Методическая разработка на тему: "Учебный план к АООП программе ДОУ"
Методическая разработка на тему: "Учебный план к АООП программе ДОУ"
Материал содержит описание учебного плана к Адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования. Данная информация будет полезна методистам, старшим воспитателям, заместителям по УВР, работающим в дошкольных образовательных учрежденииях с детьми с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: "Учебный план к АООП программе ДОУ"»
Рассмотрен
на педагогическом совете
МБДОУ «Д/с комбинированного вида № 15 Журавушка»
протокол № 1 от «» -----2021 г.
Утверждён
приказом МБДОУ «Д/с комбинированного вида № 15«Журавушка»
№--- от «»------2021 г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 15 «Журавушка»,
реализующего основную адаптированную программу дошкольного образования для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
основанную на программе дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»,
специализированной группы для несовершеннолетних воспитанников с интеллектуальной недостаточностью муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 15 «Журавушка»
Учебный план разработан в соответствии с нормативными документами:
«Конвенцией о правах ребёнка», 1989 г.
«Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей», 1993 г.
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.;
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 г. № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 г. № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определённому виду»;
Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 № 174;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 28 от 28.09.2020 г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения детей и молодёжи» (СП 2.4.3648-20);
Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000г.№27/9016 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме»;
Положением о психолого-педагогическом консилиуме МБДОУ «Д/с комбинированного вида № 15 «Журавушка», утверждённым приказом заведующего № 141/а от 07.10.2019 г.
Уставом МБДОУ «Д/с комбинированного вида № 15 «Журавушка»;
ООП МБДОУ «Д/с комбинированного вида № 15 «Журавушка», утвержденной приказом заведующего № 112 от 21.05.2015 г.
АОП МБДОУ «Д/с комбинированного вида № 15 «Журавушка», утвержденной приказом заведующего № 72 от 01.09.2015 г.
Настоящий учебный план определяет перечень учебных дисциплин по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Каждая образовательная область включает в себя следующие структурные единицы:
Социально-коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействие ребёнка со взрослым и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие: развитие интересов детей, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, об отечественных праздниках.
Речевое развитие: овладение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, диалогической и монологической речи; развитие фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Художественно-эстетическое развитие: становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности в различных видах художественной деятельности детей.
Физическое развитие: приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств; двигательной деятельности, способствующей правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильным выполнением основных движений, овладение подвижными играми с правилами; становления ценностей здорового образа жизни, овладение элементарными нормами и правилами.
Учебный план определяет в режиме дня и недели максимально допустимый объём образовательной нагрузки несовершеннолетних воспитанников с интеллектуальной недостаточностью с 4 до 7(8) лет, содержание образования, учебное время, отводимое на его освоение.
Основная цель учебного плана - коррекционно-образовательная работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Основу учебного плана составляет основная адаптированная программа дошкольного образования детей с ОВЗ (с задержкой психического развития, с лёгкой и глубокой умственной отсталостью), основанная на основной общеобразовательной программе дошкольного образования; «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарина А.П., Соколова Н. Д.
Содержание образовательного процесса построено в соответствии с принципом концентричности, что позволяет обеспечить ознакомление несовершеннолетних воспитанников с определенной областью действительности от этапа к этапу с усложнением, т.е. на основе единой темы, содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую стороны, затем сферу отношений, причинно - следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами.
В учебном плане предусмотрены линейные связи и интеграция областей. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.
Учитывается специфические особенности моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития детей с интеллектуальной недостаточностью; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребёнка.
Содержание образования в учебном плане распределяется не по годам обучения, а по этапам, с учетом степени выраженности нарушений развития детей - легкой и умеренной умственной отсталости. Распределение материала по этапам дает возможность в соответствии с онтогенетическим принципом строить коррекционно-образовательную работу в начале каждого последующего года обучения. Это позволяет детям восстановить забытое, сделать процесс развития целостным, а обучение непрерывным.
Исходя из общности основных закономерностей развития нормального и аномального ребёнка, в программе определены базовые направления педагогической работы, обеспечивающие целостность, всесторонность и гармоничность развития личности ребёнка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Контингент детей в этом учебном году разделен на 2 подгруппы:
-1 подгруппа - дети 3 этапа обучения с легкой умственной отсталостью в возрасте от 5 до 7(8) лет.
- 2 подгруппа -дети 2 этапа обучения с умеренной умственной отсталостью в возрасте от 4 до 7(8) лет.
Основные задачи коррекционно-развивающей работы с детьми первой подгруппы
Содержание коррекционно - развивающей работы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Образовательная область включает: сюжетно-ролевые игры, ручной труд, хозяйственно-бытовой труд. Основная цель — овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с интеллектуальной недостаточностью в общественную жизнь. Задачи социально-коммуникативного развития:
формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;
формирование навыков самообслуживания и элементарных трудовых умений и навыков;
формирование умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
формирование умений использовать вербальные и невербальные средства общения в контексте различных видов детской деятельности.
Содержание коррекционно - развивающей работы по образовательной области «Познавательное развитие».
Образовательная область «Познавательное развитие» включает: развитие представлений о себе и об окружающем мире, конструирование, формирование элементарных математических представлений. Основная цель — развитие познавательных интересов и познавательной активности, развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, формирование элементарных математических представлений, обогащение представлений об окружающем мире. задачи по развитию представлений о себе и об окружающем мире:
•развитие представлений о родственных отношениях и своей социальной роли;
•расширение представлений о животном и природном мире;
•расширение представлений о сезонных изменениях и явлениях природы;
•формирование экологических представлений;
•знакомство с праздниками; задачи по конструированию:
•обогащение сенсорного опыта;
формирование потребности к созданию конструкций;
развитие зрительно-двигательной координации;
развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; задачи по формированию элементарных математических представлений:
формирование сенсорно -перцептивных способностей;
развитие зрительно-двигательной координации;
формирование количественных представлений;
Содержание коррекционно - развивающей работы по образовательной области «Речевое развитие».
Основная цель — обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.
Задачи развития речи:
формирование лексического и грамматического строя речи;
развитие диалогической и монологической связной устной речи в различных формах и видах детской деятельности;
развитие речевого слуха;
ознакомление детей с нормами речи.
Содержание коррекционно - развивающей работы по образовательной области «Физическое развитие».
задачи:
•развитие физических качеств;
накопление и обогащение разнообразного двигательного опыта;
развитие потребности в двигательной активности;
Содержание коррекционно - развивающей работы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
задачи:
развитие у детей интереса к эстетической стороне окружающей действительности;
• развитие у детей потребности в самовыражении средствами продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование, ручной труд);
развитие чувства ритма и слухового внимания;
развитие музыкально-ритмических движений; развитие координации рук.
Основные задачи коррекционно-развивающей работы с детьми второй подгруппы
Содержание коррекционно - развивающей работы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Образовательная область включает: отобразительные игры, хозяйственно-бытовой труд.
Основная цель — овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с интеллектуальной недостаточностью в общественную жизнь. Задачи социально-коммуникативного развития:
формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;
•формирование навыков самообслуживания и элементарных трудовых умений и навыков;
•формирование умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
•формирование умений использовать вербальные и невербальные средства общения в контексте различных видов детской деятельности;
обогащать опыт выполнения детьми предметно-игровых действий с образными игрушками и имитационных действий.
Содержание коррекционно - развивающей работы по образовательной области «Познавательное развитие».
Образовательная область «Познавательное развитие» включает: сенсорное развитие и конструктивные игры, развитие представлений о себе и об окружающем мире.
Основная цель — развитие познавательной активности, обогащение и уточнение сенсомоторного опыта, развитие предпосылок познавательно-исследовательской и предметно-практической деятельности, обогащение и расширение первичных элементарных представлений о себе, о предметах и объектах окружающего мира. задачи познавательного развития:
развитие сенсорно-перцептивных действий;
формирование сенсорных эталонов;
обогащение опыта создания простых конструктивных действий;
формирование умения создавать целое из частей;
• формирование первоначальных представлений о себе и о ближайшем социальном окружении;
• обогащение представлений о простейших явлениях природной и социальной действительности.
Содержание коррекционно - развивающей работы по образовательной области «Речевое развитие»
Основная цель — развитие потребности в речевой активности, обогащение словаря детей, формирование способности к речевому подражанию, произносительной стороны речи, диалогической формы связной речи в различных формах и видах детской деятельности. Задачи развития речи:
формировать и развивать мотивацию к речи в ситуациях общения;
развивать фразовую речь детей;
расширять номинативный и глагольный словарь детей, связанный с содержанием их эмоционального, бытового, предметного, игрового опыта;
•развивать у детей потребность и способность использовать пантомимические и мимические средства для выражения своих эмоций.
Содержание коррекционно - развивающей работы по образовательной области «Физическое развитие».
задачи:
•накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями);
Содержание коррекционно - развивающей работы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
развитие у детей интереса к эстетической стороне окружающей действительности и к продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование);
приобщение к изобразительному искусству;
развитие чувства ритма и слухового внимания;
развитие музыкально-ритмических движений; развитие координации рук.
Организованную образовательную деятельность по образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» проводит учитель-дефектолог 1 раз в неделю по подгруппам (2-5 человек) и с каждым ребёнком индивидуально; во второй половине дня 1 раз в неделю проводит воспитатель группы. Организованную образовательную деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» (развитие представления о себе и об окружающем мире) проводит учитель-дефектолог 1 раз в неделю подгруппами детей по 2-4 и с каждым ребёнком индивидуально. Сенсорное развитие, ФЭМП и конструирование 1 раз в неделю учитель-дефектолог.
Организованную образовательную деятельность по образовательной области «Речевое развитие» проводит учитель-дефектолог 1 раз в неделю подгруппами детей от 2-3 человек и (или) с каждым ребёнком индивидуально.
Организованная образовательная деятельность с детьми по образовательной области «Физическое развитие» проводит инструктор по физической культуре по подгруппам 2 раза в неделю, 1 раз в неделю - воспитатель и индивидуально, в зависимости от уровня психофизического развития.
Организованную образовательную деятельность по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» (рисование, лепка, аппликация) проводит воспитатель 2 раза в неделю подгруппами детей от 2-5 человек и с каждым ребёнком индивидуально. Музыкально-ритмическое развитие проводит воспитатель 1 раз в неделю.
В инвариантной части учебного плана указаны образовательные области, реализующиеся в организованных формах работы с детьми и количество учебных часов в неделю для каждой категории детей по каждой из образовательных областей: 1 (единица) условного учебного часа - непрерывная непосредственная образовательная деятельность с детьми осуществляется раз в неделю.
Реализация учебного плана осуществляется с середины сентября по апрель (включительно). На организацию новогодних каникул отведена последняя неделя декабря. Три раза в год с детьми проводится диагностика усвоения содержания основной общеобразовательной программы (сентябрь (1-3 неделя) - первичная диагностика, промежуточная - в январе (2-3-я неделя), итоговая - в мае (3-4 неделя).
Реализация вариативной части по региональному компоненту осуществляется через интеграцию образовательных областей, в совместной деятельности и режимных моментах.
Дополнительные образовательные услуги для детей с интеллектуальной недостаточностью не рекомендованы, т.к. основное внимание в режиме дня уделяется закреплению необходимых умений и навыков.
Содержание национально-культурного компонента основной образовательной программы и приоритетного направления работы учреждения распределено по всем линиям развития и образовательным областям, составляет не более 40% всего объёма программы.
При составлении режима работы, условий организации режимных процессов определяющими являются «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» 2.4.1.3049-13, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. №26.
На основе Учебного плана разработано расписание организованной образовательной деятельности на неделю, не превышающее учебную нагрузку.
В расписании учтены психовозрастные возможности несовершеннолетних воспитанников, продолжительность видов образовательной деятельности в день в каждой возрастной группе. Образовательная деятельность проводится с несколькими несовершеннолетними воспитанниками, с подгруппой или со всей группой.
Предусматривается рациональное для несовершеннолетних воспитанников каждого возраста чередование умственной и физической нагрузки.
Для несовершеннолетних воспитанников пятого года жизни объём недельной образовательной нагрузки - 4 часа, продолжительность непрерывной образовательной деятельности – 20 мин.
Для детей шестого года жизни объём недельной образовательной нагрузки составляет 6 часов 15 мин, продолжительность непрерывной образовательной деятельности – 25 мин.
Для несовершеннолетних воспитанников седьмого года жизни объём недельной образовательной нагрузки – 8 часов 30 мин, продолжительность непрерывной образовательной деятельности – 30 мин.
В каждой возрастной группе перерывы между периодами организованной образовательной деятельностью - 10 минут. Основная нагрузка распределена на вторник, среду, четверг. В течение дня педагогически напряженные периоды чередуются периодами расслабления и отдыха.
Расписание образовательной деятельности не регламентирует деятельность педагогов по строгому их выполнению, педагоги могут использовать в своей работе комбинированные и интегрированные виды деятельности, переносить их проведение на прогулку, учитывая погодные условия, специфику контингента несовершеннолетних воспитанников, психологический настрой и другие объективные или субъективные факторы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сада комбинированного вида № 15 «Журавушка»»,
реализующего основную адаптированную программу дошкольного образования для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
основанную на программе дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»,