«Методический театр как активная форма повышения квалификации педагогов ДОО»
«Методический театр как активная форма повышения квалификации педагогов ДОО»
Семинар – практикум для педагогов ДОУ
«Методический театр как активная форма повышения квалификации педагогов ДОУ»
Изменения в социально-экономической сфере общества вызвали необходимость обновления образовательной системы. Так, кардинально изменился взгляд на дошкольное образование. Предполагается новое содержание профессионально-педагогической деятельности, готовность осваивать и внедрять инновации, востребованные современной образовательной ситуацией, повышение мастерства воспитателей как приоритетное направление методической работы, представляющей важное звено в системе повышения квалификации педагогических кадров.
Порой на организацию мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожна мала. Вероятно, традиционные формы методической работы, в которых главное место отводится докладам и выступлениям, утратили свое значение из-за их недостаточно эффективной обратной связи. Сегодня необходимо использовать активные формы работы, позволяющие вовлекать педагогов в деятельность и диалог. Методический театр – активная форма повышения квалификации педагогов. Данная форма работы стимулирует поиск, творческую исследовательскую деятельность воспитателей.
Просмотр содержимого документа
««Методический театр как активная форма повышения квалификации педагогов ДОО»»
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
«Воспитание культуры здоровья у дошкольников как одно из направлений здоровьесберегающих технологий».
ЦЕЛЬ: Сформировать у педагогов представление о культуре здоровья как одном из направлений здоровьесберегающих технологий и необходимости становления ее у дошкольников, с позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
ПЛАН СЕМИНАРА:
Теоретическая часть:
1. Актуализация проблемы. Основание модернизации физкультурно-оздоровительной работы.
2.Понятие культуры здоровья. Сущность, функции, цели.
3.Отношение ребенка к своему здоровью на разных возрастных этапах.
4.Условия развития у дошкольника потребности в здоровом образе жизни и формирования культуры здоровья.
Практическая часть:
Работа с родителями по формированию культуры здоровья у детей.
Использование программы «Здравствуй» с целью формирования культуры здоровья.
Тест-анкета на оценку культуры здоровья воспитателя.
1. Пережив инновационный бум и реформы конца 20 века, которые в значительной степени затрагивали проблемы обеспечения сохранения здоровья детей, система дошкольного образования в новом веке вступила в новую стадию его модернизации. Основной задачей дошкольных учреждений на современном этапе развития системы образования является оптимизация оздоровительной деятельности.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно – правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ».
Содержание физкультурно-оздоровительной работы, несмотря на значительный период реформирования дошкольного образования, по- прежнему оставляет желать лучшего. Основанием тому служит высокая заболеваемость детей. Достаточно много детей нуждаются в психокоррекции, характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. Количество простудных заболеваний обретает характер стихийного бедствия.
Актуальной задачей физического воспитания,- говорится в Концепции, является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста. А поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены только к медицинским или только педагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении.
Основанием модернизации содержания физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении считаются:
1. необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
2. необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.
Первое утверждение базируется на потребности индивида в здоровье, здоровом образе жизни, а также самооценке им состояния своего здоровья. Проблема заключается в том, что как таковой, потребности в здоровье у ребенка нет. Он верит в его нерушимость. Она есть у родителей, общества. Но у каждого малыша есть огромное желание скорее вырасти, стать сильным, не отличаться от сверстников, а еще лучше хоть в чем-то превосходить их.
В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольника предусматривает:
- знание правил личной гигиены и ухода за своим телом;
- знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
- знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
- знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
В современных системах воспитания и обучения не отводится подобающего места тому, чтобы с детства последовательно учить человека умению оценивать состояние своего здоровья. Ребенка не учат умению «прислушиваться» к состоянию своего организма, понимать посылаемые им сигналы тревоги, описывать свое физическое и психическое состояние и уж тем более не учат своевременно предпринимать соответствующие меры. Хорошее знание себя, развитое умение ясно и правильно выразить характер ощущаемых болевых симптомов, жалоб, сопровождающих ухудшение самочувствия, существенно облегчает задачу врача в правильной постановке диагноза.
Хорошее самочувствие человека во многом зависит также от осознания им своей успешности и тех путей, которые могут обеспечить их успешность. В этой связи дети должны уметь отслеживать « свой путь» в плане физического развития, развития физических качеств и физической подготовленности. Это позволяет им создать образ себя будущего. Полюбив этот образ, дети стремятся к его реализации, а достигнув желаемого, ставят перед собой новые цели. Навыки самооценки физического здоровья являются предпосылками приобретения детьми дошкольного возраста навыков самооценки своего психического состояния в старшем возрасте. Это необходимо ему для того , чтобы выстраивать здоровую линию поведения во взаимодействии с социальным окружением.
Комплексный подход в оздоровлении детей осуществляют многие дошкольные учреждения.
Но получается, что всего понемножку, а в целом, как говорил Ю.Ф. Змановский, «мертвому припарки». Проводя с детьми лечебно-оздоровительную работу , детьми попросту манипулируют. Для чего с ними проводят те или иные мероприятия, дети толком сказать не могут.
