Песок и вода- прекрасные инструменты, которые необходимо использовать в игре. Для детей песочная терапия -естественная форма экспрессии, они с готовностью тянутся к этому. Ребенка песок и вода притягивают как магнит, автоматически пробуждаю непосредственную игру. Песочные игры оказывают гораздо больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Игры с песком, или «песочная терапия» использовались М.Монтессори, основателем аналитической психотерапии К.Юнгом, английским педиатром М.Ловенфельд и другими. Психологи считают, что игры с песком снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию, позитивно влияют на эмоциональное состояние детей и являются прекрасных средством для развития и саморазвития. Таким образом, игры с песком позволяют: Стабилизировать психоэмоциональное состояние
-Стимулировать развитие сенсорики, тактильно-кинестетической чувствительности .
-Развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию.
-Стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор.
-Разнообразить способы сотрудничества.
Вводная часть. Дети стоят вокруг песочницы накрытой тканью. Психолог. Рано солнышко встаёт И спешит скорей в обход. Как, ребятушки, живете? Как здоровье, как животик? Одолела вас дремота? Шевельнуться неохота? Всем командую: Подъём! В Песочную страну пойдем!
- Здравствуйте дети, я рада всех вас видеть ! Поприветствуем друг друга улыбкой и пожатием руки (передавая игрушку дети здороваются друг с другом). Ребята, к нам в гости пришла Песочная Фея. Она приглашает нас с вами в гости в Песочную страну, чтобы попасть туда, нужно повернуться вокруг себя, закрыть глаза и сказать:
«Мы ножкою топнем 1,2,3
Песочная Фея нам помоги,
В страну волшебную перенеси!
В ладошки мы хлопнем 1,2,3
В волшебной стране окажемся мы!»
(Убирается ткань дети открывают глаза). Основная часть. Психолог. - Ребята Песочная Фея предупреждает, что в волшебной стране тоже есть правила, которые нужно знать и соблюдать. А звучат они так:
Нам нельзя обзываться и драться
Нельзя кусаться и песком в глаза кидаться.
Ничего не отбирать, никого не обижать!
Будем крепко мы дружить, играть, строить и творить!
(Дети повторяют правила). Психолог. - Ребята Песочная Фея просит вас по-разному поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка. Дети дотрагиваются до песка:
- поочерёдно пальцами одной руки, затем другой руки, потом всеми пальцами одновременно;
- легко (с напряжением) сжимают кулачки с песком, затем медленно высыпают его в песочницу;
- дотрагиваются до песка всей ладошкой – вначале внутренней стороной ладошки, затем — тыльной стороной.
Песочный Фея очень рада, что вы знаете правила и умеете здороваться с песочком.
А еще жители волшебной страны очень любят загадывать загадки. Попробуем их отгадать? Игра «Отгадай загадку». Цель: развитие у ребенка мелкой моторики и мышления. ( Для данной игры потребуются миниатюрные фигурки животных. Психолог закапывает в песочницу маленькую фигурку, а затем загадывает ребенку загадку).
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
За деревьями, кустами
Промелькнуло будто пламя.
Промелькнуло, пробежало...
Нет ни дыма, ни пожара.
(Лиса)
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
(Волк)
Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет ... (черепаха)
Что за коняшки -
На всех тельняшки.
(Зебры)
Кто на своей голове лес носит?
(Олень)
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он ... (жираф)
Ребенок отгадывает загадку, а в подтверждении правильности ответа откапывает в песке эту фигурку. Игра «Рисуем палочкой». Цель: развитие интереса, усидчивости, внимания, воображения, тонкой моторики. Снижение тревожности, импульсивности. Психолог. Ребята ,а вы знаете ,что на песочке можно рисовать как в тетрадке? Песочная Фея знает, что вы скоро пойдете в школу, а для этого нужно умело пользоваться карандашом и ручкой. Но раз мы с вами в песочной стране вместо тетрадки - песок, а вместо ручки и карандаша - палочка. Я вам буду показывать вот такие карточки с буквами и геометрическими фигурками, а вы их будете изображать на песке. (Дети срисовывают). Психолог. ( Под спокойную музыку) А сейчас мы с вами немного отдохнем. Опустите руки в песок и делайте ими различные движения под музыку. После выполнения упражнения расскажите о своих чувствах. (Рефлексия). Итогзанятия: Психолог. Мы с вами вновь побывали в Волшебной песочной стране. - Скажите, с кем мы сегодня познакомились? - Она вам понравилась? - Чем? - Интересно ли было в волшебной стране? - Что было интересного? Ритуал «выхода» из Песочной страны. Психолог. Теперь протяните руки над ящиком с песком и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик. Давайте попрощаемся с Песочной Феей. В ладошки наши посмотри — И хлопнем вместе 1,2,3 Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог! До свиданья, песок. До свиданья, дружок. (Дети убирают игрушки, прощаются с Песочной Феей, моют руки, идут в группу).
Список литературы
1. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева Т.М. Грабенко « Чудеса на песке» практикум по песочной терапии. Из-во « Речь» 2005 год
2. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева Практикум по сказкотерапии СПб 2013
3. М.В. Кисилева «Арт-терапия в работе с детьми»СПб 2006