Методическая рекомендация "Повышение компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения"
Методическая рекомендация "Повышение компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения"
Просмотр содержимого документа
«Методическая рекомендация "Повышение компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения"»
Информация на сайт МАДОУ № 38 от инструктора по физической культуре Тимощенко И.В.
Повышение компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую озабоченность государства и общества. Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, а так же обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
Установка на здоровый образ жизни у человека не появляется сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия, по словам И. И. Брехмана, состоит «в обучении здоровью с самого раннего возраста». Психологически безопасная атмосфера в группе рождает у воспитанников чувство защищённости, доверия к взрослым, окружающему миру, содействует эмоциональному комфорту каждого ребёнка. Обеспечение эмоционального благополучия в дошкольном возрасте является одним из важных условий психического здоровья ребёнка и благоприятного развития личности.
Один из основных показателей эмоционального благополучия – физическое здоровье. Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий предполагает не только применение новых методик педагогами, но и повышение уровня родительской компетентности, так как ценностное отношение к собственному здоровью у ребенка закладывается, в первую очередь, в семье.
Для детей дошкольного возраста характерным является подражание взрослым как способ освоения правил окружающего мира. Присвоение ребёнком образцов поведения происходит через содержание деятельности, опосредованной общением с взрослым, который является образцом и носителем правил. Во взаимодействии с взрослым ребёнок получает необходимые знания, благодаря которым он научается овладевать своим собственным поведением, присваивая общественно-исторический опыт, усваивая социальные нормы. Усвоение правил здоровьесберегающего поведения происходит по тем же законам, которые характеризуют присвоение социальных норм поведения.
Педагог может развивать у ребенка представления о здоровом образе жизни, заложить основы культурно-гигиенических навыков, но сформировать устойчивый интерес к здоровому образу жизни, сделать его неотъемлемой частью жизни без участия родителей невозможно. Здесь надо учитывать две особенности. Первая: здоровый образ жизни, которому учат ребенка дома, может или находить каждодневное подтверждение – и тогда закрепляться, наполняться практическим содержанием, или игнорироваться, оставаясь для ребенка отвлеченной информацией. Вторая: здоровье своего ребенка важно для любого родителя, и поэтому организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и родителей на этой основе гораздо более вероятна и продуктивна, чем на какой-либо иной.
Работу по повышению уровня компетентности родителейв вопросах охраны и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения можно реализовывать через следующие направления:
- ознакомление с передовым опытом семейного воспитания по вопросу влияния образа жизни семьи на здоровье ребёнка;
- информирование о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения, о действии негативных факторах (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др., наносящих непоправимый вред здоровью ребенка;
- ориентирование родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов;
- знакомство родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в дошкольном образовательном учреждении, разъяснение важности посещения детьми секций, студий, ориентированных на оздоровление дошкольников;
- рекомендации родителям соответствующей педагогической литературы о создании в семье условий полноценного физического развития ребенка;
- ориентирование родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту, привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику, стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес, совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка, предоставление ребёнку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т. д.);
- информирование родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях дошкольного образовательного учреждения в решении данных задач;
- привлечения родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в дошкольном образовательном учреждении (а также районе, городе);
- информирование родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице и дома (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т. д.) и (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т. д.);
- привлечение родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха;
- побуждение родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах;
-ознакомление родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей.
Реализация направленной работы по повышению компетентности родителей необходимо проводить в формах индивидуальных или групповых консультаций, родительских собраний, информации на информационных стендах, информации на сайте дошкольного образовательного учреждения, создания библиотеки (медиатеки, создания памяток, буклетов, презентаций, проведения спортивных праздников, соревнований, конкурсов, дней открытых дверей, лекций, семинаров, семинаров-практикумов, проведений мастер-классов, тренингов.
Все это позволяет сформировать у детей и родителей представление о здоровом образе жизни и навыков заботы о собственном здоровье, и тем самым повысит уровень их компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Литература
1. Полтавцева Н. В., Стожарова М. Ю., Краснова Р. С., Гаврилова И. А. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании. – М. : Флинта, 2011.
2. Бережная В. А., Махненко С. Т., Колодяжная Т. П., Калашников Ю. В. Интегрированные модели дошкольного и общего образования, выпуски
№ 5,6,7, ОблЦТТУ, 2005г.
3. Майер А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ. -М: ТЦ «Сфера», 2008г.
4. Интернет-сайт журнала Педагогический мир, www.pedmir.ru/viewdoc.php
5. Осокина Г. И. Сотрудничество семьи и детского сада в приобщении детей к здоровому образу жизни // Инструктор по физической культуре. -2008.- № 1.- С. 92-97.