kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации для работы с детьми  с диагнозом синдром Дауна

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»



Методические рекомендации по организации работы

с детьмис синдромом Дауна


После окончания Второй мировой войны родители детей с отклонениями в интеллектуальном развитии (в т.ч. и детей с синдромом Дауна) испытывали особое стремление обеспечить своих детей теми же правамии возможностями, которые были доступны обычным детям. Результатом их борьбы явилась реформа всей системы помощи людям с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), которая прошла до начала XXIвека во всех странах Западной Европы.Получили развитие новые программы диаг-ностики, научных исследований и обучении; вызвала резкое осуждение практика помещения людей с отклонениями в развитии в клиники для душевно-больных; новое законодательство обеспечивало право получения государственного образования для всех детей школьного возраста, имеющих аномалии развития.

Помощь детям с синдромом Дауна начинается с мероприятий по профилактике сиротства этих детей и помощи их родителямв преодолении первоначального шока. Детям и взрослым с синдромом Дауна, так же как и всем остальным детям и взрослым, необходимы обычные профилактические мероприятия в соответствии с общепринятой медицинской практикой и общеобразовательной программой. Однако вероятность наличия некоторых врождённых аномалий у детей с синдромом Дауна выше, чем у других детей.Как у детей, так и взрослых, имеется повышенный риск появления определенных

дополнительных или сопутствующих заболеваний. Предлагаемыерекомендации призваны оказать методическую помощь в организации и проведении социально-педагогической работы непосредственно с детьми с синдромом Дауна.Рекомендации адресованы специалистам, воспитывающим и обучающим

детей в специальных (коррекционных)и общеобразовательных учреждениях:учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам и воспитателям .

Сегодня дети, у которых диагностирован синдром Дауна, составляют

более 30% от общего числа детей с недостатками развития. У таких детей

своеобразный тип лица: узкие глаза с приподнятыми наружными углами, м

аленький, пуговкой, нос, румянец на щеках, рот полуоткрыт, зубы эрозиро-ванные.редко расставленные. Голова меньше обычного, пальцы рук корот-

кие. Многие дети с синдромом Дауна страдают нарушениями слуха и зрения.

Частота тугоухости у детей с синдромом Дауна –60-80%, примерно 50% де-

тей имеют ту или иную степень близорукости и у 20% обнаруживается даль-

нозоркость.Особенности,характеризующие психофизическое развитие детей

с синдромом Дауна весьма многообразны. Проведя общий анализ, предлагаем

подразделить их на следующие группы:


1.

Клинические особенности.

Клинический диагноз прост и ставится в родильных домах. К основ-

ным признакам относятся: умственная отсталость, мышечная гипотония,

брахицефалия, эпикант-вертикальная складка, закрывающая внутренний

угол глаза, монголоидный разрез глазных щелей, катаракты, пятна бру

ш-фильда (очаги белого цвета на границе наружной и средней трети радужки),

косоглазие, реже -помутнение роговицы и хрусталика, толстые губы, утол-

щённый язык с бороздами (так называемый, складчатый язык), плоская спин-

ка носа, узкое небо, деформированные ушные раковины, избыток кожи на

шее, разболтанность, подвижность суставов, поперечная линия на ладони (такназываемая, обезьянья линия), клинодактилия мизинцев. Среди анома-

лий внутренних органов отмечают пороки сердца (дефекты перегородок в

сочетании с аномалиями крупных сосудов), желудочно-кишечного тракта,

мочевой системы, мозга.

2.Психолого-педагогические особенности.

Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна свое-

образна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недо-

развитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто

встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Но, несмотряна тяжесть интеллектуального нарушения,эмоциональная сфера остаётся практически сохранной. Большинство из них обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов. Уровень сформированности

навыков и умений,

которого могут достичь дети с синдромом Дауна,весьма различен. Это об

у-словлено генетическими и средовыми факторами.

Для решения вопроса о степени интеллектуального развития ребёнка с

синдромом Дауна и разработки плана коррекционных мероприяти

й необходимо помнить об особенностях психического развития этих детей, постоянно соотнося их с возрастными нормативами.

3.Особенности речевых и эмоционально-волевых нарушений.

Дети с синдромом Дауна плохо говорят, но гораздо лучше понимают

чужую речь, т.к. их пассивный словарь богаче активного. Таким детям тру

дно говорить, поскольку их артикуляционный аппарат недоразвит, и может

создаться ложное представление об истинном уровне их познавательной де

ятельности. Однако, если ребёнку дать задания, не связанные с его собствен-

ной речью, например, разложить в группы картинки с мебелью и посудой

или показать круг, квадрат, он легко выполнит такие задания.

Дети с синдромом Дауна эмоциональны. Они могут испытывать гнев,

страх, радость, грусть. Как правило, свои чувства они выражают недостаточно ярко, хотя иногда их переживания очень сильны даже по незначительному

поводу. У некоторых детей проявляются эпилептоидные черты характера:

эгоцентризм, чрезмерная аккуратность, недоброжелательность. Однако

большинство из них ласковы, дружелюбны, уравновешены, любят слушать

музыку, им присуще чувство ритма. Детям с синдромом Дауна музыка до

ставляет удовольствие и, по-видимому, усиливает их энергию, необходимую

для выполнения многих практических заданий, поэтому занятия с детьми,

например, ручным трудом, целесообразно проводить под музыку. Благодаря

тому, что эти дети эмоциональны, контактны, им можно помочь, если с ними

настойчиво и доброжелательно заниматься.

Дети с синдромом Дауна, как правило, делают то, что им говорят родители. О

ни обучаются несложным действиям с предметами, распознают их по форме, цвету и другим наглядным признакам. Таких детей можно научить неплохо читать, что очень важно для формирования их речи. Критерием раз-

вития детей с синдромом Дауна в раннем возрасте явля

ется игра, а в более старшем способность к общению с окружающими, возможность выполнения несложных видов труда, т.е. социальная адаптация. А вот обучить таких детей счёту, нелегко, хотя, если начать занятия как можно раньше, со временем дети приобретут определённые счётные навыки.

В медицинской литературе синдром Дауна рассматривается как диф-

ференцированная форма олигофрении и, следовательно, также подразделяе

тся на степени умственной отсталости.

1. Глубокая степень умственной отсталости.

2. Тяжёлая степень умственной отсталости.

3. Средняя или умеренная степень умственной отсталости.

4. Слабая или лёгкая степень умственной отсталости.

Степень умственной отсталости детей с синдромом Дауна непосредс

твенным образом влияет на диапазон различий в возможностях освоения

ими академического образования. На практике известны случаи освоения обще-образовательной программы лишь детьми с синдромом Дауна,

имеющим и умеренную или лёгкую степень умственной отсталости.

В любом случае, им и, в первую очередь, детям с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью необходимо пройти осмотр в местных МСЭ и ПМПК для составления индивидуальной программы реабилитации и адаптированной

образовательной программы.

вится всё сложнее уследить за ним. В этот период

потребуется много терпения, но необходимо постараться приучить ребёнка

подчиняться слову «нельзя», воспитать у него полезные и нужные привычки.














Список литературы

1.Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для детей 6-10 лет. –М., 2003.

2.Афонькина Ю.А, Козлов В.В., Терехова З.М., Чеботаева Е.Ю.

Экспериментальное обучение и воспитание детей с синдромом Дауна в спе-

циальной (коррекционной) школе-интернате VIIIвида г. Оленегорска Мур-манской области. -Мурманск, 2004.

3.Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недоста-точностью. –С-Пб.: Союз, 2001.

4.Богданова Л. Полный курс раннего развития ребенка. –С-Пб.: Лев и Сова, 2007.

5. Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие.–М.:, 2002.

6. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего

дошкольного возраста / Иванова А.Е., Кравец О.Ю., Рыбкина И.А. и др./ Под

ред. Н.В. Серебряковой. –С-Пб.: КАРО, 2005.

7. Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития: Книга для ро-дителей. –М.: АРКТИ, 2006. –72 с.: ил. (Коррекционная педагогика)

8. Маллер А.Р.Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. -М., 2002

9. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой

интеллектуальной недостаточностью. - М., 2003.

10. Методические рекомендации для педагогов и психологов по орга-

низации работы с семьями, имеющими детей с синдромом Дауна/Смирнов

М.А., к.и.н., методист отдела коррекционного и инклюзивного образования

КОИРО –режим доступа

11. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа

ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с

английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001

Примерная тематика занятий

с детьми по социально

-

бытовой адаптации

Я и моя семья. Место жительства

Знание и отчетливо

е произношение своей фамилии и имени. Знание

своего возраста. Знание своего адреса. Знание фамилии, имени и отчества

отца и матери. Знание имен ближайших родственников, степень их родства.

Права и обязанности каждого члена семьи. Семейные праздники.

Навыки общения и культуры поведения

Умение обратиться с вопросом, сообщением, передать просьбу,

поручение товарищу, взрослому. Умение выслушать взрослого. Умение

благодарить за помощь, за услугу. Выработка поведения в общественных местах: на улице, на экскурсии, в кинотеатре, в магазине, в транспорте.

Улица. Правила уличного движения

Знание крупных объектов, расположенных вблизи дома. Пра¬вила

поведения на улице. Соблюдение чистоты и порядка на улице.

Транспорт

Виды транспорта. Элементарные правила дорожного движ

ения и поведения пешеходов. Светофор, переход. Изучение пути следования от дома до магазина, газетного киоска и т.д. и обратно. Правила поведения

пассажиров в транспорте. Дорожные знаки.

Магазин

Виды магазинов. Что в них продается. Чтение вывесок: «Гастрон

ом», «Универмаг», «Супермаркет», «Торговый центр» и др. Посе¬щение

близлежащих магазинов. Объяснить, что делают кассиры, продавцы. Знание

цен основных хлебобулочных изделий, молочных продуктов.

Практические закупки товаров в обычных магазинах.

Почта

Виды почтовых отправлений: письма, открытки, бандероли.

Одежда и обувь

Поддержание одежды и обуви в чистоте и порядке. Значение одежды,

обуви, головных уборов для сохранения здоровья чело

века. Виды и назначение одежды и обуви в зависимости от времени года. Стирка и глажение мелких вещей.Служба быта

Мастерские службы быта: по ремонту обуви, одежды, бытовых

электрических приборов, часов и др.

Больницы, поликлиники

Поликлиники по месту жительства. Запись в регистратуре. Тренировка

в умении вызвать врача на дом по телефону.

Питание

Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи. Пра¬вила и

приемы ухода за посудой и кухонными приборами. Умение поставить чайник

на плиту, вскипятить воду, сделать бутерброд.

Культура поведения

Адекватность поведения в обществе. Прием гостей и прав хорошего тона.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка

Автор: Мухамбеталиева Асия Уликановна

Дата: 12.02.2021

Номер свидетельства: 572970

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Методическая разработка по теме "My family''"
    ["seo_title"] => string(42) "mietodichieskaiarazrabotkapotiemiemyfamily"
    ["file_id"] => string(6) "282871"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453739739"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami"
    ["file_id"] => string(6) "322321"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569081"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami1"
    ["file_id"] => string(6) "322322"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569088"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami2"
    ["file_id"] => string(6) "322323"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569094"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami3"
    ["file_id"] => string(6) "322324"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569101"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства