Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендациипо обучению детей Правилам дорожного движения (для воспитателей детских дошкольных учреждений, родителей.)»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №3 «ПЕТУШОК» с.КУШНАРЕНКОВО
КУШНАРЕНКОВСКИЙ РАЙОН Р.Б.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по обучению детей Правилам дорожного движения (для воспитателей детских дошкольных учреждений, родителей.)
Составила воспитатель:
Садретдинова Г.М.
СОДЕРЖАНИЕ :
1. Дорожно-транспортные происшествия и дети
2. Обучение детей Правилам дорожного движения
- Обучение ПДД в семье
- Обучение ПДД в детском дошкольном учреждении
3. Правила дорожного движения
- Дорожные знаки
- Основные правила поведения пешеходов и пассажиров
2
Актуальность
У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности и на улицах.
Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.
Поэтому изучение Правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвящённая изучению Правил дорожного движения.
Участники проекта воспитатели родители дети
По содержанию : познавательно – творческий, информационный.
По числу участников: групповой (дети старшей группы)
По времени проведения: краткосрочный
(четыре недели )
По характеру: в рамках ДОУ
Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие
Речевое развитие
Познавательное развитие
Физическое развитие
Художественно – эстетическое развитие.
Тип проекта :
Педагогические технологии, используемые для реализации проекта:
- Проблемно – игровые ситуации
- Информационно – коммуникационные технологии,
3
- Здоровьесберегающие технологии (физкультминутка)
- Игровые технологии,
- Познавательно - исследовательские технологии.
Цель проекта:
- продолжать формировать и развивать навыки у детей основ безопасного поведения на улице, на дороге, в транспорте, уточнить и систематизировать знания о правилах дорожного движения.
Задачи:
Образовательные:
Углублять представления детей о Правилах дорожного движения, полученные ранее; познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах; обучать детей безопасному поведению в дорожной среде; формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды; расширять словарный запас детей по дорожной лексике; формировать у детей осознанного отношения к соблюдению ПДД, чувства ответственности.
Развивающие: развивать умение ориентироваться в дорожно- транспортной обстановке и прогнозировать дорожную ситуацию; развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения; развивать у детей чувства контроля и самоконтроля; развивать память, речь, логическое мышление, внимание, самооценку.
Воспитательные: воспитание нравственных качеств личности, необходимых для усвоения и выполнения правил дорожного движения: внимательность, наблюдательность, дисциплинированность; воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения; активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Проект включает в себя три этапа:
Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап
Предполагаемый результат:
Дети: к окончанию проекта должны:
- знать алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди » ;
4
- уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик), а так же дорожные знаки;
- знать правила перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходным переходам,
- совершенствовать исследовательскую деятельность детей;
- соблюдать ПДД.
Родители:
- тесное сотрудничество с педагогами;
- расширение педагогической грамотности родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.
Педагоги :
- повышение знаний по безопасности;
-взаимосвязь с родителями по созданию совместных проектов.
тапы работы над проектом:
1 этап- подготовительный .
Содержание деятельности воспитателя и детей:
выбор темы и ее актуальность;
формулировка цели и определение задач;
подборка материала по теме Проекта:
- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративный материал по данной теме,
- подбор игрушек, атрибутов для игровой деятельности по ПДД.
-подбор информации для родительского уголка;
-подбор дидактических, сюжетных игр, физминуток.
Работа с родителями:
Беседа с родителями о предстоящей работе над проектом.
Объявление о начале работы проекта и его задачах.
Дорожно-транспортные происшествия и дети.
С каждым годом на улицах городов и населенных пунктов увеличивается количество автомобилей, автобусов, троллейбусов, мотоциклов и других транспортных средств. Человек привык к быстрому движению.
5
В кратчайший срок мы стремимся добраться в необходимое нам место, сетуем, если автомобиль или автобус едет медленно, требуем скорости, скорости, скорости…
Становясь пассажирами или водителями собственного автомобиля, мы порой забываем о пешеходе, хотя большую часть времени на улицах городов и поселков сами являемся именно пешеходами. Психология же пешехода противоположна психологии тех, кто мчится по дорогам. Несущиеся на больших скоростях автомобили оглушают людей шумом, заставляют морщиться от выхлопных газов.
Следует указать основные причины дорожно-транспортных происшествий с детьми:
незнание детьми правил дорожного движения, безопасного поведения на проезжей части дороги, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т.д.;
недисциплинированность или невнимательность детей на улице;
различные игры на тротуаре и на проезжей части дороги;
недостаточный надзор взрослых за поведением детей на улице;
нарушение водителями правил дорожного движения: превышение скорости в местах скопления детей – у школ, детских садов, детских площадок, парков, скверов и т.д.
Вот пример происшествияна дороге по вине детей.
Группа ребятишек каталась на фанерных листах, спускаясь с обледенелой насыпи на дорогу. Восьмилетний Валерий, скатившись вниз, попал под колеса грузовика и получил перелом позвоночника.
Разбирали это происшествие особенно тщательно. Было установлено, что водитель вел грузовик мимо насыпи очень медленно, со скоростью 14 км/час. Чтобы предупредить детей об опасности, он подавал звуковые и световые сигналы. Ребята, которые были на дороге, разбежались. Водитель правил движения не нарушал, принял меры предосторожности.
Валерий решил показать ребятам свою смелость и неожиданно для всех покатился вниз…
А эта история произошла на мосту.
Два мальчика стояли у перил и наблюдали за лодкой. Но вот лодка вошла под мост.
- Я обгоню лодку! – закричал вдруг один из мальчиков и со всех ног помчался через проезжую часть.
А по мосту на большой скорости ехал грузовой автомобиль. Мальчик не видел его и не слышал сигналов. Расстояние между ребенком и автомобилем сократилось до 3 метров. И тут случилось самое худшее - озорник споткнулся и упал. Спасая мальчика, водитель резко повернул руль вправо. Со всего хода грузовик протаранил металлические перила и рухнул в реку.
Анализируя данный случай, пришли к выводу, что водитель нашел единственно возможный выход: тормозить он не мог, так как расстояние между грузовиком и мальчиком было столь малым, что автомобиль все равно сбил бы его.
6
К счастью, водитель остался жив. Получив множество ушибов и серьезное ранение грудной клетки при падении, он все же нашел в себе силы выбраться из машины и всплыть на поверхность. Смельчаки-прохожие вытащили водителя из воды. Он был немедленно доставлен в больницу.
А перепуганные мальчишки убежали. Пойдет ли им впрок этот горький урок?..
Несчастные случаи, как видим, происходят не только потому, что дети сознательно нарушают правила дорожного движения, но и в силу легкой отвлекаемости. Что-то заинтересовало на улице, увидели знакомого, окликнул друг – и сразу забыли, где находятся, не замечают ни сигналов светофора, ни указателей, ни дорожных знаков, ни мчавшихся на больших скоростях автомобилей. Дети еще не умеют определять реальность опасности и время, необходимое для безопасного перехода улицы. Они часто переоценивают свои возможности (это ведь так понятно!): себя они считают и более быстрыми, и более ловкими, и более смелыми, чем есть на самом деле.
К сожалению, немало несчастных случаев с детьми происходят по вине водителей автомобилей и таких водителей-нарушителей строго наказывают. Но вот дети, по вине которых произошло дорожно-транспортное происшествие, часто остаются безнаказанными. Да и можно ли наказывать ребенка, если виновен прежде всего взрослый. Да, взрослый: отец, мать, бабушка, дедушка, воспитатель, учитель – все те, кто отвечают за ребенка. Это они не приучили детей неукоснительно соблюдать правила поведения на улицах и дорогах, не воспитали дисциплинированность, осторожность, осмотрительность.
Но чему могут научить детей те родители, которые вместе с детьми перебегают улицу в неположенном месте. Понимают ли они, какой опасности подвергают жизнь ребенка, свою жизнь, жизнь водителей, пассажиров и пешеходов?.. Чаще всего – нет.
Предупреждению несчастных случаев с детьми на улицах наших городов и населенных пунктов, автомобильных дорогах должно уделяться самое серьезное внимание и в семье, и в школе, и в дошкольных учреждениях, и на предприятиях, и в государственных и общественных организациях.
Обучение детей правилам дорожного движения должно проходить интересно, увлекательно, в игровой форме, чтобы ребята как можно лучше усваивали все параграфы правил. Главное – внушить детям необходимость выполнения правил, воспитать в них потребность быть на улице особенно дисциплинированными и внимательными.
7
Обучение детей правилам дорожного движения.
В век автомобилей и высоких скоростей детям необходимы знания правил дорожного движения, поведения пешехода на улицах и дорогах. Обучение детей этим правилам – важное воспитательное мероприятие, прививающее им дисциплинированность, осторожность, а когда необходимо, и находчивость.
Совершенно очевидно: чем раньше дети получают сведения о том, как должен вести себя пешеход на улице и дороге, тем меньше станет несчастных случаев от дорожных происшествий.
Начинать знакомство детей с правилами поведения пешехода на улице и дороге следует с того момента, как ребенок самостоятельно сделает первые шаги, ибо с этого момента он уже пешеход!
Взрослые должны сообщить ребенку необходимые сведения о правилах дорожного движения, поведения пешеходов, закрепить навыки правильного поведения на улице и дороге.
Обучение не должно быть навязчивым, утомительным. Правила лучше усваиваются детьми постепенно: сначала элементарные – в семье, в детском саду, а затем более углубленные – в школе.
Хочется, чтобы каждый родитель, воспитатель, учитель поняли, что обучение детей правилам дорожного движения и поведения пешехода на улице и дороге не только позволит получить им необходимые знания, но разовьет у детей чувство ответственности за свое поведение на улице, умение учитывать возможную опасность, самообладание, умение быстро и правильно оценивать обстановку, расстояние до приближающегося транспорта, скорость движения автомобиля.
8
Обучение правилам дорожного движения в семье.
К сожалению, семья часто недооценивает значение такого воспитания, пренебрегает необходимостью ознакомления ребенка с правилами поведения на улице. Бывают ли в семье специальные беседы, когда папа или мама экзаменуют своих детей по правилам поведения пешехода на улице, по правилам дорожного движения?.. Ведь иногда даже отличнику по этому «предмету» нельзя «натянуть тройку». Переход перекрестка для него ребус, дорожный знак непонятен.
Вспомним замечательные слова А.С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома…»
Личный пример родителей
Часто говорят и пишут о его необходимости в воспитании. Надо ли говорить, как копируют дети поведение матери или отца на улице! Однако родители далеко не всегда подают ребенку пример в соблюдении правил безопасного перехода улиц и перекрестков, посадки в автобус, троллейбус, трамвай. Нарушая правила дорожного движения, родители как бы негласно разрешают нарушать их своим детям.
Мать и сын шли утром по улице. Проводив мальчика до школы, мать увидела, что к остановке приближается ее автобус. И хотя в этом месте улицы перехода не было, мать побежала на противоположную сторону, чтобы успеть на автобус. Все это видел сын. И вот спустя несколько дней он повторил поступок матери: побежал на противоположную сторону улицы и был сбит легковым автомобилем. Необдуманностью своего поведения мать как бы подтолкнула сына к несчастью.
Знакомить ребенка с правилами дорожного движения следует постоянно, ненавязчиво, используя каждый подходящий момент на улице, во дворе, на загородной дороге.
Гуляя с малышом, обязательно вслух комментируйте все, что происходит на дорогах с транспортом, пешеходами. Например, объясните, почему сейчас вам нельзя перейти улицу, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и водителей, укажите на нарушителей, сказав, что они поступают нехорошо,
9
рискуют попасть под машину. Дома тоже найдите время, чтобы вернуться к разговору о правилах дорожного движения. Детям интересно послушать стихи, рассказы, посмотреть видео-, диафильмы на эту тему.
Прочтите малышам стихотворения «Про одного мальчика» С. Михалкова, «Мяч» С. Маршака, «Для пешеходов» В. Тимофеева, «Азбука безопасности» О. Бедарева и др.
Дети любят играть. Играя, они познают окружающий мир, усваивают многие правила поведения. Обучать ребенка дорожной грамоте также можно в игре, принимая в ней самое активное участие. Для этой цели можно использовать и настольные игры. Купите детям игрушечные автомобили, трамвайчики, автобусы, троллейбусы, светофоры, фигурки пешеходов и регулировщика и т.д. и организуйте игру, обозначив улицы, перекрестки, тротуары, трамвайные и троллейбусные остановки. Сюжеты игр можно придумать самому – их подскажут правила дорожного движения.
Вместе с детьми можно слушать и смотреть специальные выпуски телевизионных и радиопередач по безопасности движения. Хорошо, если взрослые станут не просто слушателями и зрителями, но примут живое участие в обсуждении с детьми услышанного или увиденного, постараются ответить на все детские «почему?».
Если дети ходят в детский сад или учатся в школе, родители должны расспросить ребенка, что рассказывали воспитатели и учителя о поведении на улице, о правилах дорожного движения. Следует поддерживать и развивать интерес детей к этим вопросам.
Отец, мать и другие взрослые члены семьи – активные помощники педагогов в формировании у детей навыков безопасного поведения на улице города, поселка, на загородной дороге. Было бы грубой ошибкой целиком переложить всю ответственность за изучение и усвоение правил поведения пешехода только на воспитателя, учителя или сотрудника дорожной полиции.
Успешных результатов в обучении и воспитании дисциплинированных пешеходов можно добиться лишь в том случае, когда существует крепкая взаимосвязь семьи, дошкольного учреждения и школы и все действия их целенаправленны.
10
Обучение правилам дорожного движения в детском дошкольном учреждении.
В детском саду дети усваивают самые необходимые для пешеходов правила дорожного движения и элементарные нормы поведения на улице.
Воспитатели детского сада беседуют с детьми о правилах дорожного движения, учат правильно переходить улицу, перекресток, различать сигналы светофора, жесты регулировщика, световые указатели и дорожные знаки («Пешеходный переход», «Дети», «Движение запрещено», «Пешеходная дорожка»), надписи («Стойте», «Идите») и т.д.
Обычно малыши легко запоминают правила, если «теория поддерживается практикой»: после очередной беседы о правилах поведения на улице воспитатель организует с детьми игру или прогулку по улице для закрепления полученных знаний.
Главное – беседовать с детьми в доходчивой, интересной, образной форме, не ограничиваться общими предупреждениями:
Будьте осторожны на улице!
Берегитесь машин!..
Не идите на красный свет!..
Правильные слова, но до ребенка смысл их не всегда доходит, так как слова эти слишком общие. Поэтому в беседе надо использовать конкретные примеры, анализировать их, чтобы ребенок понял, почему так, а не иначе обязан поступить пешеход или водитель автомобиля.
Игра – наиболее доходчивая для детей форма усвоения знаний и приобретения
необходимых навыков. Увлеченные интересной игрой, сами того не замечая, дети усваивают основные нормы безопасного поведения на улице или дороге.
Расскажем, как проводится игра «Пешеходы и водители».
Для того, чтобы детям было интересно, надо заранее подготовить таблички, на которых изображены автомобили, троллейбусы, фигурки людей, регулировщиков.
11
Перед началом игры малышей разбивают на группы: водители, пешеходы, регулировщики. Раздают соответствующие таблички. В комнате или во дворе на площадке условно размечают перекресток и улицы, ведущие к нему. В центре перекрестка встает регулировщик. Он дает сигнал, разрешая движение или запрещая его. По команде воспитателя «Пошли!» игра начинается.
При двух ошибках ребенок выбывает из игры. Это бывает очень обидно, но зато в следующий раз мальчик или девочка постараются более четко выполнять необходимые правила дорожного движения.
При обучении ПДД нельзя забывать и самых маленьких. С ними можно провести игру с трехцветными палочками (кружочками), целью которой является закрепление значений сигналов светофора: красный – опасность, желтый – предупреждение, зеленый – можно идти или ехать.
Игра проходит так. Дети выстраиваются в одну шеренгу. Воспитательница поочередно поднимает палочки: красную палочку – дети должны сделать шаг назад, зеленую – шаг вперед, желтую палочку – все стоят на месте.
Для изучения правил дорожного движения используются и настольные игры. Для детей они очень наглядны и привлекательны.
Дети любят рисовать. Воспитатели могут, например, дать задание изобразить мчащийся автомобиль, пешехода, переходящего улицу, светофор. Затем все вместе разбирают рисунки ребят.
С детьми можно разучить стихи и песни, темой которых также будет поведение на улице.
