kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка Организация педагогического процесса на уроках «Народно-сценического танца» для детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доступность народных танцев, привлекательность и легкость движений принесут детям радость, сформируют интерес к познанию мира танцев в разных еготпроявлениях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Организация педагогического процесса на уроках «Народно-сценического танца» для детей с ОВЗ»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

"Октябрьска детская школа искусств"

















Методическая разработка

Организация педагогического процесса на уроках

«Народно-сценического танца»

для детей с ОВЗ











Автор:

Гаврилова РезидаВенеровна

Преподаватель высшей категории








2019г.




Пояснительная записка



Доступность народных танцев, привлекательность и лёгкость движений принесут детям радость, создадут предпосылки для дальнейших занятий музыкой и танцами, сформируют интерес к познанию мира танца в разных его проявлениях.


Цель разроботки:


формирование духовно – нравственной личности ребёнка с ОВЗ средствами хореографического искусства, на основе традиционных ценностей отечественной культуры.

В соответствии с данной целью выдвинуты следующие задачи:

Воспитывать бережное отношение, уважение к традициям русской культуры, к русскому танцу, костюму.


Сформировать систему ценностей традиционной отечественной культуры:

▪ Ценностное отношение к матери.

▪ Ценность семьи и традиционных семейных отношений.

▪ Ценность родной земли, Родины.

▪ Ценность трудолюбия и труда.

▪ Ценность здорового образа жизни.


Формировать первоначальные представления о танце как части целостного и многообразного мира искусства.

Осваивать с детьми доступные им средства и способы выразительности танцевального искусства.

Развивать психические и физические качества детей (в том числе внимание, память, воображение, пластичность, гибкость мышц, координацию движений).

Выявлять и развивать творческие способности каждого ребёнка с ОВЗ.

Осуществлять психофизическое оздоровление детей с ОВЗ, психологическую коррекцию и адаптацию детей в процессе различных видов хореографической деятельности.

Знакомить детей с ОВЗ шедеврами танцевального искусства.

Направления работы:

▪ Знакомство с русскими народными танцами.

▪ Самостоятельное исполнение танцевальных миниатюр, композиций и

инсценировок.

▪ Развитие творческих способностей.




Принципы:


▪ Творческой направленности.

▪ Игрового познания.

▪ Максимальной самореализации с учётом индивидуальных способностей ребёнка с ОВЗ.


У современных школьников с ОВЗ ярко выражен интерес к танцевальному искусству, и мы, взрослые, должны сделать всё, чтобы приобщить детей к творческой деятельности. Вместе с детьми создаём ритмические импровизации, танцевальные композиции, несложные игровые миниатюры, инсценировки, а также народные костюмы. Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на народных праздниках, концертах, фестивалях танца.

Методическая разработка построена на изучении русского народного танца. Потребность в такой программе очень большая. В отличие от существующих на первое место ставится именно образная, духовная сторона народного танца. Целью разработки является не танец, а ребёнок с ОВЗ, в котором формируется система ценностей, основанная на традиционной русской культуре.


Расширяя кругозор детей, знания о русском фольклоре и в целом о русской народной и классической культуре использую такие формы:


▪ демонстрация техники исполнения основных движений танца;

▪ отработка движений;

▪ постановка танца;

▪ репетиции;

▪ знакомство с русским народным костюмом;

▪ просмотр видеоматериала и прослушивание аудиокассет;

▪ изготовление русских народных костюмов.


Содержание работы:


Учебный материал, распределён в определённой последовательности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию, усложняется учебный материал: движения, ритмика, пластика и т.д. Поначалу необходимо заинтересовать ребёнка с ОВЗ, развить желание заниматься в коллективе и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичных танцевальных упражнений, в овладении основами техники танца, рекомендую использовать на занятиях:


▪ коллективные танцевальные игры («Я хочу с тобой танцевать» и

т.д.);

▪ массовые танцы («Танец утят»);

▪ ритмические упражнения;

▪ народный фольклор (потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);


Структура программы:


Весь образовательный цикл делится на две ступени исполнительского мастерства:

младшая группа коллектива с ОВЗ от9 до 12 лет.


Цель: приобретение начального танцевального опыта. Знакомство с простейшими танцевальными элементами, развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.

Дети знакомятся с народной культурой, осваивают технику русского народного танца.


В соответствии с этой же системой построены и сквозные темы для творческих импровизаций детей с ОВЗ.


Тема первой стадии обучения пронизана сквозной темой «Земля моих предков». Дети познают окружающий мир с помощью хореографической пластики. Педагог преподносит основу танца и на основе пройденного материала создаёт небольшие танцевальные композиции. Импровизируя, дети раскрывают свой внутренний мир, воплощая свои фантазии в маленьких хореографических зарисовках.


Тема второго года– «Русь изначальная». Хореографический материал на древнейших видах русских народных танцев: пляски – игры, отображающие трудовые процессы, хороводы. Хороводы своими рисунками олицетворяют солнце, землю, воду, воздух, поэтому их можно отнести к танцам культового происхождения. При распространении на Руси христианства древнеславянские празднества не исчезли окончательно, а приспособились к новой религии и частично дошли до наших дней (обряд проводов Масленицы, день Ивана Купалы и т.д.) На основе этого материала дети создают хореографические композиции, этюды.


Тема третьего года пронизан темой «На святой Руси». Хореографический материал базируется на русских народных танцах: массовых и сольных. К массовым танцам относятся хороводы, всевозможные виды кадрилей. К сольным танцам относится перепляс и парные пляски. На уроках дети знакомятся с парным танцем. Сочиняют композиции и этюды развёрнутого вида.




Методы работы:


▪ Объяснительно – иллюстративный

(показ элементов, объяснение, использование фольклора).

▪ Репродуктивный

(разучивание, закрепление материала).

▪ Исследовательский

(самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).

▪ Метод побуждения к сопереживанию

(эмоциональная отзывчивость на прекрасное).

▪ Метод поисковых ситуаций

(побуждение детей с ОВЗ к творческой и практической деятельности).


В работе с коллективом использую ТСО (технические средства обучения).

(музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон, видеокамеру):


▪ для отработки элементов танца;

▪ в ритмической тренировке;

▪ при знакомстве с музыкальным репертуаром;

▪ для самооценки (дети с ОВЗ просматривают собственное исполнение, делают выводы, анализируют);

▪ на праздничных выступлениях, концертах, фестивалях.


Ожидаемый результат:


▪ танцевать индивидуально и в коллективе, соблюдая ритм, темп и музыкальные фразы;

▪ уметь воспринимать и передавать в движении образ;

▪ уметь импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе

освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные

оригинальные «па»;

▪ ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души

▪ понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в

коллективе.


Методы оценки результативности:


  1. Количественный анализ

  2. Качественный анализ

  3. Посещаемость, статистические данные

  4. Форсирование навыков и умений

  5. Фиксация занятий в рабочем журнале

  6. Анализ успеваемости деятельности и достижения цели

  7. Отслеживание результатов (наблюдение, диагностика)

  8. Анализ диагностического материала

  9. Практический результат

  10. Сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы


Критерии определения результативности:


  1. Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом.

  2. Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания хореографической композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу, печаль и т.д.)

  3. Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника.

  4. Координация, ловкость движений – точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног в танце.

  5. Творческие способности – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные «па».

  6. Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения (выполнять композиции самостоятельно, без подсказок).

  7. Память – способность запоминать музыку и движения.



Способы определения результативности:


На каждой стадии изучаются три вида русского народного танца, с каждым годом на более глубоком, серьёзном уровне:

▪ хоровод;

▪ кадриль;

▪ плясовая;


Сольное и коллективное исполнение русских народных танцев.

Выступления танцевального коллектива на школьных, муниципальных и районных праздниках, участие в конкурсных программах.


Формой подведения итогов методической разроботки являются:


▪ конкурсы на лучшее исполнение сольного и коллективного танца;

▪ праздничные выступления («День знаний», «8 марта», «День пожилых людей», «День учителя» и т.д.);

▪ развлечения и досуги («Осенины», «Посиделки на завалинке»»);

▪ отчётные концерты;

▪ участие в смотрах, конкурсах, фольклорных фестивалях, фестивале

«В мире танца».

Методическое обеспечение


Раздел №1

Примерный репертуар:


Танцевальная композиция «Колечко»; Перепляс «По полю – полю»; Шуточный танец «Свидание»; Девичья пляска «Ягодка – малинка»; Хоровод «А я по лугу»; Хоровод «Заинька»; Плясовая «Я на горку шла»;«Чеботуха»; Плясовая «Как у наших у ворот»;Пляска «Вдоль по Питерской»; Пляска с гармошками;Хоровод «Зеркальце моё…»;Пляска «Заплетись плетень»; «Весёлая кадриль»; Перепляс «Встань, пройдись со мной, родная»; Танец с платочками; Кадриль «Течёт ручей»; Плясовая «Барыня»; Пляска «Калинка»; «Девичий перепляс».


Раздел №2

Игры на развитие музыкального слуха и ритма.

На развитие чувства ритма.

На развитие памяти и слуха.

Игры с палочками.

Танцевальные игры.


Раздел №3

Знакомство с народными промыслами.

«Золотая Хохлома».

«Чудо филимоновских игрушек».

«Дымковская сказочная страна».



Раздел №4

Народный фольклор.

Русские народные песни.

Частушки.

Заиграли ложкари.

Потешки, прибаутки, песенки, стихи, считалки, загадки.

Раздел №5

Русские народные праздники.


Пасха.

Рождество.

Новый год.

Масленица.


Раздел №6

Словарь старинных русских слов


Раздел №7

Дополнительное обеспечение:


- комната русского быта: музыкальные инструменты, прялка, коромысло, вёдра, костюмы, предметы быта и т.д.

- аудио, видео аппаратура;

- аудиокассеты, диски с записями русской народной музыки, песен, танцев;

- костюмы для конкурсных выступлений: сарафаны для девочек, косоворотки для мальчиков;

- элементы русского народного костюма к играм, пляскам, инсценировкам: ленты, платочки, кокошники, косынки;


- атрибуты для народных игр, хороводов, плясок, инсценировок: различные маски, лошадка на палочке, деревянные балалайки, гормошки, корзинки, ложки и т.д.











Список литературы:


1. Руднева, С., Фиш, Э. Музыкальное движение [Текст] : методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / С. Руднева, Э. Фиш. - СПб: 2000. – 176 с.

2.Кох, И. Э. Основы сценического движения [Текст] / И.Э. Кох. – Л-д:

1970. – 86 с.

3.Барышникова, Т. Азбука хореографии [Текст] / Т. Барышникова. – М.: Рольф, 2001. – 272 с.

4. Горшкова, Е. От жеста к танцу / Е. Горшкова. – М.: «ГНОМиД», 2003г. – 188с.

5. Кузьмина, Н. Способности, одаренность, талант учителя / Н. Кузьмина. - Л., 1985 г. – 246с.

6. Михайлова, М., Воронина, Н. Танцы, игры, упражнения для красивого движения / М. Михайлова, Н. Воронина. – Ярославль: издательство «Академия и К», 1998г. – 248с



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гаврилова Резида Венеровна

Дата: 22.09.2019

Номер свидетельства: 520558


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства