Просмотр содержимого документа
«Модель здоровьеформирующей образовательной среды до и семьи»
МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДО И СЕМЬИ
Инструктор по физическому воспитанию Ничепай Ольга Николаевна
Основой образовательной деятельности педагогического коллектива ДО по формированию основ здорового образа жизни воспитанников, является нормативная и концептуальная база, определяющая государственную политику в сфере образования. Проблематика здоровьесохранения детей отражена во многих современных нормативно-правовых документах, что доказывает актуальность рассматриваемой темы.
В настоящее время проблеме состояния здоровья детей уделяется серьезное внимание. Стратегические цели образования РК в области охраны здоровья воспитанников обозначены в ряде нормативно-правовых, концептуальных и программных документов:
Госстандарт направлен на решение одной из самых важных задач: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Анализ современных исследований теории и практики дошкольного образования (В.К. Волкова, И.Л. Грошева, Б.Б. Егоров, В.Т. Кудрявцев, Е.А. Лисина, М.В. Меличева, Е.В. Пахомова, Е.А. Тютина и др.) свидетельствует о непрерывном интересе учёных к проблеме оздоровления детей. В основном эти исследования касаются вопросов здоровьесбережения детей. Проблема сочетания оздоровления и образования часто болеющего ребёнка в условиях ДО изучена недостаточно.
Таким образом, необходимость приоритетности охраны здоровья, содействия физическому, интеллектуальному, психическому развитию воспитанников диктуется реалиями современной жизни и государственной политики РК.
Возникает необходимость реализации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, которые бы не только максимально развивали физическое тело ребенка, но и формировали его психику, навыки общения, т.е. укрепляли здоровье как многосложную категорию, в которую входит физическая, психическая и социальная составляющие. Но до настоящего времени нет достаточно разработанной системы здоровьеформирующей деятельности ДО, объединяющей оздоровительную и познавательную составляющую одновременно.
Необходима организация воспитательного процесса и его содержания на основе интеграции лечебно-профилактических, оздоровительных, воспитательно-образовательных мероприятий с целью создания единой здоровьеформирующей образовательной среды ДО и семьи.
Цель: создать оптимальные социально-педагогические, психологические и здоровьесберегающие условия развития и функционирования личности воспитанника в условиях детского сада
Таким образом, важнейшим направлением оздоровительной деятельности ДО становится формирование и развитие у участников образовательного процесса позитивной, устойчивой ориентации на сохранение здоровья в единой здоровьеформирующей образовательной среде ДО и семьи.
Педагогический процесс должен выстраиваться так, чтобы у участников образовательного процесса проявлялись:
- высокий уровень мотивации на укрепления здоровья, посредством установки на ценность собственного здоровья;
-познавательная и интеллектуальная активность в приобретении знаний о своем здоровье;
- владение способами, охраняющими, укрепляющими и развивающими здоровье;
- умения применять способы, методы и приемы укрепления и развития здоровья к особенностям своего организма;
- культура здоровья, выраженная ответственным отношением, как к своему здоровью, так и здоровью окружающих, гармонизацию личности, готовность поддержать свое душевное равновесие и окружающих, способность воспринимать и создавать прекрасное.
Основными направлениями работы в реализации здоровьефомирования является:
Физкультурно-оздоровительная работа;
Организация работы с детьми;
Медицинское сопровождение;
Психологическое сопровождение;
Оздоровительная работа с педагогами;
Укрепление материально-технической базы;
Организация работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.
Педагогической целью деятельности должно стать воспитание стойкой установки на первостепенную ценность здоровья и здоровый образ жизни, то есть изменение мировоззрения у всех участников образовательного процесса (ребенок, педагог, родитель).
Особое внимание в организации здоровьеформирующей среды должно уделяться задачам:
Обеспечить выполнение законодательства по охране здоровья воспитанников детского сада;
Формировать новую идеологию, утверждающую приоритетность охраны и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса в детском саду;
Разработать профилактические мероприятия по снижению заболеваемости в детском саду;
Разработать профилактические мероприятия по снижению заболеваемости в детском саду;
Внедрить инновационные системы оздоровления, здоровьесберегающие технологии;
Отработать механизм совместной работы всех заинтересованных в сохранении и укреплении здоровья воспитанников ДО;
Сформировать базу данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях и резервных возможностях организма воспитанников.
