kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка на тему: "Учебный план к АООП программе ДОУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит описание учебного плана к Адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования. Данная информация будет полезна методистам, старшим воспитателям, заместителям по УВР, работающим в дошкольных образовательных учрежденииях с детьми с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: "Учебный план к АООП программе ДОУ"»

Рассмотрен

на педагогическом совете

МБДОУ «Д/с комбинированного вида № 15 Журавушка»

протокол № 1 от «» -----2021 г.

Утверждён

приказом МБДОУ «Д/с комбинированного вида № 15«Журавушка»

№--- от «»------2021 г.






УЧЕБНЫЙ ПЛАН

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 15 «Журавушка»,

реализующего основную адаптированную программу дошкольного образования для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,

основанную на программе дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»,

Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарина А.П., Соколова Н.Д.


на 2021-2022 учебный год








Пояснительная записка

к учебному плану

специализированной группы для несовершеннолетних воспитанников с интеллектуальной недостаточностью
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад комбинированного вида № 15 «Журавушка»

Учебный план разработан в соответствии с нормативными документами:


  • «Конвенцией о правах ребёнка», 1989 г.

  • «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей», 1993 г.

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.;

  • Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 г. № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»;

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 г. № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определённому виду»;

  • Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 № 174;

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 28 от 28.09.2020 г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения детей и молодёжи» (СП 2.4.3648-20);

  • Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000г.№27/9016 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме»;

  • Положением о психолого-педагогическом консилиуме МБДОУ «Д/с комбинированного вида № 15 «Журавушка», утверждённым приказом заведующего № 141/а от 07.10.2019 г.

  • Уставом МБДОУ «Д/с комбинированного вида № 15 «Журавушка»;

  • ООП МБДОУ «Д/с комбинированного вида № 15 «Журавушка», утвержденной приказом заведующего № 112 от 21.05.2015 г.

  • АОП МБДОУ «Д/с комбинированного вида № 15 «Журавушка», утвержденной приказом заведующего № 72 от 01.09.2015 г.






Настоящий учебный план определяет перечень учебных дисциплин по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Каждая образовательная область включает в себя следующие структурные единицы:

Социально-коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействие ребёнка со взрослым и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие: развитие интересов детей, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, об отечественных праздниках.

Речевое развитие: овладение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, диалогической и монологической речи; развитие фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой.

Художественно-эстетическое развитие: становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности в различных видах художественной деятельности детей.

Физическое развитие: приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств; двигательной деятельности, способствующей правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильным выполнением основных движений, овладение подвижными играми с правилами; становления ценностей здорового образа жизни, овладение элементарными нормами и правилами.

Учебный план определяет в режиме дня и недели максимально допустимый объём образовательной нагрузки несовершеннолетних воспитанников с интеллектуальной недостаточностью с 4 до 7(8) лет, содержание образования, учебное время, отводимое на его освоение.

Основная цель учебного плана - коррекционно-образовательная работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Основу учебного плана составляет основная адаптированная программа дошкольного образования детей с ОВЗ (с задержкой психического развития, с лёгкой и глубокой умственной отсталостью), основанная на основной общеобразовательной программе дошкольного образования; «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарина А.П., Соколова Н. Д.

Содержание образовательного процесса построено в соответствии с принципом концентричности, что позволяет обеспечить ознакомление несовершеннолетних воспитанников с определенной областью действительности от этапа к этапу с усложнением, т.е. на основе единой темы, содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую стороны, затем сферу отношений, причинно - следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами.

В учебном плане предусмотрены линейные связи и интеграция областей. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.

Учитывается специфические особенности моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития детей с интеллектуальной недостаточностью; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребёнка.

Содержание образования в учебном плане распределяется не по годам обучения, а по этапам, с учетом степени выраженности нарушений развития детей - легкой и умеренной умственной отсталости. Распределение материала по этапам дает возможность в соответствии с онтогенетическим принципом строить коррекционно-образовательную работу в начале каждого последующего года обучения. Это позволяет детям восстановить забытое, сделать процесс развития целостным, а обучение непрерывным.

Исходя из общности основных закономерностей развития нормального и аномального ребёнка, в программе определены базовые направления педагогической работы, обеспечивающие целостность, всесторонность и гармоничность развития личности ребёнка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Контингент детей в этом учебном году разделен на 2 подгруппы:

-1 подгруппа - дети 3 этапа обучения с легкой умственной отсталостью в возрасте от 5 до 7(8) лет.

- 2 подгруппа -дети 2 этапа обучения с умеренной умственной отсталостью в возрасте от 4 до 7(8) лет.

Основные задачи коррекционно-развивающей работы с детьми первой подгруппы


Содержание коррекционно - развивающей работы по образовательной области «Социально-­коммуникативное развитие»

Образовательная область включает: сюжетно-ролевые игры, ручной труд, хозяйственно-бытовой труд. Основная цель — овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с интеллектуальной недостаточностью в общественную жизнь. Задачи социально-коммуникативного развития:

  • формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;

  • формирование навыков самообслуживания и элементарных трудовых умений и навыков;

  • формирование умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;

  • формирование умений использовать вербальные и невербальные средства общения в контексте различных видов детской деятельности.

Содержание коррекционно - развивающей работы по образовательной области «Познавательное развитие».

Образовательная область «Познавательное развитие» включает: развитие представлений о себе и об окружающем мире, конструирование, формирование элементарных математических представлений. Основная цель — развитие познавательных интересов и познавательной активности, развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, формирование элементарных математических представлений, обогащение представлений об окружающем мире. задачи по развитию представлений о себе и об окружающем мире:

•развитие представлений о родственных отношениях и своей социальной роли;

•расширение представлений о животном и природном мире;

•расширение представлений о сезонных изменениях и явлениях природы;

•формирование экологических представлений;

•знакомство с праздниками; задачи по конструированию:

•обогащение сенсорного опыта;

  • формирование потребности к созданию конструкций;

  • развитие зрительно-двигательной координации;

  • развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; задачи по формированию элементарных математических представлений:

  • формирование сенсорно -перцептивных способностей;

  • развитие зрительно-двигательной координации;

  • формирование количественных представлений;

Содержание коррекционно - развивающей работы по образовательной области «Речевое развитие».

Основная цель — обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.

Задачи развития речи:

  • формирование лексического и грамматического строя речи;

  • развитие диалогической и монологической связной устной речи в различных формах и видах детской деятельности;

  • развитие речевого слуха;

  • ознакомление детей с нормами речи.

Содержание коррекционно - развивающей работы по образовательной области «Физическое развитие».

задачи:

•развитие физических качеств;

  • накопление и обогащение разнообразного двигательного опыта;

  • развитие потребности в двигательной активности;

Содержание коррекционно - развивающей работы по образовательной области «Художественно-­эстетическое развитие»

задачи:

  • развитие у детей интереса к эстетической стороне окружающей действительности;

• развитие у детей потребности в самовыражении средствами продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование, ручной труд);

  • развитие чувства ритма и слухового внимания;

  • развитие музыкально-ритмических движений; развитие координации рук.

Основные задачи коррекционно-развивающей работы с детьми второй подгруппы


Содержание коррекционно - развивающей работы по образовательной области «Социально-­коммуникативное развитие»

Образовательная область включает: отобразительные игры, хозяйственно-бытовой труд.

Основная цель — овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с интеллектуальной недостаточностью в общественную жизнь. Задачи социально-коммуникативного развития:

  • формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;

•формирование навыков самообслуживания и элементарных трудовых умений и навыков;

•формирование умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;

•формирование умений использовать вербальные и невербальные средства общения в контексте различных видов детской деятельности;

  • обогащать опыт выполнения детьми предметно-игровых действий с образными игрушками и имитационных действий.

