Методические рекомендации по организации и проведению «утреннего» и «вечернего» круга
Методические рекомендации по организации и проведению «утреннего» и «вечернего» круга
Согласно ФГОС ДО одними из приоритетных задач социально-коммуникативного развития детей являются развитие общения и
взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации и проведению «утреннего» и «вечернего» круга»
Методические рекомендации по организации и проведению «утреннего» и «вечернего» круга
Согласно ФГОС ДО одними из приоритетных задач социально-коммуникативного развития детей являются развитие общения и
взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
«Утренний круг» и «Вечерний круг» — это новые элементы для программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.
Утренний круг предоставляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и коммуникативных способностей, саморегуляции детей. В Программе утренний круг проводится в форме развивающего общения (развивающего диалога).
«Утренний круг» — это ритмически организованная, эмоционально и сенсорно наполненная играми, направленная на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей часть режимного момента, проводимого в определенное время. Это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т. д. Именно на утреннем круге зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог) и т.д.
Таким образом, основная цель проведения утреннего круга — «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.
Рекомендовано организовать перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.
Организация «Утреннего круга»
Цель: «задать тон» всему дню, создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным
С учётом этого основными задачами утреннего круга являются:
1. Создание эмоционального настроя на весь день – «задать тон»;
2. Установление комфортного социально – психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками
3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, обогащение активного словаря; развитие связной речи.
К образовательным результатам утреннего круга можно отнести способность ребёнка:
· Контролировать своё поведение;
· Устанавливать контакты; выражать своё отношение;
· Выполнять простые правила, следовать простому алгоритму при общении в группе;
· Задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомлённости и опыта;
· Высказываться в связи с высказываниями других;
· Использовать элементарные нормы общения;
· Сотрудничать со взрослыми и детьми в предложенных формах.
Ожидаемый образовательный результат
- Коммуникативное развитие: развитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности, умение вести диалог (слушать собеседника, аргументированно высказывать свое мнение).
- Когнитивное развитие: развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения.
- Регуляторное развитие: развитие умения соблюдать установленные нормы и правила, подчинять свои интересы интересам сообщества, планировать свою и совместную деятельность.
- Навыки, умения, знания: ознакомление с окружающим миром, развитие речи. развитие детского сообщества: воспитание взаимной симпатии и дружелюбного отношения детей друг к другу.
- Обеспечение эмоционального комфорта: создание положительного настроя на день, положительного отношения к детскому саду.
Правила
Правила вводятся постепенно, когда в них возникает потребность. Их формулировки обговариваются с детьми. Правила оформляются не только словесно, но и в виде рисунков или символов. Правила вывешиваются на видном месте и служат наглядным напоминанием согласованных норм поведения. В начале группового сбора важно определить правило очерёдности высказываний.
Пример:
Регулировать общение можно, например, правилом: «Говорит тот, у кого в руках мяч».
Вопросы
Для начала группового сбора осуществляется подбор организующих «ритуальных» вопросов, способствующих установлению и поддержанию социальных контактов, развитию умения считывать информацию об эмоциональном состоянии других людей, формированию навыков общения и планирования.
Пример:
Все ли нашли для себя местечко, все ли удобно устроились? Кто ещё не уселся?
Какое у вас настроение?
Посмотрите друг на друга. У всех ли радостные (светлые, приветливые, улыбающиеся) лица?
Кто очень хочет задать вопрос?
Кто желает поделиться своими новостями (впечатлениями, идеями, мыслями)?
О чём бы вы хотели узнать?
Что бы вы хотели посоветовать?
Как бы вы поступили в подобной ситуации?
Что вас порадовало (огорчило, удивило)?
Структура утреннего круга
1. Позывные для утреннего круга
Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего круга. Это может быть веселая музыка, звон колокольчика, речёвка, эстафета волшебного клубочка, когда дети, передавая друг другу клубок вместе с пожеланиями добра, счастья и любви, разматывают нить, связавшую их воедино. У детей, стоящих в кругу и соединенных одной нитью, педагог формирует чувство единения, взаимной привязанности, коллективизма и толерантности. Позывные можно связать с требуемой темой.
Позывные для утреннего круга
- веселая музыка;
- звон колокольчика.
Организация утреннего круга
Дети вместе с взрослыми в течение сбора сидят в кругу – на стульчиках, на именных подушках, на ленточках-лучиках общего солнышка группы, словом, каждая группа сама определяет традицию организации круга. Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Порядок расположения детей в кругу может меняться.
2. Приветствие
Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, педагог его моделирует, то есть показывает, как это делается. Моделирование происходит каждый раз, когда приступают к новому этапу.
Существует много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Дети усваивают множество веселых, занимательных, уважительных приветствий. Используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речевки, формы приветствий разных народов.
Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты. Когда процедура усвоена, дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. Это может быть любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон или другой значимый для детей предмет.
- Приветствия с действиями: С добрым утром! - стоя лицом к лицу. С обниманием, хлопками.
- С переплетением рук «корзиночкой».
- Стихотворные приветствия.
- От имени литературных героев или лиц проекта.
- Приветствие с передачей мяча (шарика, клубка, микрофона, сердечка).
- Приветствие с комплиментами.
- Пантомима, игровые моменты.
- Песни, считалки, речевки.
Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге.
Педагог начинает приветствие, показывает, как это делается.
3. Обмен новостями
Одной из самых любимых частей утреннего круга для детей является обмен новостями – ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными».
- обмен информацией: календарные (погода, день недели, время года, праздник), групповые (сколько детей, мальчиков, девочек, кто отсутствует; ближайший день рождения, что сегодня нам предстоит, что интересного заметили в группе?).
- новости выходного дня;
- все, что переполняет, волнует душу ребенка («что ещё никто, кроме меня, не знает.
Темы новостей могут быть свободными или заданными.
Все дети одновременно поделится новостями не могут, поэтому можно предложить им коллегиально решить:
а) какое количество и кого мы сегодня выслушаем (девочек, мальчиков);
б) сегодня делиться новостями будут те, у кого есть в одежде что-то зеленое.
в) «Ты катись весёлый мячик быстро-быстро по рукам; у кого весёлый мячик, тот и новости расскажет нам»);
Педагог должен следить за тем, чтобы раз в неделю каждый из ребят смог рассказать свои новости.
Правила подачи новостей:
- не регламентируем (только по одной короткой новости);
- не отбираем (только хорошие);
- не вытягиваем (мы еще не слышали твоих новостей);
- не запрещаем (об этом мы не говорим; запретных тем нет).
Рекомендации:
- правила независимо от их содержания всегда:
- формулируются позитивно («бегать и кричать можно на улице» вместо «не кричи», «бегать нельзя»; «внимательно слушай других» вместо «не перебивай других»);
- правила вводятся, когда в них возникает потребность.
- правила и их формулировки обговариваются с детьми.
- правила оформляются словесно, рисунком, символом, значками.
- вывешиваются на видном месте
Пример
В понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня». Важной темой является тема «Добрые дела». Дети стремятся поделиться всем, что переполняет их душу, что, просится на язык – домашними событиями, удачами и неудачами, детскими обидами и достижениями. Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Затем педагог организует обсуждение. Дети принимают в нем участие, т. е. задают вопросы и комментируют услышанное. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас.
Дети очень любят делиться новостями, и поэтому всегда возникает проблема, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей. Для решения данной проблемы можно предложить детям коллегиально решить, какое количество и кого мы сегодня выслушаем. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.
Проблемные ситуации
Организация детей в кругу способствует активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Поэтому важно создавать ситуации, когда предоставляется всем детям возможность поразмышлять, высказать свое мнение по этому вопросу, сообща подумать над разрешением ситуации.
- игры - фантазии («Оживление предметов» в старшей группе может быть представлено повествованием сказки, истории от лица главного героя);
- игры - цепочки (берём игрушку, а последующее задание - поздороваться, рассказать новости - от лица персонажа);
-игры - тренинги («Покажи настроение», «Хлопни-топни», «Я превращаюсь»).
5. Игры по теме дня
Этот компонент утреннего круга направлен на расширение информационного поля тематического проекта. Здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком. Также это может быть презентация какой-либо части проекта детьми из старших групп, ребенком совместно с родителем, либо сам ребенок представляет сообщение.
6.Составление плана дня. Календарь дел. Выбор центра активности
Этот этап направлен на расширение информации о теме дня, тематической неделе, проекте (сообщается о том, какой будет проект на день, неделю, новые знания, обобщаются имеющиеся, а также может быть встреча с интересным человеком, презентация; плавный переход к непосредственно-образовательной деятельности.
Примечание:
Модель трёх вопросов:
Что мы знаем? Что хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?
Завершающим компонентомутреннего круга является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься (сами выбирают деятельность: рисовать, играть, слушать сказку, исследовать). Этот прием практикует детей в принятии ответственных решений. Воспитатель может использовать этот момент и как образовательный. Так утренний круг позволяет спокойно и организованно переключиться на НОД.
Пример
Я вам сейчас расскажу, какие центры у нас с вами сегодня работают.
В центе искусства из пластилина вы сможете слепить кошку.
В центре познания вы узнаете всё про домашних животных. На ноутбуке вы посмотрите презентацию о домашних животных.
В центре дидактических игр вы можете поиграть в игру «Кто чей детёныш»
Выбор центров:
Теперь я прошу вас закрыть глазки и подумать, в каких центах вы бы хотели поработать. Сегодня первый свой выбор будет делать каждый второй.
Тематика утренних кругов может быть понедельной.
Темы«Утренних кругов»
-по ситуации месяца («Что влияет на наше настроение?»;
-по проектной деятельности;
-по календарно-тематическому планированию;
-по обстоятельствам (ссора, конфликт; день рождение).
Если тема позволяет, то весь сбор может быть объединён общей сюжетной линией игровой ситуации.
Для педагогов утренний круг — это способ организации свободного общения и развития речи детей, создание атмосферы коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты.
Для детей - возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.
Результативность культурной практики: «Утренний круг» позволяет преодолевать трудности у детей с заниженной самооценкой, застенчивостью в контактах со сверстниками и малознакомыми людьми.
- обращение к правилам группы («один говорит, все слушают»)
- игра- считалка или предмет, передаваемый по кругу и определяющий очередность высказываний;
- обозначение места каждого ребенка условным значком или предметом.
Таким образом, для педагогов утренний круг – это один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников, возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты.
Если в традиции дошкольного учреждения входит утренний сбор, он становится любимым «ритуалом» и для детей, и для взрослых.
Хороший утренний круг, как одно мгновение – проводится быстро, легко и непринуждённо.
Примерный план утреннего круга по теме дня:
«Как избежать конфликтов?»
(«День улыбок»)
1. Приветствие Воспитатель звонит в колокольчик, дети собираются возле неё.
- Друзья мои, я приглашаю вас в наш добрый, дружный круг!
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Я очень рада всех вас видеть сегодня. Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. Я улыбнусь вам, если каждый из вас улыбнётся - утро доброе начнётся.
Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу с пожеланием «приятного дня!». «Приятного дня тебе, Саша!» (передают по кругу пожелание).
У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день, а на душе теплеет. Как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. А чтобы наше утро и весь день были по-настоящему добрыми, предлагаю поиграть.
2. Обмен новостями (введение проблемной ситуации)
Мы с вами не виделись целый вечер и ночь. Кто хотел бы поделиться своими новостями? (Высказывания детей).
Бывает, что из обычного разговора, не предвещающего ссоры, вдруг возникает конфликт. Как же избежать конфликта? Надо улыбкой показать собеседнику, что вы готовы его понять. Чтобы избежать ссоры, чаще улыбайтесь. «Поделись улыбкою своей - и она к тебе не раз еще вернется!» А что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, даже, если не ссорился, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.
А вы знаете, что одна минутная улыбка равна одной съеденной шоколадной конфете?! А вам что - ни будь известно о пользе улыбок? Что вы знаете об этом? А как вы думаете животные, птицы могут улыбаться? А как вы смотрите на то, что сегодняшний день мы назовем Днем улыбок? Прекрасно!
3.Пальчиковая, дыхательная, зрительная гимнастика
Если пальчики грустят – Доброты они хотят. пальцы плотно прижимаем к ладони Если пальчики заплачут – Их обидел кто-то значит. трясем кистями Наши пальцы пожалеем – Добротой своей согреем. «моем» руки, дышим на них К себе ладошки мы прижмем, поочередно, 1 вверху, 1 внизу. Гладить ласково начнем. гладим ладонь другой ладонью Пусть обнимутся ладошки, Поиграют пусть немножко. скрестить пальцы, ладони прижать пальцы двух рук быстро легко стучат Каждый пальчик нужно взять И покрепче обнимать. каждый палец зажимаем в кулачке
4. Игра «Царевна Несмеяна»
Дети сидят в кругу. Выбранный (или желающий) ребёнок становится Царевной Несмеяной. Каждый старается её рассмешить. Выигрывает тот, кто сумеет вызвать улыбку Царевны.
Игра - тренинг (1 вариант)
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
ответную искру зажечь.
Игра - тренинг (2 вариант)
Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)
Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)
Игра - тренинг (3 вариант)
Если стало вдруг кому-то Очень грустно почему-то, И не знаешь - как же быть? Как его развеселить? (Дети мимикой и интонацией передают грусть, пожимают плечами) Мы возьмём стакан смешинок, Громкий хохот из корзинок, Рассыпного смеха ложку И хихиканья немножко. Их весёлкой размешаем, В тонкий юмор раскатаем, Обваляем в прибаутках, Запечем в горячих шутках. Кто попробует кусочек - Непременно захохочет! (Дальше по тексту имитируют приготовление пирога, весело смеются)
5.Составление плана дня
Тогда давайте обсудим план нашего дня. Я хочу представить вам центры, которые сегодня работают в нашей группе. В одном из центров активности вам предлагается найти и выбрать самую удивительную улыбку среди фото, в зеркале, (для этого понадобятся фотографии улыбающихся людей, животных, фотоаппарат для фотосессии, зеркала для практики). В центре музыки можно послушать аудиозапись песенки «Улыбка». В творческом центре нарисовать улыбки маминой помадой или красками на воздушных шариках, бумажных тарелках и стаканчиках. - В речевом центре представлена схема, по которой вы без труда составите рассказ «Как улыбка помогает». В центре книги-познакомиться с веселыми рассказами Носова. В центре театрализации - устроить весёлое представление. В центре игры - организовать любимые игры под музыку. Подумайте, пожалуйста, какой из центров привлёк ваше внимание больше всего? Ваши предложения, с чего начнем?
Итог
Я желаю вам сегодня быть успешными, чтобы у вас всё получалось. Удачного дня.
Инновационная педагогическая технология
«Вечерний круг»
«Утренний круг» и «Вечерний круг» — это новые элементы программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.
Цель: научить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.
Задачи вечернего круга:
Рефлексия
(Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом)
Обсуждение проблем
(Обсуждаем проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвожу детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы)
Развивающий диалог
(Предлагаю тему в соответствии с программой)
Детское сообщество(Дружить, быть внимательными, создавать положительный настрой)
Навыки общения(учимся культуре диалога: слушать внимательно, не перебивать)
Задачи педагога
Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом.
Предложить для обсуждения проблемную ситуацию, интересную детям, в соответствии с образовательными задачами Программы.
Обсудить проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).
Учить детей культуре диалога (говорить по очереди, не перебивать, слушать друг друга, говорить по существу, уважать чужое мнение и пр.).
Учить детей быть внимательными друг к другу, поддерживать атмосферу дружелюбия, создавать положительный эмоциональный настрой.
Вечерний круг проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. В теплое время года вечерний круг можно проводить на улице.
«Вечерний круг» помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников – это и есть цель «Вечернего круга». Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга.
Основное отличие вечернего круга от утреннего в том, что он проводится в форме рефлексии — МЫ обсуждаем с детьми наиболее важные моменты прошедшего дня: то есть о том, что мы делали, что запомнили, что понравилось и что не понравилось.
Рекомендовано вечерний круг организовать во второй половине дня. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.
Ожидаемый образовательный результат
Коммуникативное развитие: развитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности.
Когнитивное развитие: развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения. регуляторное развитие: развитие умения соблюдать установленные нормы и правила, подчинять свои интересы интересам сообщества, планировать свою и совместную деятельность.
Навыки, умения, знания: ознакомление с окружающим миром, развитие речи.
Развитие детского сообщества: воспитание взаимной симпатии и дружелюбного отношения детей друг к другу, положительного отношения к детскому саду.
Эмоциональный комфорт: обеспечение эмоционального комфорта, создание хорошего настроения, формирование у детей желания прийти в детский сад на следующий день.
Структура вечернего круга
1. Вводная часть
Условный сигнал.
Условный сигнал должен отличаться от сигнала на утренний круг. Например, на утреннем круге используется звон колокольчика, а на вечернем - созывает детей определенная спокойная мелодия: желательно одна и та же каждый день, чтобы дети её запомнили и уже понимали, для чего эта мелодия звучит.
Так же можно использовать речевку, например:
«1,2,3,4,5 становитесь в круг опять. Слева друг и справа друг. Очень дружный общий круг. Крепче за руки держитесь, и друг другу улыбнитесь». Или «Колокольчик вновь звенит, деткам в круг всем встать велит»
Коммуникативная игра.
2. Основная часть
Беседа.
На вечернем круге мы вспоминаем с детьми прошедший день, обсуждаем проблемные ситуации, если они возникли в течение дня.
На вечернем круге необходимо создать определенный психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определённый период времени, поставить в центр (круга свечу, фонарик).)
Здесь мы уточняем изакрепляем знания о том:
• Какой день недели сегодня? Какое число? Какой день недели завтра?
• Какая часть суток сейчас?
• Что вы делаете в это время в детском саду?
• Что делают в это время ваши близкие?
• Что интересного сегодня вы узнали? Чем занимались?
• Как выполнили свою работу?
Проводятся различные рефлексивные игры на разные темы.
Например: к детям прилетает красивая птичка.
Воспитатель задает вопросы по теме прошедшего дня, и птичка прилетает на ладошку к тому ребенку, который хочет высказаться.
Пример
Что сегодня мы сделали по теме?
Что больше всего удалось?
Что сегодня было интересно?
Кому с кем было интересно играть (трудиться, работать в центрах активности)?
Было ли что-то такое что вас сегодня огорчило?
Что бы вы хотели изменить?
За что ты можешь похвалить воспитателя?
За что ты можешь похвалить себя?
Дети по кругу передают друг другу какой-нибудь предмет (мячик, колокольчик, камушек, кубик и т.д.) Для того чтобы, обсуждение проходило эффективно, необходимо создать определённый психологический настрой: включить спокойную музыку (желательно одну и ту же на определённый период времени, поставить в центр (круга свечу, фонарик).
3. Заключительная часть
Ваши пожелания на завтрашний день (группе, друг другу).
Завершающий ритуал.
Пример проведения «Вечернего круга» на практике
Все дети становятся в круг, затем воспитатель начинает передавать длинную ленточку. При передаче ленточки по кругу каждый должен сказать друг другу ласковое слово или комплимент. После этого, все дети садятся на ковер и к ним «прилетает» красивая птичка. Воспитатель задает вопросы по теме прошедшего дня, и птичка прилетает на ладошку к тому ребенку, который хочет высказаться. В конце нашего круга, ребята рассказывают о своих планах и желаниях на следующий день и обнимают друг друга.
Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.
Рекомендации
Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу. А в старшем возрасте могут уже сами без присутствия воспитателя пользоваться этой технологией для обсуждения своих проблем.
Вечерний круг проводится во второй половине дня, например, сразу после полдника, чтобы в группе присутствовали практически все дети.
Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.
Какие могут быть варианты содержательной части: в основном это варианты рефлексии.
Пример:
Что мы делали сегодня? Чем будем заниматься завтра?
Что интересного произошло у нас в группе за сегодняшний день и что интересного вы помните из вчерашнего дня?
Что вас порадовало (огорчило, удивило)?
Что мы узнали? Например, можно уточнить и закрепить знания, полученные за день. (какой сегодня день недели, какое число, какой день недели был вчера или будет завтра) Какие новые слова узнали?
Составление письма родителям.
Сочинение сказок.
Что понравилось, что не понравилось?
Так же может быть планирование на завтра.
Или информирование детей о том, что же мы завтра будем делать.
Пример
Что мы делали сегодня? Эта рефлексия важна для детей, так как ребенку трудно ориентироваться во времени, особенно в младшем возрасте. Трудно вспомнить, что было. Поэтому в младшей группе мы обсуждаем, что делали сегодня. А в старших группах уже можно обсуждать, что мы делали на этой неделе. Для этого можно сделать плакаты или использовать флипчарт на которых ежедневно записываем или рисуем (можно схематично) происходящие в группе события.
Также мы можем обсуждать, чем мы будем заниматься завтра. Можно выбирать тему или обсуждать тему, предложенную воспитателем. Можно сообщить о том, что мы будем проводить эксперимент, соответствующий этой теме.
Рефлексия позволяет устанавливать обратную связь: мы понимаем, что было сложно, что понравилось, что нет и на что обратить внимание. И что дети вообще не запомнили или не заметили.
Что понравилось, что не понравилось? – очень хороший вопрос, так как это открытый вопрос и здесь дети могут высказывать свое мнение, размышлять.
Кому-то очень понравилось, как его товарищ рассказал стихотворение. А кому-то из детей не понравилось поведение одногруппника.
Когда мы проводим рефлексивные круги, мы получаем массу обратной связи и массу информации о том, что детям нравится и что не нравится, и как нам лучше это сделать в следующий раз.
Если проводить круги ежедневно, дети научатся:
делать выбор;
выбирать из личного опыта самое значимое;
слушать и слышать;
соблюдать правила;
выражать словами свое состояние и желание;
рассказывать кратко, последовательно и логично;
формулировать и аргументировать суждения;
планировать собственную деятельность.
При этом педагогу необходимо соблюдать несколько правил:
принимайте любые ответы детей (даже если они вам не нравятся)
принимайте новости детей как факт;
после вопроса дайте подумать (так как дети не могут сразу дать ответ);
комментируйте слова детей (это не возбраняется, а даже полезно);
время от времени подводите итог того, что было сказано;
заранее нужно продумывать вопросы, которые зададите детям, но никогда не продумывать ответы детей;
показывайте детям, что все их идеи, гипотезы и все их мысли очень интересны.
Вечерний круг способствует:
• сплочению детского коллектива;
• формированию умения слушать и понимать друг друга;
• формированию общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;
• обсуждению планов на день, неделю, месяц;
• развитию умения выражать свои чувства и переживания публично.
Утренний и вечерний круг — это не занятие.
А отличие их в следующем:
Это позиция педагога: воспитатель не учитель, а член сообщества, равный со всеми детьми. Так же, как у каждого ребенка у него есть своя точка зрения.
У круга нет четкого плана, так как мы не можем предположить все детские ответы и куда пойдет обсуждение. Круг – это живое общение и педагогу нужно очень гибко реагировать.
Когда педагог в позиции учителя – он обладает знаниями, и он передает эти знания детям. Когда мы проводим круг – у каждого из детей есть свои знания, есть свои мысли и свое отношение.
Воспитатель не должен быть инструктором. Он должен оставлять детям инициативу. Дети должны решать, что делать и как делать.