kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мини-проект "Белоствольная красавица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей работе я использовала определённую совокупность учебно-познавательных приёмов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мини-проект "Белоствольная красавица"»

Мини-проект "Белоствольная красавица

Тип проекта: познавательно - игровой

Характер проекта: региональный внутренний.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Предмет исследования: берёза.

Задачи исследования:

1. Сформировать представления о:

• жизни растения как живого существа (оно растет, развивается, размножается, может быть здоровым, больным…);
• строении, функциях и назначении его частей (корень, кора, ствол...);
• развитии дерева;
• влиянии света, тепла, воды;
• изменении жизнедеятельности в разные времена года;
• связи дерева с другими живыми организмами;
• экологически грамотном поведении человека с растением.

2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.

3. Вызвать у детей интерес к конкретному объекту - дереву; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.

4. Расширить представление об искусстве, музыке. Береза — это символ страны, национальное дерево.

Предполагаемый результат:

Музейный праздник “Дерево года”;

  • сценарий праздника;

  • выставка: продукты детской творческой деятельности (альбом о берёзе, газета, рисунки, поделки из берёзы.)

  • совместные работы родителей и детей.

  • д/и, пособия.

Метод проектов

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 20-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 г. под руководством русского педагога С. Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Все что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти, знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Поэтому в своей работе с детьми мы остановились на выборе мини-проекта о березе – символе нашей родины с целью углубления естественнонаучных знаний детей о березе, привлечения знаний детей не по одному предмету, а из разных областей, развитие их творческого мышления, исследовательских навыков и практической жизни. Нам чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодится им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут- то и встала проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые умения, которые еще предстоит приобрести. Где, каким образом? Нам представлялось значимым не просто подсказать новые источники информации, но и направить мысль детей в нужном направлении для самостоятельного поиска. В результате этой работы дети должны были самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

В основе нашей работы с детьми по данной теме лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Мы ориентировали детей на самостоятельную деятельность - индивидуальную и групповую, которую дети выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод направляет их на решение какой-то проблемы, предусматривающей с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненного проекта стали что называется “осязаемыми”, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В своей работе над мини-проектом мы использовали определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяли решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей и предполагали презентацию этих результатов, а также применяли совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Основные требования к использованию метода проектов

1. Для работы в мини-проекте мы остановили свой выбор на значимой в исследовательском, творческом плане проблемы /задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (распространение данного опыта работы среди коллег).

3. Самостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность детей.

4. Структурирование содержательной части проекта.

5. Использование исследовательских методов; определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода “мозговой атаки”).

Типология проектов. Их структурирование.

Метод проектов применяли как в обычной группе в виде самостоятельной, индивидуальной, групповой работы детей в течение различного по продолжительности времени, так и с использованием современных средств информационных технологий, в частности, компьютерных телекоммуникации.

Начиная работу по мини проекту, мы понимали значимость обучения детей в сотрудничестве не только собственно в сфере педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:

— необходимость не столько передавать детям сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

— актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и др.);

— актуальность широких человеческих контактов, знакомство с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

— значимость для развития ребенка умение пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Для того, чтобы получить оптимальный результат от методов мини-проекта потребовалась предшествующая работа с детьми ( сбор естественнонаучных знаний о берёзе, образцы художественной литературы: песни, стихи, сказки, загадки, пословицы, поговорки, народные приметы, сценарии праздничных развлечений, наглядный материал, гербарий и т. д.) а также сотрудничество с коллегами (воспитатели, эстет, музыкальный руководитель, преподаватель ОБЖ, родители).

При определении типологии проекта доминирующим был исследовательский метод, так как он требовал хорошо продуманной структуры, обозначаемых целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости.

Также была определена структура исследовательской деятельности с целью информационного поиска:

1. Предмет информационного поиска. Поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов.
2. Аналитическая работа над собранными фактами. Выводы.
3. Корректировка первоначального направления.
4. Дальнейший поиск информации по уточненным направлениям. Анализ новых фактов. Обобщение.
5. Выводы (до получения данных удовлетворяющих всех участников проекта.)
6. Заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка)

Перспективное планирование по проекту Труд

ОКТЯБРЬ

1. Заготовление пеньков и спилов дерева (использовать только погибшие деревья)

НОЯБРЬ

1. Укрывание дерева первым слоем “одеяла” ( “одеяло из опавших листьев)
2. Ручной труд “Русский хоровод” (куклы - колоды)

ДЕКАБРЬ

1. Укрывание дерева вторым слоем “одеяла” (снежное одеяло)

2. Изготовление заготовок для бюллетеня “Береги Зелёного друга”

ЯНВАРЬ

1. Изготовление макета “Русская изба” (все предметы из берёзы)

ФЕВРАЛЬ

1. Изготовление скворечников (совместно с плотником)

Взаимосвязь с семьей

ОКТЯБРЬ

1. Подбор художественной литературы о берёзе.
2. Изготовление панно из берёзовых листьев.

НОЯБРЬ

1. Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет о берёзе.
2. “Наш воскресный выходной. Мама, папа и я - дружная семья” (экскурсия в берёзовую рощу.)

ДЕКАБРЬ

1. Подбор загадок, пословиц, поговорок о берёзе.

ЯНВАРЬ

1. Совместное выполнение поделки из бересты, либо вышивка на тему: “Берёза – символ России”

ФЕВРАЛЬ

1. Подбор информации на тему "Как правильно изготовить скворечник".

Работа с воспитателями (второй блок)

ОКТЯБРЬ

1. Организация уголка в группе “ Белоствольная красавица”
2. Заучивание стихотворения П. Воронько “ Берёза”
3. Чтение К. Паустовского “ Подарок”

НОЯБРЬ

1. Создание передвижной выставки художественной литературы о берёзе. (результат работы родителей с детьми);
2. Оформление альбома “Люблю русскую красавицу”

ДЕКАБРЬ

1. Составление рассказов, сочинение сказок о березе (с занесением их в альбом)
2. Выпуск бюллетеня для родителей “Береги Зелёного друга”

ЯНВАРЬ

1. Заучивание стихотворения С. Есенина “Белая берёза”

ФЕВРАЛЬ

1. Организация выставки “Берёза в косметике и фармакологии”

Перспективное планирование занятий
по изобразительной деятельности

ОКТЯБРЬ

“Золотая осень” (коллаж по репродукции И. И. Левитана)

Цель: закрепить и углубить представление о рисунке как передачи характера образа, использовать цвет как средство передачи настроения. Использовать материал и способы его использования для передачи выразительности образа.

НОЯБРЬ

“Берёзовая рапсодия” (изготовление панно на срезе берёзы с применением солёного теста)

Цель: закреплять и совершенствовать моторную последовательность пластических действий с тестом. Использовать широкий спектр материалов, способов и приёмов оформления и декорирования изделий из теста.

ДЕКАБРЬ

“Народные умельцы” (коллаж из бересты)

Цель: дать детям понятие - коллаж. Развивать абстрактное и образное мышление. Учить видеть красоту и многообразие оттенков каждого слоя бересты. Продолжать работу с природным материалом. Проявлять эстетические переживания в процессе общения с природой.

ЯНВАРЬ

“Белая берёза, под моим окном, принакрылась снегом, точно серебром” (беседа и рисование по стихотворению С. Есенина)

Цель: учить создавать образ к стихотворению. Совершенствовать технику рисования гуашью по цветному фону. Проявлять любознательность, интерес к овладению способами познания.

ФЕВРАЛЬ

“Берёзовый пенёк” (изготовление поделки из берёзового пенька с применением солёного теста)

Цель: Поддерживать устойчивый интерес к пластической деятельности, её процессу, качеству исполнения и результату. Использовать тесто различных цветов и оттенков, их сочетания, получать новые цвета и оттенки путём неполного и полного смешивания. Создавать сложные детализированные выразительные образы в лепке.

Перспективное планирование по ОБЖ

ОКТЯБРЬ

1. Берёзовый чай.

Цель: Познакомить детей с процессом приготовления берёзового чая. Формировать устойчивый интерес и желание работать с электрическими приборами (чайник). Закрепить правила работы и меры безопасности с горячими предметами. Воспитывать в детях самостоятельность.

Оборудование:

-заварной чайник;
-электрический чайник;
- салфетка для чайника;
-чайный сервиз;
-чайные ложки;
-песочные часы.

НОЯБРЬ

1. Печенье “Берёзка”

Цель: учить детей замешивать тесто, раскатывать его и вырезать фигурки деревьев (берёза). Закрепить знание об устройстве миксера, эксплуатации и мерах безопасности при работе с ним. Продолжать учить детей составлять технологические карты. Воспитывать в детях щедрость, умение и желание работать не только для себя.

Оборудование:

- миска для теста;
-мерный стаканчик;
-разделочная доска;
-электрический миксер;
- скалка;
-формочки берёзки;
-сухарница для готового печенья;
- лопатка.

ДЕКАБРЬ

1. Напиток из берёзовых почек.

Цель: научить детей готовить и процеживать настойку из почек. Учить определять по вкусу основную составную часть напитка (почки, мед). Уточнить знание об устройстве эксплуатации и мерах безопасности при работе с блендером. Воспитывать желания быть творцом, как взрослый.

Оборудование:

- блендер;
-сито;
- кастрюля;
- стаканы;
- ложка.

ЯНВАРЬ

1. Придумывание технологической карты “Березовый чай”

Цель: познакомить и научить детей составлять технологическую карту для дальнейшей самостоятельной деятельности. Закрепить последовательность действий при заваривании чая. Воспитывать внимание, аккуратность при работе.

Оборудование:

- лист бумаги;
- фломастеры;
- линейка.

ФЕВРАЛЬ

1. “Самовар кипит уходить не велит.”
Березовый чай с блинами.

Цель: закрепить умения самостоятельно заваривать чай при помощи технологической карты. Продолжать знакомить детей с электроприборами (блинницей). Совершенствовать умение самостоятельно печь блины на блиннице. Повторить меры безопасности и средства защиты при работе с горячими предметами, умение оказывать ПМП при ожогах. Воспитывать умение доставлять радость и желание угостить младших детей.

Оборудование:

- блинница;
- спец. лопатка;
- спец. половник;
- заварной чайник;
- электрический чайник;
- салфетка на чайник;
- чайный сервис;
- песочные часы;
- чайные ложки;
- березовый чай (листья);
- готовое тесто для блинов.

Перспективное планирование по МУЗО

ОКТЯБРЬ

1. Слушание “Ах ты, берёза” р. н. м. обработкам. Раухвергера.

НОЯБРЬ

1. Пение “Песня о родине” слова Е. Карасёвой, музыка В. Елинек.

ДЕКАБРЬ

1. Хоровод “Аи, да берёзка” музыка Т. Попатенко.

ЯНВАРЬ

1. Хоровод “В золоте берёзонька” слова и музыка Г. Вихаревой.

ФЕВРАЛЬ

1. Пение без сопровождения р. н. м. “Во поле берёзонька стояла”

2. Декламация стихотворения А. Прокофьева “Берёзка”

Перспективное планирование
по экспериментальной деятельности

ОКТЯБРЬ

1. Рассматривание бересты под лупой.

Цель: Дать детям знания о том, что белый цвет коры это - бетулин. По всей бересте проходят горизонтальные полосы - это чечевички, через которые проходит кислород дереву. Береста состоит из нескольких слоев - это опробковевшие клетки.

Оборудование:

- микроскоп,
- береста на каждого ребёнка,
- лупы.

НОЯБРЬ

1. Какой стороной дышат листья?

Цель: учить ставить самостоятельно поисковую задачу, выдвигать предположения. Выяснить с детьми, с какой стороны листа в растение проникает воздух.

Оборудование:

-цветок в горшке,
-вазелин.

ДЕКАБРЬ

1. Влияние света и температуры на жизнь растений.

Цель: представление детей о системе потребностей как живых организмов в оптимальной температуре, свете, об общей зависимости их состояния от соответствия условии среды.

Оборудование:

- два комнатных растения.

ЯНВАРЬ

1. Вода в жизни растений.

Цель: представление о потребности растения в воде.

Оборудование:

- стеклянная банка;
- чернила;
- сельдерей.

ФЕВРАЛЬ

1. Жизненный цикл растений.

Цель: обобщенное представление об основных фазах жизненного цикла растений.

Оборудование:

- ветки с различных деревьев;
- банка с водой.

Перспективное планирование
познавательных занятий

ОКТЯБРЬ

Первое занятие: “Встреча с русской красавицей” (экскурсия в лес)

Цель: определить с детьми, какое дерево в народе называют русской красавицей? Почему? Представление детей о дереве как о представители живого в мире природы, внешнего строения, жизненных функций (питание, дыхание, рост, размножение).

Второе занятие: “Почему береза белая?” (Экскурсия в лес).

Цель: представление о своеобразии и неповторимости конкретного живого существа, необходимости бережного и заботливого отношения к природе.

НОЯБРЬ

Первое занятие: “Без билета по белу свету” (познавательные занятия).

Цель: конкретизировать знания детей о разных способах распространения семян, о взаимодействие растений и животных, растений и неживой природы; вызвать познавательный интерес.

Второе занятие: “Русская душа березы” (легенды и мифы о березе).

Цель: дать детям знания о том, что Береза – это олицетворение Родины,

Весны, дерево душевного добра, дерево “четырех угодий”.

ДЕКАБРЬ

Первое занятие:  “Снятся ли березе сны?” (познавательное занятие).

Цель: дать обобщенное представление о признаках сезона: о состоянии неживой природы; о системе приспособительных особенностей растения к сезонным изменениям основных факторов среды.

Второе занятие: “Домашний доктор”

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.

ЯНВАРЬ

Первое занятие: “Может ли дерево быть карликом?”

Цель: обобщенное представление о системе потребности растений (в оптимальной температуре, свете, влаге, месте обитания), об общей зависимости их состояния от соответствия условий среды, потребностям.

Второе занятие: “Березы Жигулей” (Самарская лука)

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений об охранных явлениях, природных территориях (местах) - заповедниках. Обобщить и расширить знание детей о природе родного края, о ее достопримечательностях; пробудить эмоциональный интерес к объектам родной природы, воспитывать бережное отношение к ней.

ФЕВРАЛЬ

Первое занятие: “Кто дружит с березой?”

Цель: обобщенное представление о взаимосвязи экологической системы: при исчезновении какого-либо живого организма в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов.

Второе занятие: “Береза - символ России”

Цель: воспитывать бережное, заботливое отношение к деревьям.

ОКТЯБРЬ
1 занятие

Встреча с русской красавицей”
(экскурсия в лес)

Цель: определить с детьми, какое дерево в народе называют русской красавицей? Почему? Представление детей о дереве как о представителе живого в мире природы, внешнем строении, жизненных функциях (питание, дыхание, рост, размножение)

Лексика: “Зарделись”, “пурпур”, прелая листва, пряная трава.

Оборудование: видоискатели, бинокли, корзинки, перчатки для сбора мусора.

Предварительная работа: чтение стихов об осени, слушанье Вивальди альбом “Времена года” - концерт “Осень”

Структура и методические приёмы:

• Фронтальное наблюдение

- Какими стали деревья?

Рассматривание деревьев, кустарников издалека. В тени и на солнце яркость окраски разная. Солнце как будто “зажигает” листву деревьев, краски становятся ярче наряднее. А вот жёлтые клёны, берёзы даже в тени “светятся”, излучают свет.

- Любование красотой.

- Художественное слово: “Осень”

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник, и зарделись клёны
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень:
Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!

3. Федоровская

- Закройте глаза, послушайте осенние звуки.

- Какие звуки услышали?

- Какие запахи почувствовали? (Прелой листвы, грибов, дыма, запах пряной травы).

Поисковые задания:

• Найдите деревья, у которых листья и жёлтого и красного цвета.
• Найдите самое жёлтое дерево.
• Почему так говорят: “Осень берёзе листочки позолотила, а осине - покрасила”?
• Выбрать самую нарядную берёзу.
• Выстроить ряд из берёзовых листьев от светлого до тёмного.

ОКТЯБРЬ
2 занятие

Почему берёзы белые?”
(Экскурсия в лес)

Цель: представление о своеобразии и неповторимости конкретного живого существа, необходимости бережного и заботливого отношения к природе.

Лексика: чёрточки - чечевички, бетулин, береста.

Оборудование: лупы, лопатки, корзинки, перчатки.

Предварительная работа: чтение стихотворений о берёзе.

Структура и методические приёмы:

• Игровая ситуация - найти среди деревьев белоствольную красавицу.

- Почему берёзу так назвали?

• Речевое упражнение: “Как ещё можно назвать берёзу?”

- Нанижем берёзке бусы из красивых слов, у кого получатся самые длинные бусы.

• Чтение стихотворения Е. Трутневой:

Стало вдруг светлее вдвое.
Двор, как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У берёзы на плечах.

Поисковые задания:

• Все ли берёзы одинаковы?
• Выбрать самую нарядную берёзу.
• Подойти потрогать ствол, что стало с руками?
• Рассмотреть ствол берёзы через лупу. Что видите? Что это за чёрточки на стволе? (Черточки - чечевички)
• Чем берёза дышит зимой?
• Какие ветки у берёзы?

Труд:

• Укрыть корни дерева опавшей листвой. Для чего?
• Снять с погибшего дерева бересту.

Последующая работа:

• Составление тематического словарика о берёзе.
• Коллаж из бересты.

НОЯБРЬ
1 занятие

Без билета по белу свету”

Цель: конкретизировать знания детей о разных способах распространения семян, о взаимодействии растений и животных, растений и неживой природы, вызвать познавательный интерес.

Лексика: распространение, саморазбрасывание, летуны.

Оборудование: коллекция плодов и семян: клён, одуванчик, череда, репейник, горох. Лупы, видеофильм “Путешествие жизни”

Структура и методические приёмы:

• Просмотр фильма “Путешествие жизни”

- Зачем семенам надо “бродяжничать” по белу свету?

• Рассматривание коллекции семян и плодов.

- Где здесь плоды и где семена?

Исследовательская деятельность:

- найти семена, относящиеся к летунам;
- эксперимент “Как ветер помогает им летать?”
- кто помогает распространять семена берёзы?

Сравнить семена с самолётом (птицей, бабочкой, вертолётом)

• Проблемная задача: “Где больше растёт травы, у забора или у дорожки; почему?”

• Д/И “Без билета по белу свету” (используя иллюстрации плодов и семян и знаки-символы)

Последующая работа:

• Составить коллекцию плодов и семян, распространяющихся только с помощью ветра.
• Найти лист, который упал сегодня, вчера, давно. Что произошло с листьями, которые упали давно?
• Сделать гирлянду из жёлтых листьев.
• Речевое упражнение “Скажи красивые слова об осенних берёзах”
• Речевое упражнение “На что похоже?”
• Игра “С какой ветки детка?”
• Собрать листья для засушивания.
• Природоохранный труд: уборка территории от мусора.

Послеэкскурсионная работа:

• Сравнение картин “Золотая осень” И. И. Левитана, В. Д. Поленова, И. С. Остроухова.
• Нарисовать картину, увиденную в видоискателе.
• Изготовление коллажа “Золотая осень”, используя осенние берёзовые листья.
• Разучивание стихотворение И. Бунина:

Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют
То там, то здесь в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца.

ДЕКАБРЬ
1 занятие

Снятся ли березе сны?”
(экскурсия в лес)

Цель: Дать обобщенное представление о признаках сезона, о состоянии неживой природы; о системе приспособительных особенностей растения к сезонным изменениям основных факторов среды.

Лексика: опробковевшие клетки, береста.

Предварительная работа: Слушанье Вивальди альбом “Времена года”, концерт “Зима”.

Структура и методические приемы:

• Чтение стихотворения Ю.Орлова

Все вокруг белым - бело,
Словно в дивной сказке:
Снегу столько намело –
Полезай в салазки.
Береги лишь только нос
От беды понятной.
Нынче царствует Мороз –
Тот, что самый знатный.

• Фронтальное наблюдение “Как Мороз Иванович изменил лес”
• Погружение в краски и звуки зимнего леса.
• Любование свежей порошей. Каким стал лес после снегопада?
• Почему глазами больно смотреть на снег? (Он блестит)
• Найди через видоискатель самую красивую березку.
• Чтение стихотворения С.Есенина “Береза”

Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом точно серебром,
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

  • Речевое упражнение: Скажи красивые слова о заснеженном лесе.

Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко непробудно.

  • Логическая задача: Снятся ли березе сны? Если снятся, то о чем? (фантазирование)

Исследовательские задания:

• Послушать, как скрипит снег под ногами.
• Найдите листья, семена с березы.
• Триз “В лесу много снега - хорошо или плохо?”
• Логическая задача: “Чем дышит береза зимой? (Черточками - чечевичками)

Труд: Укрыть березу снегом. Для чего?

Послеэскурсионная работа:

• Логическая задача “Холодно ли березке зимой?”

“Береста - защитный покров дерева. Она состоит из множества мертвых пустых клеток, крепко склеенных друг с другом специальным веществом. Оболочки клеток подверглись процессу опробковения. Благодаря этому, береста как пробка непроницаема для воды и газов. Береста несколько напоминает тонкую книжку со многими слипшимися страницами. Каждая такая страница состоит из множества опробковевших клеток и вырастает в течение одного года. Самые старые слои бересты находятся на поверхности ствола, самые молодые в глубине.

• В сильный мороз, какое дерево быстрее замерзнет - старое или молодое?
• Составление книги детских рисунков “Береза зимой”

ДЕКАБРЬ
2 занятие

Домашний доктор”

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.

Лексика: гриб чага, сокодвижение, фармакология.

Предварительная работа: “Домашний доктор” - знакомство детей с комнатными лекарственными растениями.

Структура и методические приемы:

• Рассказы-загадки о растениях.
• Беседа с детьми о пользе лекарственных растений.
• Береза может быть лекарственным деревом?

В березовых листьях содержится витамин С. В них содержится антибиотические вещества с сильным бактерицидным действием. Почки и листья березы настаивают и применяют при разных болезнях. Березовый деготь применяют наружно. Он входит в состав многих мазей. Березовый уголь пьют при отравлениях.

Березовый гриб - чага считается лекарством от желудочно-кишечных заболеваний, для улучшения аппетита и сна ...

• Рассматривание березовых листьев, почек и чаги с точки зрения лекарственных свойств.
• Логическая задача: Когда нужно заготавливать листья и почки: летом, осенью, зимой или весной?

Листовые березовые почки заготавливают ранней весной во время сокодвижения при начале их набухания, но до распускания и расхождения чешуи, допускается и более ранняя заготовка (с февраля). Срезают ветки на лесосеках для заготовки метел и попутно с них снимают почки. Ветки с почками сушат продолжительное время на холоде, так как в тепле почки распускаются. После сушки почки обдергивают или околачивают с ветвей и очищают от сережек. Листья березы собирают в мае, во время цветения, когда они усажены эфирномасличными железками, душисты и клейки.

• Сочинение мини-сказки “Береза - домашний доктор”
• Составление алгоритма “Береза в жизни человека”
• Придумывание природоохранных знаков “Сохраним русскую красавицу”
• Задание на дом: Сбор экспонатов для передвижной выставки “Береза в фармакологии”.

Последующая работа:

• Открытие выставки “Береза в фармакологии”
• Заучивание стихотворения Ф.Тютчева

Смотри как листьем молодым
Стоят, обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым.

ЯНВАРЬ
1 занятие

Может ли дерево быть карликом?”

Цель: Формировать обобщенное представление о системе потребности растений (в оптимальной температуре, свете, влаге, месте обитания), об общей зависимости их состояния от соответствия условий среды потребностям.

Лексика: карликовая береза, тундра, восковой налет.

Предварительная работа: Чтение “О том, как береза и ива остались верны родному дому”

Структура и методические приемы:

• Логическая задача “Может ли береза быть карликом?”
• В какой климатической зоне может расти карликовое дерево?
• Что им это дает - имея малые размеры частей?
• Практическое задание: “Составить опорные схемы тундры” (отобразить осадки, долготу дня и ночи, визуальную величину солнца, температуру воздуха, продолжительность зимы и лета)
• Логическая задача: Как должны выглядеть растения, “живущие” в тундре?
• Рассматривание гербария “Карликовой березы”

Корни находятся в верхнем слое почвы, т.к. ниже вечная мерзлота, дерево низкорослое, ветки стелются по земле, чтобы укрыться снегом, листья маленькие с восковым налетом, чтобы уменьшить испарение.

• Речевое упражнение: Как можно ласково назвать карликовую березу?
• Чтение стихотворения И.Бунина “Северная береза”

Над озером, над заводью лесной
Нарядная зеленая березка
“О девушки! Как холодно весной:
Я вся дрожу от ветра и мороза!”
То дождь, то град, то снег, как белый пух,
То солнце блеск, лазурь и водопады.
“О девушки! Как весел лес!
Как радостны весенние наряды!”
Опять нахмурилась, опять
Мелькает снег и бор гудит сурово ...
“Я вся дрожу! Но только б не измять
Зеленых лент! Ведь солнце будет снова”

Поисковые задания:

• Сравнение карликовой и бородавчатой березы.

- Какие части есть у карликовой березы?

- Какие у березы?

- Главное отличие карликовой березы от березы? (Карликовая береза – как куст, береза - дерево)

- Отдельно сравнить корни, ветки, листья (показать зависимость растения от среды обитания)

• Логическая задача: Что произойдет с нашей бородавчатой березой, если она окажется в тундре?

