kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическое пособие по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Системная матрешка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие по формированию основ системного мышления длядетей 5-6лет.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Системная матрешка»»









Методическое пособие

по познавательному развитию

детей старшего дошкольного возраста

«Системная матрешка»





















Подготовила

воспитатель высшей

квалификационной категории:

Филиппова Н.В.

Сегодня я представлю пособие по формированию основ системного мышления «Системная матрешка».

Одной из важнейших задач обучения в дошкольном возрасте является не столько сообщение новых знаний, сколько их систематизация, обработка умений, самостоятельного добывания и свободного использования информации в процессе познавательной деятельности. В основе творческого мышления лежит системность. Умение системно думать – обязательное условие при обработке информации. Большинство учёных – практиков считают, что необходимо организовывать работу с ребёнком таким образом, чтобы он умел работать с любыми информационными полями, обладал способами мышления, позволяющими строить свои классификационные структуры, систематизировать объекты материального и духовного мира, решать задачи творческого характера.

В ТРИЗ педагогике активно используется такой метод, как «системный оператор». Безусловно, эта методика является принципиально важной для гармонично, всестороннего и по-настоящему активного творческого мышления у детей и взрослых. Используемый метод системного анализа хорош тем, что он расширяет информационное поле, прекрасно тренирует память, концентрирует внимание, развивает мыслительную деятельность ребенка и, конечно, развивает речь.

Сегодня предлагаю вашему вниманию пособия изготовленные методом системный оператор «Системная матрешка», где дети усваивали способы системного мышления. ⠀⠀

Такой игровой мотив деятельности для детей старшего дошкольного возраста более действенен. Те знания, которые дети получают в процессе активного познания окружающего мира, закрепляются и выводятся на игровую матрешку.

Результаты показывают, что дети не только усваивают материал, но и вносят элементы творческого преобразования. С пассивного участника они переходят на полуактивный и активный этап. Представленные пособия позволяют педагогам грамотно организовать работу по формированию основ системного мышления у детей 6-7 лет.


Цель пособий: способствовать формированию у детей основ системного мышления. Умение достраивать информацию и элементарно прогнозировать развитие систем. Создать условия для усвоения обобщенной модели систематизации объектов.


Творческие задания игрового характера можно использовать как в разнообразных видах занятий (ознакомление с окружающим миром, грамота, математические представления), проектной деятельности так и в свободное время. Только благодаря отработке каждого мыслительного действия постепенно и в полной мере складывается алгоритм системного мышления по отношению к объектам.


1 образец «Системная вертикаль». На этих матрешках представлена линия развития рукотворных объектов.












Полноценное системное мышление невозможно без умения прогнозировать развитие объектов. В рамках живой природы дети достаточно быстро усваивают генетическую линию жизни их представителей (рождение, развитие, старение). Сложнее сформировать понятие о том, что рукотворные системы так же имеют свою линию развития. В рамках конкретного объекта ребенок сам может понять различие между старинным и современным предметами. Однако достаточно тяжело сломать стереотип идеализации современного объекта.

Тем не менее, ребенок будет жить с постоянно совершенствующимися объектами рукотворного мира. Даже, если не будет изобретателем нового, то ему необходимы качества, позволяющие выбрать нужный товар, воспитать в себе культурного потребителя. Поэтому с детьми старшего дошкольного возраста следует организовывать работу по решению задач прогнозного характера относительно рукотворных объектов.

2 образец. Надсистема объекта «У кого я побывал».

На этих матрешках представлена надсистема профессий, изготавливающих рукотворные объекты, которые в определенное время были в руках у людей разных профессий (например: шоколадные конфеты ….).



3 образец. Подсистема объекта «Где я живу?» (например: я живу в квартире, ⠀⠀квартира - это часть дома, ⠀дом - это часть улицы, улица - это часть города, город - это часть области,⠀⠀область - это часть страны, страна-часть материка, материк-на планете Земля, Земля - часть Солнечной системы).









4 образец. Системная горизонталь (грамота) от звука к пересказу. Знакомство со звуком по этому алгоритму. (например [A] гласный, образует слоги АМ, АТ,АР; слова со [A] -Арбуз, автобус, астра; словосочетание сахарный арбуз, заказной автобус; предложение – Мы отправились на дачу на автобусе. Маме подарили букет из астр.



При обучении систематизации объектов важно помнить, что главная цель: усвоение МОДЕЛИ систематизации объектов, при которой достраивается или обобщается информация и делается элементарный прогноз. Формирование основ системного мышления невозможно без интеграции со всеми шестью зонами универсального пособия.


Как видите, такая технология, с одной стороны, предельно проста. Но с другой стороны, она позволяет детям любого возраста получить исчерпывающую информацию о том объекте, который изучают. Только представьте, сколько всего нового узнают малыши, если заниматься по данной методике каждый день.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Филиппова Наталья Валентиновна

Дата: 15.04.2023

Номер свидетельства: 629661


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства