Методические рекомендации для педагогов, занимающихся музыкальной ритмикой с детьми в возрасте 4-5 лет
Методические рекомендации для педагогов, занимающихся музыкальной ритмикой с детьми в возрасте 4-5 лет
методические рекомендации могут быть использованы педагогами, работающими с дошкольниками, на занятмях танцевальной ритмики. Упражнения, рекомендуемые педагогом-практиком, помогут удовлетворить речевую потребность детей 4-5 лет во время занятий ритмикой, а также избежать сухой подачи материала с помощью игровых приемов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для педагогов, занимающихся музыкальной ритмикой с детьми в возрасте 4-5 лет »
Методические рекомендации для педагогов по музыкальной ритмике для детей 4-5 лет
Танец - это разновидность бессловесной риторики.
(Кэнон Тойнот Арбу)
Большинство детей в дошкольном возрасте непоседливы и импульсивны. Нервная система дошкольника неуравновешенна: его сложно удержать на месте, заострить внимание на чем-либо, а порою совсем невозможно вернуть в нужное русло, если он уже разбаловался. Такая эмоциональная неустойчивость объясняется психофизиологическими особенностями данного возраста.
На уроках музыкальной ритмики бывает сложно добиться нужного результата от группы, т.к. педагогу приходится отвлекаться на капризы, упрямство, проявление агрессии отдельных детей. А иногда просто у ребенка во время занятия появляется желание, во что бы то ни стало, высказаться: рассказать педагогу, чем он занимался в течение дня, где был с родителями на прошлой неделе, что ему купили в прошлом месяце и прочее…. А все потому, что в этом возрасте дети любознательны и словоохотливы. Говорить – это их естественная потребность.
Отдельные упражнения и игры в музыкальной ритмике строятся на проговаривании стихов под музыку или пропевании небольших песенок. Дети с удовольствием выполняют эти упражнения. Но такие разделы как «Развитие опорно-двигательного аппарата», «Партерная гимнастика» и др. нацелены на правильность исполнения движений, поэтому обычно в таких упражнениях не задействован речевой аппарат.
В программе педагога по музыкальной ритмике, когда ритмика является подготовительным звеном к хореографии, упор сделан в основном на развитие танцевальных навыков и умений, мышечной силы, координации. Поэтому чаще всего педагог-хореограф стремиться добиться от детей «железной» дисциплины, которая подразумевает под собой слаженное выполнение движений, и исключает воспроизведение ребенком каких-либо звуков. Но если понаблюдать за ребенком во время игры, мы увидим, что свои действия он сопровождает звуковым рядом.
На своей практике я убедилась, что на уроках ритмики с дошкольниками нужно удовлетворять их речевую потребность, иначе на занятии все равно будет шумно, но в этом случае шум будет уже несанкционированным.
Звуковое оформление упражнений не должно стать самоцелью для педагога, а должно быть призвано разрядить атмосферу занятия, вовлечь ребенка в действие, возбудить живой интерес к происходящему.
Вот некоторые примеры звукового оформления:
Имитация звуков перед исполнением упражнения
«Автомобили» - бег по кругу с выбрасыванием ног вперед.
Исходное положение: дети стоят в кругу лицом в центр, ноги вместе, пальцы сжаты в кулаки, держим воображаемый руль.
Педагог: «Руль направо» - дети поворачивают «руль» вправо со звуком «Вжжж!».
Педагог: «Руль налево» - дети поворачивают «руль» влево, - «Вжжж!».
Педагог: «Посигналим!» - дети кричат «Пиииип!!!!» Давят на воображаемую кнопку на руле.
Далее упражнение - бег по кругу.
«Самолетики» - бег по кругу на полупальцах.
Исходное положение: дети стоят в кругу, руки подняты в стороны
Педагог: «Заводим моторы!»
Дети: делают восемь вращательных движений правой рукой (следить за неподвижностью левой руки), затем восемь – левой рукой. Движение сопровождается звуком «Р-р-р!»
Педагог: «А теперь, полетели!». Дети начинают бег по кругу, руки вытянуты в стороны.
«Хлоп, топ» - Упражнение на ритм
Дети синхронно выполняют движения и проговаривают слова.
«Хлоп, хлоп, хлоп» - тройной хлопок в ладоши;
«Шлеп, шлеп, шлеп» - тройной хлопок по бедрам;
«Топ, топ, топ» - тройной притоп;
«Прыг, прыг, прыг» - тройной прыжок.
Подобным образом можно добавлять короткие «звуковые эффекты» и в танцевальные этюды. Например, ритмичное «кваканье» в танцевальный этюд про лягушек и др. Единственное условие – не переусердствовать в этом деле.
Партерная гимнастика – один из основных разделов при начальных шагах в хореографии. Это упражнения на полу в разных позах, сидя, лёжа на животе и спине. Она помогает укрепить мышцы, сделать более эластичными и подвижными связки и суставы. С помощью партерной гимнастки можно развить физические данные ребенка: гибкость, выворотность, танцевальный шаг, гибкость стопы, координацию. Задача педагога музыкальной ритмики сделать этот раздел интересным, игровым, выполняя при этом главные задачи партерной гимнастики.
Чтобы избежать сухой подачи материала, для детей младшего школьного возраста при любых видах упражнений следует использовать образные названия для упражнений, а также особенные игровые приемы. Вот некоторые из них:
Упражнение и его выполнение
Что развивает
Образное название
Вариант игрового приемы
Складка
Положение сидя. Ноги вместе, вытянуты вперед. Руки вытянуты вверх. Уложить корпус вперед, принять исходное положение
Упражнение на развитие эластичности мышц поясницы. Укрепляет спину, приучают к ощущению вытянутости ног.
«Чемо-дан»
Приходим в магазин выбирать чемодан (с замком и без замка).
Исполняется детьми вместе, т.е. демонстрируются все чемоданы;
и поочередно:
Педагог (покупатель): «Покажите, пожалуйста, вот тот розовый чемодан» - дети выполняют упражнение индивидуально.
Вытягивание и сокращение стоп
ноги максимально вытянуты вперед и вместе, стопы и колени напряжены и дотянуты. Сократить стопы, натянуть
Упражнение на растягивание ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок, укрепляет все группы мышц ног, приучают к ощущению вытянутости ноги, в том числе пальцев и всей стопы;
«Цвет-ные каранда-ши»
В качестве подготовки к упражнению попросить детей приготовить два карандаша, и придумать и сказать какого они будут цвета.
Педагог: «Заточим карандаши» - (натянуть стопы)
«Сломались карандашики» - (сократить стопы)
Складка
сидя на полу, ноги максимально разведены в стороны. Наклоны корпуса вперед.
Упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра
«Бутер-брод»
Перед выполнением упражнения поочередно попросить детей придумать, с чем будем делать бутерброд. Например: бутерброд с сыром или бутерброд со сгущенкой.
Складка
сидя на полу, ноги максимально разведены в стороны. Наклоны корпуса к каждой ноге поочередно и вперед.
Упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра
«Привет!, Пока!»
Помахать правой рукой над головой с криком «Привет!». Этой же вытянутой рукой коснуться левой стопы, наклоняя корпус влево. Помахать левой рукой над головой с криком «Пока!». Этой же рукой коснуться правой ноги, наклоняя корпус. Вскинуть руки в стороны с криком «Ура!», наклониться корпусом вперед.
(Педагог выполняет движения зеркально, лицом к детям)
Прогиб в спине
Лежа на животе, ноги вместе, руки под плечами. Вытягивая руки, прогнуться в спине.
Увеличивает подвижность корпуса, направлено на развитие гибкости в спине, укрепляет мышцы спины
«Кобра»
При подъеме на вытянутые руки, вытянуть шею и воспроизвести звук «Шшшшш». Медленно опуститься в исходное положение. Обратить внимание детей на сомкнутость ног: «Хвост у кобры один».
Коленная выворотность
сидя на полу, стопы вместе, колени согнуты и плотно прижаты к полу, наклон корпуса вперед
Упражнение для развития паховой выворотности, силы спины.
«Бабоч-ка»
«Ночь, бабочка спит» – корпус наклонен вперед и задерживается в этом положении.
«Бабочка просыпается» - детям разрешается потянуться в этом положении, позевать, покряхтеть и др.
«Бабочка полетела» - взмахи руками (следить за прямым корпусом)
Упражнения для кистей
Сидя с поджатыми под себя ногами. Кисти в кулаках, опущены вниз, поднять кулаки, раскрыть пальцы, собрать пальцы в кулак, опустить кисть
Упражнение на развитие подвижности связок кисти, развитие музыкальности.
«Кошеч-ка» и «Домик для кошки»
Когда кошка «выпускает когти» - пошипеть. Шипение выполняется на счет «2 и».
Выполнив четыре подхода комбинации, для отдыха выполнить упражнение «Домик для кошки» (выпрямить колени упираясь ладонями в пол) .
Педагог выбирает Кошку, которая проползает в каждый домик.
Упражнение на гибкость
лежа на животе, ноги согнуты в коленях, руки держат вытянутые стопы. Поднять корпус и делать легкие покачивания вперед, назад.
Увеличивает подвижность корпуса, направлено на развитие гибкости в спине, укрепляет мышцы спины
«Корзи-ночка»
Обычно дети не сразу правильно выполняют упражнение.
Педагог может поочередно попробовать поднять Корзинку на воздух (поднимать, захватывая место скрепления рук и ног ребенка, исключая возможность их расцепления). За счет поднятия на воздух у учащегося выпрямляются колени - увеличивая прогиб в спине.
Для каждого упражнения этого раздела музыкальной ритмики можно придумать предысторию, либо завязать все упражнения в сказочную последовательность, что позволит закрепить внимание детей и разнообразить раздел партерной гимнастики.
Еще одним способом «нескучного» проведения партерной гимнастики может стать проведение игры «Королевский коврик». Эту игру целесообразно проводить ближе к окончанию учебного года, когда детям знакомы все упражнения и правила их исполнения.
Коврики выкладываются по кругу, примерно в метре друг от друга. Один из ковриков другим цветом. Он является Королевским. Первым на него может сесть педагог. После исполнения каждого упражнения все дети смещаются на соседний коврик. Тот ребенок, который оказался на Королевском коврике, выбирает упражнение для группы. Он должен показать правильное выполнение. Также этому ребенку разрешается комментировать упражнение (рассказать какого цвета его «карандаши», с чем будет «бутерброд» и др.) Сидящий на Королевском коврике может даже придумать собственное упражнение.
Многое в работе с дошкольниками зависит от способности педагога фантазировать, спонтанно моделировать игровые ситуации. Чтобы побудить ребенка к творческому самовыражению педагог сам должен быть образцом творчества.