kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка консультации для педагогов «Современные игры и упражнения для развития связной речи дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультаци для  педагогов ДОУ   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка консультации для педагогов «Современные игры и упражнения для развития связной речи дошкольников»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» Г.ВОЛГОДОНСКА













Консультация для педагогов

««Современные игры и упражнения для развития связной речи дошкольников»













Подготовила: воспитатель:

Переверзева Вера Сергеевна

Первая квалификационная категория









г.Волгодонск 2024

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в современной системе педагогики и воспитания детей дошкольного возраста, в общей системе обучения ребенка. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять особое внимание. Работу по формированию правильной речи необходимо начинать уже в среднем дошкольном возрасте (4-5 лет).

Одновременно особенности протекания всех психических процессов в совокупности с характером воздействия среды, которая окружает ребенка, накладывают отпечаток на развитие речи. Качественные изменения в психике детей, формирование и развитие основных психических процессов и свойств личности, появление психических новообразований, характерных именно для дошкольного возраста происходят в процессе ведущей деятельности. Так, для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. В.С. Мухина утверждает, что «игра оказывает большое влияние на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения».

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексикограмматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка, которая позволит сделать более эффективным процесс вооружения дошкольников знаниями, умениями и навыками. Установку на развитие можно считать современной стратегией обучения родному языку детей дошкольного возраста. Становится очевидным, что необходимо изменение способов

работы по развитию речи дошкольников. В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии.

Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе. Использование игровых технологий на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность.

В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Психолого-педагогические исследования доказали положительную роль игры в развитии и обучении детей. В работе по развитию речи дошкольников использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более интересным и занимательным для детей, а следовательно и более эффективным. Игра – вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровая деятельность выполняет функции: развлекательную (развлечь, воодушевить, пробудить интерес); терапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности); коммуникативную (освоение диалектики общения); диагностическую (выявление отклонений от нормального поведения, самопознание в процессе игры); коррекционную (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей); функцию социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития).

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для применения игровых технологий в обучении.

Понятие "современные игровые технологии в развитии речи " включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Рассмотрим некоторые из них:

  1. Дидактическаие игры.

  2. Театрализованные игры.

  3. Пальчиковые игры.

  4. Игровые приёмы при заучивании стихотворений.

  5. Игровые приёмы при развитии ЗКР.

  6. Игры и упражнения на произношение шипящих звуков.

Дидактическая игра является основным видом игр, используемых в работе по развитию речи. Основой данного вида игр служит наличие чётко

внимания, настойчивости, способствуют развитию познавательных способностей.

Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное

педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Существуют следующие виды дидактических игр:

    • игры с предметами (игрушками);

    • настольно-печатные игры;

    • словесные игры.

Таким образом, для развития речи детей дошкольного возраста

рекомендуется использовать дидактические игры. Главная цель дидактической игры – обучающая. Дидактическая игра для детей наиболее доступный вид деятельности и способ переработки полученных знаний. Дидактические игры стимулируют мыслительные процессы, а следовательно, и речь ребенка. Именно поэтому значительное место на занятиях по развитию речи дошкольников занимают дидактические игры. В работе над дикцией, силы голоса, темпа речи благоприятно использование скороговорок, чистоговорок, загадок, стихов. Дети должны пробовать разную степень интонации: громко, шепотом, вполголоса и с разной скоростью (медленно, умеренно, быстро). Игра «Скажи с разной интонацией» - позволяет дошкольникам пользоваться повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.

Практически все задачи речевого развития детей-дошкольников можно реализовать на основе театрализованной игры.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

    • игры – драматизации;

    • режиссерские игры.

В играх – драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:

    • игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

    • ролевые диалоги на основе текста;

    • инсценировки произведений;

    • постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

    • игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет

«артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров: настольный, плоскостной, пальчиковый, бибабо, театр в коробке, кукольный, театр игрушек.

Пальчиковые игры – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной. Например:

«На поляне дом стоит, На двери замок висит, За дверями стоит стол, Вокруг дома - частокол Тук-тук - дверь открой Заходите, я не злой».

Многие ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересную игру. В группе раннего возраста мы используем один из способов развития мелкой моторики рук – пальчиковые игры. Японская пословица гласит: Расскажи мне – я услышу, Покажи мне – я запомню, Дай мне сделать самому – я пойму!» Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечает этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю».

