kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка. Картотека игр с применением игрового материала "Дары Фрëбеля" для детей старшего дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка. Картотека игр с применением игрового материала "Дары Фрëбеля" для детей старшего дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Картотека игр с применением игрового материала "Дары Фрëбеля" для детей старшего дошкольного возраста.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» Г.ВОЛГОДОНСКА





Картотека игр с применением игрового материала "Дары Фрёбеля" для детей старшего дошкольного возраста.























Подготовила воспитатель:

Пестова Ю.В.















г. Волгодонск

2024г

Игровой комплект №7 «Плоскостные фигуры»

Набор состоит из геометрических фигур: квадраты и треугольники (равносторонние, равнобедренные, прямоугольные, тупоугольные), круги, полукруги р азных цветов.

















Дидактическая игра «Найди пару»

Цель

Учить выбирать предметы по образцу на ощупь различные геометрические фигуры.

Учить зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками.

Развивать тактильные ощущения и восприятие.

Учить ориентироваться в ограниченном пространстве.

Развивать моторные навыки в предметно-практической деятельности.

Учить узнавать и называть геометрических фигур с помощью осязания.

Дополнительные материалы

Чудесный мешочек из непрозрачной ткани (коробка, рукав), платок, парные предметы.

Ход

Педагог вместе с детьми рассматривает содержимое мешочка. Затем дети по очереди опускают руки в мешочек, находят предметы (по образцу или словесной инструкции) и достают их из мешочка.

Вначале игры дают объекты, резко различимые по своим свойствам, а потом все более сходные. Выбор производится из двух, а затем из трех – пяти предметов. Когда все предметы вынуты из мешочка, ребенок может распределить их на группы.







Дидактическая игра «Выложи узор»

Фото

Цель

Учить соотносить контурные и силуэтные изображения с изображением предметов на картинке.

Формировать умение создавать образ предмета из геометрических форм по образцу, по инструкции.

Развивать зрительное восприятие, внимание.

Закрепить знания о цвете и форме фигур.

Тренировать прослеживающую функцию глаза.

Развивать навыки ориентировки.

Учить располагать и находить предметы в названных направлениях.

Учить словесно обозначать местоположение предметов в пространстве.

Учить классифицировать предметы по свойствам.

Закрепить и расширить представления детей о профессии, трудовых действиях мастеров и мастериц в предметно практической деятельности.

Расширение объема словаря (обогащение наименованиями форм, цвета). Развивать мыслительные операции, речь.

Развивать зрительно-моторные навыки в предметно практической деятельности.

Развивать моторную ловкость указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка.

Дополнительные материалы

Подложка (не гладкая, шершавая).

Карточки с изображением узоров составленных из геометрических форм (образец-схема).

Ход

Педагог предлагает детям рассмотреть большую карточку и ответить на вопрос: «Из каких геометрических фигур составлен узор на образце?». Затем, дети определяют, какого цвета фигуры и где они расположены. После этого ребенок выбирает нужные геометрические фигуры и выкладывает точно такой же узор.

Педагог предлагает выложить узор, по 4 уровням сложности:

  • выкладывание элементов игрового материала

самостоятельно, путем наложения элементов на схемы;

  • выкладывание элементов игрового материала самостоятельно, путем зрительного соотнесения с образцом-схемой;

  • выкладывание элементов игрового материала

самостоятельно по инструкции;

  • творческое выкладывание игрового материала по определенной теме.

Дидактическая игра «Найди что потерялось»

Фото


Цель

Формировать умение находить недостающие фигуры по двум признакам (форме и цвету).

Закреплять представления детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, полукруг), о цвете. 

Развивать навыки в микро пространстве.

Учить словесно обозначать местоположение предмета. Учить правильно использовать пространственные термины.

Учить понимать и выполнять практические действия в соответствии с инструкциями педагога.

Дополнительные материалы

Карточки с изображением геометрических фигур разного цвета, размещенные в окошках.

Ход

Ребенку предлагается карточка, которая разбита на 9 окошек. В семи-восьми окошках расположены геометрические фигуры разного цвета, а одно пустое. Ребенку нужно выбрать определенную геометрическую фигуру, определенного цвета, чтобы заполнить пустое окно. Но по горизонтали и по вертикали фигуры не должны повторятся формой и цветом. Используя в речи пространственные термины объяснить расположение недостающей фигуры.





Дидактическая игра «Продолжи ряд»

Фото


Цель

Закреплять умение различать геометрические фигуры, видеть образец-схему.

Тренировать прослеживающую функцию глаза.  Расширение объема словаря (обогащение наименованиями форм, цвета).