Содержание коррекционно - развивающей работы по образовательной области «Познавательное развитие».

Образовательная область «Познавательное развитие» включает: сенсорное развитие и конструктивные игры, развитие представлений о себе и об окружающем мире.

Основная цель — развитие познавательной активности, обогащение и уточнение сенсомоторного опыта, развитие предпосылок познавательно-исследовательской и предметно-практической деятельности, обогащение и расширение первичных элементарных представлений о себе, о предметах и объектах окружающего мира. задачи познавательного развития:

  • развитие сенсорно-перцептивных действий;

  • формирование сенсорных эталонов;

  • обогащение опыта создания простых конструктивных действий;

  • формирование умения создавать целое из частей;

• формирование первоначальных представлений о себе и о ближайшем социальном окружении;

• обогащение представлений о простейших явлениях природной и социальной действительности.


Содержание коррекционно - развивающей работы по образовательной области «Речевое развитие»


Основная цель — развитие потребности в речевой активности, обогащение словаря детей, формирование способности к речевому подражанию, произносительной стороны речи, диалогической формы связной речи в различных формах и видах детской деятельности. Задачи развития речи:

  • формировать и развивать мотивацию к речи в ситуациях общения;

  • развивать фразовую речь детей;

  • расширять номинативный и глагольный словарь детей, связанный с содержанием их эмоционального, бытового, предметного, игрового опыта;

•развивать у детей потребность и способность использовать пантомимические и мимические средства для выражения своих эмоций.

Содержание коррекционно - развивающей работы по образовательной области «Физическое развитие».

задачи:

•накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями);

•развитие потребности в двигательной активности;

•развитие тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации.


Содержание коррекционно - развивающей работы по образовательной области «Художественно­-эстетическое развитие»


Задачи:

  • развитие у детей интереса к эстетической стороне окружающей действительности и к продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование);

  • приобщение к изобразительному искусству;

  • развитие чувства ритма и слухового внимания;

  • развитие музыкально-ритмических движений; развитие координации рук.

Организованную образовательную деятельность по образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» проводит учитель-дефектолог 1 раз в неделю по подгруппам (2-5 человек) и с каждым ребёнком индивидуально; во второй половине дня 1 раз в неделю проводит воспитатель группы. Организованную образовательную деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» (развитие представления о себе и об окружающем мире) проводит учитель-дефектолог 1 раз в неделю подгруппами детей по 2-4 и с каждым ребёнком индивидуально. Сенсорное развитие, ФЭМП и конструирование 1 раз в неделю учитель-дефектолог.

Организованную образовательную деятельность по образовательной области «Речевое развитие» проводит учитель-дефектолог 1 раз в неделю подгруппами детей от 2-3 человек и (или) с каждым ребёнком индивидуально.

Организованная образовательная деятельность с детьми по образовательной области «Физическое развитие» проводит инструктор по физической культуре по подгруппам 2 раза в неделю, 1 раз в неделю - воспитатель и индивидуально, в зависимости от уровня психофизического развития.

Организованную образовательную деятельность по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» (рисование, лепка, аппликация) проводит воспитатель 2 раза в неделю подгруппами детей от 2-5 человек и с каждым ребёнком индивидуально. Музыкально-ритмическое развитие проводит воспитатель 1 раз в неделю.

В инвариантной части учебного плана указаны образовательные области, реализующиеся в организованных формах работы с детьми и количество учебных часов в неделю для каждой категории детей по каждой из образовательных областей: 1 (единица) условного учебного часа - непрерывная непосредственная образовательная деятельность с детьми осуществляется раз в неделю.

Реализация учебного плана осуществляется с середины сентября по апрель (включительно). На организацию новогодних каникул отведена последняя неделя декабря. Три раза в год с детьми проводится диагностика усвоения содержания основной общеобразовательной программы (сентябрь (1-3 неделя) - первичная диагностика, промежуточная - в январе (2-3-я неделя), итоговая - в мае (3-4 неделя).

