Методические рекомендации по подготовке обучения детей грамоте в условиях дошкольного образовательного учреждения
Методические рекомендации по подготовке обучения детей грамоте в условиях дошкольного образовательного учреждения
Для подготовки к успешному обучению грамотности в дошкольном учреждении педагог должен учить дошкольников разграничивать слово и его денотат, понятия «звук» и «буква», лингвистически грамотно работать со звуками и буквами (характеризовать, соотносить эти единицы) и учить читать по звуковому методу. Поскольку у дошкольников отсутствует учебная мотивация, необходимо их учить грамоте в форме игры, используя занимательные задания. Следуя этим методическим рекомендациям, педагоги достигнут хороших результатов, и все участники учебного процесса получат удовольствие от работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по подготовке обучения детей грамоте в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Методические рекомендации по подготовке обучения детей грамоте в условиях дошкольного образовательного учреждения
Для обучения правильной грамотности нужно сначала сформировать у дошкольников умение разграничивать звуки по твердости\мягкости. Это можно сделать путем создания затруднительной ситуации: предложить слова лук и люк, выделить все звуки, составить схемы и задать вопрос: «Какие звуки помогают словам отличаться?». Возможно, дети назовут разные звуки, но объяснить разницу между ними точно не смогут. Педагог сообщает: «Получается, что звук [л] и звук [л’]- похожи, но они разные звуки. Чтобы их отличать, договорились, что [л] – твердый звук, [л’] – мягкий». После знакомства с видами согласных звуков полезно тренировать дошкольников в разграничении звуков в потоке речи. С этой целью можно попросить детей хлопать в ладоши, когда они услышат определенный звук в слове. В процессе отбора слов для тренировки фонематического слуха нужно помнить, что звук хорошо опознается в начале и в конце слова не в слоге слияния, труднее в средине слова и в слоге слияния. Поэтому слова нужно предлагать в соответствующей последовательности, например, для тренировки в опознании звука [т]: труба, рот, лодка, танк, туман, лопаты, каток, Тима, дом, тигр, завод, зонтик.
Некоторые педагоги учат читать, заставляя детей повторять за ними слоги, что неверно. Русское письмо звукобуквенное, а не слоговое, и, если ребенка заставлять повторять слог, он его будет воспринимать как единое звучание и не сможет прочитать другой слог с переставленными или замененными буквами. Тем не менее, единицей обучения чтению должен быть слог, поскольку понять, какой звук обозначает буква в конкретном слове, можно только по ее позиции в слоге. Следовательно, для овладения чтением требуется сформировать у дошкольников отдельные операции, которые входят в данный процесс: 1) опознавать буквы в слове; 2) определять границы слогов в слове; 3) соотносить букву со звуком (определять, какой звук обозначает каждая буква, ориентируясь на ее место в слоге и на следующие за ней буквы; 4) сливать звуки в слог; 5) сливать слоги в слово и понимать, что оно значит.
Каждое действие может вызвать трудности: 1) дошкольники могут забыть буквы или перепутать их (например, похожие буквы П и Н, Г и Т, Ш и Щ, Е и Ё, В и Б и др.); 2) дети могут неверно определить границы слогов, например, в словах гиря и игра по две гласные буквы, но они образуют слоги неодинаково – ги-ря, и-гра; 3)дошкольники могут забыть посмотреть на следующую букву, т.к. полем зрения у начинающего читателя является одна буква (а не слог); 4) четвертое действие может вызвать «муки слияния», и ребенок произносит слово отдельными звуками, например, м-а-л-ы-ш; 5) поскольку чтение - достаточно длительный процесс, прочитав третий слог, ребенок может забыть, какой был первый слог; 6) могут возникнуть трудности с пониманием слова, т.к. у дошкольников небольшой словарный запас. Также они могут произнести слово с неверным ударением. Например, прочитают не малыш, а малыш, и им будет непонятно, что они прочитали.
Для преодоления трудностей педагогу рекомендуется^
1) повторять буквы с помощью различных игр;
2) делить слова для чтения на слоги дугами, вертикальными чертами (например: ГИ | РЯ);
3) пропускать в словах согласные буквы и предлагать по гласным буквам определить, какой звук прячется за согласной буквой: твердый или мягкий (например, _ак, _ир, _от и т.д.), потом уже подставлять согласные буквы; выделять гласные «сигнальным» (другим) цветом, например: раки, тихо; искать в словах только гласные буквы;
4) перед чтением проводить тренировку в звуковом синтезе; в процессе чтения трудности слияния звуков преодолевать так: посоветовать ребенку приготовься произнести согласный звук, но произнеси следующий гласный звук, и у дошкольника получится слияние;
5) сначала учить читать односложные слова, типа мак, дом, три и т.п., потом переходить к многосложным;
6) предлагать слова для чтения с проставленным ударением; также использовать предметные иллюстрации для лучшего понимания слов.
