kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка консультации «Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов "Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка консультации «Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи»»

Консультация «Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи»

Развитие мелкой моторики — естественный процесс, он берет свое начало уже в младенческом возрасте.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что на кистях рук имеются точки и зоны, которые связаны с различными зонами головного мозга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат.

Вопрос развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное  благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

Чтобы достичь хорошего результата, работу по развитию мелкой моторики нужно проводить   систематически, применяя разнообразные методы и приемы.

Приемы развития мелкой моторики рук:

  • Массаж  кистей и пальцев рук.

 Массаж благоприятно действует на улучшение речи и моторики.

  • Игры с песком и водой

Игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряженность пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, что создает основу для новых возможностей в формировании умений и навыков.

Игры с песком развивают творческие способности.

  • Пальчиковый театр

Развивает речь, способствует овладению–навыками мелкой моторики, развивает внимание, память, мышление, воображение, повышает работоспособность головного мозга.

  • Дидактические игры

Развивают внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память

Игры, направленные на развитие мелкой моторики хорошо вписываются в образовательную и совместную деятельность.

Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами   можно использовать  и нетрадиционные:

•        игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна

•        использование природного материала (шишки, крупы, песок, камни)

•        массаж с помощью мячика Су-джок

•        игры с предметами домашнего обихода (пуговицы, прищепки, бигуди)

Р азные виды деятельности, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по развитию речи детей,  способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Борисова Ирина Николаевна

Дата: 06.11.2022

Номер свидетельства: 616782


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства