Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом»
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом»
Идея патриотизма во все времена занимала особое место, но особенно актуальной проблема патриотического воспитания стала сегодня.
Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации, поэтому одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным, региональным культурным наследием и историей страны, края.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом»»
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста
«Быть патриотом» Воспитатель: Богданова Т.Б.
Идея патриотизма во все времена занимала особое место, но особенно актуальной проблема патриотического воспитания стала сегодня. Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации, поэтому одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным, региональным культурным наследием и историей страны, края. О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Невозможно приказом заставить любить Родину. Любовь эту к людям, родному краю, Отчизне надо сформировывать, воспитывать. Проблема заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, (часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю). А ведь именно период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Поэтому целью при разработке методических рекомендаций было: нравственно-патриотическое воспитание детей посредством приобщения к истории и культуре родного края, ознакомление с прошлым и настоящим. Одним из направлений при выстраивании педагогического процесса по воспитанию у старших дошкольников любви к родному краю была работа с педагогами, которая включала в себя: • консультации «Создание развивающей среды в детском саду – важное условие патриотического воспитания», ; • игру - викторину «Историческое и настоящее название улиц и площадей города Кондрово»; • семинар-практикум «Игры и занятия наших дедушек и бабушек»; • аукцион « Формы работы по ознакомлению с родным городом» педагогический совет «Люби и знай свой край родной» (в форме деловой игры, с целью углубления и расширения своих знаний о городе). Важным условием патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с родителями. Все культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваиваются и ребёнком. Поэтому в работе с родителями использовались следующие формы взаимодействия: • помощь в создании макета нашего микрорайона; • создание фотоальбома совместно с родителями «Любимые места города»; • фоторепортаж «Мой город не похож на другие города»; «Мой дом- природа»; • консультации с родителями на тему: «Копилка семейных ценностей», «За что мы любим свой город»; • «Прогулка выходного дня» совместно с родителями к парку Победы (возложение цветов), вАлександровский сад; • участие в конкурсах, выставках «Эти годы военные»; • акция «Чистый город»; • посильная помощь родителей в создании мини-музея в группе; • помощь родителей в поисках материала по краеведению, истории Вятского края; • интервьюирование родителей и детей «Что такое патриотизм?»; • создание семейных проектов «Расскажи нам о Кондрво»; • праздники «Широкая масленица»; • оформление информационного стенда: рубрика «Пошли мне чтения доброго…», «Мир нравственности в высказываниях и афоризмах»; • круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина»; • совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций). Использовались следующие формы и методы работы с детьми: • прослушивание звуков или музыкальных произведений различного характера; • приглашение в путешествие; • создание проблемной ситуации; • фразы педагога: «Я рада встрече с вами»; «Что бы это значило? Попробуем разобраться…»; «Мне не терпится поделиться с вами…»; «Предлагаю вам отправиться в путешествие»; «О чём сегодня вам хотелось бы поговорить?»; • посещение краеведческого музея, памятников; • совместная проектная деятельность; • создание мини – музея «Русская изба»; • ручной труд; • изготовление подарков, сувениров; • «Уроки доброты»; • анализ нравственных качеств; • акция «Чистый город»; • природоохранная деятельность; • развлечения, досуги, праздники, концерты; • игры (дидактические, имитационные, сюжетно-ролевые игры «Мастерская старинных кукол», «В гостях у бабушки Арины»; подвижные, настольно-печатные, игры - сотрудничества); • инсценировки, театрализации; • выставки поделок, экспозиций, рисунков «Памятные места нашего города», «Войне мы скажем – Нет!»; • «Встреча с интересными людьми», «Гость группы».
Тематическое планирование работы по патриотическому воспитанию детей в старшей группы.
«Район, где я живу» Познакомить с районом города, в котором мы живем, с его особенностями и достопримечательностями. Выставка детских рисунков «Что я увидел по дороге в детский сад» Создание фотоальбома совместно с родителями «Любимые места города» Словесная игра «Каким бывает город» «..очень много местечек прелестных...» Познакомить с природными особенностями нашего края. Воспитывать в детях бережное отношение к природе родного края через непосредственное общение с ней. Просмотр мультимедийной презентации «Природа нашего края" Рассказ «Предметы быта и утварь в крестьянском жилище»; Сюжетно- ролевая игра «В гостях у бабушки Арины». Тематическая беседа «Масленица» Развлечение совместно с родителями «Широкая масленица» Народная игра «Игра с платочком». «Этих дней не смолкнет слава» Дать детям знания о том, как народ хранит память о людях, прославивших наш город. Знакомство с героическими боевыми достопримечательностями, памятниками родного города. Беседа «О мужском героизме». Чтение стихотворения Колодкин В.А. «Мне бы в армию». Рассматривание фотографий «Памятники защитникам Отечества». Настольная игра «Где находится памятник» Тематическая выставка « Памятные места нашего города»
Тематическое планирование работы по патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе
Район, где я живу Познакомить с историей возникновения района и его достопримечательностей. Целевая прогулка к трамплину. Дидактическая игра «Прогулка по улицам города» (игровое поле с фишками). Составление макета «Я иду в детский сад» Развивающая игра «Экскурсия». Игра-лото «История родного города» «..очень много местечек прелестных...» Углубить представления детей о богатстве калужской земли Рассматривание иллюстрации реки Шани. Экологическая викторина «Мой край» Инсценировка произведения Р. Агафоновой «Приключения автомобиля» Конкурс чтецов «Как прекрасен этот мир" Выставка книг вятских писателей для детей Быт и традиции Продолжать знакомить детей с жилищем русских людей; расширять знания об устройстве русской избы. Уточнять представления о предметах быта. Пробуждать интерес к русскому костюму. Коллективное изготовление поделки «Русская изба». Посещение Краеведческого музея «Предметы старины» Презентация для детей «Крестьянская одежда" Развлечение «Деревенские посиделки» Создание мини-музея «Русская изба» с помощью родителей. «Этих дней не смолкнет слава» Закрепить знания о том, как горожане чтят память о знаменитых людях, прославивших наш город. Объяснять назначение герба и флага России, символики родного города. Воспитывать чувство гордости за русских воинов Рассматривание и обсуждение с детьми вырезок из газет, содержащих исторические факты и события из окружающей жизни. «Дороги войны» - гость группы: ветеран ВОВ