«МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ РАЗНЫХ НАРОДОВ» доклад к семинару
«МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ РАЗНЫХ НАРОДОВ» доклад к семинару
В центре внимания педагогов нашего сада находится годовая задача по формированию основ поликультурной личности дошкольников: «Формирование социально-коммуникативных и творческих качеств личности детей в процессе ознакомления с культурой разных народов средствами театрализации».
Для того, чтобы ознакомление детей с культурой и традициями разных стран было эффективным, мы поставили перед собой следующие цели:
? Формировать у детей представление о культуре народов, проживающих в Казахстане;
? Учить детей уважать, соблюдать национальные традиции и обычаи народов Казахстана;
? Систематизировать театрализованную деятельность детей;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ РАЗНЫХ НАРОДОВ» доклад к семинару »
Теміртау қаласының білім беру, дене шынықтыру және спорт бөлімі «Теміртау қаласы әкімдігінің №4 «Дельфинчик» балабақшасы» коммуналдық мемлекеттік қазыналық кәсіпорыны
Коммунальное государственное казенное предприятие «Ясли-сад №4 «Дельфинчик» акимата города Темиртау» Отдела образования, физической культуры и спорта города Темиртау
№1 СЕМИНАР
«ӘР ТҮРЛІ ХАЛЫҚТЫН МӘДЕНИЕТІН САХНАЛАНДЫРЫЛҒАН ТҮРДЕ ТАНЫСТЫРА ОТЫРЫП, БАЛАЛАРДЫҢ ШЫҒАРМАШЫЛЫҚ ҚАСИЕТТЕРІН ДАМЫТЫП, ӘЛЕУМЕТТІК ОРТАҒА ҚАЛЫПТАСТЫРУ»
СЕМИНАР№1
«ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КУЛЬТУРОЙ РАЗНЫХ НАРОДОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ»
БАЯНДАМА ТАҚЫРЫБЫ:
«БАЛАЛАРҒА ӘР ХАЛЫҚТЫҢ МӘДИНИЕТІ МЕН САЛТ-ДӘСТҮРІН ТАНЫСТЫРУ ӘДІСІ»
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ РАЗНЫХ НАРОДОВ»
Дайындаған: Кубеева Р.Ж.,
№8 топ. тәрбиешісі
Подготовила: Кубеева Р.Ж.,
воспитатель гр.№8
Темиртау 2013-2014
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э. К. Суслова
В центре внимания педагогов нашего сада находится годовая задача по формированию основ поликультурной личности дошкольников: «Формирование социально-коммуникативных и творческих качеств личности детей в процессе ознакомления с культурой разных народов средствами театрализации».
Для того, чтобы ознакомление детей с культурой и традициями разных стран было эффективным, мы поставили перед собой следующие цели:
Формировать у детей представление о культуре народов, проживающих в Казахстане;
Учить детей уважать, соблюдать национальные традиции и обычаи народов Казахстана;
Систематизировать театрализованную деятельность детей;
Компонентами педагогического образования в условиях поликультурного общества должны стать:
знание основных понятий поликультурного образования и воспитания.
умение донести до детей знания, отражающие культурное многообразие страны, этнической группы.
умение организовать театрализованную деятельность, как диалог разных культур.
Поликультурное воспитание базируется на поликультурном образовании, которое включает в себя знания о следующих элементах культуры народов:
основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;
одежда (национальный костюм), украшения;
национальные кушанья;
транспортные средства;
орудия труда;
народные обычаи, обряды, праздники;
язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка);
искусство (песни, танцы, музыкальные инструменты, произведения художественного и декоративно – прикладного творчества, литература);
общечеловеческие нравственные качества;
правила общения между людьми.
Опираясь на ГОСО РК и адаптированной к нему Программой «Зерек бала» (Астана 2009), и учитывая, возрастные и физиологические особенности детей мы планируем:
Приобщать детей к прошлому и настоящему своей культуры, к явлениям других культур;
Развивать представления о людях разных национальностей и народностей;
Воспитывать у ребенка уважение к другим народам, населяющим Казахстан; воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к людям другой национальности, содействовать овладению детьми элементарной этикой межнациональных отношений;
Формировать представления о том, что люди на земле могут жить в мире и дружбе.
Ведущие средства поликультурного образования предоставляются разными видами культуры и искусства. Наиболее доступными из них для дошкольников являются:
народная игровая культура;
устное народное творчество разных видов;
декоративно - прикладное искусство;
поликультурное пространство музея и других культурных учреждений.
В нашем детском саду воспитываются дети разных национальностей, поэтому научить детей понимать и принимать друг друга становится главной задачей, которую нам приходится решать постоянно. Поэтому одним из приоритетных направлений работы нашего сада добиться ожидаемых результатов:
Создание предметно-развивающей среды для ознакомления детей с культурно-историческими ценностями, традициями и обычаями народов разных национальностей;
Усвоение детьми эстетические норм и ценностей своего и других народов, проявление эмпатии и толерантности;
Передача образа национальных героев в театрализованной деятельности.
Наш опыт работы в детском саду по ознакомлению детей с культурой и традициями разных народов является результатом наблюдений, практических наработок, в основе которых лежат подходы к развитию ребенка как личности, его социализации. Нас привлекает разнообразие культуры разных народов. Изучая традиции и обычаи разных народов, мы стараемся всегда сохранить их и в доступной форме передать детям свои знания, делиться профессиональным опытом с коллегами.
Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, поэтому при ознакомлении детей с культурой народов мира мы считаем, что необходимо использовать художественную литературу, иллюстрации, кукол в разных национальных костюмах, а лучше создавать различные воображаемые ситуации в театрализации.
Мы рассматриваем ознакомление детей с культурой и традициями разных народов как часть учебно-воспитательной работы с детьми. Для этого используем разнообразные средства, позволяющие включить ребенка в разные виды деятельности:
дидактические и настольные игры, игры - драматизации;
беседы (устанавливать и объяснять причинные связи и зависимости: наличие людей с разным цветом кожи, почему важно изучать разные языки, почему полезно знакомиться с обычаями и традициями других народов, почему человек любит свою родину);
на занятиях по физической культуре с инструктором знакомим детей с подвижными играми разных народов;
через театрализованную и музыкальную деятельность приобщаем детей к культуре разных народов: знакомим с литературными произведениями (также с авторами произведений), знакомим с музыкальными произведениями (также с композиторами произведений), рассказываем и показываем разные виды театра, дети активно участвуют в показе сказок, сценок, спектаклей, инсценировок.
Свою работу по ознакомлению детей с культурой и традициями разных народов мы начали проводить через ознакомление с художественной литературой. У каждого народа свои сказки, рассказы стихи, пословицы и поговорки. Мы считаем, что все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Выбор материала для изучения национальностей иногда носит случайный характер, часто детей знакомим с отдаленными странами, игнорируя более близкий и понятный материал. Большое внимание уделяем ознакомлению детей с народами, проживающими на территории Казахстана или по соседству. Проживающие у нас народы должны представать перед детьми не только как народы-братья, а как, например, создатели и творцы искусства. С русскими и украинцами дети знакомятся через сказки, фольклор, песни; греками - легенды и мифы; с турками - рассматривая их предметы декоративно-прикладного искусства, с немцами - читая и слушая известные на весь мир сказки. И так можно сказать о каждом народе.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром мы продолжаем знакомить детей с родной страной - Казахстан, с символами государства: гербом, флагом, гимном; столицей - Астаной; городами Республики Казахстан; традиционным казахским национальным костюмом; дастарханом; народными праздниками; фольклором; промыслами казахского народа. На занятии по рисованию, дети передают в рисунках орнаменты казахского народа (кость, топорик, костыль, бараний рог)
На игровой площадке, на занятиях физкультуры и музыки мы предлагали детям разучить и поиграть в народные игры разных народов: «Белая кость» (казахская), «Коршун», (русская), «Лови за хвост» (украинская), «Чай-чай» (узбекская), «Пастух и козы» (киргизская), «Зайка, где был?» (белорусская), «Продаем цветы» (татарская), «Олени» (французская) и др. Эти игры вызывают наибольший интерес у детей, ведь в них требуется не только исполнять движения, но и проговаривать интересный и необычный по звучанию текст. Участвуя в играх, дети подражают взрослым, учатся жизни, совершенствуются, взаимодействуют друг с другом.
Играя в дидактические игры познавательного характера, дети закрепляют полученные знания и умения: «Какого народа костюм?», «Отгадай, как зовут?», «Кому, что нужно для работы?», «Чье национальное блюдо?».
Также, я познакомила детей с моей родиной - Республикой Узбекистан, городом Учкудук, национальной культурой узбеков. Знакомив с Узбекистаном, я дала детям представления об узбеках, познакомила со столицей – городом Ташкентом, национальным костюмом. Рассказала о жилище, национальном кушанье, о традициях, обычаях этого народа, чем занимаются узбеки и что производят в своей стране. Для успешного закрепления материала я предлагала детям задание: из пластилина изготавливали тюбетейки, украшали их орнаментом.
Очень интересной и совместной формой работы (родителей с детьми и работниками детского сада) была постановка спектакля по мотивам узбекской народной сказки «Хвастливый заяц», который мы представили на конкурс «Театрализованные представления народных сказок». Спектакль в исполнении «артистов» нашей группы способствовал раскрытию творческого потенциала детей, эмоционально обогатил исполнителей и зрителей спектакля. Это форма работы потребовала большой подготовки: специальная драматизация с учётом возрастных индивидуальных особенностей детей, подбор музыки национального колорита, репетиции, изготовление костюмов и декораций, выпуск афишы и театральных программок для родителей.
Большую роль в ознакомлении детей с культурой и традициями разных народов сыграло то, что педагогами всех возрастных групп нашего детского сада были разработаны перспективные планы вариативного компонента «Дружба разных народов». В данном плане большое внимание уделяется использованию сказок разных народов, разнообразных видов деятельности (игра, театрализация, этюды, упражнения, творческие задания и др.), необходимых для глубокого и разносторонненого усвоения материала.
Таким образом, мы считаем, что необходимо продолжать знакомить детей с культурой и традициями разных народов мира. Это способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, воображение, образное мышление. Формирует у детей уважительное и доброжелательное отношение, способность к сотрудничеству, толерантные отношения к представителям разных национальностей и народностей.
Теміртау қаласының білім беру, дене шынықтыру және спорт бөлімі «Теміртау қаласы әкімдігінің №4 «Дельфинчик» балабақшасы» коммуналдық мемлекеттік қазыналық кәсіпорыны
Коммунальное государственное казенное предприятие «Ясли-сад №4 «Дельфинчик» акимата города Темиртау» Отдела образования, физической культуры и спорта города Темиртау
№1 СЕМИНАР
«ӘР ТҮРЛІ ХАЛЫҚТЫН МӘДЕНИЕТІН САХНАЛАНДЫРЫЛҒАН ТҮРДЕ ТАНЫСТЫРА ОТЫРЫП, БАЛАЛАРДЫҢ ШЫҒАРМАШЫЛЫҚ ҚАСИЕТТЕРІН ДАМЫТЫП, ӘЛЕУМЕТТІК ОРТАҒА ҚАЛЫПТАСТЫРУ»
СЕМИНАР№1
«ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КУЛЬТУРОЙ РАЗНЫХ НАРОДОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ»
БАЯНДАМА ТАҚЫРЫБЫ:
«БАЛАЛАРҒА ӘР ХАЛЫҚТЫҢ МӘДИНИЕТІ МЕН САЛТ-ДӘСТҮРІН ТАНЫСТЫРУ ӘДІСІ»
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ РАЗНЫХ НАРОДОВ»