Формировать умение находить закономерность в расположении фигур, располагать фигуры в определенной последовательности.

Развивать навыки в микро пространстве.

Учить словесно обозначать местоположение предмета.

Учить правильно использовать пространственные термины.

Развивать зрительно-моторные навыки в предметно практической деятельности.

Развивать моторную ловкость указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка.

Дополнительные материалы

Подложка (не гладкая, шершавая);

Карточки с изображением геометрических форм разного цвета с определенной последовательностью (образец схема).

Ход

Детям предлагаются карточки, на которых расположены геометрические фигуры в определенной последовательности. Детям нужно определить, в какой последовательности расположены геометрические фигуры на карточках, и продолжить ряд.

Педагог предлагает выложить узор, по 3 уровням сложности:

  • выкладывание элементов игрового материала

самостоятельно, путем наложения элементов на схемы;

  • выкладывание элементов игрового материала;

самостоятельно, путем зрительного соотнесения с образцом-схемой;

  • выкладывание элементов игрового материала самостоятельно по инструкции.

Дидактическая игра «Найди отличие»

Фото


Цель

Развивать восприятие формы, цвета.

Учить сравнивать изображения, находить сходство и отличие.

Развивать произвольное внимания, переключение и распределение внимания.

Развивать умение концентрировать внимание на деталях.

Развивать навыки в микро пространстве.

Учить словесно обозначать местоположение предмета.

Учить правильно использовать пространственные термины.

Дополнительные материалы

Подложка (не гладкая, шершавая).

Карточки с изображением геометрических форм разного цвета с определенной последовательностью (образец схема).

Ход

Педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть верхнюю и нижнюю картинку, а затем определить, какие различия между ними. Начинаем с более простых изображений.

Дидактическая игра «Геометрическое лото»

Фото


Цель

Формировать умение находить недостающие фигуры по двум признакам (форме и цвету), видеть образец-схему. Тренировать прослеживающую функцию глаза.

Расширение объема словаря (обогащение наименованиями форм, цвета).

Закреплять представления детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), о цвете; развивать произвольное внимание.

Развивать навыки в микро пространстве.

Учить словесно обозначать местоположение предмета.

Учить правильно использовать пространственные термины.

Учить понимать и выполнять практические действия в соответствии с инструкциями педагога.

Дополнительные материалы

Карточки с изображением геометрических форм разного цвета с определенной последовательностью (образец-схема).

Непрозрачный мешок.

Ход

Ведущий (педагог или ребенок) достает из мешочка по одной фигуре. Ребенок, у которого на карточке есть такая фигура, называет, что это и цвет, затем закрывает фигурой её изображение на своей карточке.

Дидактическая игра «Сад и огород»

Фото

Цель

Формировать умение создавать образ предмета из геометрических форм по образцу, по инструкции.

Развивать зрительное восприятие, внимание.

Развивать скорость и полноту зрительного восприятия.

Закрепить знания о цвете и форме фигур.

Тренировать прослеживающую функцию глаза.

Развивать навыки микро-ориентировки.

Учить понимать и выполнять практические действия в соответствии с инструкциями педагога. 

Обогатить знания о роли фруктов и овощей, ка о продуктах питания, необходимых для здоровья человека.

Учить классифицировать предметы по обобщающему слову.

Развивать зрительно-моторные навыки в предметно практической деятельности.

Развивать моторную ловкость указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка.

Дополнительные материалы

Подложка (не гладкая, шершавая).

Картинки образцы-схемы с изображением овощей и фруктов.

Картотека стихотворений и загадок про овощи и фрукты.

Ход

Педагог предлагает детям отгадать загадку или послушать стихотворение, затем выложить на столе то предмет, о котором говорилось в стихотворении

(загадке).

Игровой комплект №8 «Палочки»

Представляет собой 6 наборов палочек разной длины и разного цвета: синий, жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, чёрный и белый.















Дидактическая игра «Найди пару»

Цель

Учить выбирать предметы по образцу на ощупь палочки разной длины.

Учить различать и называть группы предметов с однородными признаками.

Развивать тактильные ощущения и восприятие.

Учить ориентироваться в пространстве.

Развивать моторные навыки в предметно-практической деятельности.

Учить узнавать и называть предметы с помощью осязания.

Дополнительные материалы

Чудесный мешочек из непрозрачной ткани (коробка, рукав), платок, парные предметы.

Ход

Педагог вместе с детьми рассматривает содержимое мешочка. Затем дети по очереди опускают руки в мешочек, находят предметы (по образцу или словесной инструкции) и достают их из мешочка.

Вначале игры дают объекты, резко различимые по своим свойствам, а потом все более сходные. Выбор производится из двух, а затем из трех – пяти предметов. Когда все предметы вынуты из мешочка, ребенок может распределить их на группы.

Дидактическая игра «Выложи узор»

Фото

Цель

Учить фиксировать мелкие детали. Формировать умение создавать образ предмета из палочек по образцу, по инструкции.

Учить называть цвета предметов ближайшего окружения и цвета в животном и растительном мире.

Развивать зрительное восприятие, внимание.

Закрепить знания о цвете и длине палочек.

 Развивать навыки микро-ориентировки.

Учить располагать и находить предметы в названных направлениях.

Учить словесно обозначать местоположение предметов. Учить классифицировать предметы по свойствам.

Развивать мыслительные операции, речь.

Развивать зрительно-моторные навыки в предметно практической деятельности.

Развивать моторную ловкость указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка.

Дополнительные материалы

Подложка (не гладкая, шершавая).

Карточки с изображением узоров составленных из палочек разного цвета, разной длины (образец-схема).

Ход

Педагог предлагает детям рассмотреть большую карточку и ответить на вопрос: «Из каких палочек составлен узор на образце?». Затем, дети определяют, какого цвета фигуры и где они расположены. После этого ребенок выбирает нужные по размеру и цвету палочки и выкладывает точно такой же узор.

Педагог предлагает выложить узор, по 4 уровням сложности:

  • выкладывание элементов игрового материала самостоятельно, путем наложения элементов на схемы;

  • выкладывание элементов игрового материала самостоятельно, путем зрительного соотнесения с образцом-схемой;

  • выкладывание элементов игрового материала самостоятельно по инструкции;

  • творческое выкладывание игрового материала по определенной теме.

Дидактическая игра «Времена года»

Фото

Цель

Учить называть цвета предметов ближайшего окружения и цвета в животном и растительном мире.

Учить соотносить предметы с цветными и контурными изображениями.

Развивать мыслительные операции, речь.

Развивать навыки социального поведения в природе.

Учить ориентироваться в пространственных признаках предметов ближайшего окружения.

Учить использовать пространственные термины в речи.

Развивать зрительно-моторные навыки в предметно практической деятельности.

Развивать моторную ловкость указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка.

Дополнительные материалы

Подложка (не гладкая, шершавая).

Карточки с изображением узоров по временам года составленных из палочек разного цвета, разной длины (образец-схема).

Картотека загадок, стихотворений.

Ход

Педагог предлагает детям рассмотреть карточку и ответить на вопрос: «Из каких палочек составлен узор на образце?». Затем, дети определяют, какого цвета фигуры и где они расположены. После этого ребенок выбирает нужные по размеру и цвету палочки и выкладывает точно такой же узор. Можно детям предложить отгадать загадку, послушать стихотворение, затем приступить к выкладыванию предмета.


Педагог предлагает выложить узор, по 4 уровням сложности:

  • выкладывание элементов игрового материала самостоятельно, путем наложения элементов на схемы;

  • выкладывание элементов игрового материала самостоятельно, путем зрительного соотнесения с образцом-схемой;

  • выкладывание элементов игрового материала

самостоятельно по инструкции;

  • творческое выкладывание игрового материала по определенной теме.

Дидактическая игра «Деревья»

Фото


Цель

Учить называть цвета предметов растительного мира. Учить соотносить предметы с цветными и контурными изображениями.

Развивать мыслительные операции, речь.

Развитие ориентировки в пространстве.

Учить использовать пространственные термины в речи.

Развивать зрительно-моторные навыки в предметно практической деятельности.

Развивать моторную ловкость указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка.

Дополнительные материалы

Подложка (не гладкая, шершавая).

Карточки с изображением деревьев составленных из палочек разного цвета, разной длины (образец-схема).

Картотека загадок, стихотворений.

Ход

Педагог предлагает детям рассмотреть карточку и ответить на вопрос: «Из каких палочек составлен узор на образце?». Затем, дети определяют, какого цвета фигуры и где они расположены. После этого ребенок выбирает нужные по размеру и цвету палочки и выкладывает точно такой же узор. Можно детям предложить отгадать загадку, послушать стихотворение, затем приступить к выкладыванию предмета.

Педагог предлагает выложить узор, по 4 уровням сложности:

  • выкладывание элементов игрового материала самостоятельно, путем наложения элементов на схемы;

  • выкладывание элементов игрового материала самостоятельно, путем зрительного соотнесения с образцом-схемой;

  • выкладывание элементов игрового материала самостоятельно по инструкции;

  • творческое выкладывание игрового материала по определенной теме.









Дидактическая игра «Транспорт»

Фото

Цель

Учить называть цвета предметов ближайшего окружения. Учить соотносить предметы с цветными и контурными изображениями.

Расширить представление о многообразии видового транспорта.

Развивать мыслительные операции, речь.

Развитие ориентировки в пространстве

Учить ориентироваться в пространственных признаках предметов ближайшего окружения.

Учить использовать пространственные термины в речи.

Развивать зрительно-моторные навыки в предметно практической деятельности.

Развивать моторную ловкость указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка.

Дополнительные материалы

Подложка (не гладкая, шершавая).

Карточки с изображением транспорта составленных из палочек разного цвета, разной длины (образец-схема).

Картотека загадок, стихотворений.

Ход

Педагог предлагает детям рассмотреть карточку и ответить на вопрос: «Из каких палочек составлен узор на образце?». Затем, дети определяют, какого цвета фигуры и где они расположены. После этого ребенок выбирает нужные по размеру и цвету палочки и выкладывает точно такой же узор. Можно детям предложить отгадать загадку, послушать стихотворение, затем приступить к выкладыванию предмета.

Педагог предлагает выложить узор, по 4 уровням сложности:

  • выкладывание элементов игрового материала самостоятельно, путем наложения элементов на схемы;

  • выкладывание элементов игрового материала самостоятельно, путем зрительного соотнесения с образцом-схемой;

  • выкладывание элементов игрового материала самостоятельно по инструкции;

  • творческое выкладывание игрового материала по определенной теме.



Игровой комплект № 9 «Кольца и полукольца»

Представляет собой набор кругов и полукругов разного диаметра.

















Дидактическая игра «Найди пару»

Цель

Учить выбирать предметы по образцу на ощупь кольца и полукольца.

Учить зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками.

Развивать тактильные ощущения и восприятие.

Учить ориентироваться в ограниченном микро пространстве.

Развивать моторные навыки в предметно-практической деятельности с помощью осязания.

Учить узнавать и называть фигуры с помощью осязания.

Дополнительные материалы

Чудесный мешочек из непрозрачной ткани (коробка, рукав), платок, парные предметы.

Ход

Педагог вместе с детьми рассматривает содержимое мешочка. Затем дети по очереди опускают руки в мешочек, находят предметы (по образцу или словесной инструкции) и достают их из мешочка.

Вначале игры дают объекты, резко различимые по своим свойствам, а потом все более сходные. Выбор производится из двух, а затем из трех – пяти предметов. Когда все предметы вынуты из мешочка, ребенок может распределить их на группы.

Дидактическая игра «Выложи узор»

Фото

Цель

Формировать умение создавать образ предмета из круглых форм по образцу, по инструкции.

Развивать зрительное внимание.

Закрепить знания о величине колец и полуколец.

Развивать навыки микро ориентировки.

Учить располагать и находить предметы в названных направлениях.

Учить словесно обозначать местоположение предметов в микро пространстве.

Учить классифицировать предметы по свойствам.

Развивать мыслительные операции, речь.

Развивать зрительно-моторные навыки в предметно практической деятельности.

Развивать моторную ловкость указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка.

Дополнительные материалы

Подложка (не гладкая, шершавая).

Карточки с изображением узоров составленных из колец и полуколец разного цвета, разной длины (образец-схема).

Ход

Педагог предлагает детям рассмотреть большую карточку и ответить на вопрос: «Из каких палочек составлен узор на образце?». Затем, дети определяют, какого цвета фигуры и где они расположены. После этого ребенок выбирает нужные по размеру и цвету палочки и выкладывает точно такой же узор.

Педагог предлагает выложить узор, по 4 уровням сложности:


  • выкладывание элементов игрового материала

самостоятельно, путем наложения элементов на схемы; - выкладывание элементов игрового материала самостоятельно, путем зрительного соотнесения с образцом-схемой;

  • выкладывание элементов игрового материала самостоятельно по инструкции;

  • творческое выкладывание игрового материала по определенной теме.

Дидактическая игра «Попади в кольцо»

Фото


Цель

Развивать зрительное внимание.

Упражнять в назывании величины колец и полуколец.

Развивать навыки микро ориентировки.

Учить находить предметы в названных направлениях по инструкции педагога.

Учить словесно обозначать местоположение предметов в микро пространстве.

классифицировать предметы по свойствам.

Развивать зрительно-моторные навыки в предметно практической деятельности.

Дополнительные материалы

- держатель колец на ниточках, указка красного цвета из дерева округлой формы 15 см.

Ход

Ребенок должен попасть указкой в кольца, которые висят на ниточках. Варианты игры:

Ребенку предлагается взять указку в руку и попасть в кольца, которые находятся на разной высоте.

Задания можно постепенно усложнять:

  • попади в красное кольцо;

  • попади в кольцо, которое висит на желтой ниточке;

  • попади в зеленое кольцо два раза подряд и т.д.



Игровой комплект № 10 «Точки»

Это комплект мелких деталей 6 цветов. Элементы окрашены в яркие цвета.















Дидактическая игра «Выложи узор»

Фото


Цель

Формировать умение создавать образ предмета из точек разного цвета по образцу, по инструкции.

Развивать зрительное восприятие, внимание.

Развивать навыки микро-ориентировки.

Учить располагать и находить предметы в названных направлениях.

Учить словесно обозначать местоположение предметов в микро пространстве.

Развивать мыслительные операции, речь.

Развивать зрительно-моторные навыки в предметно практической деятельности.

Развивать моторную ловкость указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка.

Дополнительные материалы

Подложка (не гладкая, шершавая).

Карточки с изображением узоров составленных из точек разного цвета (образец-схема).

Ход

Педагог предлагает детям рассмотреть карточку и ответить на вопрос: «Из каких фигур составлен узор на образце?». Затем, дети определяют, какого цвета фигуры и где они расположены. После этого ребенок выбирает нужные по размеру и цвету фигуры и выкладывает точно такой же узор.

Педагог предлагает выложить узор, по 4 уровням сложности:

  • выкладывание элементов игрового материала

самостоятельно, путем наложения элементов на схемы;

  • выкладывание элементов игрового материала самостоятельно, путем зрительного соотнесения с образцом-схемой.

Дидактическая игра «Дорисуй вторую половинку»

Фото


Цель

Развивать зрительное внимание.



Тренировать прослеживающую функцию глаза.

Учить выкладывать по образцу симметричные предметы, подбирать нужный цвет. 



Развивать умение быстро ориентироваться микро пространстве.

Учить словесно обозначать местоположение предметов в микро пространстве.

Познакомить детей с изображением симметричных предметов. Учить изображать формы и строения предмета, соблюдать пропорциональность соотношений частей предмета.

Научить изображать некоторые характерные детали, делающие изображение выразительным, образным. 

Развивать зрительно-моторные навыки в предметно практической деятельности.

Развивать моторную ловкость указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка.

Дополнительные материалы

Подложка (не гладкая, шершавая).

Карточки с изображением картинки-половинки

(образец-схема).

Ход

Педагог предлагает ребенку взять карточку с понравившейся картинкой-половинкой и выложить вторую половинку предмета.

Дидактическая игра «Моя семья»

Фото

Цель

Формировать умение создавать образ предмета из точек разного цвета самостоятельно.

Развивать зрительное восприятие, внимание. Развивать навыки микро-ориентировки.

Учить словесно обозначать местоположение предметов в микро пространстве.

Расширить представление о себе самом и окружающих людях.

Отражение в речи назначения окружающих предметов.

Развивать зрительно-моторные навыки в предметно практической деятельности.

Развивать моторную ловкость указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка.

Дополнительные материалы

Подложка (не гладкая, шершавая).

Ход

Педагог предлагает детям творческое выкладывание игрового материала по теме «Семя».

Дидактическая игра «Состав числа из единиц»

Фото

Цель

Развивать представления детей о составе числа (на основе наглядности).

Закреплять умение соотносить числа с цифрой.

Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее. Упражнять находить разные варианты при составлении числа из двух меньших.

Материалы

Подложка (не гладкая, шершавая).

Игровой комплект № 7 «Плоскостные фигуры»

№ 8 «Палочки»

№ 9 «Кольца и полукольца

№ 10 «Точки»

Ход

Педагог предлагает детям назвать с помощью игрового материала соседей указанных чисел.

Дидактическая игра «Поиграем-посчитаем»

Фото


Цель

Закрепить счет в пределах десяти.



Учить выполнять простейшие математические (сложение и вычитание).

Познакомить с арифметическими знаками.

Развивать логическое мышление: сравнение, анализ, обобщение

действия

Материал

Подложка (не гладкая, шершавая).

Картотека арифметических задач в стихах. Игровой комплект № 7 «Плоскостные фигуры»

№ 8 «Палочки»

№ 9 «Кольца и полукольца»

Ход

Педагог предлагает детям отгадать загадку. Затем познакомить с записью задачи из счетного материала.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пестова Юлия Владимировна

Дата: 19.04.2024

Номер свидетельства: 649236


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства