Методическая разработка Воспитательное событие «Богатыри земли русской»
Методическая разработка Воспитательное событие «Богатыри земли русской»
Что может заинтересовать ребенка, чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Конечно же наша многовековая история и культура. Воспитывать у детей нравтсвенно-патриотические и духовно-нравственные необходимо на конкретных героических примерах, исторических событиях, народных традициях по которым жиламогучая Россия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Воспитательное событие «Богатыри земли русской»»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Калейдоскоп
Методическая разработка
Воспитательное событие
«Богатыри земли русской»
тема: «нравственно-патриотическое воспитание»
/для детей подготовительной к школе группы/
Разработала: Т. А. Пономарева
Воспитатель I квалификационной категории
группы компенсирующей направленности
2023г
Актуальность: что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Конечно же наша многовековая история и культура.
Воспитывать у детей гражданско-патриотические и духовно-нравственные ценности необходимо на конкретных героических примерах, исторических событиях, народных традициях по которым жила могучая Россия.
Поэтому считаю значимым знакомить детей с жизнью и подвигами русских богатырей. На их примере рассказывать о народных традициях, духовности, мужестве, смелости и героизме, о любви к своей семье и родной земле.
Цель: формирование познавательного интереса детей к литературно-былинному жанру, русской культуре, чувства принадлежности к своей стране.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать духовно-патриотические и культурно-нравственные качества;
- воспитывать патриотизм, устойчивую и бескорыстную привязанность к своему Отечеству;
Образовательные:
- расширять и обогащать представления детей о русских богатырях через знакомство с героями былин - Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем;
- активизировать словарь по теме.
Развивающие:
- развивать способность и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми и взрослыми;
- развивать внимание, мышление, память, общую моторику;
- формировать ориентировку в пространстве с проекцией на плоскость;
- активизировать словарь по теме, развивать связную речь.
Оборудование: книга с пустыми страницами, мультимедийное оборудование, презентация, музыкальная фонограмма, картина Васнецова «Три богатыря», значки, раскраски, глобус, гусли, пазлы (разрезные картинки), булава.
Организационная структура
Организационно-побудительный этап.
Воспитатель.: - Ребята, мы с вами уже говорили, что живем в стране, у которой красивое имя –… (ответы детей Россия). Много разных стран на земле, но наша страна самая красивая, любимая, потомучто она наша Родина.
- Давайте, подойдем к глобусу и посмотрим, какая наша Родина?
(Большая, есть моря, реки и озёра, самая большая).
Давным давно, более тысячи лет назад образовалось русское государство, а называлось оно Русь. Русь была богатой лесами, реками, животными и растениями, поэтому и привлекало наших врагов – хотели они овладеть нашими землями. Совершали набеги на наши земли, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили награбленные богатства. А защищали наши земли – богатыри.
Сегодня мы с вами поговорим о богатырях, а как вы думаете, кто такие богатыри? (защитники, войны)
Показ слайда – картинка богатыря
- Какие были богатыри? (сильные, храбрые, смелые)
- Дети как мы с вами узнаем о русских богатырях, которые прославились своими подвигами? (из былин, песен, книг)
- А что такое былины? Былина – это песня-сказание о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси. Былина произошла от слова быль, было. А рассказывали былины – сказители (гусляры)
Показ слайда – картинка сказителя
- Как вы думаете, как сказитель рассказывал былины? (ходили, рассказывали, пели о богатырях их победах)
Демонстрация инструмента гусли и игра на нем
- Сказитель так и говорил:
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
Посмотрите, какую я вам принесла книгу, хотите узнать, что в ней? (Да)
Воспитатель демонстрирует книгу, открывает ее, а там, страницы пустые
- Ребята, как вы думаете, что могло случиться? (ответы детей)
- А, чтобы найти страницы, надо отправиться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения. Вы готовы, не испугаетесь? (ответы детей)
Организационно-поисковый этап.
Под звучание древнерусской музыки (гусли) Е. Стрельников «Илья Муромец», воспитатель произносит слова
Как во славном –то городе Чусовом
Да саду ли детском «Калейдоскоп»
Проживала та дружина славная,
Подготовительной к школе группе называемая.
Приготовились во вторник ребятушки
Показать свою удаль молодецкую,
И собрался в нашем зале народ честной
Поддержать дружину богатырскую.
Что ж, нелегкие предстоят нам испытания,
Подойдите – ка, ребятушки, вы к камню путевому
И решите, куда путь сначала держите.
Показ слайда – «Путевой камень»
Воспитатель.: А, на камне путевом написано:
«Направо пойдешь: в дремучий лес попадешь»
А чтобы нам на месте очутиться, скажем заклинание волшебное:
«Раз, два, три, повернись, в нужном месте окажись».
(ребята произносят слова и появляется слайд дремучего леса)
Показ слайда - «Дремучий лес»
Воспитатель.: чтобы пройти через лес, вам нужно отгадать загадки.
Слушайте первую загадку:
«Рубашку такую не вяжут, не шьют, её из колечек железных плетут?» (кольчуга)
- Вторая загадка:
«Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом?» (шлем)
- Третья загадка:
«С ним ходили в старину
Все солдаты на войну
И от вражьих копий, стрел
Защитить он их умел (щит)
- Молодцы, все загадки отгадали, а теперь надо выполнить задание «Собери картинку». Для этого нужно разделиться на три команды
(Одна собирает пазлы- кольчуга, вторая- шлем, а третья- щит)
- С, первым заданием вы справились
(Дети совместно с воспитателем вклеивают в пустые страницы книги изображение щита, кольчуги, шлема)
Воспитатель.: молодцы ребята, пора нам к путевому камню возвращаться.
Показ слайда – «Путевой камень»
«Налево пойдешь: горы уральские пройдешь»
А чтобы нам на месте очутиться, скажем заклинание волшебное:
«Раз, два, три, повернись, в нужном месте окажись».
(ребята произносят слова и появляется слайд Уральских гор)
Показ слайда - «Уральские горы»
Воспитатель.: чтобы перейти через горы, вам нужно угадать зашифрованные слова.
Показ слайда - интерактивная игра «Отгадай по первому звуку»
На экране появляются картинки, дети угадывают слово и на экране появляется ответ
Первое слово ЛУК (лошадь, утка, коза)
Второе слово МЕЧ (морошка, ежевика, черника)
Воспитатель.: Молодцы и с этим задание вы справились
(Дети совместно с воспитателем вклеивают в пустые страницы книги изображение лука со стрелами и меч)
Физ. минутка: «Мы теперь – богатыри»
Потянулись: раз, два, три.
Мы теперь – богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И на право, и ещё
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, право –
Получается на славу!
Воспитатель.: Ну молодцы ребята, пора нам к путевому камню возвращаться.
Показ слайда – «Путевой камень»
«Прямо пойдешь: реку Чусовую перейдешь»
А чтобы нам на месте очутиться, скажем заклинание волшебное:
«Раз, два, три, повернись, в нужном месте окажись».
(ребята произносят слова и появляется слайд Река Чусовая)
Показ слайда – «Река Чусовая»
Воспитатель.: А, вот третье задание самое сложное. Чтобы перейти через реку надо объяснить смысл, пословиц.
Смелость-сила воеводе.
Кто смел-тот на коня сел.
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
Смелому горох хлебать, а не смелому и щей не видать.
Показ слайда - картина В. М. Васнецова «Три богатыря»
Воспитатель.: Великий художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Три богатыря»
-Кто мне скажет, как звали богатырей? (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша попович)
- Кто изображен в центре картины? (Илья Муромец)
- Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич)
- Кто справа от Ильи Муромца? (Алёша Попович)
- Куда смотрят богатыри? (в даль)
- Что охраняют богатыри? (землю русскую)
- Как одеты богатыри? (на теле кольчуга – железная рубаха, на голове – шлем)
- Какие ещё доспехи имеются у богатырей? (Меч, щит, лук)
- Какой пейзаж окружает богатырей? (поле, небо, елочки)
- Правильно, все красиво кругом, природа как будто замерла, ведь у неё такие защитники (вклеить картину В. М. Васнецова в книгу).
Богатыри русские умели не только Родину защищать, но и веселиться.
Музыкальная игра «Передай булаву»
(Под деревенский наигрыш на гуслях «Звоны былинные» дети передают друг другу булаву. Музыка обрывается. Участник, у которых в руках осталась булава, танцует в центре круга).
Рефлексивно-корригирующий этап.
Воспитатель.: ну вот, ребята, и подошло к концу наше путешествие в прошлое России.
Не раз приходилось нам с разными препятствиями на пути встречаться, но, вы, как настоящие богатыри, со всем справились.
Воспитатель.: С, каким испытанием вам было трудно справиться, с каким легко? (ответы детей). Какие качества вам помогли преодолеть все препятствия?
(ответы детей) Смогли бы вы в одиночку справиться со всеми трудностями? (ответы детей).
Тогда давайте поблагодарим друг друга за помощь и встанем в круг дружбы.
(Дети становятся в круг и соединяют руки, улыбаясь друг другу).
Будем с вами беречь память о великом прошлом. А эту книгу, мы оставим у себя в группе и будем пополнять ее новыми знаниями о богатырях. А вам, будущим защитникам Отечества, я хочу подарить вот такие значки и рисунки богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить в группе.