Последующая работа: Рисование гуашью “Карликовая береза”

ФЕВРАЛЬ
2 занятие

Береза - символ России”

Цель: Сохранить и передать детям культурное наследие предков. Дать знания о символе славянского культа России - березе. Познакомить детей с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с березой. Приобщать детей к русской народной культуре, воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности.

Лексика: береста, туесок, лыко, берестянки, “личико”, “пятка”, “плетень”. Предварительная работа: хоровод вокруг березки.

Структура и методические приемы:

• Звучит музыка Е.Дрейзин, старинный вальс “Березка”

Россия! Край серебряных родников и белых берез ... Через века сохранил русский народ хрустальную душу свою! Откуда все, что есть лучшего в нас? Может, от веры православной, которая осветила и укрепила в нас любовь к Отечеству? Может, от неба лазурного, от полей бескрайних, от снежной вьюги, от белоствольных берез?

Русь моя, люблю твои березы,
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез!

Н.Рубцов.

• Картинная галерея (пейзажи русских художников Саврасова, Куиджи, Левитана, Шишкина, Грабаря, Юона)
• Чтение стихов русских писателей

Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.

Ю.Лермонтов.

Смотри, как листьем молодым
Стоят, обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым ...

Ф.И.Тютчев.

• Речевое упражнение: Назови ласково.

Вопросы и поисковые задания:

Береста или берёста - наружная часть коры березы. Она была излюбленным материалом для изготовления бытовых изделий. Береста - материал прочный, обладающий редкими достоинствами: непромокаемый, не поддающийся гниению, способный длительное время сохранять вкусовые качества продукта. Лучшей берестой обладают березы, растущие в умеренно - влажных и умеренно-тенистых лесах, не старше пятнадцати лет (диаметром 50-75 см), заготовка сырья производилась весной (конец мая - начало июня, три-четыре недели), когда деревья были в полном соку. Как говорят мастера “береста линяет”, то есть свободно отделяется от древесины. Деревья при этом не портятся, продолжают расти. Сырье сушили в тени, разглаживали под прессом, хранили в помещениях, защищенных от ветра, солнца и сырости.

- Какого цвета береста?

- Почему она пачкает? (Бетулин)

- Для чего нужны черточки-чечевички? (Дерево через них дышит)

• Открытие экспозиции изделий из бересты и лыка.

Из бересты изготовляли туески, кружки, хлебницы, короба и другие предметы быта. Лыко - внутренняя (лубяная) часть коры березы. Из лыка плели лапти, чемоданы, баулы и другие изделия. В старину прибегали к трем способам плетения: диагональному (косому) - вещи с углами, шахматному (прямому) - вещи цилиндрической формы, узорному.

Лапти из березы назывались берестянки. Русские лапти имели названия: пятерик, шестерик, семерик. Виды лаптей: “закрайка”, “опушник”. Каждая часть лаптя имела свое название: носок - “личико”, пяточная часть - “пятка”, середина лаптя - “плетень”. Русский лапоть начинали заплетать с пятки, работа чаще всего велась в технике диагонального плетения. Богата традициями жизнь русского народа. Обязательным подарком жениха невесте были лапти. Это как бы гарантировало привязанность будущей жены к дому. Если невеста принимала подарок, это означало ее согласие на брак. Подаренные лапти принято было подавать невесте через стол. В день свадьбы она должна была надеть подарок жениха (померить лапти).

• Трудовая деятельность: Изготовление поделок из бересты.
• Чтение пословиц:

Терпение и труд все перетрут.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Труд человека кормит, а лень портит.

• Чтение стихотворения.

Для меня, Россия - белые березы,
Для меня, Россия - утренние росы,
Для меня Россия ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа,
У моей России - длинные косички,
У моей России - светлые реснички,
У моей России - голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь,
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша - это мы с друзьями.
Если дружба велика - будет Родина крепка.

Последующая работа:

• Слушанье музыки Е.Дрейзин старинный вальс “Березка”

• Заучивание стихотворения А.Прокофьева.

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.




















































В своей работе над мини-проектом я использовала определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяли решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей и предполагали презентацию этих результатов, а также применяли совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мини-проект "Белоствольная красавица"

Автор: Иванова Галина Витальевна

Дата: 31.01.2017

Номер свидетельства: 385902


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства