Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка буклета для родителей: "Мелкая моторика рук"»
Мелкая моторика
Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи (исследования М.Н. Кольцовой, Л.В. Фоминой, О.С. Бот). Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук. Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук, стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга. Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно). Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук • Развитие ручной умелости (рисование карандашом, лепка, конструиро¬вание, аппликация, изготовление оригами: игрушек из бумаги (лодочка, пилотка, самолет). • Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов). • Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением («Этот пальчик папочка») и без речевого сопровождения («Зайчик», «Козочка», «Очки», «Деревья», «Птицы»). • Пальчиковый театр. Для развития ручной умелости дети должны: • запускать пальцами мелкие «волчки»; • разминать пальцами пластилин и глину, лепить различ¬ные поделки; • сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и от¬крылся, а вечером заснул и закрылся»); • делать кулачки «мягкими» и «твердыми»; • барабанить всеми пальцами обеих рук по столу; • махать в воздухе только пальцами; • собирать все пальцы в щепотку; • нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску; • завязывать узелки на шнурке, веревке; • застегивать (расстегивать) пуговицы; • играть с конструктором, мозаикой; • складывать матрешки, пирамидки; • рисовать в воздухе; • мять руками поролоновые шарики, губки; • рисовать, раскрашивать, штриховать; • резать (вырезать) ножницами; • выполнять аппликации; • скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным, тот и выиграл); • складывание, скручивание, разрывание, перелистывание бумаги; • перекладывать из одной коробочки в другую счетные палочки, спички, фасоль, при этом рука не должна сдвигаться (лежит близко к коробочке, задействованы только большой, указательный и средний пальцы); • легко нажимать на кнопку пульвелизатора, посылая струю воздуха на ватку, листок бумаги; • вращать карандаш (ребристый) между большим, указательным и средним пальцем; • «пальчиковый бассейн» (пластмассовый тазик с фасолью или горохом); • Игра «Кулак-ребро-ладонь» (сначала одной рукой, потом другой, затем вместе