Методическое пособие: «Обучение вязанию крючком детей старшего дошкольного возраста»
Методическое пособие: «Обучение вязанию крючком детей старшего дошкольного возраста»
Вязание крючком – это старинный вид рукоделия, несложный и очень увлекательный. Вязание - это творчество и отдых. Красиво связанное изделие всегда приносит радость тому, кто его выполнил, и тому, для кого это изделие связано. Главное в рукоделии – это терпение, аккуратность и любовь к труду.
Обучение этому способу вязания обычно не вызывает затруднения у детей 5-7 лет. Вязание развивает мускулатуру пальцев, делает более динамичными кисти рук и пальцы. Вначале дети учатся правильно выполнять начальную петлю, держать в руках крючок, делать круговые движения кистями. Далее они осваивают вязание воздушной цепочки, столбиков без накида и столбиков с накидом. Эти основные виды вязки позволяют вязать простые и сложные узоры, состоящие из определенного количества петель цепочки, простых столбиков и столбиков с накидом. Вязать можно по образцу или графической схеме, где каждому приему вязки соответствуют условные знаки.
Чтобы научиться хорошо вязать крючком, необходимо поупражняться в вывязывании цепочки, имеющей одинаковые по форме воздушные петли.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие: «Обучение вязанию крючком детей старшего дошкольного возраста» »
КГКП ясли-сад №15 «Бобек» Центр эстетического развития
Методическое пособие:
«Обучение вязанию крючком
детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Бошман Галина Алексеевна
г.Экибастуз
Пояснительная записка
Вязание крючком – это старинный вид рукоделия, несложный и очень увлекательный. Вязание - это творчество и отдых. Красиво связанное изделие всегда приносит радость тому, кто его выполнил, и тому, для кого это изделие связано. Главное в рукоделии – это терпение, аккуратность и любовь к труду.
Обучение этому способу вязания обычно не вызывает затруднения у детей 5-7 лет. Вязание развивает мускулатуру пальцев, делает более динамичными кисти рук и пальцы. Вначале дети учатся правильно выполнять начальную петлю, держать в руках крючок, делать круговые движения кистями. Далее они осваивают вязание воздушной цепочки, столбиков без накида и столбиков с накидом. Эти основные виды вязки позволяют вязать простые и сложные узоры, состоящие из определенного количества петель цепочки, простых столбиков и столбиков с накидом. Вязать можно по образцу или графической схеме, где каждому приему вязки соответствуют условные знаки.
Чтобы научиться хорошо вязать крючком, необходимо поупражняться в вывязывании цепочки, имеющей одинаковые по форме воздушные петли.
К выразительным средствам вязания как вида искусства относятся эстетические свойства материала, цвет, гармония, ритм, композиция, симметрия линий и цветовых пятен узора.
Художественно - познавательный компонент этого вида рукоделия способствует постижению детьми художественной стороны искусства вязания и зарождению у них интереса к данному виду рукоделия. В результате освоения содержательного и художественного компонентов вязания дошкольники осознают ценности данного вида искусства: каждая связанная вручную вещь уникальна. Вязание крючком позволяет выразить свою индивидуальность, подарить тепло и любовь родным людям, приучает к сосредоточенности, тщательности выполнения начатого дела. Обучение данному виду искусства помогает ребенку проявить самостоятельность в выборе средств выразительности, приобрести опыт индивидуальной творческой деятельности, самоконтроля, самоанализа и самооценки качества готовых поделок.
Технический компонент данного вида рукоделия предоставляет детям возможность освоить технику вязания простых изделий цепочкой из воздушных петель, столбиками без накида, столбиками с накидом, вязания по кругу. Дети учатся понимать схематичное изображение узора. Приобретя ручную умелость, они могут самостоятельно выбирать тему изделия, цвет, способы, технику выполнения и, следовательно, повышать уровень творчества в рамках художественной деятельности. Дошкольники учатся самостоятельно или под руководством педагога проектировать совместную деятельность по созданию вязаных изделий, выстраивать партнерские взаимоотношения, развивают социокультурный творческий опыт. Это способствует расширению кругозора, формированию у детей эстетического и художественного вкуса. В процессе изготовления вязаных поделок, развивается мелкая моторика. Все это во многом играет определяющую роль в процессе подготовки к обучению в школе.
Цель: Формирование ручной умелости в процессе освоения приемов
вязания крючком
Задачи:
Учить детей ручному вязанию с помощью крючка.
Создать интерес к данному виду рукоделия.
Учить понимать значимость рукоделия как вида искусства.
Учить проявлять самостоятельность в выборе средств выразительности.
Учить самоанализу и самооценке качества готовых изделий.
Учить работать сосредоточенно, тщательно выполнять начатое дело.
Формировать уважительное отношение к труду через знакомство с пословицами.
Учебный план:
Группа
Количество часов в неделю
Всего учебных часов
Длительность занятия
Старшая группа
2
64
25 мин.
Подготовительная группа
2
64
25-30 мин.
Занятия кружка проводятся во вторую половину дня
Количество детей: 10-12
В течение учебного года дети могут начать посещать кружок с любого месяца. Поэтому, обучение вновь прибывшего ребенка начнется с первой темы.
Примерная структура занятия:
Базовое содержание образования
в старшей группе
Технические навыки:
Правильно держать крючок.
Делать первую петлю
Вязать воздушные петли
Вязать столбик без накида
Вязать столбик с накидом.
Вязать по прямой
Вязать по кругу.
Вязание поделок:
Панно «Цыпленок и утенок»
Шарф для куклы
Шапочка для куклы
Заколка для волос
Панно «Цыпленок с воздушными шарами»
Божья коровка
Панно «Лето» (бабочки, цветы, облака)
Знакомство с пословицами о труде
Знакомить с пословицами о труде
Понимать смысл пословиц
Называть пословицы о труде
Обязательный уровень
Уметь правильно держать крючок.
Уметь делать первую петлю
Вязать воздушные петли
Вязать столбик без накида
Вязать столбик с накидом.
Вязать по прямой
Вязать по кругу
Понимать схему узора
Знать 3-4 пословицы о труде.
Возможный уровень
Проявлять самостоятельность в выборе средств выразительности.
Самостоятельно выбирать тему работы
Давать самооценку качеству готовых изделий.
Знать 5-7 пословиц о труде
Объяснять смысл пословиц
Базовое содержание образования
в подготовительной группе
Технические навыки:
Правильно держать крючок.
Делать первую петлю
Вязать воздушные петли
Вязать столбик без накида
Вязать столбик с накидом.
Вязать по прямой
Вязать по кругу.
Вязание поделок:
Панно «На лесной полянке»
Мухомор
Лягушка
Крошка-осьминожка
Снежинка
Прихватка
Кошелек
Чехол для телефона
Шаль для куклы
Сумочка
Летняя кофточка для куклы
Юбочка для куклы.
Знакомство с пословицами о труде
Знакомить с пословицами о труде
Понимать смысл пословиц
Называть пословицы о труде
Обязательный уровень
Уметь правильно держать крючок.
Уметь делать первую петлю
Вязать воздушные петли
Вязать столбик без накида
Вязать столбик с накидом.
Вязать по прямой
Вязать по кругу.
-14
Вязать узор по схеме
Знать 5-7 пословиц о труде.
Возможный уровень
Проявлять самостоятельность в выборе средств выразительности.
Самостоятельно выбирать тему работы
Проявлять творчество в изготовлении поделок
Давать самооценку качеству готовых изделий.
Знать 8-10 пословиц о труде
Объяснять смысл пословиц
-15-
Заключение.
Как показывает опыт, дети с большим желанием, заинтересованностью и любовью занимаются в кружках, связанных с рукодельным искусством. При правильной организации кружковой работы дети проявляют не только старательность, тщательность, аккуратность в работе, но и много выдумки, фантазии, творчества, активности. Все это, в свою очередь, важно не только в трудовой практической подготовке детей, но ценно в воспитательном отношении. Не все дети, занимающиеся в детстве вязанием, становятся в будущем вязальщицами. Но очень важно, что уже в дошкольном возрасте они проходят практическую подготовку, знакомятся с различными материалами и инструментами. Удачная детская поделка, которая может быть использована в игре или любой другой деятельности, является одновременно хорошим стимулом для дальнейшего развития творчества. Ребенок, сделавший игрушку, которой он может играть вместе со своими сверстниками, или выполнивший предмет, который используется как украшение или подарок другому человеку, будет преисполнен чувством гордости, зная, что его работа нужна. Игрушка, которую ребенок сделал сам, имеет большую воспитательную ценность. В этом ее можно сравнить с игрушками-конструкторами. Обычные покупные игрушки имеют готовую законченную форму, что ограничивает возможности обращения с ними. Если ребенок способен сделать для себя игрушку, значит, он постоянно развивается, значит, он никогда не будет чувствовать скуки.
Образование первой петли.
Косичка из воздушных петель.
Рис.2.
Введи крючок под рабочую нить, лежащую на указательном пальце левой руки (от себя), слева направо и поверни его вместе с нитью так, чтобы на нем образовалась петля, а под ним – перехлест нити (рис.2,а). Немного растяни петлю и прижми перехлест большим пальцем левой руки к указательному, чтобы удержать петлю и не дать ей затянуться. Снова введи крючок под рабочую нить (от себя) и, захватив её, протяни в образованную петлю (рис.2,б). протянув крючок с нитью через первую петлю, отпусти большой палец с перехлеста – петля затянется, а на крючке появится новая петля. Так повторяй до тех пор, пока не свяжешь цепочку из воздушных петель (рис.2,в) задуманной длины.
Шарф для куклы
Схема:
I I I I I I I I I 0 3
2 0 I I I I I I I I I
I I I I I I I I I I 1
Шапочка для куклы
Набрать цепочку воздушных петель длиной 20-25 см. Соединить в кольцо. Вязать по кругу.
1ряд: столбики без накида
2ряд: *3 воздушные петли, столбик без накида в третью петлю
предыдущего ряда*
3 ряд: *3 воздушные петли, столбик без накида под цепочку воздушных
петель предыдущего ряда*
4ряд: повторять с 3 ряда
Божья коровка
Туловище божьей коровки состоит из двух кругов красного цвета, связанных столбиками без накида. Последний ряд обвязать черными нитками, связать голову и усики. Сложить круги вместе и обвязать их нитками черного цвета. Наполнить туловище ватой. Затем связать пятнышки на спинку и полоску.