Цель занятия: создание условий для ознакомления с животным зайцем-беляком.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять представления детей о жизни животных зимой, развивать умение выделять характерные особенности внешнего вида зайца, его образе жизни зимой, изменениях во внешнем виде, связанных с сезонными изменениями в природе (сменой времени года)
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес.
Воспитательные:
1. Содействовать формированию охранного отношения к животному миру
Материалы и оборудование: Демонстрационный: панно «Зимний лес», картинки с лесными животными, игрушка – белый заяц, рисунок гуашью на белом листе – серый заяц, белая гуашь, кисть, стакан с водой, ИКТ
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Здравствуйте, ребята! Сегодня вы шли в детский сад и, наверное, заметили, что природа изменилась? (Ответы детей о том, что за ночь выпал снег.) Всё правильно вы рассказали, у нас выпал первый снег и укрыл землю. Теперь стало красиво, кругом всё белым – бело. Но вот в лесу не все звери обрадовались приходу зимы. Давайте посмотрим, что там происходит. (Дети рассматривают слайд с изображение зимнего леса с животными, воспитатель читает стихотворение.)
Заяц лёг на бугорок,
подремать решил часок.
А пока он сладко спал,
первый снег на землю пал.
Вот проснулся заяц серый,
Удивился: – В чём же дело?
Воспитатель: Ребята, что же произошло?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Правильно, вы сказали, что выпал первый снег. А зайка успел приготовиться к зиме?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Как же он готовится к зиме?
(Ответы детей.)
В. Молодцы ребята, правильно ответили. Летом зайцы серые (воспитатель демонстрирует детям картинки).
Воспитатель: А в середине осени зайцы меняют шубку летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета. – Какого? – Почему белого?
Такие изменения окраски и густоты меха называются линькой. У многих зверей к зиме отрастает пушистая, густая шерсть – зимняя шубка.
От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? (От лисы, волка.)
Правильно вы ответили, но такая шубка ещё и от мороза спасает и от охотника скрывает. Снег белый, да и зайка белый. Где такого заметишь?
Посмотрите внимательно вот на эту картинку и посчитайте, сколько зайчиков спряталось в лесу?
Воспитатель: Вот видите, как всё устроено в природе, трудно нам было отыскать зайцев. Не зря в народе говорят: “Бел, – потому и цел”.
Воспитатель: – Вернёмся к нашему зайчику.
Нет у зайчика избушки,
Кто ему построит дом?
Он лежит, прижавши ушки,
Под ореховым кустом.
Посветлевший, побелевший,
Глухо лес шумит: “Угу!”
Зайчик в летней шубке серой
Так заметен на снегу…
Как же мы сможем помочь нашему зайчику приготовиться к зиме? (Ответы детей.) Правильно, ребята, нужно зайке поменять серую шубку на белую. А пока давайте поможем зайчику согреться.
Физкультминутка:
Скок – поскок, скок – поскок,
Прыгнул зайка на пенёк.
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки – вверх, лапки – вниз,
На носочках подтянись.
Лапки ставим на бочок
На носочках скок – скок – скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не замёрзли лапки.
Воспитатель: – Ребята, нам надо скорее помочь зайчику сменить летнюю шубку на зимнюю, иначе его может поймать лиса или волк.
Какого цвета зимняя шубка? (Ответы детей.)
Какую краску нам надо приготовить для рисования? (Ответы детей.)
Всё верно. А вот и кисточка, которая нам поможет сегодня нарисовать пушистую шубку. Приготовьте свои ручки, кисточка будет с вами здороваться. (Дети протягивают руки, воспитатель ударяет аккуратно каждого по тыльной стороне кисти и просит дать ответ какая кисточка сегодня в гостях.)
Воспитатель: – Верно. Но зато эта кисточка поможет нарисовать пушистую шубку. Какие движения мы будем делать?
Дети: – Тук – тук – тук.
Воспитатель: – Кисточку возьмём вот так (как карандаш, выше её металлической части) это просто, наберём краски чуть – чуть и начнём рисовать, приговаривая: тук-тук-тук. Воспитатель держит кисть вертикально и ритмично ударяет по силуэту зайца на листе.
Воспитатель: – Теперь и вам ребята, пора приступить к работе, сядьте за столы удобно и начинаем работу. (Дети занимают свои места, проверяют рабочее место и приступают к выполнению творческой задачи.)
Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, следит за посадкой, за техникой выполнения работ, в середине практической части проводится физкультминутка.
Физкультминутка:
Мы старались рисовать (руки в стороны)
Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)
Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)
Готовые работы прикрепляются на магнитную доску. Дети приводят в порядок рабочее место и встают полукругом вокруг доски.
Воспитатель: – Ребята, посмотрите, что у нас получилось: (Воспитатель читает вновь стихотворение И. Пивоваровой “Заяц”, но уже с продолжением.)
Заяц лёг на бугорок,
подремать решил часок.
А пока он сладко спал,
первый снег на землю пал.
Вот проснулся заяц серый,
Удивился: – В чём же дело?
Был я сер, а стал я бел!
Кто меня переодел?
Итог:
Воспитатель: – Как мы помогли зайчику? (Ответы детей.)