Эти организационные проблемы могут быть эффективно решены через реализацию в детском саду комплексно - целевой программы «Детский сад – территория здоровья», через обеспечениевыполнения законодательства по охране здоровья воспитанников детского сада:
Работа с сотрудниками:
Закон РК «Об образовании»;
Закона РК «О статусе педагога»;
Конвенция о правах ребенка ООН;
Конституция РК;
Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения (ГОС ДВО);
Коцепция и ТУП ДВО;
Типовые правила деятельности дошкольных организаций;
Типовой договор оказания образовательных услуг для дошкольных организаций;
Правила оказания государственных услуг в сфере дошкольного образования.
«Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным организациям и домам ребенка»;
Закона РК «О статусе педагога».
Документы локального уровня:
Устав ГККП «Ясли – сад №51»;
План работы;
инструктажи педагогических работников по охране жизни и здоровью детей.
Работа с детьми:
направлена на формирование представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, обучение навыкам адекватного поведения в неординарных ситуациях.
Работа с родителями:
носит профилактическую направленность.
Формировать новую идеологию, утверждающую приоритетность охраны и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса в детском саду.
Важнейшим направлением оздоровительной деятельности ДО становится формирование и развитие у участников образовательного процесса позитивной, устойчивой ориентации на сохранение здоровья в единой здоровьеформирующей образовательной среде ДО.
Педагогический процесс должен выстраиваться так, чтобы у участников образовательного процесса проявлялись:
высокий уровень мотивации на укрепления здоровья, посредством установки на ценность собственного здоровья;
познавательная и интеллектуальная активность в приобретении знаний о своем здоровье;
владение способами, охраняющими, укрепляющими и развивающими здоровье;
умения применять способы, методы и приемы укрепления и развития здоровья к особенностям своего организма;
культура здоровья, выраженная ответственным отношением, как к своему здоровью, так и здоровью окружающих, гармонизацию личности, готовность поддержать свое душевное равновесие и окружающих, способность воспринимать и создавать прекрасное.
Оздоровительная деятельность в ДО должна осуществляться на основе смены модели здоровьесбережения, где дети занимают пассивную позицию, на модель здоровьеформирования - активную позицию, через применение взрослыми деятельностного подхода, который реализуется не в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен овладеть воспитанник, а в виде характеристик сформированности познавательных и личностных компетентностей ребёнка.
Чтобы разработать профилактические мероприятия по снижению заболеваемости в детском саду, необходимо:
правильная организация воспитательно – образовательной и оздоровительной работы;
создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата (доброжелательное общение, создание условий для уединения);
строгое соблюдение общего режима чередования спокойных и подвижных игр, разная смена деятельности;
Обеспечить охрану жизни и здоровья воспитанников, гарантий их законных прав на безопасные условия образовательно - воспитательного процесса через:
Нормативно – правовая база:Паспорт безопасности; Локальные акты ДО по данному направлению.
Материально – техническое обеспечение:автоматизированная пожарная сигнализация; Видеонаблюдение внутри ДО и по периметру; Кнопка тревожной сигнализации; Освещение по периметру ДО; Ограждение по периметру ДО.
Обеспечение охраны жизни и здоровья детей:соблюдение здоровьесберегающих технологий; обучение детей ОБП; проведение тренировочных мероприятий по эвакуации; уголки безопасности
Обеспечение охраны труда сотрудников:режим труда и отдыха; курсы для сотрудников (по направлению безопасности); профилактика выгорания
Чтобы обеспечить охрану жизни и здоровья воспитанников, гарантий их законных прав на безопасные условия образовательно -воспитательного процесса, необходимо:
обучение коллектива сотрудников и детей действиям в чрезвычайных ситуациях;
учебные тренировки по эвакуации воспитанников и персонала;
беседы с воспитанниками, посвященные безопасности жизнедеятельности детей, основам пожарной безопасности и правилам поведения детей на дороге.
Внедрить инновационные системы оздоровления, здоровьесберегающие технологии через приемы и методы следующих технологий:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья (оздоровительные технологии)
Педагогические образовательные технологии
Формы обучения здоровому образу жизни
Коррекционные здоровьесберегающие технологии
Приемы и методы:
СТРЕТЧИНГ
ПЕДАГОГИКА МОНТЕССОРИ
ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ЗАНЯТИЕ
(степ - платформы)
АРТ-ТЕРАПИЯ
ГИМНАСТИКА ПАЛЬЧИКОВАЯ
ПЕДАГОГИКА ТРИЗ
ИГРОТРЕНИНГИ И ИГРОТЕРАПИЯ
ТЕХНОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
РИТМОПЛАСТИКА
СОЦИО-ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ
СКАЗКОТЕРАПИЯ
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
САМОМАССАЖ
ТЕХНОЛОГИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЦВЕТОМ
ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ
ПРОЕКТЫ
ТОЧЕЧНЫЙ САМОМАССАЖ
ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ
ГИМНАСТИКА ДЫХАТЕЛЬНАЯ
КВЕСТЫ
ПСИХОГИМНАСТИКА
ПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА
ГИМНАСТИКА КОРРИГРУЮЩАЯ
ГИМНАСТИКА БОДРЯЩАЯ
РЕЛАКСАЦИЯ
Интеллектуальные возможности ребенка формируются в прямой зависимости от его функционального здоровья, который реализуется в современном образовательном процессе на основе ГОС ДВО.
Деятельностный подход реализуется в требованиях к содержанию педагогической образовательной технологии, обеспечивая высокую мотивацию воспитанников, их интерес к получаемым знаниям и умениям.
Здоровьеформирующая образовательная среда обеспечит условия формирования идеи здорового образа жизни, культуры здорового поведения, систему работы по формированию ценности здоровья, профилактики рисков здоровья, эффективности использования физической культуры, культуры познания.
Это условия, которые обеспечат равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой.
Средства и методы здоровьеформирования:
- методики и технологии психолого – медико - социального сопровождения воспитанников на каждом возрастном этапе,
- игры, направленные на здоровьеформирование дошкольников;
- решение проблемных ситуаций;
- промежуточные и итоговые диагностики состояния здоровья,
- мероприятия по формированию здорового образа жизни,
- коррекционная работа по медицинским показателям,
- технологии включения воспитанников и родителей воспитанников в здоровьеформирующую деятельность;
- становление и развитие интеллектуальной сферы как основы психофизического здоровья
- приоритет игровых интересов ребенка (игра выступает не только ведущим видом деятельности, но и культурной ценностью, определяющей развитие ребенка и сохранение его здоровья);
- самостоятельное изготовление детьми и преобразование игровых пособий, материалов;
-включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы;
- проблематизация содержания;
- вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;
- работа над развитием всех (сильных и слабых) сторон ребенка;
- создание педагогом и решение детьми проблемной ситуации;
- использование разнообразных форм и методов организации совместной деятельности;
- составление и обсуждение предстоящей совместной деятельности вместе с детьми;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в совместной интеллектуально-познавательной деятельности;
- стимулирование детей к высказываниям, использованию различных материалов, способов выполнения заданий;
- использование в ходе совместной деятельности дидактического материала, позволяющего ребенку выбирать наиболее значимые для него вид и форму игровой, интеллектуально-познавательной деятельности;
- поощрение стремления ребенка находить свой способ решения задачи.
С точки зрения здоровьеформирования, познавательное развитие рассматривается, как способность и готовность задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта; совершать на элементарном уровне действия по обработке информации (сравнивать, обобщать, выделять признаки, замечать изменения и др.); присваивать полученную в простой форме информацию (слушать, наблюдать), классифицировать ее по различным основаниям (новая - известная, понятная - непонятная, интересная - неинтересная); делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определенной заранее темы, высказываться в связи с высказываниями других; выполнять простые правила, следовать простому алгоритму (в работе с предметами, в исследовании явлений); осуществлять поиск и передачу информации посредством знаков и символов изображения, движения, мимики и пантомимики; организовывать, проектировать свою деятельность (отобрать, разложить материалы, определить последовательность действий и др.); комментировать свои действия, самостоятельно формулировать выводы, при высказывании своего мнения; расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, приобщения к тому, что известно и неизвестно; переживать радость открытия нового.
Здоровьеформирующими компетенциями являются: определённый достигнутый уровень умственного, физического, психического, нравственного развития воспитанников, направленных на осознанное сохранение и укрепление здоровья.
К основным принципам здоровьеформирующего образования можно отнести:
1.Системность. Здоровье является целостным многомерным понятием. На состояние здоровья оказывают влияние биологические, психологические и социальные факторы. Формирование концепций здоровья должно быть на основе взаимообусловленного сочетания медико-биологического знания и ориентации человека как субъекта деятельности.
2.Превентивность. Сущность принципа превентивности состоит в изучении причин, факторов, закономерностей отклоняющегося поведения детей; применении методов его предупреждения и коррекции; формировании установок здорового образа жизни.
3.Сферность (междисциплинарность). Здоровье рассматривается как сложный многомерный феномен, имеющий гетерогенную структуру, сочетающий в себе качественно различные компоненты и отражающий фундаментальные аспекты человеческого бытия.
4. Поэтапное формирование здорового образа жизни:
- усвоение знаний о здоровом образе жизни, профилактике заболеваний. На основании знания окружающей реальности у субъекта формируются определенные позиции (волнение; сомнение; интерес; воодушевление; радость; уверенность; покой и другие), которые представляют собой эмоциональные предрасположения к формированию мотивации здорового образа жизни.
- самоопределение личности, то есть осознанный выбор здорового образа жизни; осознание себя субъектом данной деятельности. Критерием осознанного выбора здорового образа жизни является ориентация личности на развитие знаний, умений, навыков по укреплению собственного здоровья, формированию культуры здоровья.
5.Социокультурная направленность личности. Показателями социокультурной направленности личности являются: отношение к культурным нормам; самосохранительное поведение, которое играет важную роль в формировании позитивного отношения индивида к здоровому образу жизни. Под принципом социокультурной направленности личности понимается процесс формирования системы мотивов, ориентирующих человека на созидательную деятельность, здоровый образ жизни, признание себя субъектом собственного развития.
6.Здоровьеформирующая, интеллектуально развивающая среда ДО и семьи.
К показателям здоровьеформирующей, интеллектуально развивающей среды ДО можно отнести:
7) коррекция нарушений соматического здоровья, включающая использование комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от образовательного процесса;
8) оздоровительная система физического воспитания;
9) разработка и реализация дополнительных образовательных программ по формированию культуры здоровья, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек;
10) готовность педагога к здоровьеформирующей деятельности;
11) здоровьесозидательная позиция родителей воспитанников.
Таким образом, обновление содержания образования здоровьесохраняющей, здоровьеформирующей, развивающей среды ДО и семьи может осуществляться на основе современных технологий:
Здоровьеформирующие оздоровительные технологии - в каждой из которых объединяются в единое целое воспитание и обучение, продолженное, практически реализованное в структуре обязательной и вариативной части основной общеобразовательной программы на фоне здоровьесберегающих технологий в партнерском взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Отработать механизм совместной работы всех заинтересованных в сохранении и укреплении здоровья воспитанников учреждений:
Цели работы с родителями:
формирование у родителей здорового образа жизни, как ценности; знакомство родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в ДО;
информирование их о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка;
привлечение родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.
Формы работы с родителями:
информационно – аналитические;
познавательные;
наглядно – информационные;
досуговые (совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах, экскурсиях, походах).
Мероприятия для сотрудничества с родителями по формированию ЗОЖ у детей:
родительские собрания;
консультации;
беседы;
конкурсы рисунков, поделок;
совместные спортивные праздники;
домашние задания;
папки-передвижки;
газета ДО;
сайт ДО;
нетрадиционные формы работы с родителями:
дни открытых дверей;
практические показы (практикумы, социологические опросы, анкетирование, организация мини - библиотек, игры с педагогическим содержанием);
проекты с родителями;
Челленджи;
экспериментальная площадка «Этноград»
Сформировать базу данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях и резервных возможностях организма воспитанников:
Для формирования базы данных о состоянии здоровья детей, индивидуальных психофизиологических особенностях и резервных возможностях организма воспитанников в ДО проводится:
разработка и реализация индивидуальных и коллективных программ оздоровления воспитанников (с нарушением интеллекта с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей);
разработка организационно-педагогических рекомендаций по оптимизации воспитательно-образовательного процесса на здоровьесберегающей основе по работе с детьми;
создание образовательных программ, направленных на сохранение здоровья детей, обучение их здоровому образу жизни.
Работу по физическому воспитанию дошкольников строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
В ДО три раза в год проводится мониторинг физического развития детей, который помогает строить всю работу с учётом индивидуальных особенностей состояния здоровья детей.
Каждый месяц проводится анализ заболеваемости, посещаемости детей, анализируется уровень оздоровительной работы с детьми.
Ведется дифференциация детей по группам здоровья, заполняются листы здоровья на группу.
Проводится анализ уровня и динамики физической подготовленности детей, который позволяет увидеть результаты физического развития и состояния здоровья детей.
Модель здоровьесохраняющей, здоровьеформирующей, интеллектуально развивающей среды будет эффективно реализована при соблюдении ряда условий:
• определён оптимальный объём воспитательных и образовательных задач с точки зрения возрастных особенностей детей и учёта уже имеющегося багажа знаний и представлений (развитие интеллектуальной сферы);
• разработано перспективное планирование, охватывающее разные виды деятельности детей здоровьесберегающей, здоровьеформирующей направленности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и др.;
• отбор содержания планирования основывается на педагогических принципах: системности, интегративности, научности, доступности, воспитывающей и развивающей направленности знаний;
• в модель совместной здоровьесохраняющей, здоровьеформирующей деятельности педагогов и детей должны быть включены специалисты ДО (музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физическому воспитанию), родители;
• предметно-пространственная среда, соответствующая ведущей цели здоровьесохранения, здоровьеформирования, интеллектуально-познавательного развития.
Технологический этап применения модели должен быть ориентирован на реализацию (апробацию) авторских технологий развития здоровьесберегающей, познавательной компетентности у старших дошкольников, развитие каждого ребенка как субъекта, способного успешно решать комплекс задач. Педагогическое руководство строится как процесс организации деятельностного общения, сотрудничества и сотворчества педагогов и детей, педагогической поддержки дошкольников. Главной идеей является сотрудничество с ребенком. Ребенок ставится в позицию организатора собственной познавательной деятельности, а педагоги, родители - в позицию помощников, консультантов, советчиков.
Познавательно - исследовательская, игровая здоровьесберегающая, здоровьеформирующая среда включает компоненты:
-организационный, связанный с изменением предметно-пространственной среды, насыщением ее атрибутами, пособиями, оборудованием, стимулирующими и побуждающими ребенка к участию в здоровьесберегающей деятельности, социальном взаимодействии;
-проективный, отражающий систему интеграции здоровьеформирующей деятельности в специально организованные виды деятельности, досуговую жизнедеятельность, режимные моменты, ОУД;
-активно-побуждающий, отражающий активные методы взрослого (педагога, родителей), позволяющие поддерживать интерес к собственному здоровью, развивать компетенции детей в этом вопросе, стимулировать проявления эмоционально-оценочного отношения к познавательно-исследовательской игровой деятельности как средству самосохранения здоровья и субъектно-поведенческого опыта как показателя состояния здоровья ребенка.
Однако, прогнозируя перспективы применения данной модели, вполне могут возникнуть риски, связанные с:
- увеличивающимся количеством родителей, имеющих низкую мотивацию к воспитанию ценностного отношения детей к своему здоровью и, тем самым, не готовых к участию в совместной деятельности;
- сложностью мониторинга из-за отсутствия критериев оценки интегративных качеств воспитанников (в соответствии с ГОС ДВО);
- возможным профессиональным «застоем» в связи со сложностью расширения базы инновационных методов, форм и средств формирования потребности к здоровому образу жизни, ориентированных на детей дошкольного возраста.
Чтобы минимизировать вероятность рисков необходимо предпринять комплекс мер, таких как:
- повышение собственной профессиональной и информационной компетентности в области специальных знаний (ЗОЖ);
- систематизация мониторинговых процедур через индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка, мониторинговых исследований семей воспитанников с целью планирования с ними программных мероприятий, привязанных к реальной ситуации, с опорой на их образовательный и профессиональный потенциал;
- модернизация (обновление) традиционных методов, форм и средств работы с детьми по формированию у них здоровьесберегающей компетентности.