Методическая разработка Организация педагогического процесса на уроках «Народно-сценического танца» для детей с ОВЗ
Методическая разработка Организация педагогического процесса на уроках «Народно-сценического танца» для детей с ОВЗ
Доступность народных танцев, привлекательность и легкость движений принесут детям радость, сформируют интерес к познанию мира танцев в разных еготпроявлениях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Организация педагогического процесса на уроках «Народно-сценического танца» для детей с ОВЗ»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
"Октябрьска детская школа искусств"
Методическая разработка
Организация педагогического процесса на уроках
«Народно-сценического танца»
для детей с ОВЗ
Автор:
Гаврилова РезидаВенеровна
Преподаватель высшей категории
2019г.
Пояснительная записка
Доступность народных танцев, привлекательность и лёгкость движений принесут детям радость, создадут предпосылки для дальнейших занятий музыкой и танцами, сформируют интерес к познанию мира танца в разных его проявлениях.
Цель разроботки:
формирование духовно – нравственной личности ребёнка с ОВЗ средствами хореографического искусства, на основе традиционных ценностей отечественной культуры.
В соответствии с данной целью выдвинуты следующие задачи:
Воспитывать бережное отношение, уважение к традициям русской культуры, к русскому танцу, костюму.
Сформировать систему ценностей традиционной отечественной культуры:
▪ Ценностное отношение к матери.
▪ Ценность семьи и традиционных семейных отношений.
▪ Ценность родной земли, Родины.
▪ Ценность трудолюбия и труда.
▪ Ценность здорового образа жизни.
Формировать первоначальные представления о танце как части целостного и многообразного мира искусства.
Осваивать с детьми доступные им средства и способы выразительности танцевального искусства.
Развивать психические и физические качества детей (в том числе внимание, память, воображение, пластичность, гибкость мышц, координацию движений).
Выявлять и развивать творческие способности каждого ребёнка с ОВЗ.
Осуществлять психофизическое оздоровление детей с ОВЗ, психологическую коррекцию и адаптацию детей в процессе различных видов хореографической деятельности.
Знакомить детей с ОВЗ шедеврами танцевального искусства.
Направления работы:
▪ Знакомство с русскими народными танцами.
▪ Самостоятельное исполнение танцевальных миниатюр, композиций и
инсценировок.
▪ Развитие творческих способностей.
Принципы:
▪ Творческой направленности.
▪ Игрового познания.
▪ Максимальной самореализации с учётом индивидуальных способностей ребёнка с ОВЗ.
У современных школьников с ОВЗ ярко выражен интерес к танцевальному искусству, и мы, взрослые, должны сделать всё, чтобы приобщить детей к творческой деятельности. Вместе с детьми создаём ритмические импровизации, танцевальные композиции, несложные игровые миниатюры, инсценировки, а также народные костюмы. Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на народных праздниках, концертах, фестивалях танца.
Методическая разработка построена на изучении русского народного танца. Потребность в такой программе очень большая. В отличие от существующих на первое место ставится именно образная, духовная сторона народного танца. Целью разработки является не танец, а ребёнок с ОВЗ, в котором формируется система ценностей, основанная на традиционной русской культуре.
Расширяя кругозор детей, знания о русском фольклоре и в целом о русской народной и классической культуре использую такие формы:
▪ демонстрация техники исполнения основных движений танца;
▪ отработка движений;
▪ постановка танца;
▪ репетиции;
▪ знакомство с русским народным костюмом;
▪ просмотр видеоматериала и прослушивание аудиокассет;
▪ изготовление русских народных костюмов.
Содержание работы:
Учебный материал, распределён в определённой последовательности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию, усложняется учебный материал: движения, ритмика, пластика и т.д. Поначалу необходимо заинтересовать ребёнка с ОВЗ, развить желание заниматься в коллективе и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичных танцевальных упражнений, в овладении основами техники танца, рекомендую использовать на занятиях:
▪ коллективные танцевальные игры («Я хочу с тобой танцевать» и
т.д.);
▪ массовые танцы («Танец утят»);
▪ ритмические упражнения;
▪ народный фольклор (потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);
Структура программы:
Весь образовательный цикл делится на две ступени исполнительского мастерства:
младшая группа коллектива с ОВЗ от9 до 12 лет.
Цель: приобретение начального танцевального опыта. Знакомство с простейшими танцевальными элементами, развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.
Дети знакомятся с народной культурой, осваивают технику русского народного танца.
В соответствии с этой же системой построены и сквозные темы для творческих импровизаций детей с ОВЗ.
Тема первой стадии обучения пронизана сквозной темой «Земля моих предков». Дети познают окружающий мир с помощью хореографической пластики. Педагог преподносит основу танца и на основе пройденного материала создаёт небольшие танцевальные композиции. Импровизируя, дети раскрывают свой внутренний мир, воплощая свои фантазии в маленьких хореографических зарисовках.
Тема второго года– «Русь изначальная». Хореографический материал на древнейших видах русских народных танцев: пляски – игры, отображающие трудовые процессы, хороводы. Хороводы своими рисунками олицетворяют солнце, землю, воду, воздух, поэтому их можно отнести к танцам культового происхождения. При распространении на Руси христианства древнеславянские празднества не исчезли окончательно, а приспособились к новой религии и частично дошли до наших дней (обряд проводов Масленицы, день Ивана Купалы и т.д.) На основе этого материала дети создают хореографические композиции, этюды.
Тема третьего года пронизан темой «На святой Руси». Хореографический материал базируется на русских народных танцах: массовых и сольных. К массовым танцам относятся хороводы, всевозможные виды кадрилей. К сольным танцам относится перепляс и парные пляски. На уроках дети знакомятся с парным танцем. Сочиняют композиции и этюды развёрнутого вида.
Методы работы:
▪ Объяснительно – иллюстративный
(показ элементов, объяснение, использование фольклора).
▪ Репродуктивный
(разучивание, закрепление материала).
▪ Исследовательский
(самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).
▪ Метод побуждения к сопереживанию
(эмоциональная отзывчивость на прекрасное).
▪ Метод поисковых ситуаций
(побуждение детей с ОВЗ к творческой и практической деятельности).
В работе с коллективом использую ТСО (технические средства обучения).
(музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон, видеокамеру):
▪ для отработки элементов танца;
▪ в ритмической тренировке;
▪ при знакомстве с музыкальным репертуаром;
▪ для самооценки (дети с ОВЗ просматривают собственное исполнение, делают выводы, анализируют);
▪ на праздничных выступлениях, концертах, фестивалях.
Ожидаемый результат:
▪ танцевать индивидуально и в коллективе, соблюдая ритм, темп и музыкальные фразы;
▪ уметь воспринимать и передавать в движении образ;
▪ уметь импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе
освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные
оригинальные «па»;
▪ ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души
▪ понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в
коллективе.
Методы оценки результативности:
Количественный анализ
Качественный анализ
Посещаемость, статистические данные
Форсирование навыков и умений
Фиксация занятий в рабочем журнале
Анализ успеваемости деятельности и достижения цели
Отслеживание результатов (наблюдение, диагностика)
Анализ диагностического материала
Практический результат
Сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы
Критерии определения результативности:
Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом.
Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания хореографической композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу, печаль и т.д.)
Координация, ловкость движений – точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног в танце.
Творческие способности – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные «па».
Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения (выполнять композиции самостоятельно, без подсказок).
Память – способность запоминать музыку и движения.
Способы определения результативности:
На каждой стадии изучаются три вида русского народного танца, с каждым годом на более глубоком, серьёзном уровне:
▪ хоровод;
▪ кадриль;
▪ плясовая;
Сольное и коллективное исполнение русских народных танцев.
Выступления танцевального коллектива на школьных, муниципальных и районных праздниках, участие в конкурсных программах.
Формой подведения итогов методической разроботки являются:
▪ конкурсы на лучшее исполнение сольного и коллективного танца;
▪ праздничные выступления («День знаний», «8 марта», «День пожилых людей», «День учителя» и т.д.);
▪ развлечения и досуги («Осенины», «Посиделки на завалинке»»);
▪ отчётные концерты;
▪ участие в смотрах, конкурсах, фольклорных фестивалях, фестивале
«В мире танца».
Методическое обеспечение
Раздел №1
Примерный репертуар:
Танцевальная композиция «Колечко»; Перепляс «По полю – полю»; Шуточный танец «Свидание»; Девичья пляска «Ягодка – малинка»; Хоровод «А я по лугу»; Хоровод «Заинька»; Плясовая «Я на горку шла»;«Чеботуха»; Плясовая «Как у наших у ворот»;Пляска «Вдоль по Питерской»; Пляска с гармошками;Хоровод «Зеркальце моё…»;Пляска «Заплетись плетень»; «Весёлая кадриль»; Перепляс «Встань, пройдись со мной, родная»; Танец с платочками; Кадриль «Течёт ручей»; Плясовая «Барыня»; Пляска «Калинка»; «Девичий перепляс».
- комната русского быта: музыкальные инструменты, прялка, коромысло, вёдра, костюмы, предметы быта и т.д.
- аудио, видео аппаратура;
- аудиокассеты, диски с записями русской народной музыки, песен, танцев;
- костюмы для конкурсных выступлений: сарафаны для девочек, косоворотки для мальчиков;
- элементы русского народного костюма к играм, пляскам, инсценировкам: ленты, платочки, кокошники, косынки;
- атрибуты для народных игр, хороводов, плясок, инсценировок: различные маски, лошадка на палочке, деревянные балалайки, гормошки, корзинки, ложки и т.д.
Список литературы:
1. Руднева, С., Фиш, Э. Музыкальное движение [Текст] : методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / С. Руднева, Э. Фиш. - СПб: 2000. – 176 с.
2.Кох, И. Э. Основы сценического движения [Текст] / И.Э. Кох. – Л-д:
1970. – 86 с.
3.Барышникова, Т. Азбука хореографии [Текст] / Т. Барышникова. – М.: Рольф, 2001. – 272 с.
4. Горшкова, Е. От жеста к танцу / Е. Горшкова. – М.: «ГНОМиД», 2003г. – 188с.
5. Кузьмина, Н. Способности, одаренность, талант учителя / Н. Кузьмина. - Л., 1985 г. – 246с.
6. Михайлова, М., Воронина, Н. Танцы, игры, упражнения для красивого движения / М. Михайлова, Н. Воронина. – Ярославль: издательство «Академия и К», 1998г. – 248с