kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по организации детского волонтерства в досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный методический материал содержит рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей по организации и проведению детского добровольчества в структуре культурно – досуговой деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации детского волонтерства в досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Методические рекомендации по организации детского волонтерства в досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Детское добровольчество: методические рекомендации по организации и проведению.

Данный методический материал содержит рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей по организации и проведению детского добровольчества в структуре культурно – досуговой деятельности.

Первый этап создания и организации детского добровольческого движения включает в себя предварительную работу для самого педагога, так и с детьми, которая предполагает следующее:

  • Ознакомление педагогом с рядом документов:

  • Всеобщая Декларация Прав Человека;

  • Всеобщая декларация Добровольчества 2001 г.;

  • Международная Конвенция о Правах Ребенка;

  • Конституция РФ ( 1993г., ч.4 и 5, ст. 13 ч. 2, ст. 19, ст. 30;

  • Гражданский Кодекс РФ, ст. 117;

  • Федеральный закон от 11 августа 1995г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (статья 5 – определение понятия «доброволец» в контексте благотворительной деятельности (виды такой деятельности – статья 2).

  • Беседы с детьми на темы добровольчества (примерные) «Кто такой волонтер?», «Чем занимается волонтер?», «Что такое личностное качество и какими качествами обладает волонтер?», «Кому помогает волонтер?», «Кто может быть волонтером?», «Как стать волонтером?» и т.д.

  • Чтение и анализ с детьми рассказов на поучительную тематику с аспектами дружбы, взаимопомощи, доброты, честности, открытости, милосердия и т.д. например: Тамара Ломбина, сборник рассказов «Чистые и светлые детские рассказы о милосердии»; Константин Паустовский «Заячьи лапы»; Виталий Бианки «Лесная газета»; А. Алешковский «Кыш, два портфеля и целая неделя»; Вера Чаплина «Питомцы зоопарка»; А. И. Куприн «Белый пудель»; В. Железников «Чучело»; В.П. Катаев «Цветик – семицветик»; Э.Н. Болдуин «Еще немного времени»; В. Осеева «О доброте и правде»; и др.

  • Проведение игр, мини - тренингов на сплочение детского коллектива, чувство доброты, отзывчивости, Приложение В;

  • Просмотр презентаций и видеороликов на волонтерскую тематику;

  • Приглашение волонтеров - школьников, студентов или волонтеров общественных организаций для беседы с детьми, чтобы они рассказали детям о своей деятельности, поделились опытом, предоставить возможность показать наглядный пример;

При создании и организации детского волонтерского движения нужно учитывать добровольческий имидж:

  • Совместное утверждение названия и девиза волонтерского движения;

  • Совместное создание эмблемы, каких-либо атрибутов (возможно, придумать детскую форму заявления на вступление в волонтерский отряд, чтобы ребенок осознавал всю серьезность этой деятельности), узнаваемых символов, отражающих стиль и характерные особенности, имеющие взаимосвязь с названием детского волонтерского движения (эмблемы должны быть у всех участников движения, это способствует сплочению коллектива и формированию ответственности за свои совершаемые поступки);

  • Совместное утверждение дальнейшей деятельности добровольческого движения;

  • Завести и оформить книжку добровольческого движения, где будут фиксироваться все проведенные мероприятия, акции, совершенные добрые дела и т.д.;

  • Вести фотоотчет проводимых акций и мероприятий, завести фотоальбом, который будет находиться в доступе просмотра для каждого участника волонтерского движения.

В организации детского добровольчества в дошкольном образовательном учреждении существует множество видов волонтерской деятельности, которые зависят от творчества и креативности педагога, так как он направляет детей в то или иное русло, выделим некоторые из них:

  • пропаганда здорового образа жизни и спорта;

  • защита окружающей среды/эко – волонтерство (уборка мусора, посадка деревьев, озеленение клумб на участке учреждения);

  • творческое направление (организация и проведение мероприятий, праздников, конкурсов, различных социальных акций и т.д);

  • ремесленные мастерские (создание атрибутов для мини-музеев, музейных уголков);

  • взаимосвязь с детьми из младших групп (показ театрализованных представлений, проведение мини-мастер классов «научу тому, что умею делать сам» и т.д).

Социальные и благотворительные акции дошкольника направлены на:

  • формирование активной жизненной позиции, которые дают представления о том, что окружающий мир зависит от человека: состояние природы, людей как самых близких, так и всех тех людей кто нуждается в помощи;

  • механическое усвоение правил и знаний об окружающем мире и обществе, так как социальные акции имеют практический характер, это такой вид культурной практики, который влияет на формирование системы ценностей ребенка;

  • различные виды деятельности ребенка связанные с творчеством, фантазией, продуктивной деятельностью – рисование, аппликация, лепка и др.

  • результат обратной социальной связи, который позитивно влияет позитивную социализацию дошкольника.

  • Акции детей дошкольного возраста могут иметь различную направленность:

  • благотворительные (сбор игрушек и книжек и прочего для передачи их младшим детям или целевой группе);

  • исследовательские (проведение опроса разных групп населения);

  • социально – педагогические (влияющие на изменение сознания, поведения, отношения определенной категории к чему либо);

  • патриотические (воспитание любви к Родине, ее истории: прошлому и настоящему);

  • социокультурные (влияющие на уровень культуры, воспитывающие интерес к своей или другой национальной культуре);

  • акции, направленные на безопасное поведение, заботу и порядок в быту;

  • акции, посвященные праздничным дням, памятным датам и иным значимым событиям

Социальные акции можно классифицировать:

• по масштабу участия ДОО:

- одна группа;

- возрастная параллель (старшая или подготовительные группы);

- все группы ДОО.

• по уровню участия:

- в ДОО;

- районный;

- в городе;

- междугородний:

- Всероссийский;

- Международный.

• по предмету преобразования:

- Социально-благотворительные (для человека);

- Экологические (для природы);

- Культурные (для объектов и предметов культуры);

- Патриотические (для района, города, страны).

При проведении социальной акции всегда следует учитывать возраст, возможности и индивидуальные особенности детей-участников. Им должны быть понятны цель, смысл деятельности и конечный результат (польза).

Каждая акция состоит из четырех этапов: организационного, практического и итогового и рефлексии.

  • 1-й этап – организационный. Педагогу вместе с детьми, следует определить, на решение какой проблемы будет направлена акция, какова ее цель, целевая группа и результат – что мы хотим получить? При разработке акции следует продумать форму проведения – что это будет? – и ее продукт;

  • 2-й этап – практический. На данном этапе происходит реализация сценария социальной акции, это может быть мероприятие – концерт или музыкально-литературная композиция, беседа, рисование или лепка, изготовление чего-либо и т.д.;

  • 3-й этап – итоговый. Этап подразумевает подведение итогов социальной акции, «обратную связь» и определение ее дальнейших перспектив: есть ли необходимость повторить, что можно усовершенствовать при подготовке и проведении, целесообразно ли изменить форму проведения акции и т.п.;

  • 4-й этап – рефлексия. Данный этап несет в себе психологический аспект, педагог и дети вспоминают организацию и проведение акции, отмечают моменты, которые им больше всего запомнились, понравились и почему, также подчеркивают их важность, это позволяет тонко обратить внимание на свое сознание и продукт деятельности их переосмысление, которое закрепляется в основе формирования духовной культуры ребенка.

Таким образом, добровольческое движение в структуре детского досуга предполагает создание благоприятной социальной ситуации развития, при которой происходит передача опыта познавательного, социального и игрового от старших к младшим детям, что в последующем ведет к развитию инициативы и самостоятельности в естественной среде.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Попова Нина Михайловна

Дата: 16.08.2022

Номер свидетельства: 611781


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства