kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика использования арома- и фитотерапии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика использования арома- и фитотерапии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика использования арома- и фитотерапии»

Методика использования арома- и фитотерапии

Современная ароматерапия – это профилактический, оздоровительный способ поддержания хорошей психоэмоциональной и физической формы, позволяющий снять ежедневные стрессы.

Ароматерапия занимает положение наравне с фитотерапией, гомеопатией, акупунктурой и прочими методами. Медики и ученые единогласно соглашаются, что ароматы растений оказывают огромное положительное влияние на человека.

Ароматерапия – это медицинская наука, основанная на влиянии запахов на человека. Обоняние играет важнейшую роль в жизни человека. Эта способность развивается в зависимости от индивидуальных качеств, а также под влиянием окружающего мира. Учёными было доказано, что независимо от личных предпочтений человека, существуют различные запахи, способные поднимать настроение и улучшать самочувствие.

В мире множество запахов, и каждый имеет своё действие. Одни успокаивают, другие, наоборот, возбуждают, одни вызывают сонливость, другие в свою очередь бодрят. Медики объясняют это тем, что запахи стимулируют глубинные участки мозга, а мозг, в свою очередь, посылает соответствующие сигналы нервной системе.

История ароматерапии насчитывает уже более 7000 лет. Ещё в древности люди знали о целебных свойствах эфирных масел, и умели добывать их. Истоки этого метода натуральной медицины относятся к временам Древнего Египта, Рима, Греции, Китая. Еще первобытные люди заметили действие различных ароматов, когда подкладывали в огонь те или иные растения.

Растения – это самые древние и удивительные сущности, когда-либо населявшие нашу планету. Они обладают мощной, доброй энергетикой, способной исцелять и оберегать от внешних воздействий. Собственно, растения, как первые, и в то же время, самые беззащитные поселенцы на планете, только тем и занимались, что выживали в агрессивной среде. Вы можете выбросить в мусоропровод постаревший (или надоевший) цветок, а он, даже оказавшись на свалке, под грудой мусора, еще будет жить (и страдать, конечно). Ни одно существо на Земле не обладает такой колоссальной жизненной силой, как растения. Основным действующим компонентом ароматерапии служат эфирные масла. Это квинтэссенция растений, обладающая энергией четырех стихий: земли, воды, огня и воздуха.

Более того, молекулы эфирного масла повышают действие химических препаратов в 4-10 раз. Одним из важнейших достоинств этих молекул является то, что они находятся в организме недолго (около 20 минут), а сделав свое дело, выходят, не оказывая вредных побочных эффектов.

Сильной стороной ароматерапии является отсутствие противопоказаний и побочных действий. Фактически, единственными противопоказанием является возраст (до одного года) и заболевания нервной системы.

Принцип ароматерапии одновременно прост и непостижим. Чувствительные клетки, рецепторы слизистой оболочки носа, воспринимают запахи и мгновенно передают информацию в нервную систему. Что и как происходит дальше – не важно. Главное, что это работает. Так можно излечить массу заболеваний. Но нас интересует прежде всего то действие, которое оказывают эфирные масла на энергетическую оболочку детей дошкольного возраста.

Поскольку дети натуры чувствительные и впечатлительные, их реакция на эфирные масла всегда положительна.

Применение средств ароматерапии как средства оздоровления и восстановления у детей способствует поддержанию хорошего настроения, помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна, снять состояние усталости.

В силу того, что детский организм находится еще в состоянии развития, применять средства ароматерапии для дошкольников и младших школьников следует совсем в минимальных дозировках. Лучше всего, если масла будут наноситься на глиняные и деревянные фигурки, аромамедальоны, подушечки.

Достаточно эффективно использование смеси для поднятия настроения -масло апельсина - 2 капли, масло иланг-иланга - 2 капли.

Весной и летом лучше использовать эфирные маслах ароматом свежести (цитрусовые, хвойные), а под Рождество или Новый год - более теплые (цветочные, пряные).

Аромакурительнца (аромалампа). В комнате, где вы будете проводить с детьми сеанс ароматерапии, закройте окна. В особую курительницу в виде чаши налейте теплую воду, добавьте 3-5 капель аниса или чабреца, затем снизу зажгите свечу. Медленно подогреваясь, вода постепенно насытит комнатный воздух ароматом. В первые два дня сеанс займет не больше 20 минут. Эффективно использовать во время сеанса спокойную музыку со звуками природы, чтение рассказов, рассматривание иллюстраций.

Всё эфирные масла положительно влияют на нервную систему и психическое здоровье.

Если ваш ребенок чрезмерно возбудим, плаксив, жалуется на бессонницу, то для его спокойствия ему нужны ароматы аниса, розы, ладана, сандала, иланг-иланга или апельсина.

Если ребенок одолеваем комплексами типа: «У меня ничего не получится» - эффективно использование майорана, базилика, герани, апельсина и корицы. Если ребенок плохо адаптируется к детскому саду, школе - полезен лимон. Если агрессивен - применяем лаванду и ладан. Если ребенок ленится, равнодушен к занятиям -поможет можжевельник.

Использование эфирных масел в педагогической практике очень обоснованно. Однако необходимо учитывать особенности детского организма и соблюдать ряд ограничений.

С учетом того, что воздушная среда помещений образовательных учреждений содержит условно-патогенные микроорганизмы, которые могут провоцировать острые или аллергические заболевания, и содержание колоний микроорганизмов в помещениях нередко превышает норму в 2-3 раза, то можно считать, что в таких условиях пребывания детей и школьников показано применение аэрофитотерапии.

Аэрофитотерапия основана на способности растений выделять вещества, обладающие мощным бактерицидным, простацидным и фунгицидным действиями («феномен фитонцидов»).

Аэрофитодизайн предусматривает использование фитонцидных комнатных растений с целью оздоровления детей.

Лечебное воздействие летучих веществ растений на организм:

  • благотворно воздействуют на психику;

  • нормализуют сердечный ритм;

  • улучшают обменные процессы;

  • увеличиваются защитные силы организма;

  • нормализуются процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий мозга;

  • повышается работоспособность;

  • обладают способностью подавлять жизнедеятельность условно-патогенных микроорганизмов.

К отрицательным аспектам воздействия летучих веществ растений на организм детей относятся возможные аллергические реакции, распространенные в последнее время достаточно широко, а также возможна повышенная утомляемость и раздражительность в случае избытка ароматических веществ (в период цветения магнолии, олеандра, гордензии, мурайи не рекомендуется находится в помещении более 1-1,5 ч.).

С целью использования положительного влияния отдельных растений на состояние педагогов и учащихся рекомендуется создавать уголки фитодизайна с размещением определенных видов растений.

Этот уголок фитодизайна может быть как стационарным, так и передвижным. Составляя подбор растений для уголка фитодизайна рекомендуется обязательно проконсультироваться с медицинскими работниками. Существуют особые правила проведения занятий в уголках фитодизайна (см. Приложение 7).

После занятий, в конце дня очень эффективно будет проведение сеанса фитотерапии с детьми с целью восстановления, расслабления, релаксации с учетом той напряженной нагрузки, которую они испытывают на протяжении всего дня.

Целесообразно обратиться к классификация растений, использующихся для восстановления и повышения работоспособности (по В.А. Иванченко (см. Приложение 7)).

Методика использования аромаламп

С помощью аромаламп вы можете наполнитъ помещение бодрящими или релаксирующими ароматами любимых эфирных масел.

Аромалампы – это быстрый и удобный способ придать помещению приятный запах. Простые в использовании, они мягко прогревают эфирное масло, которое начинает испаряться, выделяя в воздух летучие ароматические вещества, наполняющие комнату приятным ароматом.

Аромалампы можно использовать в любом помещении. Они помогут вам поднять настроение или расслабиться после тяжелого рабочего дня. Аромалампы обладают очень тонким, почти неуловимым эффектом, они подходят скорее для того, чтобы поднять расположение духа, чем для лечения или для концентрации во время медитаций. Вы можете купить аромалампу в больших универмагах или в специализированных магазинах.

Принцип действия аромалампы

Наша способность обонять запахи обусловлена присутствием в воздухе мельчайших молекул. Когда мы вдыхаем эти молекулы, они распознаются рецепторами, расположенными в носу. Затем полученная информация передается по нервным каналам в мозг, в том числе в те его области, которые отвечают за эмоции, поведение и память. Молекулы запаха растворяются в крови, и их активные компоненты начинают работать.

Аромалампы подогревают ароматическое масло, поддерживая температуру, при которой оно начинает испаряться. При этом молекулы аромата попадают в воздух и насыщают его гораздо быстрее, чем без теплового воздействия. Подогревая ароматическое масло, аромалампа одновременно прогревает окружающий воздух. Теплый воздушный поток поднимается вверх, заставляя быстрее циркулировать воздух в помещении.

Как пользоваться маслом для аромаламп

Вы можете просто накапатъ в блюдце несколько капелъ вашего любимого ароматического масла ши смешать сразу несколъко ароматов, однако с помощъю любого из приведенных ниже методов масло будет испарятъся быстрее.

Электрические аромалампы

В электрических аромалампах масло нагревается при помощи электричества.

Первый тип состоит из керамического блюдца, подключающегося к розетке. Добавьте воду и несколько капель маспа на блюдце, и когда оно нагреется, масло начнет испаряться.

Другой тип – это небольшое керамическое кольцо, которое надевается на лампочку настольной лампы. Тепло от лампочки заставит масло улетучиваться.

Аромалампы со свечой

Аромалампа со свечой состоит из небольшой чаши для масла и воды, помещенной над свечой. Тепло от свечи засавляет масло испаряться и рассеиваться в воздухе. Наполните чашу лампы водой и добавьте от трех до пяти капель масла. Когда свеча нагреет смесь, масло начнет улетучиваться быстрее.



Правила ароматерапии:

  • никогда не наносите неразбавленное масло на кожу и слизистые;

  • никогда не используйте эфирные масла в повышенных дозировках;

  • при первом применении данного эфирного масла, проведите аллергопробу: для этого нанесите на носовой платок 1 каплю масла, и иногда, в течение дня, подносите платок к носу; желательно эту пробу проводить хотя бы двое суток;

  • начинайте использовать эфирные масла с минимальных дозировок.

При соблюдении всех правил, ароматерапия будет эффективным методом профилактики многих заболеваний.


Деление эфирных масел на группы:

по полу и возрасту:

мужские - имбирь, лимон, листья бэй, эвкалипт, грейпфрут, мандарин, сосна, ель, кедр, лимонник китайский,.майоран, шалфей, пачули, ладан, иссоп, корица, мирт, сандал, нарцисс, розмарин, можжевельник.

женские -роза, мелисса, сандал, бергамот, иланг-иланг, левзея, герань, каяпут, фенхель, жасмин, ромашка, лиметт, мускатный орех, мирра, гвоздика, нероли, кипарис, туя, вербена.

детские - апельсин, роза, мандарин, лимон, бергамот, иланг-иланг, вербена.

для пожилых - сандал, пачули, кедр, ель, лимон, розмарин, мята, герань, левзея.

по темпераменту:

для спокойных людей - эвкалипт, герань, фенхель, лимон, апельсин, мандарин, имбирь, мускат, мирт, пачули, гвоздика, розмарин, шалфей, туя, иланг-иланг, чабрец, иссоп, кедр, корица.

для возбудимых людей - каяпут, грейпфрут, бергамот, сандал, сосна, лаванда, лиметт, левзея, мята, роза, нероли,мелисса, майоран, лавр, розовое дерево, кипарис, вербена, мирра, ладан.


Аромарецепты:

Головные боли различного происхождения:

  • лаванда 3 к + герань 2 к + мята перечная 2 к + гвоздичное масло из бутонов 2 к + эвкалипт 1 к;

  • массаж висков, шеи и плеч раствором эфирных масел в масле-носителе, а также ингаляции смеси в воздухе.

Бессонница:

  • лаванда 5 к + можжевельник 3 к + апельсин 1 к + тимьян 1 к;

  • массаж плеч или при приеме ванн перед сном, или нанесение на полоску бумаге возле кровати;

для неохотно засыпающих детей:

  • ромашка 1к + герань 1к;

  • на полоску бумаги возле кровати или в блюдце с теплой водой.

  1. Общий стресс, вызванный переутомлением:

  • лаванда 4 к + апельсин 3 к + герань 2 к + розмарин 1 к;

  • общий массаж с раствором смеси или ванна перед сном.

  1. Стресс-апатия:

  • апельсин 4 к + розмарин 2 к + мята перечная 2 к + сосна 1 к +
    тимьян 1 к;

  • общий массаж с раствором смеси или ванна перед сном.

  1. Нервное напряжение, волнение:

  • герань 4 к + лаванда 3 к + можжевельник 2 к + тимьян 1 к;

  • общий массаж с раствором смеси или ванна перед сном.

  1. Умственное утомление, рассеянное внимание:

  • розмарин 5 к + лаванда 2 к + герань 2 к + апельсин 1 к;

  • общий массаж, полоска бумаги, насыщенная смесью.


Правила проведения занятий в уголках фитодизайна:

  1. Уголок фитодизайна целесообразно разместить возле окна.

  2. Школьники размещаются вокруг растений в радиусе 3 м, т. к. на более дальнем расстоянии снижается эффект воздействия фитонцидов.

  3. Для повышения влажности воздуха и образования аэроионов между растениями размещается емкость с водой.

  4. Перед сеансом растения опрыскивают дегазированной водой.

5.Целесообразно использование музыкального сопровождения.

В перечень растений, обладающих фитонцидными свойствами, которые могут быть рекомендованы для уголка фитодизайна, входят следующие виды:

  • алоэ древовидное;

  • аукуба японская;

  • бегония угловатая вечноцветущая;

  • бересклет японский;

  • гибискус китайский;

  • жасмин самбак;

  • каланхое перистое;

  • калина лавролистная;

  • кофе аравийский;

  • лавр благородный;

  • лимон;

  • мирт обыкновенный;

  • монстера привлекательная;

  • мурайя экзотическая;

  • плющ обыкновенный;

  • самшит вечнозеленый;

  • сансевьера трехполосая;

  • фикусы;

  • хлорофитум хохлатый.

После занятий, в конце дня очень эффективно будет проведение сеанса фитотерапии с детьми с целью восстановления, расслабления, релаксации с учетом той напряженной нагрузки, которую они испытывают на протяжении всего дня.



Классификация растений, использующихся для восстановления и повышения работоспособности (по В.А. Иванченко):

I. Возбуждающие растения - стимуляторы нервной системы

  1. Растения, содержащие ядовитые алкалоиды, влияющие на передачу торможения в центральной нервной системе: мордовник обыкновенный, секуринега ветвецветная (полукустарниковая), чилибуха (рвотный орех) и др.

  2. Растения, оказывающие бета-адреностимулирующее, кофеи-ноподобное действие: чай китайский, кофе аравийский, какао настоящее, кола заостренная, падуб парагвайский и др.

  3. Растения, оказывающие адренолиноподобное действие: копытень европейский и копытень Зибольда, портулак огородный, соляноколосник прикаспийский, татарник обыкновенный, эфедра хвощовая и др.

  4. Растительные ноотропы, влияющие на поведение, обучение, память: женьшень, маакия амурская, родиола розовая и др.

  5. Растения-психостимуляторы и адаптогены, обладающие анти-депрессантной активностью: аралия маньчжурская и аралия Шмидта, женьшень, заманиха (эхинопанакс) высокая, кодонопсис лесной, левзея сафлоровидная, лимонник китайский, плющ обыкновенный и колхидский, рододендрон Адамса, родиола розовая и холодная, стеркулия платанолистная, элеутерококк колючий и др.

  6. Растения, стимулирующие и улучшающие функции сенсорных систем (зрительной, слуховой и др.):

а) вышеперечисленные растения первой группы действия;

б) офтальмостимуляторы: аир болотный, барвинок малый, ветреница длинноволосистая, дереза китайская, дягиль лекарственный, кассия туполистная, лотос орехоносный, малина корейская, очанка гребешковая, ремания клейкая, рута пахучая, солянка холмовая, черемша, черника обыкновенная, шиповник коричный, якорцы стелющиеся и др.;

в) аудиостимуляторы: барвинок малый, будра плющевидная,
ветреница длинноволос и стая, дурнишник обыкновенный, смолевка
енисейская и пустынная и др.

  1. Растения аналептики (средства скорой помощи); лобелия одутлая, ракитник русский, дрок прижатый и красильный, аммо-дендрон (песчаная акация), термопсис ланцетный, маакия амурская, копеечник забытый и др.

  2. Растения, оказывающие кратковременное возбуждающее, кардиотоническоское, антиаритмическое действие, связанное с наличием алкалоида протопина; глауциум, или мачек бахромчатый, дымянка лекарственная, хохлатка обманчивая, цефалярия гигантская и др.

Эфирномасличные растения, возбуждающие, тонизирующие сердечнососудистую и центральную нервную системы:

а) растения-камфароносы: камфарное дерево, брусника обыкновенная, зверобой продырявленный, орех Зибольда, розмарин лекарственный, шелковица белая и др.;

б) эфирномасличные растения, содержащие туйон; можжевельник обыкновенный, пижма обыкновенная и др.;

в) возбуждающие, тонизирующие, общеукрепляющие, анаболические эфирномасличные растения, пряные овощи и специи; бархат амурский, береза бородавчатая, повислая, пушистая, будра плющевидная, вербена лекарственная, гравилат городской, жгун, корень Моннье, иссоп лекарственный, камфаросма марсельская, касатик (ирис) лировидный, котовник лимонный, лаванда колосовидная, любисток лекарственный, марь амброзисвидная, мелисса лекарственная, мята полевая, пастернак посевной, перец однолетний, роза
дамасская, белая, рута душистая, тимьян обыкновенный, шандра
обыкновенная и др.;

г) возбуждающие, общеукрепляющие, анаболические растения-
пряности; ваниль душистая, гвоздичное дерево, имбирь аптечный,
кардамон настоящий, коричник китайский, лавр благородный, мускатный орех, перец черный и др.;

д) возбуждающие, общеукрепляющие растения семейства крестоцветных, содержащие возбуждающий гликозид синигрин и аллилгорчичное масло, использующиеся как пряные овощи и специи: горчица сарептская, русская, дескурайния Софии, индау посевной, кресс посевной. Лук репчатый, лук победный и медвежий (черемша), пастушья сумка обыкновенная, редька посевная, сердечник луговой и сердечник-недотрога, хрен обыкновенный, чесночник лекарственный, ярутка полевая и др.

П. Общеукрепляющие, тонизирующие растения

  1. Растения, содержащие фитогормоны или влияющие на эндокринную систему:

а) растительные анаболики-горечи, способствующие образованию пептидных гормонов желудочно-кишечного тракта и регулирующие деятельность нервной системы: аир болотный, вахта трехлистная, волчец кудрявый, горец птичий (спорыш), горечавка желтая, девясил высокий, дягиль лекарственный, золототысячник зонтичный, квассия горькая, одуванчик лекарственный, подорожник большой, полынь горькая и обыкновенная, цикорий обыкновенный идр.;

б) растения кортикостероидного типа действия: астрагал сладколистный и шерстистоцветковый, бузина черная, гиностемма пятилистная, камеденосные растения (абрикос, акация, вишня, слива, миндаль и др.), папоротник многоножка (сладкий корень), паслен сладко-горький, раздельнолодочник бухарский, ремания клейкая, смородина черная, солодка голая и уральская, череда трехраздельная, хвощ полевой и др.

