kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка консультации для родителей на тему: «Особенности развития мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка консультации для родителей на тему: «Особенности развития мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка консультации для родителей на тему: «Особенности развития мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте».»

Особенности развития мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.

Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Так, с 2–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер.

 Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

 Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).

 В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В первые годы жизни ребенок осваивает множество движений. Сначала его действия неловки, неумелы, негармоничны. Моторные навыки развиваются постепенно, и у каждого ребенка их формирование идёт своим темпом. Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями, важно создать активную подготовительную среду, предложить разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию координации и совершенствованию двигательных навыков.

Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства — положения и перемещения тела в пространстве, т.е. в процессе формирования зрительно-тактильно-кинестетических связей. После сформирования этих связей движения руки начинают в большей степени выполняться под контролем зрения, теперь уже вид предмета — это стимул движений рук по направлению к нему.

По мнению педагогов и психологов, можно выделить следующие нормативные требования по развитию мелкой моторики у дошкольников:

– Стучит одним предметом о другой;

-Берёт крошку хлеба большим и указательным пальцами;

-Рисует и черкает на листе бумаги;

-Строит (копирует) мостик из 3-х кубиков;

-Строит башню из 2-х кубиков;

-Строит башню из 4-х кубиков;

-Перерисовывает крестик;

-Рисует вертикальную линию;

-Перерисовывает квадрат;

-Перерисовывает круг;

– Строит (копирует) мостик из 5-х кубиков;

-Строит башню из 8-х кубиков;

-Рисует человечка(3 элемента);

-Рисует человечка(6 элементов);

Если большая часть навыков им усвоена, то можно делать вывод о том, что развитие мышления и двигательных способностей рук ребёнка проходит нормально. Если задержка (или опережение) происходит частично и только по одному или двум показателям, то можно сделать заключение о негармоничном развитии у ребёнка функций мышления и мелкой моторики. Если же большая часть нормативных навыков ребёнком ещё не усвоена, то может идти речь об общем отставании в развитии мышления и мелкой моторики в той или иной степени.

Над правильным формированием мелкой моторики у детей необходимо работать и родителям и педагогам. Первой и очень важной частью являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

Трехлетние малыши осваивают игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик.

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. 

«Пальчиковые игры» – это еще и упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости.

Второй частью – предметная деятельность, сочетающаяся с навыками самообслуживания:

-застёгивание и расстегивание пуговиц;

-всевозможные шнуровки;

-нанизывание колец на тесьму;

-игры с мозаикой;

-сортировка мозаики по ячейкам;

-игры с конструктором;

-перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха)

Также это могут быть различные упражнения по лепке, изобразительной деятельности, игры с бумагой.

Таким образом, это тот возраст, когда развитие мелкой моторики у ребенка происходит постепенно и последовательно: сначала он учится дотягиваться до предмета и хватать его, а потом манипулировать им.

Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются еще и высшие свойства сознания, (внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь). Развитие мелкой моторики важно и по причине, что в жизни ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, выполнять различные бытовые и прочие действия.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Тюрина Влада Павловна

Дата: 17.10.2024

Номер свидетельства: 657903


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства