kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендациипо теме: «Формирование игровой компетентности воспитателя»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе в связи с принятием нового закона об образовании, с введением в действие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) обозначились приоритеты в деятельности дошкольного образования. На сегодняшний день актуальным вопрос о том, как вернуть игру в ДОУ, и как следствие из этого — вопрос о повышении игровой компетенции воспитателя.

 ФГОС поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии переводятся на игровой уровень, в котором дидактический компонент будет находиться в игровой оболочке.

ФГОС помогает найти уникальный баланс между игрой и обучением. Ведь воспитание, обучение и развитие через игру научат ребёнка умению свободно общаться вколлективе сверстников, комфортно проживать в социуме.

  Непринуждённо, но в естественных жизненных ситуациях ребёнок научится читать, считать, овладеет навыками безопасного поведения в быту, получит базис личной культуры.

 В настоящее время лозунги такие как «Учи — играя», «Используй игру и игровые приёмы при обучении малышей» кажутся нам понятными и очевидными. Однако на практике обстоит совсем по-другому, мы, педагоги, зачастую вводим в стандартные занятия детские игрушки, отдельные игровые ситуации, считая, что тем самым используем игру в качестве формы организации занятий. А как таковая игра на сегодняшний день редуцирует из  жизни ребёнка в ДОУ, а само понятие «игра» заменено на «игровые формы обучения». В режиме дня детских образовательных учреждений на свободную игру фактически не остается времени.

Прямым следствием дефицита игры является целый комплекс проблем в развитии современных детей: снижено  или отсутствует произвольное поведение, самосознание, творческое воображение. Ведь именно в игре формируются эти качества, складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей.

Можно наметить ряд следующих условий, способствующих возвращению игры:

  1. Необходимое   условие для появления детской игровой инициативы прежде всего это открытость образовательной программы      
  2. Адекватная предметно-пространственная среда.

Такая среда предполагает гибкость и трансформируемость пространства, возможность использования разных предметов для самостоятельного построения игровой ситуации.

  1. Но, конечно, главным условием формирования игры является позиция взрослого-воспитателя, его игровая компетентность.

Данное понятие   является базовой составляющей квалификации дошкольного педагога.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендациипо теме: «Формирование игровой компетентности воспитателя»»



Методическая рекомендация по теме:


«Формирование игровой компетентности воспитателя»




«Игра – это огромное светлое окно, 
через которое в духовный мир ребенка 
вливается живительный поток представлений, 
понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский


На современном этапе в связи с принятием нового закона об образовании, с введением в действие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) обозначились приоритеты в деятельности дошкольного образования. На сегодняшний день актуальным вопрос о том, как вернуть игру в ДОУ, и как следствие из этого — вопрос о повышении игровой компетенции воспитателя.

ФГОС поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии переводятся на игровой уровень, в котором дидактический компонент будет находиться в игровой оболочке.

ФГОС помогает найти уникальный баланс между игрой и обучением. Ведь воспитание, обучение и развитие через игру научат ребёнка умению свободно общаться вколлективе сверстников, комфортно проживать в социуме.

Непринуждённо, но в естественных жизненных ситуациях ребёнок научится читать, считать, овладеет навыками безопасного поведения в быту, получит базис личной культуры.

В настоящее время лозунги такие как «Учи — играя», «Используй игру и игровые приёмы при обучении малышей» кажутся нам понятными и очевидными. Однако на практике обстоит совсем по-другому, мы, педагоги, зачастую вводим в стандартные занятия детские игрушки, отдельные игровые ситуации, считая, что тем самым используем игру в качестве формы организации занятий. А как таковая игра на сегодняшний день редуцирует из жизни ребёнка в ДОУ, а само понятие «игра» заменено на «игровые формы обучения». В режиме дня детских образовательных учреждений на свободную игру фактически не остается времени.

Прямым следствием дефицита игры является целый комплекс проблем в развитии современных детей: снижено или отсутствует произвольное поведение, самосознание, творческое воображение. Ведь именно в игре формируются эти качества, складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей.

Можно наметить ряд следующих условий, способствующих возвращению игры:

  1. Необходимое условие для появления детской игровой инициативы прежде всего это открытость образовательной программы


  1. Адекватная предметно-пространственная среда.


Такая среда предполагает гибкость и трансформируемость пространства, возможность использования разных предметов для самостоятельного построения игровой ситуации.


  1. Но, конечно, главным условием формирования игры является позиция взрослого-воспитателя, его игровая компетентность.



Данное понятие является базовой составляющей квалификации дошкольного педагога.

Прежде всего, это – креативность и развитое воображение: умение придумать сюжет, по-новому увидеть привычную ситуацию, придать новое значение знакомым предметам, преодолеть сложившиеся стереотипы. Дошкольный педагог сам должен уметь играть и заражать детей своей эмоцией. Для этого нужны специфические личные качества: открытость, артистичность, эмоциональная выразительность и – что особенно важно – серьезное отношение к игровой ситуации. Играющий верит в созданную им ситуацию и живет в ней.

Еще одно важное качество воспитателя, способствующее игре, – тактичность и чуткость. Игрой нельзя управлять директивно, давая указания и контролируя действия детей. Здесь важно быть непосредственным участником действия, удерживая в то же время общий план и замысел. Самый важный и тонкий момент при руководстве игрой – это соблюдение меры собственной активности, понимание того, когда нужно взять на себя ведущую роль, когда подыграть детям, а когда «уйти в сторону» и ограничиться скрытым наблюдением. Поддержка игры предполагает косвенное, не директивное руководство. Здесь недопустимы как авторитарная позиция взрослого, так и его полное устранение от игры детей.

И конечно, для дошкольного педагога важно знание разнообразных игр – фольклорных, народных и современных. Такие игры представляют особый пласт культуры, адресованный детям и несущий в себе серьезный развивающий потенциал. Посредником в передаче этой культуры детям должен выступить, прежде всего, дошкольный педагог.


Перечисленные качества и способности должны стать необходимой составляющей игровой компетенции воспитателя, поскольку они лежат в основе игровой компетентности. Без игровой компетентности педагога невозможна развитая игра детей.


Для того чтобы решить эту проблему на сегодняшний день разработан проект профессионального стандарта педагога, который расширяет границы свободы педагога, одновременно повышает его ответственность за результат своего труда.

Педагог должен уметь планировать деятельность, направленную на развитие ребёнка, а так же использовать специальные подходы в своей работе. Современный воспитатель должен уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребёнка. Уметь так же организовывать ведущие в раннем возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и

игровую.


В работе с детьми раннего возраста педагоги нашего учреждения и я используем программу Г.Г. Григорьевой «Кроха».



Я второй год работаю с детьми раннего возраста и для меня стал актуален вопрос как повысить свою игровую компетентность в условия требований ФГОС. Как сделать так, чтобы дети научились играть?


Я стараюсь повышать свою игровую компетентность разными способами: это и прохождение курсов по повышению квалификации, и чтение педагогической литературы, использую материалы из интернета: смотрю и слушаю видео-лекции Смирновой Елены Олеговны — руководителя центра игры Московского психолого-педагогического университета.


А также в нашем учреждении выстроена эффективная система методической работы с педагогами и специалистами, которая позволяет мне осваивать инновационные формы работы. Это помогло мне разработать календарно-тематическое планирование, а на его основе я разработала перспективное планирование игровой деятельности для своей группы.


ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА МАРТ МЕСЯЦ



время

тематика

Сюжетно-отобразительные игры

Строительные игры

Дидакти-

ческие игры

Театрализо-

ванные игры

Подвижные игры

1-2 недели

Дикие и домашние животные

«Зайцы в гостях у белочек»

«Мишка заболел»

«Едем на машине в лес»

«Кукла в гостях у лисички»

«Накормим котят»

« В гостях у петушка»

«Семья»

«Лесные дорожки»

«Кроватки для медведей»

«Машины для зайчат»

«Стулья для гостей»

«Диванчики для котят»

«Башенки для петушка»

«Стол и стул»



«Найди животного по описанию»

«Сравни медвежат»

«Бусы для друзей»

«Волшебный мешочек»

«Чей малыш»

«Кто лучше похвалит»

«Угадай, чего не стало»

Драматизация

потешки «Сидит белка на тележке»

Обыгрывание «Жил-был зайчик»

Драматизация

сказки «Рукавичка»

Драматизация

сказки

«Заюшкина избушка»

«У медведя во бору»

«Лиса и зайцы»

«Птички и птенчики»

нар. Игра «Стадо»

нар. Игра «Зайка беленький сидит»



3-4 неделя

Зимние забавы

«Кукла завтракает»

«Кукла в гости собирается»

«У Маши день рождения»

«Заболела кукла»

«Приготовим обед»

«В магазине»

«Стол и стул»

«Разные дорожки»

«Башенки большие и маленькие»

«Кроватки»

«Стульчики»

«Скамеечки для зайчат»

«Про что я скажу?» (загадки)

«Кукла собирается на прогулку»

«Подбери по цвету»

«От большого к маленько-

му»

«Найди такого же цвета»

«Вкладыши»

Обыгрывание

потешки «Наша Маша маленька»

Драматизация

сказки «Колобок»

Обыгрывание

потешки

«Котятки и перчатки»

Обыгрывание

потешки

«Кисонька-мурысонька»


нар. Игра «Стадо»

«Попади в цель»

«По ровненькой дорожке»

«Автомобили и воробьи»



В своей работе я стараюсь выстроить игровую деятельность в течение дня так, чтобы в ней решались все образовательные и воспитательные задачи на данный день.

Мне хочется предложить вашему вниманию презентацию одного дня чтобы вы смогли наглядно в этом убедиться.


На представленный мною день согласно перспективного планирования были запланированы следующие задачи по сенсорному развитию и ознакомлению с окружающим:

ЗАДАЧИ : упражнять в различении и названии основных цветов и дать основные знания о работе доктора.

Как было ранее видно из игрового планирования эта неделя посвящена игрушкам и поэтому к нам в гости пришла новая кукла Алёна.

Для неё мы с утра делали зарядку, её учили как правильно мыть руки и вытирать полотенцем.

А после завтрака я не посадила как обычно детей за столы или на стулья а создала условия для различных видов игровой деятельности.

Здесь как вы видите и различные игры по сенсорике и в каждой я решала нужные мне задачи.

А вот сожетно - отобразительная игра где мы продолжали знакомство с работой доктора, ведь заболела кукла Алёна. Ещё одна сожетно - отобразительнаяигра где кукла Алёна в гостях и мы угощаем её разноцветными конфетами — и снова закрепляем цвета. Так я стараюсь проводить каждый наш с детьми день.

Это ново, это интересно, но и не совсем легко, так как нужно умело отслеживать каждого ребёнка в игровой деятельности и с каждым решить поставленные задачи.


Педагог не может заниматься развитием детей, если сам не развивается.

Поэтому мне хочется вам пожелать, дороги коллеги творческих успехов!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методические рекомендациипо теме: «Формирование игровой компетентности воспитателя»

Автор: Боровкова Ирина Александровна

Дата: 20.01.2016

Номер свидетельства: 279520


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства