kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации «Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Китайская пословица «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Согласно ФГОС ДОработа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков.

Если обратиться к основной образовательной «Программе от рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой исследовательская деятельность отражена в образовательной области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».

Поставлена цель: Развитие познавательных интересов и способностей детей (сенсорных, интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»»

Методические рекомендации «Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»
Подготовила старший воспитатель С.И. Шихова 18.01.2022 г. Китайская пословица «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Согласно ФГОС ДО работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков.

Если обратиться к основной образовательной «Программе от рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой исследовательская деятельность отражена в образовательной области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».

Поставлена цель: Развитие познавательных интересов и способностей детей (сенсорных, интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих).

Задачи познавательного развития:

  • Развитие детских интересов, любознательности.

  • Формирование познавательных действий, становление сознания.

  • Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Начиная с младшей группы и на протяжении всего дошкольного детства, авторы предлагают использовать разнообразные формы работы: рассматривание, наблюдение, игра – экспериментирование, исследовательская деятельность и пр.

Кроме этого имеется методическое пособие «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» под ред. Н.Е. Вераксы, О.Р. Галимова. В процессе выполнения увлекательных опытов и экспериментов дети знакомятся с доступными физическими явлениями (процессы, отражающие три состояния вещества (твердое, жидкое, газообразное), и их переходы, тепловые явления и давления жидкостей и газов).

В методическом пособии «Ознакомление с природой» О.А. Соломенниковой исследовательская деятельность представлена в разделе: «Экспериментирование».

Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах

1. Коллективная (занятия проводится при соблюдении принципов: доступности, структурности, непродолжительности)

2. Подгрупповая (исследовательская работа проводится в подгруппах, выводы подгрупп сравниваются и анализируются)

3. Индивидуальная (воспитатель организует работу в индивидуальном порядке, чаще с отстающим в группе ребенком или с тем, у кого появился интерес).


Деятельностный подход

Деятельность – это активное взаимодействие человека с окружающей средой. Ребенок познает мир через деятельность. Принцип деятельностного подхода – ребенок познает мир, получает знания через все виды деятельности, каждый является активным участником в добывании, передаче знаний, привлекает к этому друзей и взрослых.

Этапы познавательно-исследовательской деятельности

Этап исследования

Пример структуры исследования «Как растения пьют воду?» в старшей группе детского сада

Постановка проблемы

Выяснить, каким образом растения потребляют воду.

Целеполагание

Воспитанники предлагают варианты решения проблемы, приходят ко мнению, что нужно провести наблюдение за потреблением воды каким-либо растением.

Выдвижение гипотез

Ребята размышляют, как можно сделать этот процесс зримым для человеческого глаза (дать растению выпить цветной воды).

Проверка гипотезы

Каждый воспитанник разводит в баночке с водой пищевой краситель, ставит в раствор лист китайской капусты или цветок белой гвоздики.

Анализ полученного результата

Утром ребята видят, что капустные листы (гвоздики) приобрели те оттенки, что и растворы, в которых они простояли ночь.

Формулирование выводов

Вода поднимается по стеблю к верхушке растения. Соответственно, если растение произрастает в почве, то начинает «пить воду» нижняя часть, т. е. корни.

Фиксирование результатов

• Использование готовых форм (картинок, фотографий, зарисовок - в младшем возрасте);
• Дневник наблюдений или исследовательские карточки
• Схематические зарисовки;
• Использование условных знаков;
• Рисунки-прогнозы;
• Фотографирование;
• Запись рассказа ребенка.

Еще можно использовать стенды, где вывешивается план проведения опыта, диаграммы, фотографии с результатами.

Лэпбук (книга на коленях)

Лэпбук — это тематическая папка, содержащая ряд кармашков, окошечек, миниатюрных вложенных книжечек. Здесь может вместиться огромное количество материала по теме, оформленного в виде карточек, иллюстраций, схем, дидактических игр и т. д.


Типичные ошибки педагога при организации познавательно-исследовательской деятельности
• Недооценка познавательного и воспитательного значения экспериментов;
• Большинство организованных экспериментов носят созерцательный характер;
• Часто эксперименты не получают логического завершения;
• Из экспериментов не формируются циклы;
• Результаты экспериментов не всегда используются в последующих занятиях;
• Недостаточно развиты связи с другими видами деятельности;
• Педагог лишает ребенка права на ошибку;
• Выводы сообщаются педагогом без привлечения детей;
• Анализ результатов опытов подменяется анализом поведения детей и их отношения к работе.
Организация РППС

Большое внимание в исследовательской деятельности  уделяется организации развивающей среды в группе. Должна быть создана мини-лаборатория (центр науки), где дети размещают различные материалы (природные, бросовые) для проведения опытов, экспонаты. В центрах познавательно-исследовательской деятельности дошкольников организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для самостоятельной деятельности детей.

Необходимо постоянно пополнять центры познавательно-исследовательской деятельности дошкольников различным оборудованием, схемами для самостоятельной работы.

Для поддержания интереса к исследовательской деятельности в уголке экспериментирования могут «жить» персонажи, которых можно придумать и сделать совместно с детьми и родителями. Дети дошкольного возраста задают много вопросов. Часто этим же занимается веселый, озорной и любопытный Незнайка, который приходит в группу из волшебного Цветочного города. Он «участвует» в экспериментах, «приносит» интересные вещи юным исследователям. У Незнайки есть яркие нарукавники и фартук для нужных и интересных вещей. Всё это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности. Можно создать уголок «Школа Незнайки» для формирования у детей любознательности, познавательного интереса и поисковой активности.


Таким образом, исследовательская деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шихова Светлана Ивановна

Дата: 24.01.2022

Номер свидетельства: 598723


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства