягкие модули могут быть барабанами, строительным материалом, средствами для плавания), ведь интересы маленького ребенка быстро меняются.
Анализируя развивающую предметно-пространственную среду в группе, убедились, что она соответствует требованиям ФГОС ДО. Она обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, развитию познавательной активности, а также возможности для уединения.
В группе имеется спортивный уголок с различным спортивным инвентарем. Он служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Задача педагога научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному безопасному использованию физкультурного оборудования. Спортивный уголок размещен таким образом, чтобы он способствовал проявлению двигательной активности детей и находился на свободном доступе, осуществляя принципы безопасности и доступности среды. В перспективе планируем заменить статичные физкультурные уголки и корзины в группах на полифункциональные выдвижные уголки с баскетбольными щитами, позволяющие размещать их в любом пространстве группы по желанию детей.
Спортивный зал оснащен современным спортивным оборудованием: дугами для подлезания, коррекционными мячами различной формы, обручами, скакалками, мячами в достаточном количестве, ребристыми коррекционными дорожками для хождения, трубами для лазания и т.д.
Таким образом, подводя итоги вышесказанному, можно заключить, развивающая предметно-пространственная среда старшей группы нашего ДОУ направлена на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает развитие познавательной активности.
Проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации данной модели: недостаточное количество дидактических игр, настольных игр, книг по данным темам недель; отсутствие у родителей представлений о значимости специально организованной РППС для детей младшего возраста.
Таким образом, в группе создаются условия, соответствующие формировании познавательной активности. Содержание РППС соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей. Однако, в связи с обозначенными проблемами, необходимо дополнить РППС группы.
Цель:разработать модель развивающейпредметно-пространственнойсреды, способствующей развитию познавательной активности исаморазвитиюдетей.
Задачи:
- Изучение и внедрение в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках программы «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы);
- Смоделировать развивающую среду, способствующая эмоциональному благополучию детей их потребности и интересов;
- Способствовать улучшению условий для физического развития, творческого самовыражения, проявления познавательной активности детей, благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций, музыки;
- Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды;
Вид проекта: практико-ориентированный
Участники проекта: администрация ДОО, педагоги, родители
Обеспечение проекта:
- материально-техническое
- учебно-методическое
- информационное
Сроки реализации проекта: 01.01.2017-01.08.2018г.
С учетом выше изложенных подходов разработана модель развивающей предметно – пространственной среды старшей группы. Пространство группы условно разделено на три сектора: Активный, Рабочий, Спокойный.
Активный сектор занимает большую часть пространства группы, мебель легко трансформируется и при необходимости быстро убирается.
Этот сектор в себя следующие центры:
Уголок игры
Материалы и оборудование:
контейнер с сюжетно-ролевой игрой «Парикмахерская - Ветерок»;
контейнер с сюжетно-ролевой игрой «Почта»;
контейнер с сюжетно-ролевой игрой «Семья»;
контейнер с сюжетно-ролевой игрой «Школа»;
контейнер с сюжетно-ролевой игрой «Пограничники»;
контейнер с сюжетно-ролевой игрой «Больница Доктора Айболита»;
контейнер с сюжетно-ролевой игрой «Юный пешеход»;
контейнер с сюжетно-ролевой игрой «Строители»;
контейнер с сюжетно-ролевой игрой «Магазин»;
контейнер с сюжетно-ролевой игрой «Библиотека»;
тележка продовольственная для магазина;
коляски для кукол, качели для кукол средняя, сумка-переноска для кукол;
игрушечная посуда: набор чайной посуды (средний и мелкий), набор кухонной посуды (средний), набор столовой посуды (средний);
куклы в одежде мальчиков и девочек (средние);
комплекты одежды и постельных принадлежностей для кукол;
контейнер с бросовым материалом, предметами – заместителями;
набор овощей и фруктов (объемные муляжи);
сумки, корзинки, рюкзаки;
Предполагаю дополнить:
ширма двухстворчатая (высота 70см.);
контейнер с сюжетно-ролевой игрой «Ателье - Золушка»;
наборы столовой посуды (большого размера).
Ни для кого не секрет, что ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно в игре происходит развитие познавательной активности. Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, выполнение этих правил приносит ребенку максимальное удовольствие. Поведение ребенка становится осознанным и осмысленным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игру можно назвать практически единственной областью, в которой дошкольник проявляет активность и инициативу. Только в игре происходит зарождение и развитие всех психических процессов: восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание.
Уголок двигательной деятельности
Материалы и оборудование:
резиновые мячи;
обручи малого диаметра, палки гимнастические;
скакалки, бубен;
флажки, мешочки с песком (горохом);
ленточки, косички, платочки;
медали и шапочки для подвижных игр;
кегли, кубики;
тренажеры;
кольцеброс напольный (жираф);
бадминтон;
клюшки и шайбы;
дорожка здоровья гусеница для прыжков (с чередованием одной и двух ног);
дартц на липучке;
настольный теннис;
игра «Ловушка»;
дорожка для профилактики плоскостопия «Палочки-пуговицы», «Ладошки-коленки»;
конусы для эстафет
ростомер «Жираф»
консультации для родителей «Здоровый образ семьи», «Выходные со своим ребенком», «Игры во время болезни»
плакат «Части тела»;
картотека утренней гимнастики, подвижных игр;
Предполагаю дополнить:
массажные рукавички;
детские гантели;
мешочки с горохом для профилактики плоскостопия.
Свой внутренний мир (удовольствие, удивление, сосредоточение, радость и т. д.) ребенок может выразить движением. Недостаточная двигательная активность детей ведет к дефициту познавательной активности, знаний умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма, т. е. приводит к гиподинамии. Только здоровый ребенок способен на гармоничное развитие. При этом большое значение имеет создание необходимых условий для самостоятельной двигательной деятельности детей в режиме дня.
Уголок конструирования
Материалы и оборудование:
конструкторы с разными способами крепления, лего;
строительные инструменты (топот, пилка, молоток, плоскогубцы, ключи разных размеров);
конструктивные карты (поэтапного выполнения);
настольный набор на 180 деталей;
напольный строительный материал (пластмассовый и мягкий);
наборы разных мелких игрушек (зверушки, куклы, елочки, грибки, машины различной величины);
набор фотографий с достопримечательностями родного поселка;
демонстрационные картинки со строительными профессиями;
тематические строительные наборы (для мелких персонажей), город, мосты, крестьянское подворье (ферма), зоопарк, крепость, домик, гараж;
небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, динозавры, фантастические персонажи, макеты деревьев и кустарников);
«Автосервис»: транспорт мелкий, средний, крупный;
тележка крупная ;
машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, подъемный кран), корабль, лодка, самолет, вертолет, железная дорога, луноход;
ящик с мелкими предметами-заместителями, крупные куски ткани.
Предполагаю дополнить:
металлический конструктор;
скамеечка на колесах со съемным рулем.
Конструктивная деятельность способствует развитию познавательной активности, проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Необходимым условием развития этой активности есть тяга к умственным усилиям. Познавательная активность детей, обеспечивает успех любой познавательной деятельности.
Дети знакомятся с различными материалами, осваивают сенсорные эталоны, закрепляют конструктивные навыки, учатся ориентироваться в пространстве. Кроме этого хочу перечислить еще ряд положительных факторов: развивается мелкая моторика, совершенствуется координация движений пальцев и кистей. конструирование также развивает психические процессы – память, мышление, воображение, внимание и восприятие.
атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);
атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т. д.);
атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы);
разноцветные перчатки, султанчики, платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций;
аудиокассеты с записью детских песенок, музыки М.Глинки, П.Чайковского, Р.Шумана, В.Моцарта, С.Прокофьева, Л.Бетховена, С.Рахманинова и др.;
шкаф для выставки различных видов театров и хранения коробок с декорациями, атрибутами;
теневой театр («Три поросенка», «Морозко», «Динозавры»);
театр на фланелеграфе («Колобок», «Рукавичка», «Курочка ряба», «Зимовье»);
настольный театр по сказкам (конусный, деревянный): «Маша и медведь», «Снегурочка», «Колобок», «Теремок», «Бременские музыканты», «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Репка», «Петушок бобовое зернышко», «Кот в сапогах», «Красная шапочка»;
игрушки для настольного театра (кроватки, коврики, стульчики, посуда, ширма мини комнаты, шкафчики);
для театрально-игровой деятельности имеются технические средства обучения: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений;
Уголок музыкально – театрализованной деятельности помогает: развитию разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль); наблюдению за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации); обеспечивает взаимосвязь конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений; развитию памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Результат работы активного сектора: Развитие способов поведения и отношений с людьми; Развитие и обучение детей средствами игровой предметности; Социализация ребенка через игровые виды деятельности; Стимулирование и развитие познавательной активности ребенка; Формирование представлений о важности безопасного поведения.
Рабочий секторзанимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной регламентированной деятельности.
Этот сектор в себя следующие центры:
Уголок познавательной деятельности
Материалы и оборудование:
лото: «Кто где живет?», «Предметы», «Профессии», «Животные», «Овощи и фрукты», «Животный мир», «Мы играем в магазин»;
дидактические игры: «Мы похожи», «Ребятам о зверях», «Расскажи свою сказку», «В мире профессий», «Изучаем цвета», «Времена года», «Сложи картинку», «Части суток», «Ассоциации», «Сложи картинку». «Учимся сравнивать», «Наведи порядок», «Что, откуда, почему», «Сколько не хватает», «Время», «Во саду ли в огороде», «Чей это домик», «Уроки этикета», Что такое хорошо и что такое плохо»;
домино «Я считаю», «Цифры», «Игрушки», «Овощи, фрукты», Мой домик»;
магнитная мозаика (2 вида);
мозаика обыкновенная (4 вида);
рабочие тетради по математике, шариковые ручки, карандаши;
наборы геометрических фигур и букв для поролонового полотна;
счеты настольные, счетные палочки;
блоки «Дьенеша»;
счетный материал: игрушки, мелкие предметы, матрешки, елочки;
часы, модель дней недели, месяцев;
логические кубы;
Предполагаю дополнить:
весы рычажковые равноплечные (балансир) с набором разновесов;
шашки, шахматы;
дидактическими играми-путешествиями на 5 и более человек.
Познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготит к познавательной деятельности, которая, как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции).
силуэты одежды, предметов декоративно-прикладного искусства;
альбом «Алгоритмы рисования в старшей группе»;
альбом «Алгоритмы лепки в старшей группе»;
баночки для воды;
доски для рисования мелом, магнитная доска;
расписная посуда (хохлома, гжель);
демонстрационное пособие по лепке «Скотный двор»;
демонстрационное пособие по лепке «Жители луга»;
палитры;
цветные карандаши;
шариковые ручки, мольберт;
свободная стена для детских работ;
образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных;
Предполагаю дополнить:
мини-музей декоративно-прикладного искусства;
наборы для детского творчества «Гипсовые барельефы»;
портреты художников, архитекторов, скульпторов;
скульптуры малых форм.
В процессе продуктивной деятельности одновременно проявляется физическая, умственная и познавательная активность. Чтобы создать рисунок, аппликацию, слепить фигурку, требуется овладеть определёнными умениями, приложить усилия, совершить созидательные действия. В процессе этого дошкольники учатся практическим навыкам, которые позднее понадобятся им для самой разнообразной работы. Они приобретают умелость, позволяющую детям чувствовать себя гораздо самостоятельнее.
Уголок экспериментирования
Материалы и оборудование:
приборы - помощники: лупа, компас, магниты;
разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл), различного объема и формы;
Уголок природы и экспериментирования имеет огромное значение в развитии познавательной активности и интеллектуальных способностей детей. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Систематические игры, занятия с опытами в уголке, во всех видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательной активности, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Результат работы рабочего сектора: Стимулирование и развитие познавательной активности ребенка; Формирование стремления к освоению нового; Стимулирование и развитие речевой активности и всех компонентов речевой системы ребенка; Развитие системы элементарных математических, коммуникативных, навыков; Развитие и обучение детей средствами игровой предметности.
Спокойный сектортакже занимает 25% пространства группы. Центры удалены немного друг от друга, чтобы дети могли уединиться.
Этот сектор включает в себя следующие центры:
Уголок книги и развития речи
Материалы и оборудование:
открытая витрина для книг;
портреты писателей;
книги, рекомендованные программой;
энциклопедии;
книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми;
произведения народов других стран;
методическое пособие «Герои русских народных сказок»;
аудиозаписи разных сказок;
картотеки произведений фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, загадки);
дидактические игры (лото «Русские народные сказки», домино «Из какой сказки», дидактическая игра «Кто потерял?»);
сезонная литература;
детские журналы, газеты;
детские рисунки;
сюжетные и предметные картинки;
азбука в картинках;
альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Азбука», «Детский сад»;
картотека для сюжетно-ролевой игры «Хочу все знать» (библиотека, с формулярами на каждого ребенка);
схемы для составления рассказа;
Предполагаю дополнить:
наборы картин для установления родовидовых отношений;
серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий;
новыми журналами и энциклопедиями;
магнитная азбука;
схемы для пересказа произведений.;
Развитие речи у детей основная задача дошкольного образования. Организация «Предметно–развивающей среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру, развивает и воспитывает детей.
Уголок отдыха
Материалы и оборудование:
подушки, на которые малыш сможет прилечь и отдохнуть;
дидактические игры;
различные шнуровки;
пластилин;
подушки для битья;
коробочки «Спрячь все плохое»;
стаканчики для крика;
«Стена изменения настроения»;
«Коробка – мирилка»;
«Клубочки»;
«Приятные мелочи»;
«Семейный альбом»;
«Шкатулка добрых поступков»;
Предлагаю дополнить:
мягкие игрушки;
плеер с расслабляющей музыкой.
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как уголок отдыха, психологической разгрузки, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Ребенок чувствует себя здесь комфортно, спокойно и уютно. Этому способствуют комфортный диван или кресла, или подушки на которых можно полежать, а рядом любимые книги. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. В этом уголке дети с удовольствием приобщаются к словесному искусству, у детей развивается художественное восприятие и эстетический вкус. Таким образом, разнообразие данного уголка, которое перечислено выше, способствуют эмоциональному, познавательному и интеллектуальному развитию воспитанников.
предметы по уходу за комнатными растениями (противень для установки растений, лейки, тряпочки, пульверизатор, палочки для рыхления, мягкие кисточки для очистки листьев от пыли, клеенчатые передники);
календарь погоды (где дети сами рисуют каждый день);
календарь погоды на весь год (отмечают стрелочками);
Уголок природы служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. У детей формируются предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный интерес, интерес к проблемам природы, желание и стремление разрешить некоторые из экологических проблем, доступными ребенку – дошкольнику средствами.
Результат работы спокойного сектора: Развитие эмоционально-чувственной сферы, нравственно-этических отношений; Формирование потребности рассматривать, беседовать по поводу содержания; Формирование эколого-эстетического развития; Формирование познавательного развития ребенка; Экологизация различных видов деятельности.
Развивающая предметно – пространственная среда в старшей группе, созданная по данной модели: раскрывает индивидуальные возможности ребенка, формирует познавательную активность; утверждает уверенность в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности; Ообеспечивает творческую деятельность каждого ребенка.
Основные положения личностно ориентированной модели предметно-пространственной среды отражаются в принципах ее построения. Так, принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия участников образовательного процесса заключается в создании оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и каждого ребенка. Создается так называемое личностное пространство, которое предоставляет дошкольникам возможность заниматься тем, что нравится.
Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов развивает вкус, побуждает ребенка к активной творческой деятельности.
Принцип активности, творчества реализуется через возможность коллективного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды. Можно совместными усилиями организовать персональную выставку работ, оформить коллекцию марок, создать временные игровые зоны с использованием опытно-экспериментальных центров, мастерских и др.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и дает возможность каждому ребенку заниматься интересным ему видом деятельности, не мешая другим. Например, создаются игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка, места отдыха и уединения.
Предоставление девочкам и мальчикам возможности проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами реализует принцип «половых и возрастных» различий.
Основные положения личностно ориентированной модели отражаются также в принципе индивидуальности и неповторимости каждого структурного компонента единого пространства ДОУ. При формировании предметно-развивающей среды группы нет жесткого стандарта, педагоги учитывают особенности образовательного учреждения и детей, их темперамент, подвижность, наличие лидерских качеств, познавательные интересы, показатели развития, социальные условия жизни.
рис. 1
Разделение пространства группового помещения на три части
Таким образом РППС играет большую роль в процессе развития познавательной активности и воспитания дошкольников. Оснащение воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности. При решении задач воспитания и развития дошкольников, педагог должен опираться на взаимосвязь данных понятий: воспитание, развитие, предметно - развивающая среда. Если предметно - пространственная среда в которой действует ребёнок будет информативна, вариативна, многофункциональна, соответствовать уровню психического развития ребёнка тогда будет наблюдаться и гармоничное, всестороннее развитие и воспитание детей дошкольников.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе служит развитию детской деятельности, прежде всего, игровой. Ведь во время игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Через развивающую предметно-пространственную среду мы формируем познавательную активность у детей.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Насыщенная РППС становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего познавательного развития каждого ребенка. Развивающая предметно – пространственная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний, социального опыта и познавательной активности.
Модель РППС нашей группы создавалась с учётом вышеизложенных принципов. Необходимо отметить, что такое построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, познавательной активности, способностей, овладению разными способами деятельности.
Мы стараемся, чтобы среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивала безопасность их жизни, способствовала укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них, а также стимулировала детей к развитию познавательных и художественно-эстетических способностей.
Список литературы.
1. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн — проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. — М.: Айресс Пресс, 2007.
2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Кабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич.- М: Федеральный институт развития образования,
2014.
3. Шикорьяк И. В. Проектирование развивающей среды для самостоятельной
деятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2014. №21.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. - М.: ТЦ Сфера, 2015.