kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика работы по формированию представлений о форме предметов и геометрических фигурах у старших дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление ребенка с формой предметов самым лучшим образом происходит при сочетании разнообразных методов и приемов обучения. Для такого ознакомления необходимо применять дидактические игры и упражнения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика работы по формированию представлений о форме предметов и геометрических фигурах у старших дошкольников.»

Методика работы по формированию представлений о форме предметов и геометрических фигурах у старших дошкольников.

Ознакомление ребенка с формой предметов самым лучшим образом происходит при сочетании разнообразных методов и приемов обучения. Для такого ознакомления необходимо применять дидактические игры и упражнения. Например«На что похожа фигура»«Найди такую же фигуру».

Достаточно широкое применение в обучении дошкольников нашли и такие методы как, указания педагога«Найди, покажи, принеси, добавь, составь…» и т. д. Кроме наглядных и практических методов необходимо применять и словесные«Как называется, опиши, расскажи, чем похожи…».

Очень важное значение имеет связь этой работы с различными видами изобразительной деятельности, по той причине, что потребность воссоздать предмет – нарисовать, сконструировать или вылепить его – вызывает у ребенка необходимость четкого, расчлененного восприятия его формы и различия.

В процессе формирования представлений о форме педагог попутно закрепляет представления детей о фигурах, воспитатель предлагает ребёнку обвести контур той или иной фигуры, ощупать ее или же отобрать модели необходимой формы и размера – например, выбрать все треугольники. В ходе таких занятий дети сравнивают фигуры разного вида, но одного цвета или же одного вида, но разного цвета либо размера. С новыми геометрическими фигурами дети знакомятся при помощи их сравнения с уже знакомыми им моделями либо друг с другом: квадрат с прямоугольником, куб с шаром, шар и куб с цилиндром. Сначала фигуры сравнивают попарно, затем сравниваются группы фигур – например, шары и цилиндры и т. д. Рассматривание и сравнение фигур должно происходить в определенном порядке : «Что это? Какого цвета? Какого размера? Из чего сделано? Чем похожи? Чем отличаются?» и т. д. Четкий, определенный порядок вопросов приучает детей последовательно рассматривать фигуры, обследовать их, проводить сравнения по однородным и разнородным признакам, выделять значимые свойства и не отвлекаться на незначительные. Очень важно организовать разнообразные действия ребенка с фигурами по той простой причине, что уровень представлений детей определяется именно богатством опыта восприятия формы. Большим значением обладает осязательно – двигательное обследование моделей фигур. Восприятие ребенком формы улучшает подключение руки к работе глаза. Фигуры дети ощупывают кончиками пальцев, обводят их контур. Педагог помогает и подталкивает их следить за движением пальца по контуру фигур : «Посмотрите, как пальчик побежит!». Проведением рукой по поверхности фигуры заканчивается обведение контура.

Работая с моделями, дети пробуют их катать, ставить в различные положения, чем выявляют их устойчивость или неустойчивость. Наложение одной фигуры на другую – квадрата и круга, треугольника и квадрата, прямоугольника и квадрата и т. д. даёт возможность ребёнку более чёткое воспринять особенности фигур разного вида и выделить их элементы.

Многочисленные экспериментальные исследования доказали, что при выборе метода важен учёт содержания формируемых знаний. При ознакомлении детей с формой и величиной наряду с различными игровыми методами и приёмами используются наглядные и практические. При умелом сочетании игровых методов, дидактических игр и методов прямого обучения удаётся обеспечить всестороннюю математическую подготовку детей. Игра увлекает детей, не перегружает их умственно и физически.

Используются наглядные методы и приемы : «Посмотри и найди такую же фигуру»«На что похожа фигура» и др. Широкое применение в обучении находят практические методы и приемы : «Найди, принеси, покажи. выложи, начерти, составь узор» и др. Наряду с наглядными и практическими используются словесные методы и приемы : «Как называется, чем отличаются, чем похожи; опиши, расскажи».

Работа по развитию представлений о форме осуществляется параллельно и органически увязывается с обучением счету, с упражнениями в сравнении размеров предметов. Большое значение имеет установление связи этой работы с обучением разным видам изобразительной деятельности, так как потребность воссоздать предмет (нарисовать, вылепить, сконструировать) вызывает необходимость четкого, расчлененного восприятия его формы.

Обучая счету, педагог попутно закрепляет представление детей о фигурах. Он предлагает детям обвести контур модели, ощупать ее, отобрать модели указанной формы (выбрать, скажем, все квадраты). Дети сравнивают количество фигур разного вида или одного вида, но разного цвета или размера. («Чего больше: квадратов или треугольников? Больших треугольников или маленьких?» и т. п.). С новыми геометрическими фигурами детей знакомят, сравнивая модели с уже знакомыми или друг с другом: прямоугольник с квадратом, шар с кубом, цилиндр с кубом и шаром. Сначала их сравнивают попарно, а затем сопоставляют группы фигур, например,: квадраты с треугольниками и т. п. Рассматривание и сравнение фигур проводят в определенном порядке: «Что это? Какого цвета? Какого размера? Из чего сделаны? Чем отличаются? Чем похожи?»

Определенный порядок вопросов приучает детей последовательно рассматривать и обследовать фигуры, производить сравнения по однородным признакам, выделять существенные свойства и отвлекаться от несущественных свойств (цвет, размер, материал, положение в пространстве). Важно организовать разнообразные действия детей с моделями фигур, так как уровень представлений о них определяется богатством опыта восприятия формы.

Большое значение имеет осязательно-двигательное обследование моделей. Подключение руки к работе глаза улучшает восприятие формы. Дети ощупывают модель кончиками пальцев, обводят ее контур. Педагог побуждает их следить за движением пальца по контуру фигуры : «Посмотрите, как палец побежит!» Обведение контура модели завершается проведением рукой по ее поверхности. Действуя с моделями, дети пробуют их катать, ставить в разные положения и выявляют их устойчивость или неустойчивость. Взаимное наложение одной фигуры на другую - круга и квадрата, квадрата и прямоугольника, квадрата и треугольника - позволяет четче воспринять особенности фигур каждого вида, выделить их элементы.

Таким образом, при правильной методической организации педагогического процесса в работе с детьми дошкольного возраста, дети способны без перегрузок и напряжения овладевать общепринятыми эталонными представлениями, которые происходят при помощи соотнесения предметов между собой. Необходимо отметить важность и значимость методических основ формирования представлений о форме предметов у детей дошкольного возраста. Ознакомление детей с формой предметов наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения.

Рассмотрев теоретические основы формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей дошкольного возраста, можно отметить, что одним из пространственных свойств окружающих предметов является их форма, а развитие представлений о форме является одной из проблем сенсорного восприятия ребёнка. Дошкольники не могут самостоятельно выделять особенности восприятия формы как пространственный признак предмета, не могут обобщить малознакомые предметы по форме, но свободно различают контрастные по форме фигуры (круг и квадрат, и затрудняются в тонком анализе (квадрат, ромб, прямоугольник, четырёхугольник).

Из всего сказанного следует вывод о необходимости обучения детей правильным приемам обследования формы геометрических фигур, развивать способность детей выявлять простейшие свойства фигур, учить детей группировать фигуры по их признакам, выбирать по образцу среди фигур правильную – нужной формы и цвета, обучать детей находить в окружающей обстановке сходство с известными им геометрическими фигурами, учить детей видоизменять фигуры, составляя из них модели предметов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Живитченко Ольга Васильевна

Дата: 10.11.2022

Номер свидетельства: 617082

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Сенсорное развитие ребёнка как средство восприятия внешних свойств предмета"
    ["seo_title"] => string(80) "siensornoie_razvitiie_riebionka_kak_sriedstvo_vospriiatiia_vnieshnikh_svoistv_pr"
    ["file_id"] => string(6) "398780"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489080609"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства