Методическая разработка "Театрализованная деятельность как один из методов развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста"
Методическая разработка "Театрализованная деятельность как один из методов развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста"
Тема методической разработки "Театрализованная деятельность как один из методов развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста". В данной работе рассматриваются вопросы по развитию речи у младших дошкольников через театрализованную игру. Тема адресована всем любителям театра и конечно педагогам и родителям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Театрализованная деятельность как один из методов развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 20»
Тема: «Театрализованная деятельность как один из методов развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 20»
Чернова Ольга Александровна
г. Дзержинск
2015г.
АННОТАЦИЯ
Диалог – это не просто композиционная форма речи, но и вид речевого общения, в котором проявляются и существуют межличностные отношения, очень важные в личностном развитии ребенка. В детском саду развитие диалога определено программными задачами. Но, не смотря на работу, которую проводят педагоги по речевому развитию дошкольников, существуют определенные проблемы в данном разделе работы.
Самыми важными проблемами по развитию диалогического общения является семейное общение:
-родители не умеют общаться с детьми;
-у родителей не хватает времени на общение;
-присутствует жаргонная лексика.
Театрализованная игра является самым доступным для ребенка по овладению диалогической речи, так как игра - ведущий вид деятельности, ребенок в игре познает мир. Театрализация дает возможность раскрепоститься, ликвидировать стеснение, развивает память с помощью драматизации литературных произведений. Словом дает возможность побыть АРТИСТОМ.
В данной работе рассматриваются вопросы по развитию речи у младших дошкольников через театрализованную игру.
Тема адресована всем любителям театра, конечно педагогам и родителям.
СОДЕРЖАНИЕ
1. АННОТАЦИЯ стр.2
2. ВВЕДЕНИЕ
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
4. ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ МАЛЕНЬКОГО АКТЕРА
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
АННОТАЦИЯ
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы.
ВВЕДЕНИЕ
А.Г.Арушанова выделяет необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач обучения диалогу только к освоению вопросно-ответной формы. Полноценный диалог, считает исследователь, немыслим без установления диалогических отношений, которые должны пронизывать как общение ребёнка со взрослым, так и взаимодействие со сверстниками как сферы подлинной детской коммуникационной деятельности. Диалог сверстников представляет особое значение в речевом развитии дошкольников. В этом аспекте дошкольники по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Игра, как известно, ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Через игру ребенок познает окружающий мир. Учёные называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нём может быть не полной, сокращённой, иногда фрагментарной. Конечно диалогическому общению нужно обучать и не как принято в более старшем возрасте, а начиная уже с младшего дошкольного возраста и конечно в этом поможет игра.
На современном этапе дошкольники более старших групп не могут вести диалог, поддерживать беседу и вместо красочных распространенных предложений используют односложные ответы на вопросы: «да», «нет». На НОД по любому направлению, дети малоактивны и в основном речевая нагрузка ложится на воспитателя. Считаю причинами этого является: замкнутость детей, стеснение; дефекты в речи; боязнь сделать ошибку; недостаточное количество времени для беседы с каждым ребенком индивидуально, так как занятия проходят фронтально, а в группах по 20-25 человек и каждого вызвать на диалог не удается. Чаще всего ответы детей групповые, односложные, поэтому данную проблему считаю на современном этапе актуальной.
Решение этой проблемы есть – в различных видах игр, которые проводятся в утреннее и вечернее время- индивидуально, подгруппами и также фронтально (дидактические, подвижные, имитационные, игры-драматизации). Дети через игру становятся более раскрепощенными, общительными, стеснение исчезает, улучшается речь, развивается память.
Игра, как известно, ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Через игру ребенок познает окружающий мир. Учёные называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нём может быть не полной, сокращённой, иногда фрагментарной. Конечно диалогическому общению нужно обучать и не как принято в более старшем возрасте, а начиная уже с младшего дошкольного возраста и конечно в этом поможет игра.
На современном этапе дошкольники старших групп не могут вести диалог, поддерживать беседу и вместо красочных распространенных предложений используют односложные ответы на вопросы: «да», «нет». На НОД по любому направлению, дети малоактивны и в основном речевая нагрузка ложится на воспитателя. Считаю причинами этого является: замкнутость детей, стеснение; дефекты в речи; боязнь сделать ошибку; недостаточное количество времени для беседы с каждым ребенком индивидуально, так как занятия проходят фронтально, а в группах по 20-25 человек и каждого вызвать на диалог не удается. Чаще всего ответы детей групповые. Поэтому данную проблему считаю на современном этапе актуальной.
Решение этой проблемы есть – в различных видах игр, которые проводятся в утреннее и вечернее время- индивидуально, подгруппами и также фронтально (дидактические, подвижные, имитационные, игры-драматизации). Дети через игру становятся более раскрепощенными, общительными, стеснение исчезает, улучшается речь.
Но, театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.
Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки).
Перед тем как начать работать по развитию диалогической речи с помощью театрализованных игр, были поставлены:
цель: изучение проблемы диалогического общения детей младшего возраста; формирование диалогической речи с помощью театрализованной деятельности.
Для того , чтобы методическая разработка осуществилась на практике необходимо создание условий:
-желание воспитателя в проведении театрализованных игр и сотрудничеству с родителями;
-желание воспитанников;
-наличие времени по режиму дня ДОУ (группы);
-наличие театрального зала (студии);
-наличие руководителя по театрализованной деятельности;
Самыми важными труднореализуемыми причинами методической разработки на практике являются:
-нехватка времени по режиму дня;
-отсутствие руководителя театральной студией (залом);
-отсутствие театральной студии (зала).
Новизной методической разработки является то, что если предложенные способы, желание родителей и организация мини-среды по театрализованной деятельности (мини-театр) будут организованы и дома, развитие речи как монологической так и диалогической будет проходить более успешно.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. В ней формируется диалогическая , эмоционально-насыщенная речь, развивается творчество.
Использование театрально-творческой деятельности в работе с детьми требует от воспитателя развитого профессионального мышления, осмысленной жизненной позиции, которая включает осознание себя, детей и той работы, которой он занимается. Важно, чтобы педагог понимал глубинный смысл своей деятельности и мог сам себе ответить на вопросы: зачем, с какой целью я это делаю? Что я могу дать ребенку? Чему дети могут научить меня?
1. Занятия театрализованной деятельностью невозможны без искреннего интереса, увлеченности, как со стороны взрослых, так и со стороны воспитанников.
2. Театрализованная игра в первую очередь направлена на развитие ребенка.
3. Необходимо предоставлять ребенку возможность проявить инициативу, самостоятельность.
4. Воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.
5. Театрально-творческая деятельность (как и любая другая) должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Не следует бояться неудачи — эти ситуации прекрасно закаляют характер ребенка, учат переживать свой проигрыш, воспитывают способность уступать другому , что очень важно в нашей жизни.
6. Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически.
Театрализованная деятельность детей нами организована:
– в утреннее и вечернее время;
– в виде занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности и т. д.);
– как специальные занятия в рамках НОД по развитию речи и чтению художественной литературы.
Чтобы работа по развитию диалогической речи проходила более эффективно, желательно, чтобы во всех формах театрализованной деятельности участвовали небольшие подгруппы детей, это позволяет осуществлять индивидуальный подход к ребенку.
В нашей группе для совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей оборудован музыкально-театральный уголок, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации к спектаклю и др.
В зоне театрализованной деятельности есть разнообразный природный и бросовый материал, ткань, костюмы для ряжения, шапочки, маски героев сказок, хвостики и ушки животных для театрализации знакомых сказок.
При подготовке к театрализованной деятельности воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности.
Для развития умения внимательно слушать произведение, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев мы используем проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?» Отвечая на вопросы и объясняя, почему дети думают именно так, они «вынуждены» вспоминать текст и представлять определенный образ.
После беседы о прочитанном (или рассказанном) необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов.
Из многообразия средств выразительности рекомендуется:
– во второй младшей группе формируются простейшие образно-выразительные умения (умение имитировать характерные движения сказочных животных);
Имитационным движениям (сказочных животных) обучаем детей на физкультурных и музыкальных НОД, в свободной деятельности. Передать характер персонажей в движении помогает музыка.
При обучении детей средствам речевой выразительности используем знакомые и любимые сказки.
Работу маленького актера над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений, которые после разучивания с педагогом, надо ввести в повседневную жизнь детей в виде игры.(см. приложение)
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ МАЛЕНЬКОГО АКТЕРА
Упражнения на напряжение мышц:
– «рубить» дрова;
– нести очень «тяжёлый» чемодан.
Упражнения на расслабление мышц:
– «заснуть» на стуле;
– сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды.
– повтори движение.
Все дети встают в круг. По очереди дотронуться до плеча соседа. Положить голову на плечо соседу. Погладить соседа.
Упражнение на развития воображения:
– передавать друг другу кубик со словами «лягушка».
Упражнения на развитие мышления и памяти:
– «Едем к бабушке в деревню»:
Все действия присоединяются по одному, постепенно.
Едем к бабушке в деревню чух-чух (руками показывают поезд)
Остановка ш-ш-ш
Спустились со ступенек, идут по лесенке чоп-чоп (хлопают ладошками по коленям)
Дети стоят в кругу. Ищут взглядом того, кто на них смотрит. Кивают друг другу и меняются местами. Важно: не сбивать друг друга, уступать; терпеливо ждать пока на вас посмотрят; играть в тишине.
– «Наши алые цветочки»:
Наши алые цветочки (Соединить ладони «Змейка» вверх)
Распускают лепесточки. (раскрыть ладошки)
Ветерок чуть дышит (Дуть на пальцы)
Лепестки колышет (Шевелить пальцами)
Наши алые цветочки (По одному загибать пальцы)
Закрывают лепесточки.
Головой качают (2 кулачка)
Тихо засыпают.(1 кулачок)
Утром рано все цветки
Вновь распустят лепестки.
Упражнения на развитие интонационной выразительности:
– «Мы поставим в печь пирог»;
Мы поставим в печь пирог. (Протянуть руки вперед).
И достанем из печи. (Убрать руки на себя).
Из труды идет дымок (Круговое движение рукой снизу вверх).
Такой приятный. (Ладошки кверху).
Там за лесом, (показать руками крышу) у реки (волнообразное движение рукой).
Пекарь Булочка живет. (Показать большой живот).
По утрам печет пирог (печь пирожки) он ароматный. (Вдох. Руки в стороны.).
Повторить эти слова как медведь (низким голосом, медленно, растопырив лапы).
Сказать как старушки Бабки-ежки. (Сгорбиться, руки дрожат, голос дрожит, ехидный взгляд).
Предварительная работа: рассказывание сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций к сказке, д. и. «Кто как кричит?»
Взаимосвязь с другими видами деятельности:
Ребёнок и окружающий мир, ознакомление с художественной литературой, развитие речи, лепка, рисование, аппликация.
Гендерный подход: мальчики в ролях животных мужского рода (зайчик, волк, медведь), девочки в ролях женского рода (лягушка, лиса, мышка)
Ход игры-драматизации
Действия воспитателя
Действия детей и предполагаемые ответы
-Ребята, что я вижу, там вдали, сундучок какой-то ?!..
Хотите посмотреть, что там внутри?
…Пойдем тогда за мной!..
Раз, два, три сундучок отворись!
(открываю сундучок)
Воспитатель индивидуально, называя ребенка по имени, предлагает достать из сундучка маски персонажей сказки, спрашивая воспитанников о названиях животных:
Кто это?..
-Как вы думаете, для чего нужны эти маски (жилетки)?
-Что нам нужно сделать, прежде чем начать играть в сказку?
Воспитатель приглашает воспитанников в круг. (Герои сказки стоят за кругом, дожидаются своей очереди). Центр круга «Теремок». Воспитатель и воспитанники идут по кругу, при этом произносят слова:
-Стоит в поле теремок-теремок
Он ни низок- ни высок, ни высок
Как по полю-полю мышка бежит
У дверей остановилась и стучит.
-Никто не ответил. И стала мышка жить в теремке.
Идем по кругу и поем.
-Стоит в поле теремок-теремок
Он ни низок- ни высок, ни высок
Как по полю-полю лягушка бежит
У дверей остановилась и стучит.
Идем по кругу и поем.
-Стоит в поле теремок-теремок
Он ни низок- ни высок, ни высок
Как по полю-полю зайчик бежит
У дверей остановилась и стучит.
Идем по кругу и поем.
-Стоит в поле теремок-теремок
Он ни низок- ни высок, ни высок
Как по полю-полю волк бежит
У дверей остановилась и стучит.
Идем по кругу и поем.
-Стоит в поле теремок-теремок
Он ни низок- ни высок, ни высок
Как по полю-полю медведь идет
У дверей остановилась и ревет.
Когда медведь появляется и ломает теремок воспитанники разрывают круг.
(ставит проблемный вопрос).
- Что же делать, как же быть?
Идем по кругу.
-Стоит в поле теремок- теремок
Очень-очень он высок.
Без веселья здесь нельзя
В теремке живут друзья!
Да
Пойдем
Раз, два, три сундучок отворись!
Зайчик, лягушка, медведь, лиса, мышка, волк (воспитанники, назвав , персонажа кладут элементы костюма на стол)
Маски нужны для игры; чтобы играть в сказку
Нужно одеть маски и жилетки (воспитанники берут маски персонажей сказки, одевают их)
Мышка: Тук-тук-тук
Кто-кто в теремочке
живет?
Кто-кто в невысоком
живет?
Лягушка: Тук-тук-тук
Кто-кто в теремочке
живет?
Кто-кто в невысоком
живет?
Мышка: Я мышка- норушка. А ты кто?
Лягушка: А я лягушка-квакушка
Мышка: Иди ко мне жить.
Зайчик: Тук-тук-тук
Кто-кто в теремочке
живет?
Кто-кто в невысоком
живет?
Мышка: Я мышка- норушка.
Лягушка: А я лягушка-квакушка
А ты кто?
Зайчик: А я зайчик-попрыгайчик.
Лягушка: Иди к нам жить
Волк: Тук-тук-тук
Кто-кто в теремочке
живет?
Кто-кто в невысоком
живет?
Мышка: Я мышка- норушка.
Лягушка: А я лягушка-квакушка
Зайчик: А я зайчик-попрыгайчик.
А ты кто?
Волк: А я волчок-серый бочок
Зайчик: Иди к нам жить
Медведь: Тук-тук-тук
Кто-кто в теремочке
живет?
Кто-кто в невысоком
живет?
Мышка: Я мышка- норушка.
Лягушка: А я лягушка-квакушка
Зайчик: А я зайчик-попрыгайчик.
Волк: А я волчок-серый бочок
А ты кто?
Медведь: А я Медведь
Волк: Иди к нам
-Нужно новый дом (теремок) построить
Источники
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
2. «Игра дошкольника» под редакцией С.Л. Новоселовой
3. «Занятия по развитию речи во II младшей группе детского сада»