Методическая разработка по развитию мелкой моторики во второй младшей группе " Наши чудесные пальчики"
Методическая разработка по развитию мелкой моторики во второй младшей группе " Наши чудесные пальчики"
Данная методическая разработка раскрывает особенности по развитию мелкой моторики рук через различные виды деятельности. Разработка может быть интересна педагогам дошкольного образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по развитию мелкой моторики во второй младшей группе " Наши чудесные пальчики"»
Методическая разработка
непосредственно образовательной деятельности
по развитию мелкой моторики
во второй младшей группе
на тему:
«Наши чудесные пальчики»
Подготовила:
Козенко К. И.
2023 год
Аннотация. Данная методическая разработка раскрывает особенности работы по развитию мелкой моторики рук через различные виды детской деятельности.
Методическая разработка может быть интересна педагогам дошкольного образования. Она содержит игры и упражнения на развитие мелкой моторики с нетрадиционными материалами.
Актуальность
В наше время дети начинают говорить значительно позже своих сверстников 20-летней давности, они позже осваивают навыки самообслуживания из-за слабого развития мелкой моторики, поэтому очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления детьми двигательного и практического опыта, развивать навыки мелкой моторики, необходимые механизмы для будущего овладения чтением и письмом.
Развитие мелкой моторики положительно влияет на становление детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, а также стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.
Введение
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев»
В.А. Сухомлинский
Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать ручками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает мозг ребенка».
Мелкая моторика-это тонкие движения кистей и пальцев рук, что является основной составляющей многих действий человека.
Развитие мелкой моторики
- является необходимым условием усвоение ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности;
- от нее напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга;
- один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Цель: развитиекоординации движений мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционное использование различных предметов.
Задачи:
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
- формирование коммуникативных навыков;
- развитие артикуляционной и мелкой моторики;
- развитие тактильной чувствительности рук;
- развитие связной речи;
- развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности;
- воспитание внимания к обращенной речи;
- воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Практическая значимость
В ходе своей работы использую принципы учета возрастных и индивидуальных особенностей, желаний и интересов детей.
Новизна данной методической разработки состоит в том, что работа по развитию ручной умелости осуществлялась в различных видах детской деятельности. Все виды деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат.
Использовала следующие средства по развитию ручной умелости у дошкольников:
- самомассаж кистей и пальцев рук;
- пальчиковые игры;
- игры с использованием развивающих игрушек;
- игры с нестандартными материалами;
- работа с бумагой;
- игры с крупами;
- пальчиковый театр;
- работа с пластилином;
- нетрадиционная техника рисования.
В ходе непосредственной образовательной деятельности с детьми основной акцент делала на использование нетрадиционных материалов, которые способствовали хорошему эмоциональному настрою, повысили общий тонус, координировали движения пальцев рук.
Заключение Таким образом, для полноценного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности; работу по развитию ручной умелости следует проводить в системе различных видов деятельности; в процессе обучения и развития - формировать положительную мотивацию.
Литература
1. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Спб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 96с.
2. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М. С. Рузина. Пальчиковый игротренинг. - М.: УФактория. - 228 с.
3. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: Линка-Пресс, 2000. - 296 с.
Тема: «Наши чудесные пальчики»
Цель: развитие мелкой моторики через различные виды детской деятельности.
Задачи.
Образовательные:
- совершенствование навыков самомассажа;
- формирование познавательной активности;
- активизировать речь, стимулировать использование детьми в активной речи слова, обозначающие названия пальчиков.
Развивающие:
- развивать тактильную чувствительность сложно координированных движений пальцев и кистей рук в играх с предметами домашнего обихода;
- развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности.
Оборудование: игрушка-цветок, волшебная коробочка, контейнеры, наполненные различными крупами, прищепки, картонные заготовки (рыба, расческа, ежик, солнце), подносы с манной крупой по числу детей, резиночки по 5 штук на каждого ребенка, карандаши на каждого ребенка, мольберт, картинка с изображением солнышка.
Ход:
1. Организационный момент
Соберемся все мы в круг.
(Дети встают в круг)
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
(Берутся за руки)
И друг другу улыбнемся!
Поздоровайтесь с гостями,
Они сейчас побудут с нами.
«Здравствуйте!»
Воспитатель: Дети, сегодня вас ждут интересные задания, а выполнить их нам помогут наши помощники. Кто они, вы узнаете, отгадав загадку:
Пять да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку –
Держат все они лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие “пять да пять”.
Угадайте, как их звать?
(Пальчики)
Воспитатель: Верно, эти помощники – наши пальчики. Наши пальчики дружные и послушные. Давайте покажем, как они умеют здороваться.
Всех приветствуем, друзья!
Рады видеть вас всегда!
(поочередно соединяют одноименные пальчики)
Всех обнимем, пожалеем,
И своим теплом согреем.
(правая рука массирует каждый пальчик левой руки и наоборот).
Друзья танцуют и поют,
А в небе праздничный салют!
(вращают кистями обеих рук, как «фонарики»).
Воспитатель: Давайте вспомним имена каждого из ваших пальчиков.
Пальчиковая гимнастика с резиночками
Дети надевают резиночку для волос на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.
Этот пальчик – самый большой, Надевают резиночку на большой палец,
Самый веселый, самый смешной!
Этот пальчик указательный - на указательный,
Он солидный и внимательный!
Этот пальчик средний - на средний,
Не первый, не последний!
Этот пальчик безымянный - на безымянный,
Он не любит каши манной!
Самый маленький – мизинчик - на мизинец.
Любит бегать в магазинчик!
И. Аверина
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, слышите, к нам кто-то стучится. Кто это?
(Вносит игрушку). Это наш друг – цветок Речевичок!
Дети здороваются с ним.
Воспитатель: Речевичок принес нам с собой волшебную коробочку.
Что же в этой коробке лежит?
Не пора ли нам ее открыть?
Может для начала надо взять
И пальчиками с цветком поиграть?
- Хотите поиграть с Речевичком? (Да!)
Пальчиковая игра «Смешные человечки»
Дети делятся на пары – мальчик и девочка.
Бежали мимо речки смешные человечки.
(«человечки» - пальчики бегут по «дорожкам» - рукам детей, стоящих напротив друг друга).
Прыгали-скакали
(пальчиками «попрыгать» по плечам друг друга).
Солнышко встречали.
(ласково положить руки на щеки другого).
Забрались на мостик
(сложить мостик из рук).
И забили гвоздик.
(постучать кулачками).
Потом – бултых в воду.
(наклониться и свободно покачать руками).
Где же человечки?
(спрятать пальчики подмышки друг друга).
Воспитатель: Попробуем открыть коробку. (пытается открыть, но не получается)
- Опять не открывается коробка.
Речевичок подсказывает: Вы мои задания-загадки выполните, тогда и откроется коробка.
Воспитатель ставит на стол контейнеры, наполненные различными крупами.
- Сейчас наши пальчики превратятся в маленьких искателей и помогут нам отыскать сокровища, которые спрятал Речевичок.
Игровое упражнение «Найди клад»
Дети достают из «сухого бассейна» прищепки разных цветов.
Воспитатель: Для чего же нужны прищепки? Послушайте загадку.
Крылья есть, а не летает.
Ног нет, да не догонишь.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
(рыба)
Игровое упражнение «Веселые прищепки»
Воспитатель достает картонную заготовку рыбы без некоторых деталей.
- Ребята, чего не хватает у рыбы? (плавников, хвоста)
Давайте починим их с помощью прищепок, которые вы нашли. (Детидополняют картонные трафареты рыбок нужными деталями с помощью прищепок).
Молодцы, послушайте вторую загадку:
Круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Рукой не возьмешь,
Он зовется ...(еж)
(Дети прикрепляют недостающие детали (иголки) к картонным трафаретам ежиков с помощью прищепок).
Всех лохматых расчесать,
Кудри в косы заплетать,
Делать модную прическу
Помогает нам. (Расческа)
(Дети чинят поломанную расческу. Вместо недостающих зубчиков прикрепляют прищепки).
Послушайте еще загадку:
Ночью спрячется оно –
Станет во дворе темно.
Утром снова к нам в оконце
Бьется радостное. (Солнце)
(Дети прикрепляют прищепки желтого цвета вместо лучиков).
Воспитатель: Мы отгадали все загадки Речевичка. (Вновь пытается открыть сундучок, но не удается.)
Что такое? Как же так?
Не открыть его никак!
Сундучок мы отопрем,
Если рисовать начнем.
Упражнение «Нарисуем солнышко»
(Воспитатель выставляет на мольберт солнышко).
– Ребята, почему стало так светло и тепло?
А на что похоже солнышко? Можно сказать, что оно похоже на цветок? Чем? А какое оно, солнышко?
Если бы рисовали солнышко, с чего бы вы начали?
После того как нарисуем круг, что следует нарисовать? Посмотрите, у меня солнышко есть, а у вас пока нет. Сейчас наши пальчики превратятся в волшебные карандашики, и каждый из вас себе нарисует солнышко, и тогда у нас будет еще светлее и теплее.
(Дети подходят к подносам с манной крупой и рисуют пальчиками солнышко на крупе).
Воспитатель: Молодцы, ребята, какие красивые у вас получились солнышки!
Давайте поиграем с солнышком!
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
Смотрит солнышко в окошко, Дети сжимают руки в кулаки.
Смотрит в нашу комнату, Разжимают их.
Мы захлопали в ладошки, Хлопают в ладоши.
Очень рады солнышку! Еще раз хлопают в ладоши
Воспитатель:
Вот и играм всем конец!
Сундучок наш, наконец,
Свою крышку приподнял!
Что же он от нас скрывал?
Да здесь же сладости лежат
Для ребят и для девчат!
(открывает сундучок и обнаруживает в нем конфеты).
3. Заключительная часть
- Дети, какие вы все умнички! Все задания выполнили, Речевичку очень понравилось у нас в гостях.
- А кто же помог вам справиться со всеми заданиями? (пальчики)
- Вам понравилось играть с пальчиками?
Ваши пальчики обязательно должны трудиться, чтобы помочь язычку научиться хорошо говорить.
А теперь Речевичку пора домой. Он прощается с нами. Давайте ему скажем: «До свидания!»