Таким образом, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на осознанном отношении ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности.
2.Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Культура здоровья – это целостная система личностных качеств (включая ее мировоззрение, духовность, ценности, знания, умения и способности), ориентирующие личность на здоровый образ жизни и обеспечивающие ее высокий уровень здоровья.
Сущность культуры здоровья:
Культура здоровья включает в себя культуру духовную, медико-гигиеническую, физическую, которые тесно взаимосвязаны между собой. Зависимость здоровья физического от здоровья духовного предполагалось и в древних учениях, последними достижениями доказаны многие механизмы этой зависимости.
При этом развитие культуры здоровья рассматривается как неотъемлемая часть развития личности. Целями развития культуры здоровья являются:
-осознание ценности здоровья
- формирование мотиваций на повышение уровня здоровья
- формирование стиля жизни, обеспечивающее саморазвитие здоровья.
Функции культуры здоровья:
воспитывающая
развивающая
образовательная
диагностическая
коррекционная
регулятивная
деятельностная
преобразующая
творческая.
нормативная
Исчезновение или затухание одной из функций ведет к ухудшению здоровья человека духовно-нравственной деградации, невротизации.
3. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором может быть выстроено здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Вначале это отношение проявляется в форме страха, который проявляется у ребенка в связи с неприятными манипуляциями, которые проделывают с ним взрослые. Всем известно, что маленькие дети весьма настороженно и даже негативно относятся к людям в белых халатах. По мере накопления опыта болезней и связанного с ним опыта получения лечебных процедур чувство страха сменяется чувством тревожного ожидания, а у старших дошкольников оно сменяется любопытством. И, конечно же, отношение ребенка к тому, что связано с его болезнью, сугубо индивидуально и во многом зависит от отношения к этому явлению его родителей. Они беспокоятся - беспокоится ребенок и наоборот.
Эксперименты убедительно доказали, что отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Поскольку это понятие сложное и многоаспектное, то в младшем дошкольном возрасте дети не в состоянии овладеть им. Дети в этом возрасте понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленького ребенка практически не складывается.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Они рассказывают, как болели, и у большинства отчетливо проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Что значит чувствовать себя здоровым, и быть здоровым они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым - значит не болеть. На вопрос, что нужно делать чтобы не болеть, большинство детей отвечает: не простужаться, не есть мороженное, не мочить ноги и т.п. Из этого следует, что дети в этом возрасте начинают осознавать угрозы своему здоровью со стороны внешней среды.
В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию личного опыта отношение к здоровью существенно меняется. Дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью, но более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действий ( нельзя есть фрукты грязными) , так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие здоровье с выполнением правил гигиены. Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья .В этом возрасте дети начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья ( там кричали, ругались, и у меня заболела голова).Но в целом отношение к нему у детей старшего дош. возраста остается пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нем, а также не осознании опасностей нездорового поведения человека для сохранения здоровья.
При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физической культурой отношение детей к своему здоровью как величайшей ценности в жизни становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу- становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
4. Условия развития у дошкольника потребности в здоровом образе жизни и формирования культуры здоровья:
Гигиенически организованная социальная среда обитания. (она должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям. Но, требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений)
Наличие специальной программыразвития у дошкольника потребности в здоровом образе жизни и формирования культуры здоровья. (средства методы, приемы, формы работы направленные на приобретение детьми знаний, умений , привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к другим людям.) Например: человек привыкший утром и вечером чистить зубы, чувствует себя не комфортно, если этой возможности нет. Так же и с людьми, привыкшими к утреннему бегу.
Должен быть учтен лучший опыт семейного воспитания. В дошкольном учреждении в буквальном смысле слова должна быть мода на здоровье среди родителей, детей и сотрудников.
3.Овладение системой понятий о своем организме, здоровье, здоровом образе жизни. ( знания по ПДД, ОБЖ, ЗОЖ.)
Эти знания частично могут даваться на каждом занятии не зависимо от его вида.
Дети должны сами сформулировать соответствующие выводы.
«»…и сказала кроха –буду делать хорошо и не буду плохо».
Должны осваивать практику самомониторинга здоровья.
Содержание занятий должно в полной мере соответствовать практике физкультурно –оздоровительной работы, проводимой в ДОУ.
4. Реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей.
Сущность его заключается в создании взрослым бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей.(тестирование, диагностирование осознанное ребенком, создание ситуации успеха- все в игровой форме).
Вывод: Таким образом, Формирование культуры здоровья дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целеноправленным развитием его личности в специально созданной гигиенически организованной социальной среде.
На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью.
Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни.
Получено от "/pedagogika-statya/seminar-dlya-vospitatelej-detskogo-sada-na-temu-vospitanie-kultury-zdorovya-u-doshkolnikov-kak-odno-iz-napravlenij-zdorovesberegayushhix-texnolo-2407156.html"