Правила дорожного движения
Дорожные знаки
Правила дорожного движения – единый закон для водителей, пассажиров и пешеходов. Надзор за движением транспорта и пешеходов по улицам городов и населенных пунктов и автомобильным дорогам возложен на дорожную полицию.
Движение транспорта и пешеходов регулируется светофорами, дорожными знаками, линиями разметки.
Дорожные знаки делятся на 7 групп.
1.Предупреждающие знакиинформируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер,
12
соответствующих обстановке. Они имеют форму белого треугольника с красной каймой.
- 1.1 «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»
- 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума»
- 1.6 «Пересечение равнозначных дорог»
- 1.8 «Светофорное регулирование»
- 1.19 «Двустороннее движение»
- 1.20 «Пешеходный переход»
- 1.21 «Дети»
- 1.22 «Пересечение с велосипедной дорожкой»
- 1.23 «Дорожные работы»
2. Знаки приоритетаустанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги.
- 2.1 «Главная дорога»
- 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой»
- 2.4 «Уступите дорогу!»
- 2.5 «Движение без остановки запрещено»
3. Запрещающие знакивводят или отменяют определенные режимы движения. Они имеют форму белого круга с красной каймой. Само название знаков говорит о том, что они запрещают водителям некоторые маневры, направления движения, превышение скорости, остановки и стоянки, въезд в переулки, улицы и дворы.
- 3.1 «Въезд запрещен»
- 3.2 «Движение запрещено»
- 3.9 «Движение на велосипедах запрещено»
- 3.10 «Движение пешеходов запрещено»
- 3.24 «Ограничение максимальной скорости»
- 3.26 «Подача звукового сигнала запрещена»
- 3.27 «Остановка запрещена»
- 3.28 «Стоянка запрещена»
4. Предписывающие знакиуказывают каким видам транспорта и в каких направлениях разрешается движение. Имеют форму синего круга с белым изображением транспортных средств, стрелок, силуэта человека.
- 4.1.1«Движение прямо»
- 4.1.2«Движение прямо или направо»
- 4.3 «Круговое движение»
- 4.5 «Велосипедная дорожка»
- 4.6 «Пешеходная дорожка»
5. Информационно-указательные знакивводят или отменяют определенные режимы движения, а также информируют о расположении населенных пунктов и других объектов. Имеют форму синего четырехугольника.
- 5.1 «Автомагистраль»
- 5.5 «Дорога с односторонним движением»
- 5.12 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»
13
- 5.13 «Место остановки трамвая»
- 5.15 «Место стоянки»
- 5.16.1-5.16.2 «Пешеходный переход»
- 5.17.1-5.17.2 «Подземный пешеходный переход»
- 5.17.3-5.17.4 «Надземный пешеходный переход»
- 5.38 «Жилая зона»
6. Знаки сервисаинформируют о расположении соответствующих объектов.
- 6.1 «Пункт первой медицинской помощи»
- 6.2 «Больница»
- 6.6 «Телефон»
- 6.7 «Пункт питания»
- 6.8 «Питьевая вода»
- 6.11 «Место отдыха»
- 6.12 «Пост ГАИ»
7. Знаки дополнительной информации
(таблички)
уточняют или ограничивают действие знаков,
с которыми они применены.
- 7.1.1 «Расстояние до объекта»
- 7.5.7 «Время действия»
- 7.13 «Направление главной дороги»
- 7.15 «Слепые пешеходы»
- 7.17 «Инвалиды»
Основные правила поведения пешеходов и пассажиров
Как вести себя на улице
Прежде всего, надо выполнять правила дорожного движения, быть внимательным и дисциплинированным.
Ходить следует по тротуару и пешеходной дорожке, строго придерживаясь правой стороны. Так мы не будем мешать встречным и дадим возможность тем, кто спешит, беспрепятственно обогнать нас, не выходя при этом на проезжую часть.
Организованным колоннам людей разрешается идти по правой стороне проезжей части дороги, но не более чем по четыре человека в ряд, оставляя
14
место для движения транспорта. Позади колонны должен находиться сопровождающий с красным флажком или фонарем, а впереди – с белым флажком или фонарем.
Группы детей разрешается водить только по тротуару, пешеходным дорожкам и в исключительных случаях (нет тротуара) по обочине дороги и не более чем по два человека в ряд и только в светлое время суток.
Кроме этих основных положений правил детям следует знать, что зимой нельзя кататься на тротуарах, так как от этого их поверхность становится скользкой, прохожие могут упасть, оказаться на проезжей части; категорически запрещается цепляться за проезжающие мимо автобусы, грузовые или легковые автомобили; опасно кататься на коньках, санках и лыжах по проезжей части улицы и в проездах дворов. В городах и во многих поселках у кромки тротуаров в наиболее опасных местах, где особенно интенсивное движение, устанавливаются металлические ограждения, окрашенные обычно в красный или желтый цвет. Категорически запрещается перепрыгивать через эти ограждения, пролезать под ними. Появление в этих местах человека на проезжей части улицы явится полной неожиданностью для водителя и может привести к несчастному случаю.
В современных городах для беспрепятственного проезда автомобилей, троллейбусов, трамваев строится все больше специальных тоннелей, мостов и эстакад. Возникает вопрос: могут ли пешеходы пользоваться специальными транспортными сооружениями?
Нет! Этими сооружениями (специальными тоннелями, мостами и эстакадами) пешеходам запрещается пользоваться даже в том случае, если они не заняты транспортом.
Исключение составляют лишь такие сооружения, где совмещается движение пешеходов и транспорта, когда на мостах, в тоннелях и на эстакадах предусмотрены проезжая часть и безопасные изолированные тротуары для пешеходов. Предположим, вы убедились, что дети усвоили основные правила поведения пешеходов на улицах городов и населенных пунктов. Не успокаивайтесь на этом, задайте себе и детям вопрос: как ходить по загородным дорогам?
В нашей республике строится все больше автомагистралей (скоростных дорог), на которых автомобили развивают скорость более 100 км/час. Только неукоснительное выполнение пешеходами правил движения на дороге может исключить несчастные случаи.
За городом всегда следует ходить по левой обочине дороги, а не по правой стороне, как в городе. При движении по левой стороне обочины дороги можно вовремя увидеть автомобиль, автобус, грузовик и принять все меры предосторожности, отступая в сторону от проезжей части, позволяя транспорту беспрепятственно и не снижая скорости проехать мимо.
В том случае, если вдоль дороги проложена пешеходная дорожка, нужно пользоваться этой дорожкой при ходьбе, придерживаясь правой стороны.
15
Особенно опасно на автомагистрали или загородной дороге устраивать велосипедные гонки, играть в мяч, кататься на коньках или на лыжах, прицепившись к машине. Чаще всего подобная недисциплинированность заканчивается для детей трагически.
Но вернемся к правилам дорожного движения для пешеходов. Каждый пешеход, в первую очередь, обязан знать правила безопасного перехода проезжей части улицы.
Первое правило: подойдя к проезжей части дороги, пешеход прежде всего должен остановиться и переключить свое внимание на дорогу.
Собираясь перейти проезжую часть улицы в определенном месте, убедитесь, что здесь переход разрешен. Далее, обратите внимание на сигналы светофора, специальных табло или регулировщика. Потом посмотрите налево, затем направо и еще раз налево; определите расстояние до приближающихся автомобилей и их скорость. Убедившись, что переход не помешает движению транспорта и безопасен, можно идти. Дойдя до середины проезжей части, пешеход должен посмотреть направо.
«Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин». Пешеходные переходы обозначаются на улице специальными дорожными знаками.
На проезжей части пешеходный переход раньше отмечался круглыми металлическими кнопками, вбитыми в асфальт, сейчас отмечается нарисованными линиями с двух сторон либо широкими белыми полосами, нанесенными на асфальт во всю ширину перехода; участки эти именуются «зеброй» и предназначены специально для пешеходов; водители вблизи них должны сбавлять ход и быть особенно осторожными.
Пересекать улицу следует только прямо, а не наискосок. Очень опасно останавливаться посреди улицы, можно попасть в поток движущихся навстречу машин. Поэтому лучше подождать на тротуаре, пока путь будет совершенно свободным.
Разделение дороги между водителями и пешеходами (проезжая часть – водителю, тротуар – пешеходу) – это важнейший постулат. Пребывание пешехода на проезжей части – вынужденное и всегда опасное исключение.
Если на улице проложены трамвайные пути, надо быть особо внимательными. Переход разрешается начинать лишь в том случае, если ни с одной из сторон не приближается трамвай.
Предположим, вы не успели перейти улицу – не бегите! Лучше остановиться. Стойте смирно, не делайте шагов ни вперед, ни назад. Старайтесь переждать движущийся транспорт на «островке безопасности».
«Островок безопасности» обозначается в центре проезжей части белыми косыми линиями между двумя полукругами. В ночное время «островки» могут быть освещены маячками-фонариками на небольших столбиках. Можно переждать движение транспорта и на осевой линии. Осевая линия наносится
16
краской на асфальте, чтобы разделить проезжую часть на правую и левую стороны; наезд любого вида транспорта на осевую линию запрещен.
Как пересекать перекресток.
Подойдя к перекрестку, нужно посмотреть, регулируется ли в этом месте движение светофором или регулировщиком.
Светофоры бывают разные: трехцветные (красный, желтый и зеленый свет), двухцветные (красный и зеленый), одноцветные (желтый свет, светофор-мигалка).
Красный сигнал светофора запрещает пешеходам движение. В этом случае регулировщик будет стоять грудью или спиной к пешеходам.
Что делать, если красный сигнал вспыхнул, а вы уже начали переход? Вернуться назад, на тротуар. Если оказались на середине проезжей части, надо дожидаться зеленого сигнала, стоя на «островке безопасности» или на осевой линии. А как поступить, если красный свет вспыхнул после начала вашего движения с осевой линии? Лучше всего остановиться и ждать, пока пройдет транспорт. Если транспорта нет – можно осторожно продолжить движение к тротуару, но нельзя пятиться назад или метаться перед движущимися автомобилями.
Желтый сигнал – предупредительный. Рука регулировщика с жезлом поднята вверх. При желтом сигнале начинать переход нельзя. Надо заканчивать движение, либо остановиться на «островке безопасности», либо достигнуть тротуара.
Пересекать перекресток можно лишь при зеленом сигнале светофора. Регулировщик в этом случае стоит к пешеходу боком. Но и теперь следует соблюдать осторожность, так как на улицу могут выехать автомобили, делающие правый поворот.
Если регулировщик стоит к пешеходам боком, вытянув вперед правую руку, можно пересекать перекресток в направлении левого и правого плеча регулировщика, но лишь за его спиной. В современных городах на перекрестках устанавливаются световые табло для пешеходов. Следует всегда подчиняться их сигналам.
«На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся
17
транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен». Особенно надо следить, не приближаются ли автомобили с улиц, которые ведут к перекрестку.
Перекресток можно пересекать лишь в тех местах, где обозначен переход.
Как обходить автомобили, автобусы и трамвай .
Взрослые и, особенно, дети часто не знают об этих правилах.
Переход перед автомобилем, автобусом, троллейбусом, стоящими на остановке, чаще всего кончается для пешехода плачевно – его появление на проезжей части для водителя автомобиля, следующего другим рядом, столь внезапно, что невозможно бывает затормозить или вырулить в сторону.
«При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность».
Трамвай обходят спереди, потому что, начав обход сзади, пешеход может попасть под встречный трамвай.
Вывод:
Подводя итоги работы можно сказать: развитие у дошкольников навыков безопасного поведения - процесс длительный и трудоёмкий, но очень увлекательный и познавательный не только для детей, но и для взрослых. Хочется надеяться, что работа в данном направлении принесёт в будущем хорошие плоды, и знания, полученные детьми, помогут им избежать неприятностей на дороге.
2 этап- основной.
Содержание образовательной деятельности.
Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения с детьми.
Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним:
- Дружинина М. «Наш друг светофор»;
- «Правила поведения на улице»;
- «Правила езды на велосипеде»;
- Иванов А. «Азбука безопасности»;
- Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков»,
- Серяков И. «Улица полна неожиданностей» и т.д.
Проведение занятий по ПДД.
Проведение подвижных и дидактических игр.
Решение игровых и проблемных ситуаций.
18
Консультация для родителей на тему «Безопасность детей – забота взрослых» (Буклеты)
Используемая литература:
Методическая литература:
Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева О.Л. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;
Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников»;
Добряков В.А. «Три сигнала светофора»;
Елжова Н.В. «ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий»;