Реализация вариативной части по региональному компоненту осуществляется через интеграцию образовательных областей, в совместной деятельности и режимных моментах.

Дополнительные образовательные услуги для детей с интеллектуальной недостаточностью не рекомендованы, т.к. основное внимание в режиме дня уделяется закреплению необходимых умений и навыков.

Содержание национально-культурного компонента основной образовательной программы и приоритетного направления работы учреждения распределено по всем линиям развития и образовательным областям, составляет не более 40% всего объёма программы.

При составлении режима работы, условий организации режимных процессов определяющими являются «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» 2.4.1.3049-13, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. №26.


На основе Учебного плана разработано расписание организованной образовательной деятельности на неделю, не превышающее учебную нагрузку.

В расписании учтены психовозрастные возможности несовершеннолетних воспитанников, продолжительность видов образовательной деятельности в день в каждой возрастной группе. Образовательная деятельность проводится с несколькими несовершеннолетними воспитанниками, с подгруппой или со всей группой.

Предусматривается рациональное для несовершеннолетних воспитанников каждого возраста чередование умственной и физической нагрузки.

Для несовершеннолетних воспитанников пятого года жизни объём недельной образовательной нагрузки - 4 часа, продолжительность непрерывной образовательной деятельности – 20 мин.

Для детей шестого года жизни объём недельной образовательной нагрузки составляет 6 часов 15 мин, продолжительность непрерывной образовательной деятельности – 25 мин.

Для несовершеннолетних воспитанников седьмого года жизни объём недельной образовательной нагрузки – 8 часов 30 мин, продолжительность непрерывной образовательной деятельности – 30 мин.

В каждой возрастной группе перерывы между периодами организованной образовательной деятельностью - 10 минут. Основная нагрузка распределена на вторник, среду, четверг. В течение дня педагогически напряженные периоды чередуются периодами расслабления и отдыха.

Расписание образовательной деятельности не регламентирует деятельность педагогов по строгому их выполнению, педагоги могут использовать в своей работе комбинированные и интегрированные виды деятельности, переносить их проведение на прогулку, учитывая погодные условия, специфику контингента несовершеннолетних воспитанников, психологический настрой и другие объективные или субъективные факторы.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сада комбинированного вида № 15 «Журавушка»»,

реализующего основную адаптированную программу дошкольного образования для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,

основанную на программе дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»,

Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарина А.П., Соколова Н.Д.




Образовательные области, приоритетные направления

Виды организованной образовательной деятельности

Количество ООД

1 подгруппа

2 подгруппа


в неделю

в неделю


Инвариантная часть


образовательные области

1. Физическое развитие

Физическая культура

3

3



Здоровье в режимных моментах и через интеграцию с др. образ. областями


2.

Познавательное развитие



Развитие представлений о себе и об окружающем мире

1

1



Сенсорное развитие, ФЭМП

1

1






Конструктивные игры конструирование

1

1

3. Речевое развитие


Развитие речи

1

1

4. Социально-коммуникативное развитие



Театрализованная игра

1

1



Ручной труд

1

1



Хозяйственно-бытовой труд

1

1






Отобразительная игра

-

1



Сюжетно-ролевая игра

1

-



Безопасность в режимных моментах и через интеграцию с др. образ. областями


5. Художественно-эстетическое развитие



Лепка

1

1



Рисование

1

0.5



Аппликация

1

0.5



Музыка

1

1






Чтение художественной литературы через интеграцию с др. образ. областями




Вариативная часть





Региональный компонент

В режимных моментах и через интеграцию с др. образ. областями




ИТОГО по учебному плану

условных учебных часов в неделю


15

14














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка на тему: "Учебный план к АООП программе ДОУ"

Автор: Поволоцкая Светлана Анатольевна

Дата: 09.03.2022

Номер свидетельства: 601838


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства