Просмотр содержимого документа
«Методика развития количественных представлений в период вычислительной деятельности»
ТЕМА: «Методика ознакомления с цифрами. Методика развития количественных представлений в период вычислительной деятельности (с 6-го года жизни)».
Цель:
Ознакомление с методикой развития количественных
представлений у дошкольников в период вычислительной
деятельности с шестого года жизни).
Предварительная работа
После выработки счетной деятельности можно учить соотносить множеству не только число, но и цифру. Иногда это делают раньше, предлагая запомнить визуально числовую фигуру и соответствующую ей цифру, но лучше не спешить, учитывая абстрактность математических понятий.
Особенности наглядного материала
Любые множества, числовые и цифровые карточки.
Методика обучения
Необходимо научить детей различать понятия:
• количество (свойство конкретного множества, отражающее, сколько в нем элементов);
• число (абстрактное математическое понятие, характеризующее общее свойство конечных равномощных множеств);
• цифра (знак для записи чисел).
На одном занятии знакомим с одной цифрой, рассматривая множества с соответствующим количеством элементов. Предварительно закрепляем знание предыдущих цифр. Необходимо создать поисковую ситуацию, чтобы дети поняли смысл обозначения числа цифрой. Начинаем знакомство с цифры 1, затем по порядку до 9, потом с нулем и записью числа 10. Дети часто путают цифры 4 и 7, 5 и 2, 6 и 9. Эта проблема решается в процессе многократных упражнений.
Фрагмент 1:
Программная задача: познакомить с цифрой 1.
Наглядный материал: коробка с цифрой 1 на крышке, в ней спрятана одна игрушка.
Ход:
— Я не знаю, что лежит в коробке, но могу точно сказать, что только один предмет. Давайте проверим, права ли я?
— Что это? Сколько?
— Как вы думаете, как я догадалась?
— Здесь написана цифра. Что она обозначает?
— Люди придумали цифры, чтобы записывать числа.
— Цифра 1 обозначает число один, она показывает, что в коробке только один предмет.
— На что похожа цифра 1?
— Нарисуйте пальцем в воздухе цифру, как я.
— Найдите у себя на столе карточку с цифрой 1.
— Ответьте на вопрос молча, показав карточку.
— Сколько у человека носов?
— На сколько шесть больше пяти?
Фрагмент 2:
Программная задача: познакомить с цифрой 0 и записью числа 10.
Наглядный материал: материал, используемый для обратного счета (10 предметов).
Ход:
Воспитатель убирает предметы, а дети называют, сколько осталось. Звучит обратный счет. Затем убирается последний предмет.
— Сколько?
— Ни одного обозначает число ноль, которое записывается цифрой ноль.
— Нарисуйте пальцем в воздухе. На что похож?
— Число десять записывают с помощью двух цифр 1 и 0.
Цифра 1 пишется слева, а ноль справа.
Схема работы с каждой цифрой
1. Повторение предыдущей цифры.
2. Рассматривание множества с нужным количеством элементов.
3. Рассматривание цифры.
4. Обсуждение на что похожа цифра.
5. Рисование цифры пальцем в воздухе.
6. Поиск карточки с нужной цифрой.
7. Использование цифровых карточек для ответов на вопросы.
8. Возможна запись цифр.
Варианты заданий
— Покажите цифрой, сколько предметов на столе.
— Покажите цифру, которая обозначает число 7.
— Отсчитайте столько предметов: [ 5 ]
— Покажите цифрой, на сколько четыре меньше пяти.
— Я назову число, а вы отсчитайте на столько [ 1 ] кругов больше. Семь.
— Присядьте столько [ 3 ] раз.
Осложнения
Цифровые карточки применяются при решении других программных задач (при сравнении чисел, при изучении состава числа из двух меньших чисел, для записи решения задач и др.). Знание цифр используется при отгадывании загадок, выучивании стихов. В подготовительной группе иногда учат записывать цифры. Спешить с этим не надо, так как здесь необходимы: достаточно развитая мелкая моторика и умение ориентироваться на цисте бумаги в клетку.
Дидактические игры
«Молчанка». (Воспитатель задает вопросы, а дети показывают ответы с помощью цифровых карточек); «Веселый счет». (Инсценировка стихотворения Маршака) и др.
Анализ программных задач
1. Познакомить с составом числа из единиц.
2. Познакомить с составом числа из двух меньших чисел.
3. Познакомить с действиями сложения и вычитания.
4. Познакомить со знаками: +, —, =, .
5. Научить решать и составлять арифметические задачи.
6. Познакомить с денежными знаками.
Замечание: задачи № 3 и 4 решаются одновременно с задачами № 2 и 5 или еще раньше (см. «Счетную деятельность»).
Методика ознакомления с составом числа из единиц (задача 1)
Предварительная работа
Когда сформирована счетная деятельность и у детей развиваются представления о числе как абстрактном математическом понятии, знакомим с составом натуральных чисел в пределах десяти из единиц.
Особенности наглядного материала
Множества, составленные из разных элементов, называемых одним словом (как для ознакомления с порядковым счетом): фрукты, овощи, фигуры, цвета, имена и др.
Карточки с изображением картинок на обобщающее слово (рис. ):
Методика обучения
Необходимо научить детей, рассматривая множества, рассказывать, как составлена группа, называть каждый элемент и их общее количество.
Например:
«Число пять составлено так: 1 квадрат, 1 круг, 1 треугольник, 1 овал, 1 прямоугольник — всего 5 геометрических фигур».
«Число три составлено так: 1 цилиндр, 1 куб, 1 шар — всего 3 фигуры».
В старшей группе рассматриваем числа в пределах первого пятка, в подготовительной — в пределах второго пятка.
Примерные задания:
— Составь число 4 из флажков разного цвета так, чтобы каждый цвет использовался только один раз. Расскажи, как ты это сделал.
— Расскажи по карточке, как составлено число.
— Составь число 5 из названий цветов. (Задание по представлению.)
Усложнения
Сначала используем реальные предметы, затем картинки, фигуры, потом даются задания по представлению, без наглядности.
В конце работаем с карточками (демонстрационными и раздаточными).
Дидактические игры
«Я знаю пять имен девочек...» (игра с мячом) и др.
Методика ознакомления с составом числа из двух меньших чисел (задача 2, 3, 4)
Предварительная работа
После ознакомления детей с составом чисел из единиц формируем умение составлять числа из двух меньших чисел.
Особенности наглядного материала
Два множества, различающиеся одним признаком (красные и синие круги) или связанные логически (зайцы и белки). Числовые и цифровые карточки.
Методика обучения
В подготовительной группе на основе предметно-практических действий знакомим с составом чисел из двух меньших чисел. Дети в процессе многократных упражнений запоминают таблицу сложения в пределах десяти и соответствующие случаи вычитания, что имеет большое значение при обучении решению арифметических задач.
Фрагмент:
Программная задача: познакомить с составом числа 4 из двух меньших чисел.
Наглядный материал: круги голубые и красные, цифровые карточки).
Ход:
— Что это?
— Какие?
— Сколько?
— Какой цифрой можно обозначить?
— А теперь сколько всего?
— Сколько каких?
— Обозначьте цифрами.
— Как мы составили число 4?
— Как можно по-другому?
Вывод:
— Число 4 можно составить по-разному: 3 и 1, 2и2, 1иЗ.
Усложнения
Сначала работаем с реальными предметами, фигурами, картинками, потом с числовыми и цифровыми карточками, затем ем задания без наглядности. Отрабатываем умение составлять числа из двух меньших, начиная с числа 3, и постепенно доходим до 10.
Замечание: состав числа 2 из единиц уже изучен. Дальше 10 идти не стоит, лучше прочно усвоить знания в пределах десятка.
Примерные задания и вопросы:
— На верхнем проводе сидели 5 ласточек. Одна перелетела на нижний провод. Сколько всего ласточек? Сколько на верхнем проводе? Сколько на нижнем? Как составлено число 5? Как можно сделать по-другому?
— Вере подарили 4 карандаша. Как она могла их поделить с Мишей?
— У меня в руках 6 камешков. Сколько в левой, а сколько в правой руке?
— Нарисуйте на листе фигуры: треугольники — слева, квадраты — справа, всего — 7 фигур. Расскажите, кто как нарисовал.
— На карточке изображено 8 зайчиков. Угадайте, сколько я закрыла.
— Покажите две карточки, чтобы всего было 9.
— Какое число и как я составила?
— Как можно составить число 10?
— Составьте число 5 из двух меньших чисел.
— Придумайте два числа, которые вместе составят число 6.
Дидактические игры
«Лото» (настольно-печатная игра: числовая или цифровая карточка кладется в нужное место);
«Гаражи» (Игра может быть настольно-печатная или подвижная: на машине номер из двух цифр, надо ехать в гараж с соответствующим номером, обозначенным одним числом);
«Найди пару», «Назови соседа», «Кто где живет?» (рис. );
4 + 3
6-2
«Назови сумму», «Назови разность» (карточки с примером на одной стороне и с ответом на другой) (рис.).