Вид проекта: Открытый (в контакте с семьей), групповой, краткосрочный, информационно – практико - ориентированный.
Проблема: Безопасное поведение детей в окружающем мире: правила безопасного проведения на дороге и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; правила пожарной безопасности в быту, при чрезвычайных ситуациях; правилам поведения в природе и пропаганда здорового образа жизни.
Актуальность: Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье граждан. Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам безопасного поведения.
Цель проекта:
воспитание у воспитанников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.
Задачи проекта:
1.Обеспечить формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков поведения в различных неординарных ситуациях;
- Обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования;
2.Познакомить с ситуациями, угрожающих здоровью;
- Развить информационную культуру воспитанников, родителей по вопросам обеспечения общественной безопасности;
- Развивать умение передавать своё отношение к безопасности в рисунках и аппликации, умение сравнивать и анализировать посредством наблюдений;
- Развивать познавательную активность детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира;
- Развить социальный и эмоциональный интеллект, чувство взаимопомощи в экстремальной ситуации у дошкольников;
3.Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему миру, интерес к правилам дорожного движения.
Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.
Сроки реализации проекта: с 17 ноября – 23 ноября 2018г
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
Постановка цели проекта. Изучение методической литературы, интернет ресурсов – сбор информации. Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта.
Основной:
• Работа с родителями: Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации проекта : «Н-патриотическое воспитание: ОБЖ. Азбука безопасности». Сбор материала вместе с родителями и детьми.
• Работа с детьми: реализация плана работы с детьми.
Заключительный: проведение выставок детских работ, выполненных в процессе реализации проекта.
Цикл занятий, бесед, творческой активности строиться последовательно и включает разнообразные виды деятельности.
Раскрытие темы «ОБЖ. Азбука безопасности», расширение знаний детей о понятии «Безопасность». Для чего нужны знания безопасного поведения детей в окружающем мире: правила безопасного поведения на дороге, пожарной безопасности в быту, при чрезвычайных ситуациях; правилам поведения в природе и пропаганда здорового образа жизни.
Наличие материального оснащения занятий по осуществляемой теме (плакаты, картинки, макеты, видиофайлы по теме и т. д.).
Ожидаемый результат проектной деятельности:
Формирование представлений о способах безопасного поведения в быту, на улице, в природе.
Продукт проекта: Детские работы, выполненные в процессе реализации проекта.
Реализация проекта
Направление развития ребенка
Совместная партнёрская деятельность взрослого и детей
(групповая, подгрупповая)
Социально – коммуникативное развитие
(Исследование объектов живой и не живой природы, экспериментирование*)
Тема: «Береги нос в большой мороз»
Задачи: формировать умение оберегать свой организм в экстремально опасных ситуациях ( во время мороза, гололеда и т.д.), познакомить с правилами безопасности катающихся с ледяных горок, воспитывать заботливое отношение к здоровью близких им людей. Литература: Л.В. Рыжова Методика детского эксперементированиястр157.(ПР, РР)
(Познание предметного мира и социального*)
Тема: «Путешествие в прошлое светофора»
Задачи: познакомить детей с историей светофора, с процессом преобразования этого устройства человеком. Развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира ; активизировать познавательную деятельность. Литература:О.В.Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением стр. 54.(ПР, РР)
Сюжетно-ролевая игра«Спасатели»
Задачи: формироватьумение быстро эвакуироваться с места пожара, развивать внимание, ловкость, умение продвигаться на четвереньках.
Задачи: показать значимость дорожных знаков закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки, познакомить с новыми знаками.
Сюжетно – ролевая игра. «Улица»
Задачи:закрепить правила поведения на улице и в общественном транспорте.(ПР, РР)
Д.И. «Раз, два, три, что может быть опасно – найди».
Задачи: закреплять представления об источниках опасности в доме, развивать сообразительность, быть внимательным.
Коммуникативная игра «ГБДД»
Задачи: закрепить умения детей предвидеть правонарушения, действовать согласно правилам безопасности, развивать межролевые отношения.
Организация ППРС
Центр познания: иллюстрации на тему «ОБЖ. Азбука безопасности», «Дорожные знаки», «Раз, два, три, что может быть опасно – найди»
В игровом центре: Атрибуты для сюжетно ролевой игры: «Спасатели», (каска).«Улица» , «ГБДД»
Куклы, одежда для кукол, машинки разной величины.
Направление развития ребенка
Совместная партнёрская деятельность взрослого и детей
(групповая, подгрупповая)
Познавательное развитие
Беседа на тему «Знай выполняй правила уличного движения»
Задачи: закрепить знания уличного движения.
Д/И «Каких людей в форме ты знаешь: военный, милиционер, охранник, продавец»
Задачи: рассмотреть людей в спецодежде, научиться определять к какой профессии они относятся, как они смогут помочь, если ты потерялся.
Д/и «Осторожно! Бытовая химия!»
Задачи: дать представления об опасном использовании детьми бытовой химии, косметики, и острых предметов; продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения дома; развивать связанную речь, мышление, умение находить выход из сложных ситуаций; воспитывать чувство осторожности.
Задачи:воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Учить заботиться о здоровье. Познакомить схарактерными признаками болезни и профилактикой и способах лечения, о пользе витаминов и их значение для жизни здоровьячеловека. Учить детей не бояться врача, самому уметь оказывать помощь.
Д/и«Красивые, но ядовитые».
Задачи:дать представление об отличии ядовитых растений, об их вреде для здоровья и жизни человека.
Просмотр презентации «Что нужно знать, чтобы не попасть в беду, об опасностях»
Задачи: расширять знания детей . (СКР)
Организация ППРС
Центр познания дидактический материал для математического и сенсорного развития карточки с цифрами, счетные палочки, презентация «Что нужно знать, чтобы не попасть в беду, об опасностях»
Настольные игры :«Осторожно! Бытовая химия!», «01, 02, 03, 04», «Красивые, но ядовитые».
Центр конструирования:
Конструктор «Лего»,строительный материал для обыгрывания построек.
Центр экспериментирования: Иллюстрации атмосферы земли, воздушного шара; веера, камешки, полиэтиленовые пакеты, мел, кусочки резины, резиновые игрушки, пустые стаканчики, ёмкость с водой, соломинка для коктейля, воздушный шарик, пустая бутылка.
Направление развития ребенка
Совместная партнёрская деятельность взрослого и детей
(групповая, подгрупповая)
Речевое развитие
Чтение стихотворения С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое»
Задачи: показать детям, что пожарный – профессия героическая.
Беседа «Понятия «площадь», «бульвар», «проспект»
Задачи: систематизировать знания детей об устройстве улиц города, понятиях,необходимых для ориентировки в городе. Учить детей составлять рассказ с использованием терминов «площадь», «бульвар»,«проспект». Воспитывать патриотические чувства.
Составление рассказа из опыта на тему:«Хороший – плохой огонь»
Задачи:самостоятельное умение составлять последовательный рассказ из личного опыта, продолжать знакомить детей с правилами противопожарной безопасности. Учить видеть противоречия когда огонь – друг, а когда – враг и решать их.
Беседа после прочитанного Задачи: формировать умение детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы, продолжать знакомить с правилами ДД и дорожными знаками.
Заучивание скороговорки Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
Задачи: развивать память, внимание, речь дошкольников. (ХЭР/ СКР)
Дидактическая игра«Какого растения не стало?»(игра с живыми растениями)
Задачи: развивать память, воображение дошкольников, систематизировать знания детей.
Чтение художественной литературыС.Я. Маршак «Кошкин дом»
Совместная партнёрская деятельность взрослого и детей
(групповая, подгрупповая)
Художественно - эстетическое развитие
(Рисование):
Тема: «Поезд в котором мы ездили на дачу (за грибами, в другой город)
Программное содержание: Закреплять умение рисовать поезд , передавая форму и пропорцию вагонов. Продолжать закреплять навыки и умения в рисовании. Развивать пространственные представления, умение продумывать расположение изображения на листе, воображение. Литература Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду стр.38 (П.Р.,С.К.Р.)
(Аппликация):Тема «Как ребята переходили улицу»
Програмное содержание: закреплять знания правил дорожного движения, сигналов светофора, упражнять в умении передавать форму различных видов транспорта, используя прием силуэтного вырезания, фигуру человека. Литература: Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий» стр. 450 (ПР, СКР)
(Лепка):Тема «Открытка для мамы»Программное содержание:формировать умение детей придумывать содержание поздравительной открытки и осуществлять замысел, умение и навыки.(приложение №4)
Музыкальная гостиная: Прослушивание музыки классической «Детский альбом» П.И.Чайковский
Задача: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения.
Рассматривание иллюстраций, «Уроки безопасности: как избежать неприятностей»
Задачи: продолжить знакомство с ЧС и их последствиями, учить правильно поступать при возникновении чрезвычайной ситуации.
Творческая мастерская рисование «Дорожная азбука»
Задачи: Способствовать применению полученных детьми знаний о дорожных знаках в повседневной жизни через разные виды деятельности. Воспитывать культуру поведение и сознанное отношение к своей безопасности на дороге.
Организация ППРС
Центр творчества: Пластилин, доски, стеки для лепки, альбомы, фломастеры, карандаши, трафареты, цветная бумага, природный материал, раскрашивание предложенных рисунков по теме недели.
Центр конструирования: конструкторы, кубики, схемы конструирования различных построек.
Музыкальный центр игры небольшими группами по интересам, аудиозапись «Детский альбом» П.И.Чайковский.
Центр познания: репродукций на тему «Уроки безопасности: как избежать неприятностей»
Направление развития ребенка
Совместная партнёрская деятельность взрослого и детей
(групповая, подгрупповая)
Физическое развитие
Пальчиковая гимнастика «Дом».
Задачи: развивать мелкую моторику рук.
Самомассаж: «Ладошки»
Задачи: укрепление мышц туловища и конечностей, создание хорошего настроения(СКР/РР)
Гимнастика для глаз.
Задачи: снять напряжение с глазных мышц; улучшить кровообращение, обмен веществ в тканях глаз.(комплекс №2) (Л.ЗТарабыкина.;Л.В.Сижухстр 19) ( ПР/СКР/ РР)
Подвижная игра «Летает- не летает»
Задачи: развивать у детей наблюдательность ,совершенствовать двигательные навыки.
Подвижная игра: «Будь внимателен».
Задачи:учиться правильно действовать по команде воспитателя (если зеленый цвет – двигаться, красный – стоять, желтый – шагаем на месте)
Подвижная игра «Догони свою пару»
Задачи: развивать ловкость.
Подвижная игра: «Гори, гори ясно»
Задачи: развивать внимание и ловкость(СКР).(РР)
Подвижная игра: «Поймай мяч»
Задачи: упражнять в умении ловить и передавать мяч.
Подвижная игра: «Великаны и гномы».
Задачи: закреплять основные виды движений: ходьба, бег; воспитывать желание активно участвовать в играх.
В процессе реализации мини-проекта у детей старшего дошкольного возраста были расширены и систематизированы знания по теме: «ОБЖ. Азбука безопасности».
В результате проектной деятельности были созданы условия для познавательной и двигательной деятельности детей в ходе режимных моментов, а также эмоциональной сферы и решения интеллектуальных и личностных задач, адекватных возрасту; у детей пополнились и систематизировались знания и представления о доступном им предметном мире и назначении предметов, о правилах их безопасного использования; они познакомились с опасными ситуациями, угрожающими здоровью через разнообразные формы организации детской деятельности; у детей появилось желание работать сообща, повысилась компетентность родителей в области безопасности детей на дороге; большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.