Рабочая программа по конструктивно-модельной деятельности образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является нормативным документом, в котором представлены основные умения и навыки, подлежащие усвоению в процессе непосредственно образовательной деятельности, определены наиболее оптимальные и эффективные для детей средней группы содержание, формы, методы и приёмы организации образовательного процесса с целью формирования целевых ориентиров, соответствующих ФГОС. Раздел «по конструктивно-модельной деятельности образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»» составлен на основе «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Осуществляется в ходе совместной деятельности в первой половине дня 1 раз в неделю длительностью 20 минут.
Содержание рабочей программы по конструированию направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через решение следующих задач:
-Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.
- Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса: - Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015
Предпочтительными формами организации образовательного процесса адекватными возрасту детей по конструированию у детей среднего дошкольного возраста является совместная и самостоятельная деятельность, проходящая в групповой, подгрупповой и индивидуальной формах.
Содержание и результаты всех областей Программы могут быть обогащены и закреплены с использованием средств продуктивной деятельности детей:
- «Речевое развитие» - использование музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания области «Художественно-эстетическое развитие».
Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их домов, детского сада. На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части. Продолжать развивать способность различать и называть строительные летали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели. Развивать умение анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах — стены, вверху — перекрытие, крыша; в автомобиле — кабина, кузов и т.д.). Развивать умение самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»). Предлагать сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разных цветов для создания и украшения достроек. Развивать представления об архитектурных формах. Обучать приемам конструирования из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому — окна, двери, трубу; к автобусу — колеса; к стулу — спинку). Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т.д.). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.
Месяц | № дата | Тема образовательной деятельности | Программное содержание | Учебно-методическое и информационное обеспечение программы |
Обязательная часть | Часть, формируемая участниками образовательного процесса |
Сентябрь | 1 05.09. 2016 | «Загородки и заборы» | Упражнять в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; в различении и назывании четырех основных цветов и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник). | Закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб ,кирпич, брусок); учить понимать взрослого, думать, находить собственные решения | Л.В. Куцакова Конструирование из строительного материала стр.13 |
2 12.09.2016 | «Дерево» | Учить работать ножницами, соблюдать пропорции деталей. Учить работать по словесной инструкции и показу. Упражнять детей в сгибании бумаги в разных направлениях, приглаживании линии сгибов. Воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно. | Способствовать выработке навыков работы с различными материалами, развитию конструкторской деятельности. Развивать внимание, память, воображение, эстетическое восприятие, творческую фантазию. | Бумага, ножницы. |
3 19.09.2016 | «Терема» | Развивать конструктивные навыки детей; упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями способом обстраивания бумажных моделей кирпичиками, делая перекрытия из пластин и плат, украшая крыши различными деталями; упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур. | Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия. | Л.В.Куцакова Конструирование из строительного материала стр. 28 |
4 26.09 2016 | «Веселые зверушки» | Закреплять навыки выполнения базовой формы «Треугольник». Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, складывать квадрат по диагонали. Расширять коммуникативные способности детей. | Развивать пространственное воображение, память, творческие способности, уверенность в своих силах, конструктивное мышление. | Л.В.Куцакова Конструирование из строительного материала. |
5 03.10 2016 | «Лесной детский сад» | Учить детей организовывать пространство для конструирования; планировать деятельность, моделировать; конструировать различные предметы мебели; объединять постройки единым сюжетом. | Побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек, приобщать к совместной деятельности, развивать конструкторские способности, формировать представления о геометрических фигурах, развивать пространственное мышление. | Л.В.Куцакова Конструирование из строительного материала стр. 34 |
октябрь | 6 10.10.2016 | «Домики, сарайчики» | Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа); в различении и назывании цветов. | Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; способствовать игровому общению. | Л.В. Куцакова Конструирование из строительного материала стр. 21 |
| 7 17.10.2016 | «Грузовые автомобили» | Дать детям обобщенные представления о грузовом транспорте; упражнять в его конструировании, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям; дать представление о строительной детали – цилиндре и его свойствах (сравнение с бруском); | Уточнять представления детей о геометрических фигурах; побуждать к поиску собственных решений. | Л.В. Куцакова Конструирование из строительного материала стр. 37 |
| 8 24.10.2016 | «Мосты» | Дать детям представление о мостах, их назначении, строении; упражнять в строительстве мостов; закреплять умение анализировать образцы построек, иллюстрации; умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету. Комбинировать их. | Познакомить с трафаретной линейкой (с геометрическими фигурами), упражнять в работе с ней, в сравнении фигур в выделении их свойства и различия. | Л.В. Куцакова Конструирование из строительного материала стр. 45 |
9 31.10.2016 | «Корабли» | Дать детям представление о разных видах судов; о том что их строение зависит от функционального назначения; подвести к обобщению: у всех кораблей есть нос, корма, днище, палуба; упражнять в анализе конструкций, в плаированиидеятельности. | Развивать конструкторские навыки | Л.В. Куцакова Конструирование из строительного материала стр. 49 |
Октябрь | 10 07.11.2016 | «Самолеты» | Дать детям представление о самолетах, их видах, зависимости их строения от назначения; подвести к обобщению: у всех самолетов есть крылья, салон, кабина пилота, хвост, шасси. | Упражнять в конструировании самолетов по образцу, преобразовании образца по определенным условиям, в придумывании своих вариантов построек. | Л.В. Куцакова Конструирование из строительного материала стр. 51 |
11 14.11.2016 | «Улица нашего города. Светофор» | Учить детей строить машины из деталей конструктора и светофор из коробки. | Развивать внимание, быстроту, двигательные умения. | Белый картон, карточки с изображением красного, желтого, зеленого сигналов светофора, конструктор, коробочка из-под зубной пасты. |
ноябрь | 12 21.11.2016 | «Волшебное зеркальце» | Учить работать с квадратом: делить по полам, по диагонали; складывать боковые стороны от угла. Учить детей конструировать птиц (ворону). | Формировать художественный вкус, воображение, развивать пространственное мышление. | Заготовки: квадраты черного цвета, обрезки разных цветов, фломастеры, ножницы, клей. |
| 13 28.11.2016 | «Постройки» | Закреплять представления детей об объемных геометрических телах; упражнять в их различении, в соотнесении реальных и изображенных объемных геометрических тел. | Упражнять в моделировании по схеме. | Строительные наборы. |
| 14 05.12.2016 | «Кроватка для куклы» | Учить детей делать постройки, соразмерные игрушкам; различать длинные и короткие кирпичики, правильно называть их; самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки.. | Учить выполнять постройку по готовому образцу, воспитывать интерес к конструированию | Деревянный конструктор |
декабрь | 15 12.12.2016 | «Гирлянда» | Учить ровно по контуру вырезать фигуры, складывать их пополам, аккуратно приклеивать детали. | | Цветной картон, выкройки звездочек, флажков. |
| 16 19.12.2016 | «Домик для друзей» | Развивать умение детей отыскивать внешние сходства между строением тела животного и комбинацией определенных геометрических фигур; развивать умение создавать условные схематические образы фигуры некоторых животных по готовому образцу; развивать умение "читать" схемы-развертки деталей. | Развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук. | Геометрические фигуры. |
17 26.12.2016 | «Шапочки из бумаги» | Учить складывать бумагу, совмещая углы и стороны. | Развивать мелкие мышцы кисти рук. | Листы белой бумаги. |
18 26.12.2016 | «Елочка»
| Формировать умение на основе анализа незнакомой игрушки «узнавать» знакомый способ конструирования и переносить его в новые условия. | Формировать умение соотносить размеры геометрических фигур (квадратов и треугольников) друг с другом. Продолжать воспитывать аккуратность в работе. | Цветная бумага (зеленая). |
Январь
февраль | 19 16.01.2017 | «Веселые снеговики» | Закрепить понятия детей о приметах зимы, о зимних забавах. Обогащение словарного запаса, развитие ассоциативного мышления, подбор признаков к предмету. Продолжать учить ориентироваться на плоскости, закрепить понятия «в правом, левом верхнем и нижнем углу», «посередине». свое рабочее место. | Закрепить умение пользоваться ножницами и клеем, делать детали снеговиков сминанием салфеток, составлять композицию из отдельных деталей. Учить передавать настроение. Убирать после работы | Салфетки бумажные, ножницы, картон. |
20 23.01.2017 | «Ранним утром, на заре, Вырос терем на горе». | Развивать конструкторские навыки детей; упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями способом обстраивания бумажных моделей кирпичиками, делая перекрытия из пластин и плат, сооружая надстройки на перекрытиях, украшая крыши различными деталями; упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур, в штриховке. | Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия. | Деревянный конструктор. |
21 30.01.2017 | «Будка для собачки» | Учить изготавливать простые поделки из бумаги на основе нового способа конструирования - складывания бумаги пополам. Учить анализировать бумажную поделку: выделять части, их пространственное расположение относительно друг друга, расположение деталей на плоскости, учить складывать лист бумаги пополам (вдоль, поперек). Учить закруглять у квадрата два угла, таким образом, чтобы получился полуовал. | Продолжать учить аккуратно работать с клеем, салфеткой. | Бумажные салфетки, клей. |
22 06.02.2017 | «Конструи-рование зоопарка» | Упражнять детей в сооружении загородок разной конфигурации и площади, в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур. | Способствовать выработке навыков работы с различными материалами, развитию конструкторской деятельности. | Деревянный конструктор |
23 13.02.2017 | «Перевозим грузы» | Закрепить представления детей о грузовом транспорте; упражнять в его конструировании, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям; расширять представление о строительной детали – цилиндре и его свойствах (в сравнении с бруском); уточнять представления детей о геометрических фигурах; побуждать к поиску собственных решений. | Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия. | Деревянный конструктор. |
24 20.02.2017 | «Бинокль» | Учить конструировать бинокль из бумаги, скручивать в трубочку бумагу, соединять детали в целое. | Познакомить с профессиями армии. | Картон, картинки моряка, танкиста, летчика. |
25 27.02.2017 | «Открытка в подарок папе» | Учить детей складывать в технике оригами галстука из квадрата. Совершенствовать навыки работы с клеем и ножницами. | Развивать воображение, мышление, творческие способности. Вызвать у детей интерес к подготовке подарков и сувениров. Воспитывать уважение к папе. | Цветная бумага, клей, ножницы. |
Март
Апрель
| 26 06.03.2017 | «Постройки» | Закреплять представления детей об объемных геометрических телах; упражнять в их различении, в соотнесении реальных и изображенных объемных геометрических тел; | Упражнять в моделировании по схеме. | Строительные наборы. |
27 13.03.2017 | «Букет роз» | Учить изготавливать розу из бумаги, симметрично располагать цветы и листья. Воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно. Способствовать выработке навыков работы с различными материалами, развитию конструкторской деятельности. | Развивать внимание, память, воображение, эстетическое восприятие, творческую фантазию. | Цветная бумага. |
28 20.03.2017 | «Корабль для путешествий» | Дать детям представление о разных видах судов; о том, что их строение зависит от функционального назначения; подвести к обобщению: у всех кораблей есть нос, корма, днище, палуба; упражнять в анализе конструкций, в планировании деятельности; развивать конструкторские навыки. . | Упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу; развивать способность к зрительному анализу. | Строительные наборы. |
29 27.03.2017 | «Чудесная веточка» | Закреплять конструкторские навыки, развивать умение комбинировать детали. Продолжать учить детей конструировать из бумаги, действовать по образцу. | Совершенствовать элементарные навыки пространственной ориентации; развивать творчество, эстетический вкус. | Цветная бумага, салфетки, клей. |
30 03.04.2017 | «В гости к старичку Боровичку» | Учить детей конструировать поделку из природного материала, соединяя детали кусочками пластилина. Развивать воображение, внимание, усидчивость. Формировать художественный вкус, развивать творчество и интерес к созданию образа. | Способствовать выработке навыков работы с различными материалами, развитию конструкторской деятельности. Воспитывать аккуратность, умение находить нестандартные решения творческих задач. | Пластилин. |
31 10.04.2017 | «Белая птица По небу мчится» | Развивать умение детей отыскивать внешние сходства между строением самолета и комбинацией определенных геометрических фигур; развивать умение создавать условные схематические образы фигуры некоторых кораблей по готовому образцу; развивать умение "читать" схемы-развертки деталей. | Развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук. | Плоскостные геом. фигуры. |
32 17.04.2017 | «Волшебный цветок» | Закреплять конструкторские навыки, развивать умение комбинировать детали. Продолжать учить детей конструировать из бумаги, действовать по образцу. | Совершенствовать элементарные навыки пространственной ориентации; развивать творчество, эстетический вкус. | Цветная бумага. |
33 24.04.2017 | «Друзья Кубика» | Упражнять в анализе конструкций, в планировании деятельности; развивать конструкторские навыки. Формировать художественный вкус, развивать творчество и интерес к созданию образа. | Способствовать выработке навыков работы с различными материалами, развитию конструкторской деятельности. Воспитывать аккуратность, умение находить нестандартные решения творческих задач. | Строительный набор. |
34 15.05.2017 | «Выращиваем кувшинку» | Учить детей мастерить, пользуясь любым подручным материалом, фантазировать и делать поделки своими руками. | Учить доводить начатую работу до конца. | Шаблон на большом листе, картон, цветная желтая и белая бумага. Клей, ножницы, простой карандаш, кисточка, фломастеры, Образец кувшинки. |
май | 35 22.05.2017 | «Цветы» | Пробуждать творческую фантазию детей. Продолжать складывать квадрат пополам по диагонали, загибать углы по линии. Воспитывать любовь к природе. | | Тонкие квадратные листы бумаги разных цветов, ножницы, палочки, полоски бумаги, фломастеры. Образцы цветов. |
| 36 29.05.2017 | «Цепочки из колец» | Учить сенсорному анализу. Развивать мелкую моторику. Научить разрезать бумагу несколькими движениями ножниц. Научить склеивать из полосок бумаги кольцо – баранку. | Развивать аккуратность, внимание, умение доделывать свою работу до конца. Усвоение математических понятий «один», «много», «по одному». | Цветная бумага, клей, ножницы. |
К пяти годам при успешном освоении программы достигается следующий уровень овладения необходимыми навыками и умениями по конструированию:
- расширяются представления о деятельности людей, связанной со строительством, созданием техники, предметов, вещей;
- дети учатся преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать по словесной инструкции;
- дети создают постройки по индивидуальному и совместному замыслу и играют с ними;
- дети упражняются в изготовлении простых плоских игрушек из бумажных полос способом складывания их пополам;
- приучаются к аккуратности в работе и порядку.