Просмотр содержимого документа
«Методика использования арома- и фитотерапии»
Методика использования арома- и фитотерапии
Современная ароматерапия – это профилактический, оздоровительный способ поддержания хорошей психоэмоциональной и физической формы, позволяющий снять ежедневные стрессы.
Ароматерапия занимает положение наравне с фитотерапией, гомеопатией, акупунктурой и прочими методами. Медики и ученые единогласно соглашаются, что ароматы растений оказывают огромное положительное влияние на человека.
Ароматерапия – это медицинская наука, основанная на влиянии запахов на человека. Обоняние играет важнейшую роль в жизни человека. Эта способность развивается в зависимости от индивидуальных качеств, а также под влиянием окружающего мира. Учёными было доказано, что независимо от личных предпочтений человека, существуют различные запахи, способные поднимать настроение и улучшать самочувствие.
В мире множество запахов, и каждый имеет своё действие. Одни успокаивают, другие, наоборот, возбуждают, одни вызывают сонливость, другие в свою очередь бодрят. Медики объясняют это тем, что запахи стимулируют глубинные участки мозга, а мозг, в свою очередь, посылает соответствующие сигналы нервной системе.
История ароматерапии насчитывает уже более 7000 лет. Ещё в древности люди знали о целебных свойствах эфирных масел, и умели добывать их. Истоки этого метода натуральной медицины относятся к временам Древнего Египта, Рима, Греции, Китая. Еще первобытные люди заметили действие различных ароматов, когда подкладывали в огонь те или иные растения.
Растения – это самые древние и удивительные сущности, когда-либо населявшие нашу планету. Они обладают мощной, доброй энергетикой, способной исцелять и оберегать от внешних воздействий. Собственно, растения, как первые, и в то же время, самые беззащитные поселенцы на планете, только тем и занимались, что выживали в агрессивной среде. Вы можете выбросить в мусоропровод постаревший (или надоевший) цветок, а он, даже оказавшись на свалке, под грудой мусора, еще будет жить (и страдать, конечно). Ни одно существо на Земле не обладает такой колоссальной жизненной силой, как растения. Основным действующим компонентом ароматерапии служат эфирные масла. Это квинтэссенция растений, обладающая энергией четырех стихий: земли, воды, огня и воздуха.
Более того, молекулы эфирного масла повышают действие химических препаратов в 4-10 раз. Одним из важнейших достоинств этих молекул является то, что они находятся в организме недолго (около 20 минут), а сделав свое дело, выходят, не оказывая вредных побочных эффектов.
Сильной стороной ароматерапии является отсутствие противопоказаний и побочных действий. Фактически, единственными противопоказанием является возраст (до одного года) и заболевания нервной системы.
Принцип ароматерапии одновременно прост и непостижим. Чувствительные клетки, рецепторы слизистой оболочки носа, воспринимают запахи и мгновенно передают информацию в нервную систему. Что и как происходит дальше – не важно. Главное, что это работает. Так можно излечить массу заболеваний. Но нас интересует прежде всего то действие, которое оказывают эфирные масла на энергетическую оболочку детей дошкольного возраста.
Поскольку дети натуры чувствительные и впечатлительные, их реакция на эфирные масла всегда положительна.
Применение средств ароматерапии как средства оздоровления и восстановления у детей способствует поддержанию хорошего настроения, помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна, снять состояние усталости.
В силу того, что детский организм находится еще в состоянии развития, применять средства ароматерапии для дошкольников и младших школьников следует совсем в минимальных дозировках. Лучше всего, если масла будут наноситься на глиняные и деревянные фигурки, аромамедальоны, подушечки.
Достаточно эффективно использование смеси для поднятия настроения -маслоапельсина - 2 капли, маслоиланг-иланга - 2 капли.
Весной и летом лучше использовать эфирные маслах ароматом свежести (цитрусовые, хвойные), а под Рождество или Новый год - более теплые (цветочные, пряные).
Аромакурительнца (аромалампа). В комнате, где вы будете проводить с детьми сеанс ароматерапии, закройте окна. В особую курительницу в виде чаши налейте теплую воду, добавьте 3-5 капель аниса или чабреца, затем снизу зажгите свечу. Медленно подогреваясь, вода постепенно насытит комнатный воздух ароматом. В первые два дня сеанс займет не больше 20 минут. Эффективно использовать во время сеанса спокойную музыку со звуками природы, чтение рассказов, рассматривание иллюстраций.
Всё эфирные масла положительно влияют на нервную систему и психическое здоровье.
Если ваш ребенок чрезмерно возбудим, плаксив, жалуется на бессонницу, то для его спокойствия ему нужны ароматыаниса, розы, ладана, сандала, иланг-илангаилиапельсина.
Если ребенок одолеваем комплексами типа: «У меня ничего не получится» - эффективно использование майорана, базилика, герани, апельсинаикорицы. Если ребенок плохо адаптируется к детскому саду, школе - полезен лимон. Если агрессивен - применяем лаванду и ладан. Если ребенок ленится, равнодушен к занятиям -поможет можжевельник.
Использование эфирных масел в педагогической практике очень обоснованно. Однако необходимо учитывать особенности детского организма и соблюдать ряд ограничений.
С учетом того, что воздушная среда помещений образовательных учреждений содержит условно-патогенные микроорганизмы, которые могут провоцировать острые или аллергические заболевания, и содержание колоний микроорганизмов в помещениях нередко превышает норму в 2-3 раза, то можно считать, что в таких условиях пребывания детей и школьников показано применение аэрофитотерапии.
Аэрофитотерапия основана на способности растений выделять вещества, обладающие мощным бактерицидным, простацидным и фунгицидным действиями («феномен фитонцидов»).
Аэрофитодизайнпредусматривает использование фитонцидных комнатных растений с целью оздоровления детей.
нормализуются процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий мозга;
повышается работоспособность;
обладают способностью подавлять жизнедеятельность условно-патогенных микроорганизмов.
К отрицательным аспектам воздействия летучих веществ растений на организм детей относятся возможные аллергические реакции, распространенные в последнее время достаточно широко, а также возможна повышенная утомляемость и раздражительность в случае избытка ароматических веществ (в период цветения магнолии, олеандра, гордензии, мурайи не рекомендуется находится в помещении более 1-1,5 ч.).
С целью использования положительного влияния отдельных растений на состояние педагогов и учащихся рекомендуется создавать уголкифитодизайнас размещением определенных видов растений.
Этот уголок фитодизайна может быть как стационарным, так и передвижным. Составляя подбор растений для уголка фитодизайна рекомендуется обязательно проконсультироваться с медицинскими работниками. Существуют особые правилапроведениязанятийвуголкахфитодизайна (см. Приложение 7).
После занятий, в конце дня очень эффективно будет проведение сеанса фитотерапии с детьми с целью восстановления, расслабления, релаксации с учетом той напряженной нагрузки, которую они испытывают на протяжении всего дня.
Целесообразно обратиться к классификация растений, использующихся для восстановления и повышения работоспособности (по В.А. Иванченко (см. Приложение 7)).
Методика использования аромаламп
С помощью аромаламп вы можете наполнитъ помещение бодрящими или релаксирующими ароматами любимых эфирных масел.
Аромалампы – это быстрый и удобный способ придать помещению приятный запах. Простые в использовании, они мягко прогревают эфирное масло, которое начинает испаряться, выделяя в воздух летучие ароматические вещества, наполняющие комнату приятным ароматом.
Аромалампы можно использовать в любом помещении. Они помогут вам поднять настроение или расслабиться после тяжелого рабочего дня. Аромалампы обладают очень тонким, почти неуловимым эффектом, они подходят скорее для того, чтобы поднять расположение духа, чем для лечения или для концентрации во время медитаций. Вы можете купить аромалампу в больших универмагах или в специализированных магазинах.
Принцип действия аромалампы
Наша способность обонять запахи обусловлена присутствием в воздухе мельчайших молекул. Когда мы вдыхаем эти молекулы, они распознаются рецепторами, расположенными в носу. Затем полученная информация передается по нервным каналам в мозг, в том числе в те его области, которые отвечают за эмоции, поведение и память. Молекулы запаха растворяются в крови, и их активные компоненты начинают работать.
Аромалампы подогревают ароматическое масло, поддерживая температуру, при которой оно начинает испаряться. При этом молекулы аромата попадают в воздух и насыщают его гораздо быстрее, чем без теплового воздействия. Подогревая ароматическое масло, аромалампа одновременно прогревает окружающий воздух. Теплый воздушный поток поднимается вверх, заставляя быстрее циркулировать воздух в помещении.
Как пользоваться маслом для аромаламп
Вы можете просто накапатъ в блюдце несколько капелъ вашего любимого ароматического масла ши смешать сразу несколъко ароматов, однако с помощъю любого из приведенных ниже методов масло будет испарятъся быстрее.
Электрические аромалампы
В электрических аромалампах масло нагревается при помощи электричества.
Первый тип состоит из керамического блюдца, подключающегося к розетке. Добавьте воду и несколько капель маспа на блюдце, и когда оно нагреется, масло начнет испаряться.
Другой тип – это небольшое керамическое кольцо, которое надевается на лампочку настольной лампы. Тепло от лампочки заставит масло улетучиваться.
Аромалампы со свечой
Аромалампа со свечой состоит из небольшой чаши для масла и воды, помещенной над свечой. Тепло от свечи засавляет масло испаряться и рассеиваться в воздухе. Наполните чашу лампы водой и добавьте от трех до пяти капель масла. Когда свеча нагреет смесь, масло начнет улетучиваться быстрее.
Правилаароматерапии:
никогда не наносите неразбавленное масло на кожу и слизистые;
никогда не используйте эфирные масла в повышенных дозировках;
при первом применении данного эфирного масла, проведите аллергопробу: для этого нанесите на носовой платок 1 каплю масла, и иногда, в течение дня, подносите платок к носу; желательно эту пробу проводить хотя бы двое суток;
начинайте использовать эфирные масла с минимальных дозировок.
При соблюдении всех правил, ароматерапия будет эффективным методом профилактики многих заболеваний.
лаванда 3 к + герань 2 к + мята перечная 2 к + гвоздичное масло из бутонов 2 к + эвкалипт 1 к;
массаж висков, шеи и плеч раствором эфирных масел в масле-носителе, а также ингаляции смеси в воздухе.
Бессонница:
лаванда 5 к + можжевельник 3 к + апельсин 1 к + тимьян 1 к;
массаж плеч или при приеме ванн перед сном, или нанесение на полоску бумаге возле кровати;
для неохотно засыпающих детей:
ромашка 1к + герань 1к;
на полоску бумаги возле кровати или в блюдце с теплой водой.
Общийстресс, вызванныйпереутомлением:
лаванда 4 к + апельсин 3 к + герань 2 к + розмарин 1 к;
общий массаж с раствором смеси или ванна перед сном.
Стресс-апатия:
апельсин 4 к + розмарин 2 к + мята перечная 2 к + сосна 1 к + тимьян 1 к;
общий массаж с раствором смеси или ванна перед сном.
Нервноенапряжение, волнение:
герань 4 к + лаванда 3 к + можжевельник 2 к + тимьян 1 к;
общий массаж с раствором смеси или ванна перед сном.
Умственноеутомление, рассеянноевнимание:
розмарин 5 к + лаванда 2 к + герань 2 к + апельсин 1 к;
общий массаж, полоска бумаги, насыщенная смесью.
Правилапроведениязанятийвуголкахфитодизайна:
Уголок фитодизайна целесообразно разместить возле окна.
Школьники размещаются вокруг растений в радиусе 3 м, т. к. на более дальнем расстоянии снижается эффект воздействия фитонцидов.
Для повышения влажности воздуха и образования аэроионов между растениями размещается емкость с водой.
Перед сеансом растения опрыскивают дегазированной водой.
5.Целесообразно использование музыкального сопровождения.
В перечень растений, обладающих фитонцидными свойствами, которые могут быть рекомендованы для уголка фитодизайна, входят следующие виды:
алоэ древовидное;
аукуба японская;
бегония угловатая вечноцветущая;
бересклет японский;
гибискус китайский;
жасмин самбак;
каланхое перистое;
калина лавролистная;
кофе аравийский;
лавр благородный;
лимон;
мирт обыкновенный;
монстера привлекательная;
мурайя экзотическая;
плющ обыкновенный;
самшит вечнозеленый;
сансевьера трехполосая;
фикусы;
хлорофитум хохлатый.
После занятий, в конце дня очень эффективно будет проведение сеанса фитотерапии с детьми с целью восстановления, расслабления, релаксации с учетом той напряженной нагрузки, которую они испытывают на протяжении всего дня.
I. Возбуждающиерастения - стимуляторынервнойсистемы
Растения, содержащие ядовитые алкалоиды, влияющие на передачу торможения в центральной нервной системе: мордовник обыкновенный, секуринега ветвецветная (полукустарниковая), чилибуха (рвотный орех) и др.
Растения, оказывающие бета-адреностимулирующее, кофеи-ноподобное действие: чай китайский, кофе аравийский, какао настоящее, кола заостренная, падуб парагвайский и др.
Растения, оказывающие адренолиноподобное действие: копытень европейский и копытень Зибольда, портулак огородный, соляноколосник прикаспийский, татарник обыкновенный, эфедра хвощовая и др.
Растительные ноотропы, влияющие на поведение, обучение, память: женьшень, маакия амурская, родиола розовая и др.
Растения-психостимуляторы и адаптогены, обладающие анти-депрессантной активностью: аралия маньчжурская и аралия Шмидта, женьшень, заманиха (эхинопанакс) высокая, кодонопсис лесной, левзея сафлоровидная, лимонник китайский, плющ обыкновенный и колхидский, рододендрон Адамса, родиола розовая и холодная, стеркулия платанолистная, элеутерококк колючий и др.
Растения, стимулирующие и улучшающие функции сенсорных систем (зрительной, слуховой и др.):
а) вышеперечисленные растения первой группы действия;
б) растения кортикостероидного типа действия: астрагал сладколистный и шерстистоцветковый, бузина черная, гиностемма пятилистная, камеденосные растения (абрикос, акация, вишня, слива, миндаль и др.), папоротник многоножка (сладкий корень), паслен сладко-горький, раздельнолодочник бухарский, ремания клейкая, смородина черная, солодка голая и уральская, череда трехраздельная, хвощ полевой и др.
в) общеукрепляющие растения, содержащие простагландино-подобные вещества: бриония белая, карибские и тихоокеанские кораллы, рута душистая;
е) общеукрепляющие анаболические растения гипогликемизи-рующего действия: содержащие гликокинины (галега лекарственная, горошек посевной, латук посевной, миндаль обыкновенный, пырей ползучий, стальник колючий, фасоль обыкновенная и т. к.), содержащие инсулиноподобные вещества (барвинок малый, бархат амурский, женьшень и другие адаптогены, пажитник греческий, тыква горькая, черноголовник колючий и т. п.); лектины бобовых и т. п.; горечи (горек птичий, девясил высокий и т. п.); пряности и пряные овощи (лавр благородный, лук репчатый, сельдерей пахучий и т. п.); регенераторы инсуляторного аппарата поджелудочной железы (липа сердцевидная, лен обыкновенный, шелковица белая, черная, грецкий орех, маньчжурский орех и т. п.); растения, содержащие витамины и микроэлементы (виноград культурный, гранат обыкновенный, крапива двудомная- и т. п.); растения, регулирующие состояние нервной системы (омела белая, пион лекарственный, пустырник сердечный и т. п.) и др.
Общеукрепляющие растения, тонизирующие сердечно-сосудистую систему (кардиотоники):
а) растения, содержащие ядовитые сердечные гликозиды (используются только в клинике): адонис весенний, джут длинноплодный, аморфа кустарниковая, желтушник серый, ландыш майский, морозник кавказский, морской лук, наперстянка красная (пурпуровая, шерстистая, ржавая, реснитчатая, сирения стручковая, строфант Комбе, харг кустарниковый и др.;
б) растения, содержащие сердечные гликозиды, применяются в народной медицине как общеукрепляющие, кардиотонические средства: авран лекарственный, барбарис обыкновенный, аллохруза качимовидная, вязель разноцветный, белозор болотный, гулявник ирио, дескурайния Софии, качим тихоокеанский, кирказон ломоносовидный, купена лекарственная, лактофиоль обыкновенный, майник двулистный, остролодочник крупноцветковый, Лапландский и др.
Растения, содержащие биогенные стимуляторы, тонизирующие нервную систему и активизирующие обмен веществ: алоэ древовидное, очиток большой, пурпуровый, молодило русское, шелковица черная и др.
Растения, содержащие легкоусваиваемые углеводы: лишайник пармелия; любка двулистная; стахио (китайский артишок); цетрария исландская; эремурус мощный, Регеля; ятрышник мужской и др.
Растения, содержащие ферменты, улучшающие переваривание и усвоение пищи: папайя (дынное дерево), проростки гороха, кукурузы, пшеницы, ржи, ячменя, чернушка посевная и др.
Растительные нейролептики, действующие подобно резерпину - тормозящие проведение импульсов по вегетативной нервной системе, барвинок малый, белокопытник белый и гибридный, василистник вонючий, зизифус (унаби) обыкновенный, кирказон ломоносовидный, клопогон даурский, магнолия крупноцветковая, омела белая, шлемник байкальский, эвкоммия вязолистная и др.
Растения, действующие подобно седуксену (малые транквилизаторы): аморфа кустарниковая, верблюжья колючка, вереск обыкновенный, язвенник крупноголовчатый и др.
Седативные растения, тормозящие проведение импульсов по симпатической нервной системе – бета-адреноблокаторы: арника горная, сушеница болотная, чистец болотный и др.
Седативные растения, содержащие гамма-аминомасляную кислоту - тормозной медиатор нервной системы: астрагал повис-лоцветковый, приподнимающийся и др.
Седативные растения, возбуждающие парасимпатическую нервную систему (холиномиметики): галега лекарственная, крапива двудомная и жгучая, льнянка обыкновенная, очиток едкий, пастушья сумка обыкновенная и др.
V. Ароматическиерастения - восстановителиработоспособности
Обладающие стимулирующим запахом: пижма обыкновенная, рябина обыкновенная, тополь черный и др.
Обладающие успокаивающим, снотворным действием: душица обыкновенная, тимьян обыкновенный, сосна (зимой), герань душистая и др.
Ароматические растения-адаптогены, нормализующие функции нервной системы: мята перечная, чеснок посевной и др.