в) общеукрепляющие растения, содержащие простагландино-подобные вещества: бриония белая, карибские и тихоокеанские кораллы, рута душистая;

г) общеукрепляющие анаболические растения, содержащие фитоэстрогены и фитогонадотропины: буквица лекарственная, ива козья, кипрей узколистный, клевер пашенный, ползучий, гибридный, седоватый, кокосовая пальма, кубышка желтая, лен обыкновенный, люцерна посевная, любисток аптечный, любка двулистная, мальва черная, малина обыкновенная, молочай Фишера (Палласа), облепиха крушиновидная, пальчатокоренник (ятрышник) пятнистый, подсолнечник однолетний, рута душистая, рябина амурская, смородина черная, солодка голая и уральская, хмель обыкновенный, якорцы стелющиеся, яснотка белая и др.,

д) общеукрепляющие растения, содержащие урсоловую (отчасти олеаноловую) кислоту, обладающие кардиотоническим, минералокортикоидным, эстрогенным, андрогенным, ипсулиноподобным, легким транквилизирующим действием: айва продолговатая; боярышник однопестичный; пятипестичный; брусника обыкновенная; водяника (шикша) черная; сибирская, почтиголарктическая, голубика (гонобобель); фанат; клюква болотная; кровохлебка лекарственная; лаванда колосовая; малина обыкновенная; облепиха крушиновидная; падуб морщинистый; репейничек аптечный; рододендрон Аламса, Унгерна; рябина обыкновенная; толокнянка обыкновенная; черника обыкновенная; Черноголовка обыкновенная и др.;

е) общеукрепляющие анаболические растения гипогликемизи-рующего действия: содержащие гликокинины (галега лекарственная, горошек посевной, латук посевной, миндаль обыкновенный, пырей ползучий, стальник колючий, фасоль обыкновенная и т. к.), содержащие инсулиноподобные вещества (барвинок малый, бархат амурский, женьшень и другие адаптогены, пажитник греческий, тыква горькая, черноголовник колючий и т. п.); лектины бобовых и т. п.; горечи (горек птичий, девясил высокий и т. п.); пряности и пряные овощи (лавр благородный, лук репчатый, сельдерей пахучий и т. п.); регенераторы инсуляторного аппарата поджелудочной железы (липа сердцевидная, лен обыкновенный, шелковица белая, черная, грецкий орех, маньчжурский орех и т. п.); растения, содержащие витамины и микроэлементы (виноград культурный, гранат обыкновенный, крапива двудомная- и т. п.); растения, регулирующие состояние нервной системы (омела белая, пион лекарственный, пустырник сердечный и т. п.) и др.

  1. Общеукрепляющие растения, тонизирующие сердечно-сосудистую систему (кардиотоники):

а) растения, содержащие ядовитые сердечные гликозиды (используются только в клинике): адонис весенний, джут длинноплодный, аморфа кустарниковая, желтушник серый, ландыш майский, морозник кавказский, морской лук, наперстянка красная (пурпуровая, шерстистая, ржавая, реснитчатая, сирения стручковая, строфант Комбе, харг кустарниковый и др.;

б) растения, содержащие сердечные гликозиды, применяются в народной медицине как общеукрепляющие, кардиотонические средства: авран лекарственный, барбарис обыкновенный, аллохруза качимовидная, вязель разноцветный, белозор болотный, гулявник ирио, дескурайния Софии, качим тихоокеанский, кирказон ломоносовидный, купена лекарственная, лактофиоль обыкновенный, майник двулистный, остролодочник крупноцветковый, Лапландский и др.

  1. Растения, содержащие биогенные стимуляторы, тонизирующие нервную систему и активизирующие обмен веществ: алоэ древовидное, очиток большой, пурпуровый, молодило русское, шелковица черная и др.

  2. Растения, содержащие легкоусваиваемые углеводы: лишайник пармелия; любка двулистная; стахио (китайский артишок); цетрария исландская; эремурус мощный, Регеля; ятрышник мужской и др.

  3. Растения, содержащие ферменты, улучшающие переваривание и усвоение пищи: папайя (дынное дерево), проростки гороха, кукурузы, пшеницы, ржи, ячменя, чернушка посевная и др.

  4. Растения, содержащие витамины, микроэлементы, антиокси-данты, органические кислоты: виноград культурный, гранат обыкновенный, груша обыкновенная, дрожжи пивные, ежевика сизая, калина обыкновенная, крапива двудомная, крыжовник обыкновенный, облепиха крушиновидная и др.

  5. Растения, обладающие общеукрепляющим действием, вследствие накопления Р-витаминоактивных веществ: актинидия полигамная и актинидия коломикта, бадан толстолистный, боярышник кроваво-красный, вишня птичья (черешня), горец альпийский, дуб обыкновенный, земляника лесная, ирга овальная, ослинник двулетний, рябина обыкновенная, слива растопыренная (алыча), смородина черная, сафора желтеющая, орех грецкий, орех маньчжурский, тут белый, шиповник коричный, яснотка белая и др.

  6. Гепатопротективные (защищающие печень) общеукрепляющие растения: арония черноплодная, барбарис круглоплодный, обыкновенный, бархатцы распростертые, бессмертник песчаный, бодяк щетинистый, буквица лекарственная, вербейник обыкновенный, володушка золотистая, козелецеволистная, многожильчатая, гибискус сабдарифа, датиска коноплсвая, осот огородный, расторопша пятнистая, купальница европейская, лапчатка гусиная, петрушка огородная, пижма обыкновенная, пупавка полукрасильная, посконник коноплевидный, скумпия коггигрия, репейничек обыкновенный, череда трехраздельная, чистец болотный, прямой, заброшенный, шиповник коричный и др.

III. Продукты пчеловодства как фитозооэргогенные средства: мед, цветочная пыльца, маточное молочко, прополис, пчелиный воск

IV. Эргогенные растения, оказывающие антистрессовый эффект и улучшающие восстановительную функцию сна

  1. Растительные нейролептики (большие транквилизаторы) аминазиноподобного действия: валериана лекарственная, кипрей узколистный, лагохилус опьяняющий, колючник обыкновенный, пассифлора инкарнатая, патриния средняя, пион уклоняющийся, синюха лазуревая, стефания гладкая и др.

  2. Растительные нейролептики, действующие подобно резерпину - тормозящие проведение импульсов по вегетативной нервной системе, барвинок малый, белокопытник белый и гибридный, василистник вонючий, зизифус (унаби) обыкновенный, кирказон ломоносовидный, клопогон даурский, магнолия крупноцветковая, омела белая, шлемник байкальский, эвкоммия вязолистная и др.

  3. Растения, действующие подобно седуксену (малые транквилизаторы): аморфа кустарниковая, верблюжья колючка, вереск обыкновенный, язвенник крупноголовчатый и др.

  4. Седативные растения, тормозящие проведение импульсов по симпатической нервной системе – бета-адреноблокаторы: арника горная, сушеница болотная, чистец болотный и др.

  5. Седативные растения, содержащие гамма-аминомасляную кислоту - тормозной медиатор нервной системы: астрагал повис-лоцветковый, приподнимающийся и др.

  6. Седативные растения, возбуждающие парасимпатическую нервную систему (холиномиметики): галега лекарственная, крапива двудомная и жгучая, льнянка обыкновенная, очиток едкий, пастушья сумка обыкновенная и др.

V. Ароматические растения - восстановители работоспособности

  1. Обладающие стимулирующим запахом: пижма обыкновенная, рябина обыкновенная, тополь черный и др.

  2. Обладающие успокаивающим, снотворным действием: душица обыкновенная, тимьян обыкновенный, сосна (зимой), герань душистая и др.

  3. Ароматические растения-адаптогены, нормализующие функции нервной системы: мята перечная, чеснок посевной и др.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методика использования арома- и фитотерапии

Автор: Кузнецова Анна Владимировна

Дата: 03.05.2022

Номер свидетельства: 606102


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства