Просмотр содержимого документа
«Методика В.В.Воскобовича для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
В.В.Воскобович
«Если игры прошли через руки,
ум и сердце взрослого,
они дойдут до ребенка».
Происходящая в стране модернизация образования, внедрение ФГОС ДО обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в дошкольных учреждениях. В связи с этим, каждому педагогу приходится искать свои инновационные вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие педагогический процесс, т.е. наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик – современных образовательных технологий, эффективность которых очевидна.
Дети с ОВЗ имеют специфические особенности психолого-педагогического характера. В подготовительной к школе группе многие не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужного для усвоения программного материала запаса знаний, умений, навыков.
Кроме того, у детей ограничен определенный уровень речевого развития. Нарушения речи у таких воспитанников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. На этом фоне в большинстве случаев у этих ребят присутствуют в той или иной степени нарушение звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т.д. Поэтому они нуждаются в продолжительной систематической помощи специалиста.
Учиться говорить, писать правильно и красиво – это большой труд. Поэтому в основе занятий необходимо использовать комплексно – тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами. Традиционная учебно-дисциплинарная модель обучения не подойдет. Необходим личностно – ориентированный подход к обучению. Все занятия должны быть ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт, потребность в эмоциональном общении с ребенком. Необходимо разнообразное построение занятий: игра, спектакль, сказка, (дети и участники, и зрители) или они учителя, а не ученики и т.д. Для этого используем литературные персонажи, специально изготовленные панно, сюжеты сказок, элементы сюжетно- дидактических игр и т.д.
Использование игровой технологии в коррекционной работе, разработанной В.В.Воскобовичем, важно и интересно для детей, разнообразно по содержанию, очень динамично. Игры включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям в непринуждённой обстановке проявлять речевую активность, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными. Учитывая особенности высшей психической деятельности детей, все вышеперечисленное приобретает наибольшую значимость. Многофункциональность, многообразие и возрастная адекватность развивающих игр В.В.Воскобовича позволяет использовать их для решения коррекционно-логопедических задач.
Игровая технология Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» соответствует всем требованиям ФГОС и раскрывает каждую из пяти областей развития ребенка. Заключается она в том, что применение игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» адаптировано к коррекционно-логопедической практике, с учетом особенностей речевого развития детей с ОВЗ в условиях группы компенсирующей направленности.
На что следует обратить внимание во время занятий с ребенком по играм Воскобовича:
• Подготовка. Перед тем как предлагать игру ребенку, ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.
• Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.
• Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать их от слишком долгого сидения.
• Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому малышу по душе и по силам.
Особенность игр В.В.Воскобовича при их применении в коррекционной работе:
- Конструктивность элементов. Игры включают отдельные элементы, которые являются средствами конструирования. Все эти элементы могут использоваться в различных комбинациях на коррекционных занятиях.
- Широкий диапазон участников игр. Одна и та же игра привлекательна для детей любого возраста. Это возможно потому, что в ней есть упражнения в одно-два действия для малышей и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.
- Многофункциональность. С помощью одной игры можно решать большое количество коррекционно-образовательных задач. В отличие от других дидактических разработок, материал изложен так просто, что им могут воспользоваться родители, педагоги и воспитатели без дополнительного обучения.
- Сказочная составляющая. Интерес детей к сказкам - это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного коррекционного обучения.
Применение игр Вячеслава Вадимовича позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всей образовательной деятельности. И это немаловажно, т.к. дети с ОВЗ часто имеют нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженную работоспособность и быструю утомляемость. Во время занятий включаются в работу все анализаторные системы.
Немного о играх В.Воскобовича.
Коврограф Ларчик (игровой комплекс) – незаменимое пособие в коррекционно-логопедической работе. Его можно использовать на всех занятиях и решать практически все коррекционные задачи. Я использовала коврограф и на фронтальных занятиях в качестве рабочей зоны при изучении звуков, и на индивидуально-подгрупповых занятиях при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
При постановке или дифференциации звуков используем приложения к «Коврографу Ларчик» - наборы букв на фанерной, картонной и прозрачной основах, при звуко-буквенном, слоговом анализе и синтезе – «Теремки Воскобовича» и «Складушки», при совершенствовании навыков чтения - «Читайка на шариках 1» и «Читайка на шариках 2».
«Теремки Воскобовича»- это уникальное пособие для обучения чтению на наглядной основе. Оно состоит из 12 деревянных кубиков-теремков разного цвета (2 белых, 2 голубых, 2 желтых, 2 лиловых, 2 коричневых) с согласными буквами на гранях, а также 12 картонных кубиков-сундучков (2 синих, 2 зеленых, 6 двойных сине-зеленых, 2 знаковых) с гласными на гранях, которые вкладываются в теремки, чтобы получались слоги. А из нескольких теремков можно составить слово.
На первом этапе игры - ребенок знакомится со звуками и буквами. Ребенок поворачивает кубик разными сторонами и называет звуки. Затем придумывает, какие животные могли бы поселиться в этом теремке. Таким же образом ребенок знакомится с остальными теремками. Теперь подключаются кубики-вкладыши с гласными-шутами. В синем кубике живут А,О,У,Э,Ы (гласные, показывающие твердость звука), в зеленом - Я, Е, Ю, И, Е (гласные, показывающие мягкость гласного звука.
На втором этапе он учится составлять слоги. Воспитанник вкладывает в первый теремок кубик со знакомой буквой и прочитывает получившийся слог.
На третьем этапе можно составлять и читать простые слова.
Устройство теремков позволяет превратить этот процесс в серию интереснейших игр. Например, игра в «превращения», где «дым» легко станет «дом»ом, а «сон» - « сор»ом.
Создавая «Складушки», Воскобович переработал идею складов Зайцева. Игра-пособие «Складушки» предназначена для обучения детей чтению в складовой системе. Оно выполнено в виде книжки, на каждой странице яркая картинка и стихотворные строчки с выделенными складами. Так же имеется СД-диск с озвученными складовыми песенками.
«Читайка на шариках 1» и «Читайка на шариках 2» - эффективное средство речевого развития ребенка, тренировки навыков слогового и глобального чтения. Вначале ребенок загибает уголок и читает слово, затем научится различать звонкие и глухие звуки, выделять слоги, конструировать слова. Таким образом, прочитает сотни слов и даже смешные слова-небывалки.
Эрудиты «Снеговик», «Ромашка», «Яблонька» помогают знакомству с буквами, тренируют навыки чтения, учат составлению слов, закрепляя навыки языкового анализа и синтеза , обогащая словарь, развивая словотворчество.
Все они - большая поддержка и помощь в работе по устранению и профилактике дисграфии.
Игры Вячеслава Вадимовича способствуют развитию мелкой моторики рук, координации «глаз – рука». Почему необходимо развивать мелкую моторику рук? В 1928 году В.М.Бехтерев указал на стимулирующее влияние движений рук для развития речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков РАО установили, что уровень развития речи детей прямо зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Марионилла Максимовна Кольцова, заведующая лабораторией высшей нервной деятельности детей дошкольного возраста в НИИ физиологии детей и подростков АПНдоказала, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкие движения пальцев рук, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Это дополнительная энергия коры головного мозга. Если к сказанному добавить развитие мышления, тренировку интеллекта, развитие памяти, внимания, самостоятельности, то чудо – игры нам просто необходимы в работе. Психоневрологи советуют всю интеллектуальную нагрузку давать только на фоне «разогретых рук». Неоднократность использования этого игрового материала способствует переходу образов – представлений в образы – понятия, что важно для последующих этапов обучения. Игровое пособие «Игровизор», приложение «Лабиринты букв» поможет сформировать моторный образ буквы, запомнить буквы, научиться соотносить их со звуками, составлять из бусинок-букв простые слова.
«Конструктор букв» - оптимальный набор конструктивных элементов всех букв алфавита.
Шнуровка из эластичной тесьмы «Шнур - Затейник» развивает психические процессы: внимание, память, мышление, умение сравнивать, обобщать. Все игры помогают проводить тактильный и оптический анализ образа буквы, цифры, фигуры, развивают мелкую моторику рук.
При использовании этих игр необходима самоотдача, экспромт. В работе с детьми взрослому очень важно быть артистом и режиссером. В этих играх максимально реализуются возможности детей. Они помогают в коррекции нарушений речи, закреплении правильных речевых навыков, формировании практического уровня усвоения языка. Сформированность практического уровня владения языком является необходимым условием для изучения языковых явлений и закономерностей овладения знания о языке.
В завершении хотелось бы отметить: как показывает практика, использование игровой технологии В.В.Воскобовича в коррекционном процессе с дошкольниками с ОВЗ, является эффективным средством преодоления речевых нарушений. Поэтому, своей задачей считаю продолжение работы по адаптированию игр Воскобовича в коррекционной работе.