Из состава чтения следует, что дошкольникам требуется иметь представление о слоговой структуре слова. Для создания этих представлений педагог сообщает детям, что слова можно разделить на части, как болельщики кричат название любимой команды, и демонстрирует это скандированием. Далее перед педагогом стоит задача научить детей определять количество и границу слогов. С этой целью можно использовать игровой прием: представляем, что мы – зрители и поддерживаем свою команду на соревновании (эта команда называется тем словом, которое будем делить на слоги). Не следует использовать прием хлопков в ладоши, так как дети либо могут безошибочно хлопать только за педагогом, либо могут хлопать, уже подсчитав слоги другим способом. Необходимо также помнить, что количество слогов в печатном слове определяется по количеству гласных букв .
Для тренировки дошкольников в овладении слоговой структурой слов можно предложить следующие задания: а) найти одинаковые слоги в словах (например, Рита и гири); б) найти для каждого слова (барабан, крот,) домик, в котором видно количество слогов; в) в волшебный сундучок «складывать» те слова, в которых есть слог [м’а], тогда он откроется; г) расположить перепутанные слоги в словах правильно (например, первый слог - [ва], второй - [са], получится слово сова), д) гуси очень хотят научиться говорить, но могут произнести только «га», и дошкольникам предлагаем назвать слова со слогом га.
Обучение письму в подготовку к овладению грамотой не должно входить, что объясняется следующими причинами. Во-первых, у дошкольников еще слабая мелкая моторика мышц руки и недостаточная координация движений для прописывания букв, следовательно, у детей получатся «каракули». В начальной школе занятия письмом проходят каждый день, дети пишут дома, поэтому у первоклассников закономерно формируется графический навык письма. Логично предположить, у дошкольников, которые нормативно занимаются 2 раза в неделю, навык не формируется полноценно. В итоге дети не получают положительного результата, что отрицательно сказывается на дальнейшей учебной мотивации. Во-вторых, существуют варианты написания букв. Если способ написания буквы, которому научили в детском саду, отличен от способа, которому будут учить в первом классе, детям обеспечены мучения. Таким образом, следует только готовить мышцы дошкольников к письму, развивать их мелкую моторику руки и координацию движений. Для этого полезно обводить по контуру узор из петель; раскрашивать разные элементы букв; обводить элементы букв (овалы, петли, крючки и т.п.) по точкам-ориентирам.
Поскольку многим дошкольникам свойственен интерес к подписи подарков, поделок, дети пытаются печатать слова. Печатание дается дошкольникам легче, чем письмо, поэтому, можно учить их печатать. Печатание и письмо – один и тот же процесс, только форма букв разная, и обучение этому процессу также опирается на его сущность.
Печатание – процесс обратный чтению, в ходе которого создается графическая модель слова на основе соотношения звука и буквы для его обозначения. Из этого следует, что дошкольникам нужно овладеть рядом операций:
1) определять, какие в слове есть звуки;
2) устанавливать последовательность звуков в слове;
3) выбирать букву для обозначения каждого звука в слове;
4) печатать правильно все буквы;
5) проверять написание слова.
Каждая из перечисленных операций вызывает у детей трудности. Выделение звуков из слова является сложным для дошкольников, так как невозможно зрительно опереться на звуковой состав слова для его анализа.
Поэтому дети начинают смешивать звуки и буквы либо просто «не слышат» звуки в слогах. В итоге они пропускают буквы, например, кт (кот); меняют буквы местами, например, солн (вместо слон). Для обучения правильному печатанию необходимо тренировать дошкольников в звуковом анализе слов, в установлении порядка звуков с одновременной материализацией звуков/
Для правильного письма дошкольникам необходимо знать правила графики, иначе у них возникают ошибки (типа Ката, Луда, лос, конки и т.п.). Причина этих ошибок кроется не в том, что дети невнимательны, а в том, что они не владеют знаниями или умениями обозначать мягкость звуков на письме. Также у детей возникают трудности с обозначением звука [й’]: они печатают йула, йожик, майак и т.д. Педагог, конечно, исправляет ошибки, но дошкольники не могут их понять и продолжают делать, если не знают или не понимают правил. Вместе с этим, у детей только начинает формироваться речевой контроль, им не свойственно проверять написанное. В результате они не замечают собственных ошибок. Следовательно, детей необходимо знакомить с правилами обозначения мягкости согласных звуков и звука [й’] на письме и приучать читать то, что они напечатали с целью самопроверки.
Таким образом, для подготовки к успешному обучению грамотности в дошкольном учреждении педагог должен учить дошкольников разграничивать слово и его денотат, понятия «звук» и «буква», лингвистически грамотно работать со звуками и буквами (характеризовать, соотносить эти единицы) и учить читать по звуковому методу. Поскольку у дошкольников отсутствует учебная мотивация, необходимо их учить грамоте в форме игры, используя занимательные задания. Следуя этим методическим рекомендациям, педагоги достигнут хороших результатов, и все участники учебного процесса получат удовольствие от работы.