kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Использование игровых технологий в работе с детьми ОНР на логопедических занятиях."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначин для логопедов и воспитателей коррекционных групп

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Использование игровых технологий в работе с детьми ОНР на логопедических занятиях."»

Использование игровых технологий в работе с детьми ОНР на логопедических занятиях.


Игра – ведущая деятельность дошкольника. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс. 

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

На логопедических занятиях используются:

Дидактические игры – это игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка.

Настольно – печатные, задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Словесные – отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.

Коррекционно – развивающие игры – это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями.

А также игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации.

Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.

Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:

          обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);

          диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);

          терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);

          коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);

          развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

Игровые технологии, используемые учителем-логопедом – средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических функций.

При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия:

        выразительность проведения игр;

        необходимость включения педагога в игру;

        оптимальное сочетание занимательности и обучения;

        простота, доступность, ёмкость и наглядность;

        индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.

Поиск новых игр и методических приёмов в условиях детского сада направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребёнка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.

Игры и пособия, используемые логопедом, должны:

        регулировать психоэмоциональное состояние детей;

        формировать положительную мотивацию к занятиям;

        преодолевать барьер в общении;

        создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;

        создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

     дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

     учебная деятельность подчиняется правилам игры;

     учебный материал используется в качестве ее средства;

     в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

     успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.


Артикуляционная гимнастика дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации и увлекая в мир веселого Язычка, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных артикуляционных укладов. Поэтому используется стихотворное и наглядное сопровождение упражнений, которые превращают артикуляционную гимнастику в веселую игру.

Для развития правильного речевого дыхания используются следующие игровые приемы: «Прокати машинку», «Бабочка лети», «Задуй свечку», «Покатай карандаш», «Фокус», «Футбол»,«Аэробол». «Султанчики» и т. п.

Применятся система БОС.

Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяю такие формы работы: 

        игровой самомассаж, игры с пальчиками с речевым сопровождением;

         графические упражнения, игры с песком мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок, кукольные театры, планшеты (прозрачные,пластиковые)


        игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т. п.

  • Технология «Брейн-Джим». «Су-Джок терапия)


Занятия по автоматизации поставленных звуков используются игровые приёмы: 

«Заведи мотор», «Песенка», «Лабиринты», «Фотограф», «Мой, моя», «Живое - неживое», «Подбери словечко», «Четвертый лишний» (из слов с заданным звуком, «Исправь предложение», «Веселый поезд», «Волшебная дорожка» и многие другие.

Для закрепления правильного произношения звуков используются в работе полусферы и балансир. В качестве мозжечковой стимуляции.

Для развития фонематического слуха и формирования основ слогового и звукового анализа используются такие игровые упражнения как: 

 «Угадай что звучит», «Тишина», «Близко – далеко», «Слушай – выбирай», «Какое слово отличается?», «Найди звук», «Угадай слово», «Поймай заданный звук», «Фонарика», «Домики», «Звонкий – глухой», «Твердый – мягкий», «Поезд», «Собери слово», «Где звук?». «Ёлочки». «Снежные дорожки» и др.

Совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного запаса, развитие связной речи – это неотъемлемые компоненты речевого развития ребёнка, необходимые для грамматически, лексически и синтаксически-правильного насыщенного высказывания ребёнка. Для совершенствования лексико-грамматического строя речи используются такие игры как: «Один – много», «Назови ласково», «Сосчитай», «Из чего сделано?», «Что без чего», «Чей, чья, чье?», «Какой бывает?», «Назови одним словом», «Чей хвост?» и т. п.

Для развития связной речи: «Продолжи предложение», «Пословицы и поговорки», «Магазин», «Угадай», «Нелепицы», «Придумай сказку», «Исправь предложение». а также игры- драмматизации, игры-инсценировки.

Активно применяются технология – мнемотехника ( мнемодорожки, мнемотаблицы). Синвейн ( обучение умению обобщать, классифицировать)

Для развития высших психических функций используются такие игры как: «Четвертый лишний», «Найди отличия», «Что спрятано?», «Лабиринты», «Что изменилось». «Чего не стало». и многие другие.

Все эти игры являются многофункциональными, не требуют много времени на подготовку и сложного оборудования. Достаточно иметь комплект картинок и всегда доступных игрушек или предметов.

Таким образом, использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Пигунова Наталья Ивановна

Дата: 14.02.2023

Номер свидетельства: 625662


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства