Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка консультации «Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи»»
Консультация «Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи»
Развитие мелкой моторики — естественный процесс, он берет свое начало уже в младенческом возрасте.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что на кистях рук имеются точки и зоны, которые связаны с различными зонами головного мозга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат.
Вопрос развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее.
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.
Чтобы достичь хорошего результата, работу по развитию мелкой моторики нужно проводить систематически, применяя разнообразные методы и приемы.
Приемы развития мелкой моторики рук:
Массаж кистей и пальцев рук.
Массаж благоприятно действует на улучшение речи и моторики.
Игры с песком и водой
Игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряженность пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, что создает основу для новых возможностей в формировании умений и навыков.
Развивают внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память
Игры, направленные на развитие мелкой моторики хорошо вписываются в образовательную и совместную деятельность.
Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами можно использовать и нетрадиционные:
• игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна
• использование природного материала (шишки, крупы, песок, камни)
• массаж с помощью мячика Су-джок
• игры с предметами домашнего обихода (пуговицы, прищепки, бигуди)
Р азные виды деятельности, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по развитию речи детей, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.