Методика обучения детей старшего дошкольного возраста объемной аппликации
Методика обучения детей старшего дошкольного возраста объемной аппликации
Аппликация – это один из видов прикладного искусства, который используется для художественного оформления различных предметов с помощью прикрепления к главному фону некоторых вырезанных декоративных или же тематических форм. Более интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги разных ярких расцветок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методика обучения детей старшего дошкольного возраста объемной аппликации»
Методика обучения детей старшего дошкольного возраста объемнойаппликации
Аппликация – это один из видов прикладного искусства, который используется для художественного оформления различных предметов с помощью прикрепления к главному фону некоторых вырезанных декоративных или же тематических форм. Более интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги разных ярких расцветок.
Материалы, простота их обработки стимулируют творческую активность у детей, а также позволяют легко овладеть разными ручными умениями и навыками. Поэтому важно в каждой группе детского сада иметь специальные материалы и оборудование для занятий: это бумагу разных цветов, ножницы, клей, кисточку, подставку для кисточки, подстилку для намазывания фигур, коробочку для обрезков, чистые салфетки.
Объемная аппликация – это такой вид более сложной аппликации, при которой на основу работы наносится сначала некий схематический рисунок будущей работы, а затем уже подготавливаются все объемные элементы, необходимые для работы. Это могут быть как бумажные комочки или же шарики, так и разные гармошки, спиральки, пружинки и другие элементы. Все зависит от выбранной работы и входящих в нее деталей. Важно, чтобы ребенок сначала планировал свою работу: выкладывал детали на рисунок, а уже потом только приклеивал их.
Создавать объёмные аппликации с детьми не только интересно, но и полезно, так как это развивает моторику рук и пальцев, воображение детей, усидчивость, внимание и пространственное мышление детей. К тому же дошкольники очень любят выполнять такой вид работы совместно с взрослыми, которые уже имеют достаточно опыта в таком виде работы. Детям до шести лет важно вводить в занятия аппликацией игру, например загадки, задачки, вопросики, чтобы привлечь и удержать их внимание. Эти игры могут быть о предметах и также образах, которые будут изображены в будущей работе. В целом объемные аппликации делать с ребенком не так уж и сложно. При помощи взрослого это стает доступно и возможно абсолютно каждому ребенку любого возраста. Но нужно помнить, что начинать нужно с простых работ, где объемными будут лишь некоторые детали, а не вся работа в целом. Каждый воспитатель должен помнить, что для детей среднего дошкольного возраста необходимо подготавливать все объемные детали самому, а уже постепенно начинать обучать детей помогать воспитателю в подготовке деталей.
В старшей группе при выполнении аппликации решаются следующие задачи:
учить детей вырезать детали для аппликации из самых разных материалов (бумага, ткань) простыми способами – это отрезать, разрезать, вырезать по контуру;
приобщить детей к созданию аппликации из сухих листьев, скорректировать способы приклеивания листьев на основу, обогатить содержание аппликаций, обеспечив более широкое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства и т.п., а также разнообразие используемых деталей;
учить ребят располагать детали на округлых формах: овале, круге, розетке.
В старшем дошкольном возрасте уже увереннее действует рука у ребенка, поэтому он уже сам может легко помогать воспитателю при подготовке к объемной аппликации, выполнять какие-либо отдельные детали (вырезать, скручивать, сворачивать, обрывать и т.д.).
Для детей старшей группы часто выполняют объемные работы, сделанные в основном из бумаги, природных материалов, ткани и бросового материала. Такой вид аппликации представляет собой необычную для них технику, которая позволяет им придать самой простой и обычной аппликации некий объем. Важно объяснить ребенку суть этого вида аппликации: что на основу наклеивается не вся поверхность вырезанных деталей, а лишь только их часть.
Объемные аппликации требуют для своего изготовления материалы, которые всегда есть под рукой у каждого: цветная бумага, ножницы, клей, вата, нитки, картон или плотная бумага. Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок. Поэтому в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с программными задачами обучения аппликации необходимо иметь специальные материалы и оборудование для занятий: бумагу для фона и элементов аппликации, ножницы, клей, кисточку, подставку для кисточки, подстилку для намазывания фигур, коробочку для обрезков, чистую салфетку (из расчета на каждого ребенка). Детям для фона обычно нужно предлагать выбирать более плотную бумагу для подчеркивания определенной ситуации.
Элементы аппликации вырезаются из более упругой и эластичной бумаги разных цветов. Так как ребенок уже сам может помогать воспитателю в подготовке деталей аппликации, то ему уже дают ножницы с закругленными концами. Хранят их обычно в коробке, или стаканчиках. Важно проговаривать с детьми все правила пользования ножницами перед каждой работой. Кисти для намазывания фигур берут в зависимости от размера заготовок. После работы дети должны вымыть свою кисть и высушить. Надо проговаривать, что во время работы кисти кладут на специальную подставку. Детали работы намазывают на чистой подстилке, на листе бумаге либо доске. Так же воспитатель должен перед работой проговаривать с детьми правила работы с клеем, чтобы дети запоминали их и повторяли на каждом занятии. Работы детей можно оформлять в рамки, что приносить дополнительную радость детям и эстетику.
Наряду с вырезанием различных форм на глаз детей нужно учить изображать объемные предметы приемами сгибания заготовки, например, для передачи зеркального отражения сторон ёлочки, листочка, цветка. Также воспитатель учит детей складывать бумагу гармошкой и вырезать композиции типа гирлянды, где повторяются элементы. Проведению каждого занятия должна предшествовать большая воспитательная работа: рассматривание картин, иллюстраций, чтение рассказов, стихотворений, просмотр телепередач и т.д. При выполнении аппликации воспитатель объединяет детей одной общей целью, а также организует их деятельность, помогает распределить задания между детьми, задействовав каждого в работе. Важным моментом является предварительная работа с детьми: обсуждение плана работы, планирование работы, изготовление деталей работы. Воспитатель во время работы помогает каждому при изготовлении аппликации, контролирует их работу, подсказывает и дает советы по выполнению. Чтобы научиться изготавливать объемные аппликации типа домов, транспорт, птиц и т.д. дети должны четко выделять отдельные детали изделия, определять их форму, пространственное расположение. В повседневной работе воспитатель должен организовывать работу по обследованию предметов, изготавливаемых детьми. Это помогает детям при выполнении аппликации вспоминать, как лучше изобразить предмет, его отличительные признаки.
Приемы вырезания детям показываются частично, лишь сложные, а более легкие и знакомые приемы вырезания дети уже знают сами. Польза объемной аппликации состоит в том, что ребенок начинает мыслить трехмерно. Для изготовления объемной аппликации дети вместе с воспитателем подготавливают рабочее место: собирают нужную бумагу, ножницы, клей, линейки и простые карандаши, важно подобрать шаблоны, а также можно использовать любые подручные средства – это и трубочки, нитки, вата, ткань, бусы, веточки и т.д. Важно перед работой объяснить ребенку, что детали объемной аппликации крепятся лишь частью своей плоскости, а не полностью, а также могут наклеиваться помятые части детали, согнутые детали. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что объемные аппликации не только развивают творческие способности детей, но и дают им много знаний.
Объемные аппликации развивают у детей воображение, эстетический вкус, способствуют изучению цветов, форм и объемов предметов, а также развивают моторику рук, усидчивость, конструкторское мышление. Во время работы дети прикладывают больше труда и фантазии, чтобы создать наиболее объемную и эстетичную работу. При этом каждый воспитатель должен соблюдать методику работы с детьми: проводить предварительную работу с детьми, планировать работу, подготавливать детали для аппликации совместно с детьми, повторять правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем, объяснять этапы работы и помогать при работе каждому дошкольнику.
В конце работы важно, чтобы воспитатель оценил работу детей и даже возможно оформил работы в рамки. Только при соблюдении таких правил, работа детей будет удачной и будет привлекать их на последующих занятиях.