kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации «Использование элементов ТРИЗ (круги Луллия) при обучении дошкольников грамоте»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изложен опыт использования кругов Луллия при обучении дошкольников грамоте

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Использование элементов ТРИЗ (круги Луллия) при обучении дошкольников грамоте»»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Дом детского творчества»













МЕТОДИЧЕСКЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Использование кругов Луллия при обучении дошкольников грамоте»










Составила:

Игнатова Евгения Александровна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

















Бийск

2023








Оглавление

Часть 1 Пояснительная записка……………………………………………………………3

Часть 2 Методические рекомендации

2.1 Концептуальные основы технологии ТРИЗ…………………………………………..4

2.2 Методы и приемы ТРИЗ ……………………………..………………………………...4

2.3 Дидактические принципы обучения дошкольников грамоте элементами ТРИЗ….5

2.4 Круги Луллия………….. ………………………………………………………………..5

2.4.1 Историческая справка…………………………………………………………………5

2.4.2 Принцип изготовления…………………………………………………………………6

2.4.3 Классификация игр по обучению грамоте с кругами Луллия……………………....7

2.5 Картотека игр …………………………………………………………………………….7

2.6 Методические рекомендации…………………………………………………………..11

2.7 Выводы…………………………………………………………………………………...12

2.8 Список литературы……………………………………………………………………...13







































Часть 1. Пояснительная записка

Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Педагоги давно заметили эту особенность. Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения (дидактические игры, конструкторы и игрушки-трансформеры, занятия-путешествия…). Как найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьезная интеллектуальная работа? Насколько совместимы эти понятия?

Поиск ответов на поставленные вопросы побудил меня использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. При обучении чтению я использую элементы технологии Н.Зайцева. Опыт своей работы я изложила в «Методических рекомендациях» в 2021 году. Дальнейшая работа по обучению грамоте строится с использованием элементов технологии ТРИЗ (круги Луллия). Об этом и пойдет речь в данных «Методических рекомендациях».

Методические рекомендации адресованы педагогам и родителям.

Цель: познакомить с опытом использования элементов технологии ТРИЗ (круги Луллия) при обучении дошкольников грамоте..

































Часть 2. Методические рекомендации.

2.1 Концептуальные основы технологии ТРИЗ

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования

подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольников - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей.

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, т.к. решение изобретательских задач вместо поисков впустую строится на системе логических операций.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Основной целью использования ТРИЗ- технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого направления.

Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества:

в активизации познавательной деятельности детей;

в создании мотивационных установок на проявление творчества;

в создании условий для развития образной стороны речи (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);

повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;

формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;

развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной

деятельности.

2.2 Методы и приемы ТРИЗ

1) Метод «Мозговой штурм». Это метод коллективного поиска оригинальных идей.

Суть «Мозгового штурма» – дать свободный выход мыслям из подсознания, создать условия расковывающие ребенка.

2) Метод «Синектика». Термин «синектика» обозначает «объединение разнородных предметов». Для развития творческих способностей человека используются аналогии.

а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:

б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;

в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость – возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение) и т. д.

Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.

3 Метод морфологического анализа 

Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Затем выбираются различные сочетания элементов. Перебираются все возможные варианты.

4) Метод каталога 

Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря.

Для работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций. Желательно, чтобы текст был прозаическим. Взрослый задаёт детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальцем в любое место на странице. Слова попадаются самые разные, никак не связанные между собой. Выбранные методом «тыка» слова связываются в историю, сказку. Воспитатель может преобразовывать одни части речи в другие. Занятие проводится в быстром темпе, используются разные эмоциональные реакции на каждое новое словосочетание.

5) Метод фокальных объектов. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Цель метода – установление ассоциативных с различными случайными объектами.

Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.

6) Типовые приёмы фантазирования. 

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию.

7) Системный оператор

Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.

8) « Метод маленьких человечков». Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения. Метод маленьких человечков помогает дошкольникам понять, что происходит внутри вещей (систем).

2.3 Дидактические принципы обучения дошкольников грамоте элементами ТРИЗ

Используя в работе по обучению грамоте дошкольников элементы ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические принципы:

Принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.

Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

Принцип деятельности – в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

Принцип обратной связи – педагог может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

Принцип идеальности – творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

2.4 Круги Луллия

В своей работе по обучению дошкольников грамоте я использую круги Луллия. Это одна из разновидностей метода морфологического анализа

2.4.1 Историческая справка. Своѐ название изобретение «Круги Луллия» получило в честь имени своего создателя Раймунда Луллия (поэта, философа, мыслителя XIII века). В XIII веке он создал логическую машину в виде шести бумажных кругов разного диаметра нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня была установлена стрелка. Круги были подвижны и разделены на одинаковое количество секторов. Раймонд Луллий размещал на секторах слова. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.
















«Круги Луллия» - это что-то вроде компьютера, только для слов

В настоящее время этот метод, основанный на морфологическом анализе, используется педагогами для создания развивающих игр и головоломок для детей дошкольного возраста.

2.4.2 Принцип изготовления. Круги Луллия можно изготовить самостоятельно:

1 ) вырезанные из картона кружочки делятся на нужное количество секторов, серединка вырезается.

Круги нанизываются на стержень (например, от пирамидки, или на палочку, карандаш, гайку), а сверху по размеру сектора прикрепляется стрелка или контур. К секторам прикрепляются изображения, знаки и символы, относящиеся к данной теме.

Изготовленное таким образом пособие удобно использовать в индивидуальной работе или в работе с небольшой группой детей (2-4 человека).


2 ) для работы с группой детей лучше исполь-

зовать данное пособие в качестве раздаточ-

ного материала. Изготовить данное пособие

можно при помощи программы презентаций.

Изображения помещаются на круги (размер

и количество секторов можно регулировать)

. Круги распечатываются, ламинируются.

В центре каждого круга проделывается от-

верстие. В качестве основы для сборки посо-

бия можно использовать, например, плас-

тиковую крышку с закрепленным в центре

стержнем. Таким образом, в соответствии с

темой занятия каждый раз можно собирать

новое пособие и по нескольку раз использовать одни и те же круги, по-разному сочетая их друг с другом.

Круги «Луллия» представляют детям как чудесные кольца или загадочные круги. Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секциями на каждом. Для детей 4 – 5 лет – можно использовать два – три круга с 4-6 секторами. Дети 6 – 7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами.

Технология работы с речевыми кругами заключается в том, что ребенок раскручивая круги, подбирает нужное сочетание секторов, объясняет сочетание картинок, которые попадают в рамку.

2.4.3 Классификация игр по обучению грамоте с кругами Луллия.

Обучение грамоте дошкольников – это процесс овладения родным языком, который нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, привить внимание и интерес к звуковому, слоговому и словесному составу единиц языка и речи.

Обучение грамоте строится по единому алгоритму, который отражает иерархию (обобщенную модель) русского языка – от звука к слогу, от слога к слову, от слова к предложению, от предложения к тексту.

В соответствии с этим алгоритмом игры с кругами Луллия можно классифицировать следующим образом:

1 игры на развитие звуко- буквенного анализа;

2.игры со словами (составление слов из слогов, деление слов на слоги, постановка ударения;

3.игры с предложениями (знакомство со словарным составом предложения, составление распространенных предложений, развитие связной речи).


2.5 Картотека игр

Буква и звук

Игра «Вставь пропущенную букву» ( Приложение 1)

Цель: обучение грамоте.

Оборудование: 1 круг- слова с пропущенной буквой

2 круг- предметные картинки

3 круг- пропущенные буквы

Описание: Дети читают слова, подбирают букву к слову и соответствующую картинку.






Игра «Букварик» ( Приложение 2)

Цель: развитие звукового анализа слов и связи звука с буквой.

Оборудование: 1 круг- слова

2 круг- модели звуков

3 круг- буквы

Описание: дети объединяют слово с его первой буквой и обозначают ее звук по твердости- мягкости.









Игра «Звуковой анализ» ( Приложение 3)

Цель: закрепить характеристику разных звуков.

Оборудование: 1 круг- слова.

2 круг- модели звуков.

Описание: дети, раскручивая круги, произносят звуки в слове, которые соответствуют изображенному символу, тем самым практикуясь в звуковом анализе.

Усложнение: определить место звука в слове, назвать, какой звук по счету.



Игра «Первые два звука» ( Приложение 4)

Цель: совершенствование звукового анализа.

Оборудование: 1 круг- слова

2 круг- модели звуков.

Описание: На одном круге звуковые схемы начала слова из двух звуков,

на другом - слова. Педагог просит объединить слова с подходящими схемами.



Игра «Подбери слово к звуковой схеме» ( Приложение 5)

Цель: развитие звукового анализа слова.

Оборудование: 1круг- слова.

2 круг- звуковые схемы.

Описание: дети объединяют слова с подходящими звуковыми схемами.



Слово

Игра «Образуй словечко» ( Приложение 6)

Цель: совершенствование навыков слогового анализа и синтеза

Оборудование: 1 круг- слоги

2 круг- слоги

Описание: дети составляют из слогов слова и читают их.












Игра «Подбери картинку» ( Приложение 7)

Цель: учить детей делить слова на слоги и определять их количество в слове.

Оборудование: 1 круг- слова

2 круг - модели слов с разным количеством слогов;

3 круг- предметные картинки

Описание: дети читают слова, раскручивая круг, определяют количество слогов в слове.

Усложнение: изменить слово так, чтобы в нем стало, например, не 2, а 3 слога

(паук- паучек).



Предложение

Игра «Придумай предложение - 1» ( Приложение8)

Цель: формирование синтаксических конструкций.

Оборудование: 1 круг- предметные картинки

2 круг- предметные картинки

Описание: 1 вариант. На кругах предметные картинки.

Педагог просит придумать предложение с получившейся парой слов.




2 вариант. Составить связный рассказ.


Игра «Придумай предложение - 2» ( Приложение 9)

Цель: формирование синтаксических конструкций с использованием предлогов.

Оборудование: 1 круг- предметные картинки

2 круг - предлоги

3 круг- предметные картинки

Описание; Педагог просит придумать предложение с получившейся парой слов и предлогом


















Игра «Придумай предложение - 3» ( Приложение 10)

Цель: формирование синтаксических конструкций, активизация глагольного словаря.

Оборудование: 1 круг- предметные картинки

2 круг - пиктограммы

Описание; Педагог просит придумать предложение с получившейся парой.














2.6 Методические рекомендации

Рекомендую использовать данное пособие на занятиях по подготовке к обучению грамоте детей 5-7 лет.

Считаю, что наиболее целесообразно использовать круги на этапе закрепления и уточнения знаний, так как они вносят элемент игры в занятие, помогают повысить интерес к изучаемому материалу.

Пособие можно использовать на всех направлениях работы (звуко- буквенный анализ, работа со словом, предложением, текстом).

Для того, чтобы осуществлять индивидуальный подход на занятиях рекомендую использовать круги Луллия следующим образом: в зависимости от уровня подготовки детей можно давать одинаковые задания (например, составить слова из слогов), регулируя степень сложности путем увеличения либо уменьшения числа кругов и секторов на них. Таким образом, каждый ребенок может справиться с заданием и почувствовать себя успешным.

Для развития самостоятельности и вариативности мышления можно предложить детям самим заменять картинки на кругах, комбинировать задания, пытаться самим определить цель и правила игры.

Пособие достаточно легко изготовить самостоятельно, используя самые простые программы и графические редакторы. Используя лишь несколько кругов, можно получить разные варианты игры.

2.7 Выводы

Использование кругов Луллия в обучении дошкольников грамоте значительно повышает эффективность процесса обучения, так как является игровым методом. В отличие от традиционных дидактических игр, представляющих собой набор карточек, пособие и способ действия с ним необычны, нетрадиционны, что повышает мотивацию и интерес детей к обучению грамоте. Кроме того, использование кругов Луллия способствует развитию мыслительных операций, познавательных психических процессов, мелкой моторики и координации движений рук, и что немаловажно- развитию творческого начала как у детей, так и у самих педагогов.










































2.8 Список литературы

1. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Минск, 2008.

2. Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Минск, 2010.

3. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003.

4. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А. Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия. Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. АРКТИ, 2019 г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Игнатова Евгения Александровна

Дата: 13.04.2023

Номер свидетельства: 629496


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства