kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Методический театр как активная форма повышения квалификации педагогов ДОО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар – практикум для педагогов ДОУ

«Методический театр как активная форма повышения квалификации педагогов ДОУ»

     Изменения в социально-экономической сфере общества вызвали необходимость обновления образовательной системы. Так, кардинально изменился взгляд на дошкольное образование. Предполагается  новое содержание профессионально-педагогической  деятельности, готовность осваивать и внедрять инновации, востребованные современной образовательной ситуацией, повышение мастерства воспитателей  как приоритетное  направление  методической работы, представляющей важное звено в системе повышения квалификации педагогических кадров.

     Порой на организацию мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожна мала. Вероятно, традиционные формы методической работы, в которых главное место отводится докладам и выступлениям, утратили свое значение из-за их недостаточно эффективной обратной связи.  Сегодня необходимо использовать активные формы работы, позволяющие  вовлекать педагогов в деятельность и диалог. Методический театр – активная форма повышения квалификации педагогов. Данная форма работы стимулирует поиск, творческую исследовательскую деятельность воспитателей.

Семинар-практикум. Сказка «Планирование тематической недели».     Действующие лица.  Рассказчик,   Педагог, ФГОС, Педагогический процесс, Тема, Образовательные области (Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие),   Родители, Социальные партнеры.

Материал. Карточки – названия действующих лиц, музыкальное сопровождение (диск с записью звуков природы), пенек, «креативные очки», «клубочек интеграции»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Методический театр как активная форма повышения квалификации педагогов ДОО»»

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

«Воспитание культуры здоровья у дошкольников как одно из направлений здоровьесберегающих технологий».

 

ЦЕЛЬ: Сформировать у педагогов представление о культуре здоровья как одном из направлений здоровьесберегающих технологий и  необходимости становления ее  у дошкольников,  с позиции  созидателя в отношении своего здоровья и  здоровья окружающих.

ПЛАН СЕМИНАРА:

Теоретическая часть:

1. Актуализация проблемы. Основание  модернизации физкультурно-оздоровительной работы.

2.Понятие культуры здоровья. Сущность, функции, цели.

3.Отношение ребенка к своему здоровью на разных возрастных этапах.

4.Условия развития у дошкольника потребности в здоровом образе жизни и формирования культуры здоровья.

Практическая часть:

  1. Работа с родителями по формированию культуры здоровья у детей.

  2. Использование программы «Здравствуй»  с целью формирования культуры здоровья.

  3. Тест-анкета на оценку культуры здоровья воспитателя.

1. Пережив инновационный бум и реформы конца 20 века, которые в значительной степени затрагивали проблемы обеспечения сохранения здоровья детей, система дошкольного образования  в новом веке вступила в новую стадию  его модернизации. Основной задачей дошкольных учреждений на современном этапе развития системы образования является оптимизация оздоровительной деятельности.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно – правовыми  документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ».

Содержание физкультурно-оздоровительной работы, несмотря на значительный период реформирования дошкольного образования, по- прежнему оставляет желать лучшего. Основанием тому служит высокая заболеваемость детей. Достаточно много детей нуждаются в психокоррекции, характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. Количество простудных заболеваний обретает характер стихийного бедствия.

Актуальной задачей физического воспитания,- говорится в Концепции, является поиск эффективных средств совершенствования  развития двигательной сферы детей дошкольного возраста. А поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения  не могут быть сведены  только к медицинским или только педагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении.

Основанием модернизации содержания физкультурно-оздоровительной работы  в дошкольном учреждении считаются:

  1. 1. необходимость становления у человека уже  с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;

2. необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации  оздоровительной деятельности и физического воспитания.

Первое утверждение базируется на потребности индивида в здоровье, здоровом образе жизни, а также самооценке им состояния своего здоровья. Проблема заключается в том, что как таковой, потребности в здоровье у ребенка нет. Он верит в его нерушимость. Она есть у родителей, общества. Но у каждого малыша есть огромное желание скорее вырасти, стать сильным, не отличаться от сверстников, а еще лучше хоть в чем-то превосходить их.

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольника предусматривает:

- знание правил личной гигиены и ухода за своим телом;

- знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;

- знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются  в особой защите;

- знание о своем физическом  развитии, уровне физической подготовленности.

В современных системах воспитания и обучения не отводится подобающего места тому, чтобы с детства последовательно учить человека умению оценивать состояние своего здоровья. Ребенка не учат умению  «прислушиваться»   к состоянию своего организма, понимать посылаемые им сигналы тревоги, описывать свое физическое и психическое состояние и уж тем более не учат своевременно предпринимать соответствующие меры. Хорошее знание себя, развитое умение ясно и правильно выразить характер ощущаемых болевых симптомов, жалоб, сопровождающих ухудшение самочувствия, существенно облегчает задачу врача в правильной постановке диагноза.

Хорошее самочувствие человека во многом зависит также от осознания им своей успешности и тех путей, которые могут обеспечить их успешность. В этой связи дети должны уметь отслеживать « свой путь» в плане физического развития, развития физических качеств и физической подготовленности. Это позволяет им создать образ себя будущего. Полюбив этот образ, дети стремятся к его реализации, а достигнув желаемого, ставят перед собой новые цели. Навыки самооценки физического здоровья являются предпосылками приобретения детьми дошкольного возраста  навыков самооценки своего психического состояния в старшем возрасте. Это необходимо ему для того , чтобы выстраивать здоровую линию поведения во взаимодействии  с социальным окружением.

Комплексный подход в оздоровлении детей осуществляют многие дошкольные учреждения.

Но получается, что всего понемножку, а в целом, как говорил Ю.Ф. Змановский, «мертвому припарки». Проводя с детьми лечебно-оздоровительную работу , детьми попросту манипулируют. Для чего с ними проводят те или иные мероприятия, дети толком сказать не могут.

Таким образом, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на осознанном   отношении ребенка к своему здоровью, которое,  в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности.

2.Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Культура здоровья – это  целостная система личностных качеств (включая ее мировоззрение,  духовность, ценности, знания, умения и способности), ориентирующие личность на здоровый образ жизни и обеспечивающие ее высокий уровень здоровья.

Сущность культуры здоровья:

Культура здоровья   включает в себя культуру духовную, медико-гигиеническую, физическую, которые тесно взаимосвязаны между собой. Зависимость здоровья физического от здоровья духовного предполагалось и в древних учениях, последними достижениями доказаны многие механизмы этой зависимости.

При этом развитие культуры здоровья рассматривается как неотъемлемая часть развития личности. Целями развития культуры здоровья являются:

-осознание ценности здоровья

- формирование мотиваций на повышение уровня здоровья

- овладение необходимыми двигательными навыками и умениями , современными способами оздоровления

-  формирование стиля жизни, обеспечивающее саморазвитие здоровья.

Функции культуры здоровья:

  1. воспитывающая

  2. развивающая

  3. образовательная

  4. диагностическая

  5. коррекционная

  6. регулятивная

  7. деятельностная

  8. преобразующая

  9. творческая.

  10. нормативная

 

Исчезновение или затухание одной из функций ведет к ухудшению здоровья человека духовно-нравственной деградации, невротизации.

3. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором может быть выстроено здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания  ребенком себя как человека и личности. Вначале это отношение проявляется в форме страха, который проявляется у ребенка в связи  с неприятными манипуляциями, которые проделывают  с ним взрослые. Всем известно, что маленькие дети весьма настороженно  и даже негативно относятся к людям в белых халатах. По мере накопления  опыта болезней и связанного с ним опыта получения лечебных процедур чувство страха сменяется чувством тревожного ожидания, а у старших дошкольников оно сменяется любопытством. И, конечно же, отношение ребенка к тому, что связано с его болезнью, сугубо  индивидуально и во многом зависит от отношения к этому явлению его родителей. Они беспокоятся - беспокоится ребенок  и наоборот.

Эксперименты убедительно доказали, что отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его  сознании этого понятия. Поскольку это понятие сложное и многоаспектное, то в младшем дошкольном возрасте дети не в состоянии овладеть им. Дети в этом возрасте понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленького ребенка практически не складывается.

В среднем  дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Они рассказывают, как болели, и у большинства отчетливо проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Что значит чувствовать себя здоровым, и быть здоровым  они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым - значит не болеть. На вопрос, что нужно делать чтобы не болеть, большинство детей отвечает: не простужаться, не есть мороженное, не мочить ноги и т.п. Из этого следует, что дети в этом возрасте начинают осознавать угрозы своему здоровью со стороны внешней среды.

В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию личного опыта отношение к здоровью существенно меняется. Дети по-прежнему соотносят здоровье  с болезнью, но более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действий  ( нельзя есть фрукты грязными) , так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие здоровье с выполнением правил гигиены. Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья .В этом возрасте дети начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья ( там кричали, ругались, и у меня заболела голова).Но в целом отношение к нему у детей старшего дош. возраста остается пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нем, а также не осознании опасностей нездорового поведения человека для сохранения здоровья.

При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физической культурой отношение детей к своему здоровью как величайшей ценности в жизни становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу- становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.

4. Условия развития у дошкольника потребности в здоровом образе жизни и формирования культуры здоровья:

  • Гигиенически организованная социальная среда обитания. (она должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям. Но, требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений)

  • Наличие специальной программы развития у дошкольника потребности в здоровом образе жизни и формирования культуры здоровья. (средства методы, приемы, формы работы направленные на приобретение детьми знаний, умений , привычек ухода за  собой, своим телом, бережного отношения к другим людям.) Например: человек привыкший утром и вечером чистить зубы, чувствует себя не комфортно, если этой возможности нет. Так же и с людьми, привыкшими к утреннему бегу.

Должен быть учтен   лучший опыт семейного воспитания. В дошкольном учреждении в буквальном смысле слова должна быть мода  на здоровье среди родителей, детей и сотрудников.

3.Овладение системой понятий о своем организме, здоровье, здоровом образе жизни. ( знания по ПДД, ОБЖ, ЗОЖ.)

  1. Эти знания частично могут даваться на каждом занятии не зависимо от его вида.

  2. Дети должны сами сформулировать соответствующие выводы.

«»…и сказала кроха –буду делать хорошо и не буду плохо».

 

  1. Должны осваивать практику самомониторинга здоровья.

  2. Содержание занятий должно в полной мере соответствовать практике физкультурно –оздоровительной работы, проводимой в ДОУ.

4. Реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей.

Сущность его заключается в создании взрослым бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей.(тестирование, диагностирование  осознанное ребенком, создание ситуации успеха- все в игровой форме).

Вывод: Таким образом, Формирование культуры здоровья дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целеноправленным развитием его личности в специально созданной гигиенически организованной социальной среде.

На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью.

Важнейшей предпосылкой формирования  у ребенка  позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни.

 

Получено от "/pedagogika-statya/seminar-dlya-vospitatelej-detskogo-sada-na-temu-vospitanie-kultury-zdorovya-u-doshkolnikov-kak-odno-iz-napravlenij-zdorovesberegayushhix-texnolo-2407156.html"


7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Методический театр как активная форма повышения квалификации педагогов ДОО»

Автор: Нестерова Светлана Леонидовна

Дата: 24.03.2016

Номер свидетельства: 309408

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "«Методический театр как активная форма повышения квалификации педагогов ДОО»"
    ["seo_title"] => string(79) "mietodichieskiitieatrkakaktivnaiaformapovyshieniiakvalifikatsiipiedaghoghovdoo1"
    ["file_id"] => string(6) "309409"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458801647"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства