Методическая разработка по формированию у детей подготовительной группы безопасного поведения на улице
Методическая разработка по формированию у детей подготовительной группы безопасного поведения на улице
Одна из наиболее важных задач детского дошкольного учреждения - научить детей правилам жизни во взрослом мире, правилам, которые помогут избежать серьезных опасностей, в том числе, и на улице. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, поэтому необходимо с самого раннего возраста обучать детей правилам безопасного поведения. Чтобы научить ребенка безопасному поведению на дороге одних только объяснений совершенно не достаточно. Прочные навыки безопасного поведения на дороге формируются у детей только повседневной систематической тренировкой. Во время каждой прогулки с детьми, в поездках надо учить детей наблюдать за улицей и транспортом, учить анализировать встречающиеся дорожные ситуации, видеть в них опасные элементы.
Закладывать основы навыков безопасного поведения на улице нужно уже в младшем дошкольном возрасте. Повышение познавательного интереса у детей посредством дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, занятий, бесед будет способствовать более успешному формированию у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по формированию у детей подготовительной группы безопасного поведения на улице»
Методическая разработка по формированию у детей подготовительной группы безопасного поведения на улице
АКТУАЛЬНОСТЬ
Одна из наиболее важных задач детского дошкольного учреждения - научить детей правилам жизни во взрослом мире, правилам, которые помогут избежать серьезных опасностей, в том числе, и на улице. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, поэтому необходимо с самого раннего возраста обучать детей правилам безопасного поведения. Чтобы научить ребенка безопасному поведению на дороге одних только объяснений совершенно не достаточно. Прочные навыки безопасного поведения на дороге формируются у детей только повседневной систематической тренировкой. Во время каждой прогулки с детьми, в поездках надо учить детей наблюдать за улицей и транспортом, учить анализировать встречающиеся дорожные ситуации, видеть в них опасные элементы.
Закладывать основы навыков безопасного поведения на улице нужно уже в младшем дошкольном возрасте. Повышение познавательного интереса у детей посредством дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, занятий, бесед будет способствовать более успешному формированию у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
- Последовательность - любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
- Наглядность - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
- Деятельность - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
- Возрастная адресованность - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
В каждой группе обязательно должен быть оборудован «Уголок безопасности дорожного движения».
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2-я младшая группа
1. Занятие «Наша улица»
Цель: Расширять ориентировку в окружающем пространстве. Дать представление об улице: дорога - проезжая часть, пешеходная дорожка - тротуар. Представления о безопасном поведении. Развивать зрительное восприятие.
Содержание: Дети рассматривают макет улицы и отвечают на вопросы педагога, обыгрывают ситуации на макете. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
2. Беседа. Грузовой автомобиль. Легковая машина.
Цель: Обучать детей умению узнавать и называть легковой и грузовой транспорт. Формировать знания о правилах безопасности дорожного движения.
Содержание: Дети рассматривают макеты или иллюстрации с изображениями легкового и грузового транспорта и находят отличия. Чтение стихотворения «Машины» Я. Пишумова.
3. Занятие по рисованию «Почини машину»
Цель: Закрепить знания о внешнем виде машин, ее частях. Воспитывать интерес к выполнению задания. Развивать восприятие.
Содержание: Мишка показывает машину без колес и просит детей помочь починить машину. Воспитатель просит детей вспомнить, из каких частей состоит машина и дорисовать то, что отсутствует.
4. Занятие «Труд водителя»
Цель: Познакомить детей с профессией водителя, показать ее общественную значимость. Закреплять знания детей о легковом, грузовом, транспорте. Развивать внимание. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Содержание: Игра «Что исчезло? » Беседа о профессии водителя.
Дидактическая игра «Собери машину».
5. Беседы о спецмашинах: «скорая помощь», «пожарная машина». О профессиях: шофер, врач, медсестра, пожарный.
Цель: Продолжать знакомить детей с городским транспортом. Дать представление о машинах скорой помощи и пожарной машине, об их назначении и отличительных особенностях.
Содержание: Педагог рассказывает о машине скорой помощи, о пожарной машине и о тех, кто на них работает.
6. Дидактическая игра «Мы едем-едем-едем»
Цель: Уточнять у детей знания о названии частей грузовой машины и правилах поведения на дороге. Развивать речевую активность детей. Воспитывать у детей отзывчивость.
Содержание: Воспитатель рассказывает о том, что цирк закрывается на ремонт и зверей нужно перевезти в другое место. Педагог предлагает детям перевезти зверей на своих машинах.
7. Занятие по рисованию «Светофор»
Цель: Познакомить детей с работой светофора, с назначением его сигналов, пешеходным переходом, учить соблюдать правила перехода на светофоре. Закреплять знание цветов: красного, желтого и зеленого.
Содержание: Воспитатель знакомит детей с работой сотрудника ГИБДД и работой светофора. Дидактическая игра «Зажги свой огонек».
Беседа о пешеходном переходе и правилах его прохождения. Рисование пешеходного перехода
8. Беседы «Дорожные ситуации»
Цель: Закреплять у детей первичные представления о безопасном поведении на улице. Закрепить понятия улица, дорога, тротуар.
Содержание: Воспитатель вносит плакаты с изображением различных дорожных ситуаций. Дети рассматривают плакаты и отвечают на вопросы педагога: «Где можно играть детям, о чем забыли дети? и т. д. »
9. Беседа «Моя улица»
Цель: Расширять ориентировку в окружающем пространстве. Закреплять знания детей о правилах поведения на улице, дороге. Развивать зрительное восприятие.
Содержание: Дети рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы педагога, обыгрывают ситуации на макете. Чтение и обсуждение книги М. Дружининой «Моя улица».
Средняя группа
1. Рассматривание плаката или макета «Наша улица»
Цель: Закрепить понятия «тротуар» и «проезжая часть». Уточнять и расширять представления детей об улице, дороге. Познакомить с понятиями «перекресток», «пешеходный переход». Формировать элементарные правила поведения на улице. Развивать умение ориентироваться.
Содержание: Нужно научить Мишку правилам дорожного движения. Предлагает детям рассказать то, что они уже знают. (Где должны ездить машины? Где должны ходить люди? и т. д.) Воспитатель дает определение "перекресток", почему это место так называется. Затем объясняет и показывает, как правильно нужно переходить улицу.
2. Беседы «Машины на нашей улице»: грузовая машина, легковая машина, скорая помощь, пожарная машина.
Цель: Закреплять и расширять знания детей о различных видах городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения. Развивать умение находить сходство и различия, целенаправленное внимание и восприятие. Формировать элементарные правила дорожного движения.
Содержание: Воспитатель предлагает обратить внимание на «движущиеся» по улице машины и назвать их, рассказать о них.
Цель: Продолжать знакомить детей с городским транспортом. Познакомить с пассажирским транспортом, особенностями их внешнего вида и назначения. Расширить знания детей о труде водителя. Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.
Содержание: Воспитатель подводит детей к макету улицы, показывает на троллейбус, автобус, трамвай. Рассказывает, как устроен троллейбус, читает стихотворение «Мамин троллейбус» О. Высоцкой. Рассказывает о трамвае и его особенностях. Загадки о транспорте.
4. Сюжетно-ролевая игра «Автобус»
Цель: Закреплять у детей знания об автобусе, его назначении, о работе водителя и о соблюдении правил посадки и высадки пассажиров. Воспитывать умение правильного поведения в автобусе.
Содержание: Дети с педагогом строят из стульчиков автобус.
Выбирается водитель, а остальные дети пассажиры. Воспитатель предлагает детям «купить» билеты и занять места в автобусе. Все занимают места, автобус отправляется в путь. Автобус останавливается на остановках, пассажиры выходят, заходят в автобус и учатся безопасному поведению в общественном транспорте.
5. Занятие «Мир автомобилей»
Цель: Расширять знания о видах легкового, грузового и пассажирского транспорта. Развивать умение находить сходства и различия. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Содержание: Незнайка и просит помочь ему разобраться с видами машин. Дидактическая игра «Собери машину». Подвижная игра «Цветные автомобили». Беседа об истории автотранспорта. Игра «Не ошибись».
6. Занятие-развлечение «Гостья бабушка Загадушка»
Цель: Закреплять знания о городском транспорте. Формировать навыки безопасного поведения на улице. Развивать смекалку, сообразительность.
Содержание: В гости к детям приходит бабушка Загадушка с волшебной коробкой. Она загадывает загадки, а дети отгадывают и находят отгадку в коробке.
7. Беседа «Знакомство с дорожными знаками:
«Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».
Цель: Познакомить детей с новыми знаками дорожного движения. Формировать навыки безопасного поведения, желания соблюдать правила дорожного движения.
Содержание: Воспитатель говорит, что чтобы не попасть на дороге в опасную ситуацию, нужно следить за сигналами светофоров и знаками дорожного движения. Знаки-помощники подсказывают, как правильно вести себя на улице. Загадки о пешеходном переходе.
8. Дидактическая игра «Угадай дорожный знак»
Цель: Закрепить знания детей о сигналах светофора, дорожных знаках (пешеходный переход, остановка общественного транспорта) и их назначении.
Содержание: Незнайка не знает, что нарисовано на карточке. Нужно помочь Незнайке. Воспитатель читает загадки о дорожных знаках, а дети отгадывают, показывают и рассказывают.
9. Занятие по сказке С. Михалкова «Бездельник Светофор»
Цель: Закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах, о цвете (красный, жёлтый, зелёный) ; развивать зрительное восприятие; развивать речевую и двигательную активность детей, графомоторные навыки.
Содержание: Педагог уточняет знания детей о значении светофора. Дидактическая игра «Найди правильный светофор». Каждому ребёнку предлагаются три картинки с изображением светофоров. Две из них «неправильные». Необходимо найти «правильный» светофор. Прослушивание сказки С. Михалкова «Бездельник Светофор» и беседа по сказке. Раскрашивание светофора.
10. Беседа «Дорожные происшествия»
Цель: Закреплять у детей знания правил дорожного движения. Развивать умение решать проблемные ситуации, в которых оказались невнимательные пешеходы, умение ориентироваться в сложившейся ситуации.
Содержание: Дети рассматривают плакаты, на которых изображены проблемные ситуации, в которых оказались невнимательные пешеходы. Педагог задает вопросы: «Почему они попали в беду? Что нужно было сделать? Где нужно играть? и т. д. » Чтение рассказа В. Р. Клименко «Происшествие с игрушками». Обсуждение рассказа.
11. Итоговое занятие «Как Колобок домой шел»
Цель: Закреплять у детей знания о правилах дорожного движения и поведения на улице, в общественном транспорте, о светофоре, о дорожных знаках, улице, пешеходном переходе.
Содержание: Колобку нужно добраться до дедушки и бабушки. Но катится он по дорожке, где нужно соблюдать правила дорожного движения, а их Колобок как раз и не знает. Дети помогают Колобку. Он в благодарность дарит им цветные карандаши. А дети в подарок Колобку рисуют светофоры.