Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка консультации для воспитателей "Музыкальное сопровождение деятельности педагога и детей в режимных моментах"»
1
Консультация для воспитателей «МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ»
Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности. Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом. Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка. Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на непосредственно образовательной деятельности и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса. Музыкальный репертуар для звучания фона совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса:
создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;
развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Педагог, включая музыку в непосредственно образовательную деятельность, должен ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.). При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане. Степень активности восприятия музыки детьми в конкретной образовательной деятельности определяется воспитателем. Фоновую музыку можно использовать в режимных моментах. Бодрую, энергичную, ритмичную (марши) для проведения утренней зарядки. Чтобы помочь ребенку успокоиться и расслабиться, перед сном нужно включать тихую, мелодичную, мягкую музыку (колыбельную музыку со звуками природы). При проведении бодрящей гимнастики, чтобы помочь детям быстрее проснуться прийти в активный жизненный ритм используется веселая, бодрая музыка (детские песни, русская народная музыка, марши).Фоновая музыка должна звучать в каждой возрастной группе ежедневно не менее 30 минут. Музыка в большей степени, чем любой другой вид искусства, доступна ребенку. Но взрослые часто не обращают внимание на то, в какой звуковой среде растет и развивается ребенок, что совсем не безразлично для развития его нервной системы. В результате у детей слабо развиты слуховое внимание и слуховая память, дети предпочитают грубые шлягеры, которые слышат вокруг. Дети не умеют петь, у них нет желания и умения слушать музыку и получать от этого удовольствие; они не понимают, что с помощью звука можно выразить разные эмоции: радость, грусть, тревогу, любовь. Музыка должна стать радостью повседневной жизни ребенка. Самой простой и естественной формой вхождения музыки в жизнь детей является пение взрослых, которое включается в различные моменты жизни: колыбельные песни, потешки, приговорки и игры для развлечений; протяжные и лирические песни во время ручного труда, хороводные - на прогулке, календарные – на праздниках. Музыка должна входить во все виды деятельности детей в повседневной жизни детского сада. Мы с вами, воспитывая всестороннее и гармонично развитого ребенка, комплексно решаем задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные методы и технологии.
Подбор музыкальных произведений
В отличие от музыкальных занятий, использование музыки в группе организует воспитатель, консультируясь у музыкального руководителя. Неправильно подобранная музыка, может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Всем известно, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению. Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по-разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность. Поэтому:
1.Утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом(включать музыкальные примеры).
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
Пробуждению детей после дневного сна поможет: тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Поэтому нужно подбирать произведения музыкальной классики, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.
2. Музыка должна быть фоновой, степень звучания «не громко». Музыка не должна давить (на уши) и вызывать дискомфорт.
3. В детском саду музыка может звучать в течение всего дня. Но это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.
4. Музыку нужно подбирать с учетом возрастных особенностей. Количество музыки увеличиваться постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой. Классические произведения, в оригинальном исполнении, лучше использовать в старшем возрасте. А для младшего и среднего возраста лучше подойдет стилизованная музыка, т.е. музыка, где аранжировка сделана специально для малышей.
Влияние музыки на организм очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание дошкольников. Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приведет к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, сами смогут определять момент перехода от одного вида деятельности к другому. В наших силах помочь детям достичь состояния психологического комфорта.