kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика формирования умения «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, планах-схемах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов деятельности дошкольников. Термин конструирование обозначает определенное взаимоположение различных частей, элементов.

Просмотр содержимого документа
«Методика формирования умения «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, планах-схемах»

ТЕМА: «Методика формирования умения «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, планах-схемах (задача 9)»

Цель:

Изучение методики формирования умения «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, планах-схемах.

Формирование у детей способностей к наглядному моделированию в процессе конструктивной деятельности в условиях ДОУ.

Конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов детской деятельности, которое способствует становлению важнейшего умственного действия наглядного моделирования, развивает способность воспринимать такие внешние свойства предметного мира, как форма, пространственные и размерные отношения, понимать некоторые существенные зависимости структуры предмета от его функции, создавать новые, оригинальные образы.

Термин конструирование (от. латинского -построение) обозначает определенное взаимоположение различных частей, элементов, где предмет предстает как единое целое.

Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений (образов). При этом особенно важно развитие пространственного воображения (Б. М. Ребус) и образного мышления.

Наблюдая за детьми, использующими наглядный материал с ясельной группы, можно заметить, что сначала дети учатся правильно складывать кубики, создавая устойчивые и ровные постройки; учитывая форму различных элементов строительного материала (кубиков); понимать, что сооружения могут выглядеть по-разному. Потом постепенно они учатся «читать» планы построек (сначала в одной плоскости, а позднее в трех), что позволит им более четко ориентироваться в реальных предметах, учитывать их пространственную многомерность, но самое главное - создавать новые, сложные собственные конструкции и правильно воплощать свои замыслы конструктивной деятельности, воплощение которой можно найти в различных стилях архитектуры, что в свою очередь обогатит их фантазию и будет способствовать развитию творческих способностей.

Проведенное в группе наблюдение показало, что при самостоятельном выборе центра активности из 23 детей средней группы чаще выбирают для игры «Центр Строительства и конструирования» 8 мальчиков, что составляет 67% и 3 девочки 27%. Если суммировать показатели, то получится половина группы.

С одной стороны, этот вид деятельности требует от детей достаточно сложной пространственной ориентировки. Ребенку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать ее пространственные характеристики, взаиморасположение частей деталей. С другой стороны, именно в конструировании, как ни в какой другой деятельности, формируются ориентировки. Представление о пространстве при этом складывается из конкретных признаков формы, величины, протяжности, объемности предметов, а также из структурных единиц: частей и деталей.

В своих исследованиях Л. А. Венгер указывал, что сама конструктивная деятельность носит моделирующий характер и непосредственно включает детей в практику активного самостоятельного построения наглядных моделей предметного мира. Создавая постройки, дети учатся понимать признаки предметов реального мира.

Виды конструкторов:

Рынок детских товаров представлен огромным выбором конструкторов для детей различного возраста. Причем с каждым годом появляются все новые и новые идеи, расширяя их ассортимент:

Кубики. Это самый первый конструктор для ребенка. Кубики бывают как мягкие, так и пластмассовые и деревянные. С их помощью малыш сможет сооружать первые постройки в виде башен.

Строительный набор – это разновидность кубиков. Они бывают разного размера, в этот набор входят не только кубики, но и конусы, цилиндры, арки, бруски и другие элементы. Такой набор удобно использовать для строительства как отдельный деталей, так и целого замка. Строительный набор может быть деревянный или пластмассовый, он приятный на ощупь и безопасен для крохи. Ребенок может играть таким конструктором даже до школы.

Конструкторы типа Лего. Такой набор состоит из различных по цвету и размеру деталей, которые «надеваются» друг на друга с помощью специальных креплений. Каждый родитель может выбрать для своего ребенка конструктор, подходящий для его возраста: для начинающих строителей – крупные детали, для детей постарше – более мелкие.

Тематические наборы. Это конструкторы, в которых есть блоки, скрепляющиеся между собой и детали, объединенные одной темой. Например: «Ферма», «Пожарная часть», «Загородный дом» и т. д.

Болтовые конструкторы. Они бывают из различного материала. Этот вид конструктора не прост в сборке, поэтому рекомендуется для детей после четырех-пяти лет. Хотя даже в этом возрасте многое придется показывать родителям – и как завинчивать болтики, и как совмещать детали.

Магнитные конструкторы – состоят из палочек и шариков намагниченных, которые «прилипают» друг к другу. Предназначен для детей после трех лет, так как имеет мелкие детали. С ним очень интересно играть, развивая фантазию.

Контурные конструкторы – такие конструкторы состоят из множества трубочек, которые легко сгибаются, принимая различные положения. В состав входят крепежи и палочки, разные по цвету и размеру. С их помощью создаются причудливые модели. Такой конструктор подойдет ребенку от 6 лет.

Конструктор – трансформер, когда одна модель может превращаться в другую. Это различные фигурки супергероев или животных.

Суставные – соединительные элементы, словно суставы.

Мягкие конструкторы – материал их изготовления – изолон, он нетоксичен и приятен к телу малыша. С их помощью можно создавать как плоские игрушки, так и объемные.

Конструкторы-лабиринты. Набор состоит из деталей, которые соединяются между собой, создавая огромный лабиринт или город. По «дорожкам» скатываются мячики, развивая мышление малыша.

Формы, методы и приемы обучения детей конструированию из строительного материала

У детей 2-3 лет можно выделить форму конструирования: по образцу. А методы и приемы, используемые педагогом, одинаковы для детей разного дошкольного возраста (от 2 до 7 лет, единственное, что их отличает это:

1. Дети 2-3 лет.

Использование образца для детей 2-3 лет, выполненного воспитателем, сопровождаемое показом и подробным объяснением процесса возведения постройки.

Перед этим необходимо:

• знакомство детей с реальным объектом (целиком, потом показывает, из каких частей он состоит, объясняет их практическое назначение. Например, «Горка» во время прогулки. Такое целенаправленное рассматривание предметов помогает ребенку воспроизводить их потом в своих постройках.

• «Домик» у домика - стены, окна, дверь, крыша и т. п., объясняет, какова их форма и пространственное расположение по отношению одна к другой. Далее педагог останавливается на деталях, из которых состоят эти части, и их пространственном расположении (крыша состоит из призм, поставленных в ряд). Порядок обследования должен соответствовать последовательности возведения постройки. Это облегчит детям конструирование впоследствии.

• воспитатель показывает ребенку образец постройки, а затем учит приемам создания простых конструкций из ограниченного количества деталей. Это конструирование включает действия на основе подражания, действиям воспитателя, собственные усилия ребенка в сочетании с действиями самоконтроля, а также прямую помощь со стороны воспитателя.

• воспитатель с самого начала мотивирует постройку и необходимость ее сооружения событиями несложного и понятного детям сюжета. Постройка приобретает для ребенка определенный смысл в контексте решения игровой задачи. Внимание его переключается с конструирования как такового на постройку как средство воплощения понятного ему сюжета, содержание которого исходит от воспитателя.

• педагог должен вовремя помочь ребенку, если тот после демонстрации необходимых конструктивных действий затрудняется их реализовать. Эта помощь может быть выражена в повторном показе постройки образца, включенного в сюжетную канву игровой задачи, в том, что воспитатель поправляет постройку, достраивает ее сам в случае, если ребенок затрудняется в ее завершении или огорчен неудачей.

• немаловажно наблюдение педагога за точностью выполнения по образцу, дети должны научиться правильно отбирать материал и правильно его использовать. Если же педагог замечает ошибки, общие для многих детей, то прибегает к повторному объяснению и показу тех или иных способов и приемов.

• педагог показывает малышам, как использовать данную постройку для игры с игрушками, и предусмотреть для этого специальное время (2-3 мин) -это является «сюжетным конструированием»

Совместное моделирование по карте-схеме объектов из 2-5 элементов. В данном возрасте можно попробовать применять карты-схемы для постройки объектов из небольшого количества элементов - домик, машину, гараж, скамейку, стол и др.

2. Дети 5-7 лет.

У детей 5-7лет можно выделить формы конструирования: по образцу (карте-схеме, по условиям, по теме, по замыслу). Они уже научены работать по образцу в младшем возрасте, способны к более сложной конструктивной деятельности: по рисунку, по пооперационной карте, по схеме.

В процессе конструирования по картам-схемам у детей формируются обобщенные способы анализа объектов и обобщенные представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования по условиям. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов. В процессе конструирования по условиям формируются обобщенные способы анализа конструируемых объектов с точки зрения этих условий, что существенно обогащает представления детей об этих объектах: раскрываются не только их структурные, как это было раньше, но и функциональные свойства.

Все это обеспечивает возможность детей конструировать по собственному замыслу — они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы ее создания.

В данном возрасте выбор предмета постройки зависит от тематики проекта, проводимого в данной группе в это время или от задумки самого ребенка.

По тематике проекта педагогами подготавливается подборка образцов-рисунков и пооперационных карт, выбрав Центр «Строительства и конструирования» на утреннем сборе, или в вечерней самостоятельной деятельности дети переходят в него конструировать, используя при этом образец-рисунок или пооперационную карту-схему.

Немаловажно, что дети, более старшего возраста способны самостоятельно обыгрывать сконструированные предметы с помощью игрушек.

Методы:

- вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в которой у детей было такое же настроение;

-пояснения – широко применяется при использовании детьми незнакомых схем во время конструирования;

-сравнения – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение;

-акцентирования на деталях – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь;

-педагогического наблюдения.

Приемы:

-рассказ, может использоваться в различных ситуациях визуального сравнения. Суть данного приема состоит в сравнении построенного объекта со схемой композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание постройки или сконструированного материала ;

- мысленного создания объекта по названию, данному педагогом. Вначале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки.

– Расскажи, что, какого цвета и какого размера ты возьмешь вначале?

– Что будет построено потом?

– Что у тебя особенно хорошо получится?

- «узнавания» по описанию. Суть данного приема заключается в описании. При этом педагог лишь описывает предмет, не говоря его название. Возможно применение загадок; игровых элементов, стимулирующих желание ребёнка рассказать (поговорить) «Кто расскажет лучше, интереснее? », «Определи на что похоже», «Сочини историю»;

мотивации

- Построим дорогу к бабушке в деревню;

- Создадим объемную аппликацию для мамы;

- создания игровой ситуации «Построим дом для черепашки», «Мост через речка для мышонка» и др. ;

- использование литературных произведений. Большой интерес к конструктивной деятельности у детей возникает в тех случаях, когда воспитатель использует хорошо знакомые малышам стихотворения, сказки «Сделаем стульчик и кроватку для Мишутки из сказки «Три медведя»;

- сюжетного обыгрывания.

Таким образом, использование наглядного моделирования в конструктивной деятельности влияет на развитие дошкольников памяти, воображения, логического мышления, речи, моторики, а так же развивает у детей способности к моделированию пространственных отношений, социальных, научных и математических навыков. Развивает представление о социальном окружении. Использование схем дает возможность сформировать у детей умение строить чертежи, а это в свою очередь формирует более полноценные модельные способности.

Дошкольникам часто предлагают задания по разгадыванию лабиринтов и т. п. Эта работа требует подготовки. Прежде чем использовать готовые схемы, полезно научиться самостоятельно их создавать (трансформировать трехмерное пространство в двухмерное).

Усложнение заданий:

  1. Обставить кукле комнату, как на рисунке (с помощью иг­рушечной мебели).

  2. Моделирование обстановки комнаты с использованием:

  • игрушечной мебели;

  • плоских изображений предметов;

  • условных знаков;

  • геометрических фигур.

  1. На схеме обозначить стрелками словесные направлениядвижения.

  1. Пользуясь картой, найти клад.

  1. Путешествие на игрушечном автомобиле в строгом соот­ветствии с указанным маршрутом.

В дальнейшем на основе словесного описания, используя предметные и пространственные ориентиры, составляются пла­ны-схемы пути из детского сада домой и др. Практически проде­лывая путь, в план вносятся дополнения, уточнения, изменения.

Разгадывание готовых лабиринтов полезно для развития ло­гического мышления и вызывает интерес у ребенка.

Задание для самостоятельной работы студентов

Составить конспект занятия по математике для старшей группы ДОУ с использованием дидактических игр на правила дорожного движения. (можно в электронном варианте)

Можно использовать разноцветные фломастеры или обозна­чение цифрами, чтобы в нужной последовательности соединить точки для сложного рисунка, но тогда усложняется инструкция.

Запись цифр.

При знакомстве дошкольников с цифрами после работы с цифровыми карточками можно научить детей изображать цифры и знаки (+,-,, =) на листе бумаги в клетку.

Если умение писать цифры и знаки сформировано, полезно учить детей записывать решения арифметических задач и приме­ров. В процессе этой работы важно следить за правильной осан­кой детей.

Замечание: работа на листе бумаги в клетку охватывает раз­ные разделы:

«Количество и счет» (рисование нужного количества фигур, моделирование арифметических задач, запись арифметических примеров и др.);

«Величина» (рисование отрезков разной длины, сериационных рядов и др.);

«Форма» (рисование геометрических фигур и др.).








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Трушникова Галина Петровна

Дата: 15.05.2020

Номер свидетельства: 549802

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства