Методические рекомендации по организации детского волонтерства в досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Методические рекомендации по организации детского волонтерства в досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Данный методический материал содержит рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей по организации и проведению детского добровольчества в структуре культурно – досуговой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации детского волонтерства в досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Методические рекомендации по организации детского волонтерства в досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Детское добровольчество: методические рекомендации по организации и проведению.
Данный методический материал содержит рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей по организации и проведению детского добровольчества в структуре культурно – досуговой деятельности.
Первый этап создания и организации детского добровольческого движения включает в себя предварительную работу для самого педагога, так и с детьми, которая предполагает следующее:
Ознакомление педагогом с рядом документов:
Всеобщая Декларация Прав Человека;
Всеобщая декларация Добровольчества 2001 г.;
Международная Конвенция о Правах Ребенка;
Конституция РФ ( 1993г., ч.4 и 5, ст. 13 ч. 2, ст. 19, ст. 30;
Гражданский Кодекс РФ, ст. 117;
Федеральный закон от 11 августа 1995г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (статья 5 – определение понятия «доброволец» в контексте благотворительной деятельности (виды такой деятельности – статья 2).
Беседы с детьми на темы добровольчества (примерные) «Кто такой волонтер?», «Чем занимается волонтер?», «Что такое личностное качество и какими качествами обладает волонтер?», «Кому помогает волонтер?», «Кто может быть волонтером?», «Как стать волонтером?» и т.д.
Чтение и анализ с детьми рассказов на поучительную тематику с аспектами дружбы, взаимопомощи, доброты, честности, открытости, милосердия и т.д. например: Тамара Ломбина, сборник рассказов «Чистые и светлые детские рассказы о милосердии»; Константин Паустовский «Заячьи лапы»; Виталий Бианки «Лесная газета»; А. Алешковский «Кыш, два портфеля и целая неделя»; Вера Чаплина «Питомцы зоопарка»; А. И. Куприн «Белый пудель»; В. Железников «Чучело»; В.П. Катаев «Цветик – семицветик»; Э.Н. Болдуин «Еще немного времени»; В. Осеева «О доброте и правде»; и др.
Проведение игр, мини - тренингов на сплочение детского коллектива, чувство доброты, отзывчивости, Приложение В;
Просмотр презентаций и видеороликов на волонтерскую тематику;
Приглашение волонтеров - школьников, студентов или волонтеров общественных организаций для беседы с детьми, чтобы они рассказали детям о своей деятельности, поделились опытом, предоставить возможность показать наглядный пример;
При создании и организации детского волонтерского движения нужно учитывать добровольческий имидж:
Совместное утверждение названия и девиза волонтерского движения;
Совместное создание эмблемы, каких-либо атрибутов (возможно, придумать детскую форму заявления на вступление в волонтерский отряд, чтобы ребенок осознавал всю серьезность этой деятельности), узнаваемых символов, отражающих стиль и характерные особенности, имеющие взаимосвязь с названием детского волонтерского движения (эмблемы должны быть у всех участников движения, это способствует сплочению коллектива и формированию ответственности за свои совершаемые поступки);
Совместное утверждение дальнейшей деятельности добровольческого движения;
Завести и оформить книжку добровольческого движения, где будут фиксироваться все проведенные мероприятия, акции, совершенные добрые дела и т.д.;
Вести фотоотчет проводимых акций и мероприятий, завести фотоальбом, который будет находиться в доступе просмотра для каждого участника волонтерского движения.
В организации детского добровольчества в дошкольном образовательном учреждении существует множество видов волонтерской деятельности, которые зависят от творчества и креативности педагога, так как он направляет детей в то или иное русло, выделим некоторые из них:
пропаганда здорового образа жизни и спорта;
защита окружающей среды/эко – волонтерство (уборка мусора, посадка деревьев, озеленение клумб на участке учреждения);
творческое направление (организация и проведение мероприятий, праздников, конкурсов, различных социальных акций и т.д);
ремесленные мастерские (создание атрибутов для мини-музеев, музейных уголков);
взаимосвязь с детьми из младших групп (показ театрализованных представлений, проведение мини-мастер классов «научу тому, что умею делать сам» и т.д).
Социальные и благотворительные акции дошкольника направлены на:
формирование активной жизненной позиции, которые дают представления о том, что окружающий мир зависит от человека: состояние природы, людей как самых близких, так и всех тех людей кто нуждается в помощи;
механическое усвоение правил и знаний об окружающем мире и обществе, так как социальные акции имеют практический характер, это такой вид культурной практики, который влияет на формирование системы ценностей ребенка;
различные виды деятельности ребенка связанные с творчеством, фантазией, продуктивной деятельностью – рисование, аппликация, лепка и др.
результат обратной социальной связи, который позитивно влияет позитивную социализацию дошкольника.
Акции детей дошкольного возраста могут иметь различную направленность:
благотворительные (сбор игрушек и книжек и прочего для передачи их младшим детям или целевой группе);
исследовательские (проведение опроса разных групп населения);
социально – педагогические (влияющие на изменение сознания, поведения, отношения определенной категории к чему либо);
патриотические (воспитание любви к Родине, ее истории: прошлому и настоящему);
социокультурные (влияющие на уровень культуры, воспитывающие интерес к своей или другой национальной культуре);
акции, направленные на безопасное поведение, заботу и порядок в быту;
акции, посвященные праздничным дням, памятным датам и иным значимым событиям
Социальные акции можно классифицировать:
• по масштабу участия ДОО:
- одна группа;
- возрастная параллель (старшая или подготовительные группы);
- все группы ДОО.
• по уровню участия:
- в ДОО;
- районный;
- в городе;
- междугородний:
- Всероссийский;
- Международный.
• по предмету преобразования:
- Социально-благотворительные (для человека);
- Экологические (для природы);
- Культурные (для объектов и предметов культуры);
- Патриотические (для района, города, страны).
При проведении социальной акции всегда следует учитывать возраст, возможности и индивидуальные особенности детей-участников. Им должны быть понятны цель, смысл деятельности и конечный результат (польза).
Каждая акция состоит из четырех этапов: организационного, практического и итогового и рефлексии.
1-й этап – организационный. Педагогу вместе с детьми, следует определить, на решение какой проблемы будет направлена акция, какова ее цель, целевая группа и результат – что мы хотим получить? При разработке акции следует продумать форму проведения – что это будет? – и ее продукт;
2-й этап – практический. На данном этапе происходит реализация сценария социальной акции, это может быть мероприятие – концерт или музыкально-литературная композиция, беседа, рисование или лепка, изготовление чего-либо и т.д.;
3-й этап – итоговый. Этап подразумевает подведение итогов социальной акции, «обратную связь» и определение ее дальнейших перспектив: есть ли необходимость повторить, что можно усовершенствовать при подготовке и проведении, целесообразно ли изменить форму проведения акции и т.п.;
4-й этап – рефлексия. Данный этап несет в себе психологический аспект, педагог и дети вспоминают организацию и проведение акции, отмечают моменты, которые им больше всего запомнились, понравились и почему, также подчеркивают их важность, это позволяет тонко обратить внимание на свое сознание и продукт деятельности их переосмысление, которое закрепляется в основе формирования духовной культуры ребенка.
Таким образом, добровольческое движение в структуре детского досуга предполагает создание благоприятной социальной ситуации развития, при которой происходит передача опыта познавательного, социального и игрового от старших к младшим детям, что в последующем ведет к развитию инициативы и самостоятельности в естественной среде.