Тема экскурсии: «Первые вестники весны»
Цель экскурсии: увидеть первых вестников весны.
Задачи:
- Образовательная: дать общее представление о приходе весны; расширить знания о первых вестниках весны; научить находить наиболее яркие признаки весны (проталины, потемневший снег); научить определять стороны горизонта по отдельным приметам.
- Развивающая: укрепить здоровье детей; закладывать у дошкольников стойкий интерес к туристическим походам в будущем, формировать необходимые навыки; совершенствовать движения в естественных природных условиях, обогащение двигательного опыта детей.
- Воспитательная: наполнить ум и сердце детей «драгоценными каплями» знаний о прекрасном природном окружении, научить ценить и любить его; приучение детей к самостоятельной деятельности; воспитание личностных качеств (любовь, сопереживание, взаимопомощь, патриотизм и мн.др.).
Просмотр содержимого документа
«Конспект проведения экскурсии»
Методическая разработка проведения экскурсии
на тему «Первые вестники весны»
в старшей группе ЛГ МАДОУ «ДСКВ №8 «Рябинка»
Воспитатель Салий Ольга Анатольевна
Тема экскурсии: «Первые вестники весны»
Цель экскурсии: увидеть первых вестников весны.
Задачи:
Образовательная: дать общее представление о приходе весны; расширить знания о первых вестниках весны; научить находить наиболее яркие признаки весны (проталины, потемневший снег); научить определять стороны горизонта по отдельным приметам.
Развивающая: укрепить здоровье детей; закладывать у дошкольников стойкий интерес к туристическим походам в будущем, формировать необходимые навыки; совершенствовать движения в естественных природных условиях, обогащение двигательного опыта детей.
Воспитательная: наполнить ум и сердце детей «драгоценными каплями» знаний о прекрасном природном окружении, научить ценить и любить его; приучение детей к самостоятельной деятельности; воспитание личностных качеств (любовь, сопереживание, взаимопомощь, патриотизм и мн.др.).
Предварительная работа: Экскурсия в лес требует тщательной подготовки, соблюдения техники безопасности.
Подготовка воспитателя: прежде всего, проверить запрограммированный маршрут. Накануне экскурсии обследовать дорогу, места стоянки и игр, измерить расстояние, определить время движения. Важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом; хорошо изучить особенности климатических условий, рельефа, почвы, гидрографическую сеть; продумать, какие движения целесообразнее использовать на тех или иных участках дороги с учетом естественных препятствий; воспитатель должен иметь оказывать первую помощь при непредвиденных обстоятельствах; продумать программу ознакомления с природой; отобрать литературный материал для времени года – весны (рассказы, загадки, особое внимание обратить на народные приметы); перед началом экскурсии пересчитать детей.
Подготовка детей: беседа с детьми о маршруте экскурсии; вспомнить стихи, пословицы, поговорки, подобрать походную песню; перед выходом необходимо проверить одежду, обувь детей.
Методы и приемы:
Наглядный метод: дети «наблюдают» за весной (находят первые признаки весны); демонстрация (в подготовительной беседе показать картину «Март» Левитана И.И. и обсудить её);
Словесный метод: эмоциональный, правильный, логически-построенный рассказ педагога; вопросы к детям, беседа (стихотворения, приметы, загадки);
Практический метод: упражнения, подвижные игры, различная деятельность в природе, рисование, аппликация.
Общее расстояние: 2 км.
Продолжительность: 1,5 часа
Игры и упражнения:
«К названному дереву беги (иди)». Правилами игры предусматривается включение таких движений, как ходьба и бег с высоким подниманием колен, след в след, широким шагом.
«Прятки». Дети прячутся за деревья. Жмурка, досчитав до десяти, поворачивается и, не сходя с места, ищет глазами детей, стоящих за деревьями. Кто плохо спрятался и первым обнаружен, тот водит.
«Лесные тропинки». Кто-нибудь из детей выбирается ведущим, остальные строятся за ним. Ведущий ведёт колонну по тропинкам, сугробам, используя разные движения. Все остальные должны точно их повторять. Задача ведущего – разнообразить движения в зависимости от условий: по глубокому снегу идти с высоким подниманием колен, перешагивать с проталины на проталину. Ведущий меняется через условное количество шагов. Могут быть предложены веселые задания: идти спиной вперед, придумать шаг для прокладывания тропинки, прыгать на одной ноге по глубокому снегу и т.п.
«Зима надоела». Воспитатель читает закличку: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нм надоела…» - и спрашивает детей, почему зима надоела. Каждый из детей находит свой вариант ответа.
Ход экскурсии:
Этап, время | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Примечания |
Вводная часть 1 час. | Ещё в детском саду: - Ребята, а вы знаете, какое время года наступило? - Правильно! А как вы узнали, что пришла весна? - Да. Это и есть первые приметы весны. Посмотрите на картину Исаака Ильича Левитана. Как вы думаете, какое время года здесь изображено? - Правильно, а как вы догадались? - Да. А как вы думаете, куда можно отправиться, чтобы отыскать первых вестников весны? - Верно! Именно в лесу сначала поселяется весна. Вот послушайте: Голубые, синие небо и ручьи. В синих лужах плещутся стайкой воробьи. На снегу прозрачные льдинки-кружева. Первые проталины, первая трава. О чем эти слова? - Правильно. И сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в лес, где увидим первых вестников весны. Дети организованно выходят и вместе с педагогом идут в лес. Важно, чтобы все дети были в поле зрения педагога, поэтому лучше идти двум взрослым. По пути к лесу загадывать детям весенние загадки («Тает снежок, ожил лужок, день прибывает. Когда это бывает?» (Весной), «Была белая да седая, пришла зеленая, молодая» (зима и весна), «Старый дед, ему сто лет, мост намостил на всю реку, пришла молода – весь мост развела» (мороз и весна) и мн.др.) По пути к лесу сделать две краткие остановки в местах, где признаки весны наиболее ярки (проталины, потемневший снег). Используются особенности рельефа и естественные препятствия для упражнения в движениях. Играют («К названному дереву беги (иди)», «Прятки», «Лесные тропинки» ). | - Весна. - На улице проталины появились. - Снег тает. - Грачи прилетают; - Мать-и-мачеха цветет. - Птички веселей поют. - Ручьи бегут. - Весна. - Снег тает. - Солнышко ярко светит. - На прогулку. - В лес. - О весне. Игровая деятельность детей. | |
Основная часть. | На месте стоянки. - Дети, посмотрите, как прекрасен весенний пейзаж! Чувствуете, запахло весной. А что это у нас под сугробом? - Молодцы, ребята, заметили! Но что-то ещё вы опустили. Оглянитесь вокруг, посмотрите на деревья. - Да! И это тоже первые вестники весны. Воспитатель фотографирует детей и их находки, их игровую деятельность. - Ребята, вам зима надоела? - «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нм надоела…» - Хорошо. Значит, вам нравится весна? - Тогда сегодня мы с вами возьмем частичку весны с нами в группу. Согласны? (Воспитатель осторожно срезает цветущие ветки ольхи, вербы, осины). | Дети, совместно с воспитателем осторожно раскрывают снежный сугроб и находят пробивающуюся зелень. - Смотрите, тут трава растет! - А на пригорке мать-и-мачеха! Дети осматриваются, и находят зацветшие деревья. - У деревьев сережки есть! - Да! - Холодно. - …… - Да! - Да! | |
Заключительная я часть | Короткая дорога обратно. Воспитатель пересчитывает детей. | Дети идут организованно, обсуждая понравившийся поход в лес. | |
Последующая работа:
Поставить в вазы с водой срезанные ветки, красиво оформить – для наблюдения;
Повторение загадок, стихов, пословиц, игр;
Рисование, аппликация на тему «Первые вестники весны».