Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по инновации на тему: "Дидактические игры по развитию грамматической стороны речи у дошкольников 3-4 лет".»
Дидактические игры по развитию грамматической стороны речи у дошкольников 3-4 лет.
Игра «Идем в лес»
Чему научится ребенок: употреблять предлоги «под», «на».
Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 10).
Ход игры: предложите ребенку послушать рассказ: «Девочка Маша пошла в лес собирать грибы. Погода была хорошая — светило солнышко, птички пели. Вдруг сразу стало темно, солнце спряталось, пошел дождь. Сначала он капал тихо: кап-кап, кап-кап. Потом все быстрее и быстрее: кап-кап-кап-кап-кап... Стоит Маша и думает, куда же ей спрятаться?»
Скажите ребенку: «Посмотри на картинку и скажи, где Маша?» (Маша сидит на пеньке поддеревом.)
«А где ежик?» (Ежик — под пеньком.) «Где заяц?» (Заяц — под кустом.) «Где птичка?» (Под листком.)
Игра «На даче»
Чему научится ребенок: узнавать и называть слова и выражения, обозначающие приметы осени (пасмурно, дождливо, становится холодно, птицы собираются в стаи и улетают, листья желтые, листья падают, овощи собирают).
Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 11).
Ход игры: рассмотрите вместе с ребенком картину. Спросите ребенка: «Кто нарисован на картине?» (Девочка.) Предложите придумать девочке имя. Спросите: «Что надето на девочке?» (Шапочка, курточка, сапожки, шарфик.) Спросите: «Что делает девочка?» (Гуляет.) Попросите ребенка показать зонтик в руке у девочки, лужи, улетающих птиц, деревья (дуб, клен).
Предложите ребенку послушать ваш рассказ: «Посмотри, как на улице пасмурно, темно; идет дождь. Девочка тепло одета, на ней шапочка, шарфик, теплая курточка. Стало холодно. И листья на деревьях начинают желтеть и опадать. Посмотри на небо — видишь, птицы собираются в стаи и улетают. Люди собирают урожай». Прочтите отрывок из стихотворения, показывая отдельные детали на картинке:
Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам.
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет. (И. Бунин)
Предложите ребенку соединить линией одинаковые деревья (два дуба, два клена). На прогулке предложите ребенку собрать букет из кленовых листьев; собрать в пакет желуди. Из собранных листьев дома вместе сделайте гирлянду, скалывая листья черенками. Из желудей, используя спички, сделайте ребенку человечка. В дождливую погоду предложите ребенку послушать, как дождь стучит по крыше; предложите ребенку послушать, как дождь стучит по дорожкам: кап-кап-кап. Скажите: «На земле появились лужи». В ветреную погоду возьмите на прогулку вертушку, ленточку, чтобы убедиться в наличии ветра — сильного, слабого, теплого, холодного. Посмотрите, как ветер гонит засохшие листья, качает ветки деревьев, белье на веревке. Послушайте вместе с ребенком песню ветра: «У-у-у». Скажите: «Это ветер дует».
Игра «Помоги малышу»
Чему научится ребенок: употреблять имена существительные единственного числа в именительном и винительном падежах; расширит глагольный словарь.
Ход игры: предложите ребенку помочь малышу, изображенному на картинке, сделать то, о чем его просила мама. Покажите указкой на картинку, выбранную вами, а ребенка попросите закончить предложение.
Чему научится ребенок: не смешивать названия предметов, которые близки по звучанию.
Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 13).
Ход игры: рассматривайте с ребенком парные картинки, комментируя каждую пару:
«Здесь нарисованы лист и лис. Покажи, где лист? Где лис?»
«Здесь нарисованы шишка и мишка. Покажи, где мишка? Где шишка?»
«Здесь нарисованы малина и Марина. Где малина? Где Марина?»
«Здесь нарисованы лужи и лыжи. Покажи, где лужи? Где лыжи?»
Игра «Мальчик и девочка»
Чему научится ребенок: различать мужской и женский род у глаголов прошедшего времени.
Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 14).
Ход игры: объясните ребенку, что изображенных на картинках мальчика и девочку зовут одинаково — Саша.
Предложите ребенку угадать, о ком вы будете говорить — о мальчике или о девочке, и попросите показать на картинке.
«Покажи, где Саша собирала яблоки. Где Саша собирал яблоки?
Покажи, где Саша ходил по лужам. Где Саша ходила по лужам? .
Покажи, где Саша копал картошку. Где Саша копала картошку?»
Игра «Мой, моя, мое»
Чему научится ребенок: правильно согласовывать имя существительное с местоимением «мой» (моя, мое); игра помогает развитию памяти и развитию зрительного внимания.
Оснащение; осенние дары леса (шишки, листья, ягоды, грибы, палочки, кусочки коры, веточки мха и т. д.).
Ход игры: во время прогулки в лес (парк, сквер) предложите ребенку поиграть. Попросите его находить и складывать в корзинку то, что вы скажете: «Посмотри, какая у меня шишка. Найди такую же». Тогда у вас должна образоваться целая «коллекция» из даров леса, причем все в двух экземплярах. Придя домой, выложите на стол все находки в одном экземпляре.
Предложите ребенку взять себе два любых разных предмета (например, шишку и лист березы). Сами возьмите два других предмета, например, гриб и палочку, говоря при этом: «Это мой гриб. Это моя палочка». Разберите все предметы. Затем сложите все обратно в кучу.
Предложите ребенку правильно раздать все предметы (так, как было), при этом правильно согласовывая имена существительные с местоимениями.
Игра «Покажи мне, покажи»
Чему научится ребенок: употреблять имена существительные в единственном и множественном числе; определять по грамматической форме, кому принадлежит совершаемое действие — одному или нескольким лицам; согласовывать имена существительные с числительными «один», «два»; сначала ребенок учится различать грамматическую форму единственного и множественного числа глаголов, ориентируясь в понимании на подсказывающие слова.
Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 15).
Ход игры: рассмотрите вместе с ребенком сюжетные картинки (рис. 15).
Попросите его ответить на ваши вопросы.
«Где мальчик собирает листья?»
«Покажи, где девочки собирают листья».
Предложите ребенку самому рассмотреть оставшиеся картинки и рассказать вам о том, что делают изображенные персонажи.
Девочка собирает морковь.
Девочки собирают морковь.
Предложите ребенку показать, где одна девочка; где 2 девочки.
Покажите на картинку и спросите: «Сколько девочек на картинке?» (Две девочки.)
«Сколько мальчиков на картинке?» (Один мальчик.)
Попросите ребенка нарисовать столько морковки, сколько собрала девочка. Затем попросите его нарисовать листья, собранные мальчиком.
Игра «Рассеянный художник»
Чему научится ребенок: понимать связь между конкретным предметом и характерным для него цветом; согласовывать имя прилагательное с существительным в роде; развивать воображение и внимание.
Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 16).
Ход игры: рассмотрите вместе с ребенком предметные картинки. Предложите ему заметить все ошибки художника и сказать, как надо было раскрасить картинки, правильно согласовывая имена существительные с прилагательными.
Чему научится ребенок: понимать значение глаголов.
Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 17).
Ход игры: покажите ребенку картинки. Назовите изображенные действия. Предложите ребенку показать на соответствующую картинку и сказать, кто эти действия совершает: «Растет... (гриб). Падает... (лист). Улетают... (птицы). Идет... (дождь). Светит... (солнце). Плывут ... (облака)». Попросите ребенка еще назвать осенние признаки.