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев». Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками: мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные это: пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без; самомассаж (поглаживание, разминание); игры - конструкторы, мозаика, шнуровка, игры с вкладышами и т. д.; кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней; игры с бумагой, песком, водой;

лепка из глины, теста, пластилина; игры на развитие тактильных ощущений

«гладкое – шершавое», «чудесный мешочек» и т. д, и т. п.

Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики рук: самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками; пальчиковые игры, с использованием разнообразного материала: бросовым, природным, хозяйственно-бытовым.

Например, игра с мячиками. Для этого необходимо использовать массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику). «Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой) - Взад, вперёд его гоняю. - Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку (гладим мячиком ладонь). - И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик). - Колобок я разожму и другой рукой начну. - Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт» (то же самое повторяется другой рукой).

Пальчиковая игра «Сапожки». Необходимо взять пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеть их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. – «Пальчики в сапожках шагают по дорожке, - Раз, два, три, четыре, пять, им очень весело гулять».

Игра с использованием бельевых прищепок, пощипываем ими кончики пальцев (предварительно проверяем, чтобы она не была слишком тугой). –

«У котят, как у ребят зубки режутся, болят. - Стал кусачим котик мой, шустрый шарик озорной! - Хвать за палец и кусь – кусь! Пусть кусает, не боюсь! - Так играет он со мной, котик мой совсем не злой».

Игра «Карандаш» - с использованием карандаша с гранями. –

«Карандаш в руках катаю, - Между пальчиков верчу. - Непременно каждый пальчик, - Быть послушным научу».

Игры с пластмассовыми крышками (пуговицами). Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, бусы и т. д. Картинки-образцы прилагаются к игре.

Игры с бусинами, пуговицами. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусины, макароны. Бусины и пуговицы можно сортировать по размеру, цвету, форме. Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке. – «Дома я одна скучала, - Бусы мамины достала. - Бусы я перебираю, - Свои пальцы развиваю».

Игра с крупой (гречку, рис, пшено, чечевица). Рассыпать на подносе тонким слоем и показать малышу, как можно на ней рисовать. Подносы подобрать с высокими краями, чтобы крупа не рассыпалась по полу. Прежде чем приступить к рисованию, позвольте ребенку удовлетворить потребность изучить предлагаемый материал. Первое занятие можно посвятить тому, что малыш просто поиграет с крупой. На следующее занятие можно приступать к рисованию. Разровняйте крупу и проведите по ней пальцем, оставляя след, потом возьмите пальчик ребенка и проведите по крупе. Так, от занятия к занятию, малыш научится рисовать не сложные рисунки на крупе (забор,

дождик, волны, буквы и т. д.). Не торопите его, для занятия достаточно сделать всего один рисунок. Из емкости сначала одной рукой перекладываем фасоль в банку. Затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Рисование. Рисовать можно семенами арбуза, веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.

Игры с шишками, и грецкими орехами. Предлагаем ребенку покатать лесной орех, шишку между ладонями. Два лесных ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого. Игры с лентами, нитками и клубочками.


Игровые приёмы при заучивании стихотворений. Декламируя стихотворение, дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов. При разучивании потешек, прибауток, стихов учим детей не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц. Например, при расчесывании проговариваем и обыгрываем потешку:

«Расти коса до пояса»; при умывании – «Кран, откройся» или «Водичка, водичка». Дети с удовольствием читают потешку и выполняют движения, сопровождая жестами и мимикой.

Игровые приёмы при развитии ЗКР. Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Дети произносят чистоговорки, меняя силу голоса, т.е. тихо, громче, громко; и меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно). Например, «Са-са- са – вот летит оса».

Игры и упражнения на произношение шипящих звуков. Так, после рассматривания картинки «Еж и ежата» взрослый предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками «Ш» и «Ж» («Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши? или: жа-жа-жа — мы увидели ежа; жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи — где грибы берут ежи?»). Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Вычленяя звук при четком произнесении слова, фразы, ребенок подводится к пониманию терминов «звук», «слово».

Таким образом, развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.


С помощью игровых технологий можно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников, активно применяя эти технологии на занятиях по развитию речи и в работе с детьми индивидуально.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Вера Сергеевна Переверзева

Дата: 01.02.2024

Номер свидетельства: 645049

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "План по самообразованию в подготовительной группе"
    ["seo_title"] => string(54) "plan_po_samoobrazovaniiu_v_podghotovitiel_noi_ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "426810"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1504104841"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства