Просмотр содержимого документа
«Методическая работа на тему: "Выявление, развитие музыкально одарённых детей. Особенности работы с одарёнными учащимися".»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская музыкальная школа № 2 имени В.А. Коха
Методический доклад на тему: «Выявление, развитие музыкально одарённых детей. Особенности работы с одарёнными учащимися».
Выполнила: Поправка С.А.,
преподаватель сольфеджио
высшей квалификационной категории
Ноябрьск, 2020г.
Содержание
1. Введение
2. Выявление музыкально одарённых детей
3. Понятия: «одарённость», «одарённый ребёнок»
4. Особенности работы с одарёнными учащимися
5. Заключение
6. Использованная литература
Слишком много на свете людей, которым никто не
помог пробудиться…
А. Экзюпери
В настоящее время проблемы раннего выявления и развития одарённых детей, разработки инновационных подходов к организации учебно-воспитательного процесса для данной категории являются одними из наиболее актуальных в современной отечественной и зарубежной педагогике. Они напрямую связаны с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, требующего активного формирования интеллектуальных ресурсов общества.
Произошедшие в последнее время изменения в системе образования и в общественном сознании, позволили по-новому поставить проблему одарённости детей. Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, до сегодняшнего дня, представляет известную трудность.
Спектр исследований одарённости разнообразен. Подвергнуты рассмотрению: умственная, интеллектуальная, творческая, педагогическая, художественно-изобразительная, литературная, социальная, лидерская и др. виды одарённости. В области музыкальной одарённости большой теоретический и эмпирический материал. Решение вопроса структуры музыкальной одарённости, определение индивидуальных и возрастных особенностей музыкально-одарённых детей может способствовать наиболее раннему их выявлению, оптимизации процесса обучения одарённых детей, раскрытию творческого и личностного потенциала художника.
Опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их ровесников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
Выявление одарённых детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в её практической реализации, так как найти одарённого человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно.
Само понятие «одаренные дети» нуждается в точном определении. Ю. З. Гильбух к важнейшим особенностям одаренных детей относит необычно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности, быстроту и точность выполнения умственных операций, сформированность навыков логического мышления, богатство активного словаря, выраженную установку на творческое выполнение заданий, развитость творческого мышления и воображения. По модели Л. А. Венгера, понятие одаренности раскрывается через понятие способностей. Под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющихся на протяжении длительного отрезка его жизни в сочетании с высокой познавательной мотивацией [2, с. 71].
Каждый ребенок неповторим, но существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Общие предпосылки одаренности – повышенная активность и особенности саморегуляции. Различают следующие виды одаренности (по В. И. Панову):
- общая одаренность – высокий уровень развития общих способностей, определяющий сравнительно широкий диапазон деятельности, в которой человек может достичь больших успехов. Предположение о существовании общей одаренности выдвинул в середине XIX века английский психолог Ф. Гальтон.
- «художественная» одаренность – музыкальная, изобразительная, сценическая. Художественная одаренность подразумевает высокие достижения в музыке, живописи, скульптуре, драматургии. Выделяют художественно-изобразительную, художественно-литературную и музыкальную одаренности.
- «практическая» одаренность редко признается школой и не рассматривается как одаренность. Ключевой особенностью практической одаренности психолог из Йельского университета Р. Стернберг называет знание слабых и сильных сторон и способность использовать эти знания.
- общая интеллектуальная и академическая одаренность. Дети с одаренность этого вида овладевают основополагающими понятиями, эффективно запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях науки.
- специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых вовне возможностей, умений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения проблем.
- творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении. В основе одаренности находится творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем: научных, технических.
- интеллектуальная одаренность – способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. Интеллектуальные дети в семье – «умники» и «умницы», а в школе – отличники, но среди них есть такие, которые учатся на «отлично» только по одному-двум предметам и не успевают по другим.
- академическая одаренность проявляется в необычной способности к учебе; способствует высокой результативности в познавательной деятельности.
- психомоторная (спортивная) одаренность определяет исключительные спортивные способности. Психомоторные способности тесно связаны со скоростью, точностью и ловкостью движений.
- социальная или лидерская (организаторская) одаренность рассматривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении. Она предполагает наличие способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником.
- скрытая одаренность – позитивное своеобразие ребенка, которое не проявляется открыто и которое не удается вскрыть, понять. Часто такие дети бывают увлеченными чем-либо, являются своего рода фанатиками. Вследствие этого проявляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка.
Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
Основная задача преподавателя – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям – «любознательность», а последняя – в устойчивую «познавательную потребность». Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным, – одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека.
Одной из важнейших задач педагога при работе с одарёнными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям – обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования.
Музыкально-одарённые дети – большие любители искусства. «Какого ребёнка считать одарённым?» Ни один одарённый или талантливый ребёнок не похож на другого. В настоящее время с большим интересом идёт изучение детской одарённости. Разрабатываются педагогические вопросы обучения и воспитания незаурядных детей.
Преподавателю необходимо формировать у обучающихся положительную мотивацию к обучению и творчеству. А. А. Никитин – музыкант, психолог, педагог выделил три вида мотиваций в работе с одарёнными детьми: 1) потребность в самореализации и самоактуализации, 2) познавательная мотивация, 3) ориентация на результат, на успех. В последнее время мотив успешности стал занимать центральное место в психологии одарённости и практической деятельности как важнейший её показатель. «Мотив достижений» включён в структуру одарённости и оценивается некоторыми психологами как самый высокий показатель успеха, нежели традиционно его составляющие – знания, интеллект, креативность. «Мотив успешности» является мощным стимулом творчества наряду с познавательной активностью. Успешность – это осознание собственного роста, признание социума, который окрыляет, воодушевляет. Ситуация успеха достигается в процессе активного участия в различного рода конкурсах, олимпиадах. Если ребенку в процессе обучения создать ситуацию успеха, то у него усилится потребность в познании, и она станет настоящим мотором развития его интеллектуальных способностей.
Для успешной работы с одарёнными учащимися нужны определённые условия:
- индивидуальный подход, позволяющий учесть различные возможности одарённых детей;
- подбор наиболее эффективных педагогических методов работы с данным учеником;
- создание мотивации к достижению, готовность идти на творческий риск;
- дополнительные занятия с одарёнными учащимися,
- завышенный уровень программы обучения;
- организация конкурсов на базе школы и участие в конкурсах различных уровней (школьные, зональные, окружные, федеральные олимпиады).
- использование на занятиях заданий повышенной сложности с учётом индивидуальных особенностей одарённых детей;
- выделение одарённых учащихся в отдельную группу развития.
Признаки одаренности в поведении и деятельности
Музыкально одаренные дети отличаются повышенным любопытством в отношении любых звуков и неизвестных тембров. Младенец затихает при звуках музыки, улыбается, а если мелодия нравится, то он активно гулит, как бы подпевает. В зрелом возрасте они вспоминают конкретные звуковые образы как самые яркие впечатления детства.
В 2-3 года они хорошо различают мелодии, которые слышат и к двум годам точно интонируют. Ноты, интервалы, аккорды быстро запоминают, ноты с листа читают свободно, осмысленно и выразительно, с естественной в исполнении нюансировкой.
Одаренные дети концентрируются на музыкальных занятиях, исключают другие, в том числе и общение с окружающими. Такие дети выделяются быстрым и прочным запоминанием музыки. В зрелом возрасте их память называют феноменальной. Рано проявляется способность подбирать по слуху на инструменте, зачастую с гармонизацией. К пяти годам дети стремятся воспроизвести на инструменте все, что слышали.
Легче одаренные дети овладевают двигательной техникой. В 4-5 лет склонны импровизировать за инструментом, а после начала систематических занятий музыкой пытаются сочинять и записывать свои творения.
К 9-10 годам одаренные дети остро чувствуют различие прекрасного и приятного, к этому периоду зреет их эстетическое чувство.
Достоверно говорить об одаренности можно только по результатам обучения, т.к. в процессе занятий выявляется более высокая, по сравнению со сверстниками, восприимчивость к учению и выраженные творческие проявления. А по поведению одаренные дети живые, любознательные, открытые.
В музыкально-педагогической практике известны случаи, когда ребенок с отличными музыкальными данными не достигает в обучении значительных результатов, а ученик со средними показателями – добивается значительных творческих успехов. Поэтому большую роль в выявлении музыкального дарования играют учителя.
Сензитивные периоды в развитии одаренности
Общая длительность периода музыкальной сензитивности по М. С. Старчеусу – от 2 – 2,5 до 11 – 13 лет. Индивидуальность вариантов связана с наследственностью, определяющей интенсивность созревания, условиями музыкальной среды и характером обучения музыке.
Представляется возможным предположить определенную связь между мотивацией к музыкальным занятиям и эмоциональным типом ученика.
Спокойные и эмоционально сдержанные дети иногда бывают достаточно равнодушны к этим занятиям. А интерес появляется позже, в подростковом возрасте и ближе к его концу. Эмоционально неуравновешенные дети с высокой активностью иногда «одержимы» музыкой, имеют сильные внутренние звуковые образы, что заставляют тянуться к инструменту и пробуждают желание заниматься музицированием.
Согласно исследованиям, интенсивность обучения музыке сказывается и на общем уровне развития ребенка. Дети сосредотачиваются лучше и быстрее, более внимательны и выносливы, лучше скоординированы и свободно владеют речью.
По другой точке зрения, музыкальное развитие не совпадает с другими сферами психического развития ребенка. Возможна полноценность первого при отставании в других или наоборот, музыкальность может отставать у полноценно развивающегося в других отношениях человека.
Не подвергается сомнению то, что на одаренность имеет воздействие музыкальная среда и характер обучения. Статистика свидетельствует о том, что в семье, где музыкантами являются оба родителя, вероятность появления музыкально одаренного ребенка 84 -86 %, немузыкального 1 – 2 %; там где музыкален один из родителей – 59 %, а немузыкального – 26 – 36 %; в немузыкальной семье на 25 – 30 % возможно стать родителями музыкально одаренного ребенка и в 59 – 62 % - немузыкального. (По Старчеусу М.С.).
Уровень сотрудничества в учебной деятельности – одна из главных задач для педагогов, работающих с одаренными школьниками. Такое сотрудничество должно характеризоваться: созданием на уроке доверительных межличностных отношений, взаимной личной информированностью, признанием права учащегося на ошибку, обсуждением с учащимися целей и задач совместной деятельности, использованием на уроке взаимного контроля учащихся и применением отметок в качестве побудительного стимула к учению.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что работа с одаренными учащимися требует длительной и качественной подготовки самого преподавателя. Необходимо создать все условия для развития, совершенствования таланта ребёнка.
В заключение своей работы по одной из самых актуальных тем в современном образовании, хочется отметить следующее: преподавателям, работающим в системе дополнительного образования необходимо знать об особенностях работы с одарёнными и талантливыми детьми, уважать личность учеников, поощрять творческие особенности и воображения воспитанников, формировать их положительную самооценку, создавая ситуации успеха. Взаимодействие педагога и одарённого ученика должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, на создание положительной мотивации к обучению и творчеству. Преподавателям необходимо учитывать индивидуально-психологические и возрастные особенности талантливых детей. Задача педагогов – понять своих воспитанников и направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания, подлинная цель – увидеть скрытую одарённость, оценить её должным образом и помочь ей раскрыться. Если в раннем возрасте ребёнок начинает проявлять признаки музыкальной одарённости, а эти проявления не поощряются, сдерживаются и подавляются, то чаще всего они и не развиваются.
Завершая свой доклад, приведу слова В. Сухомлинского: «Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
Использованная литература
1. Беликова В. Проблемы диагностики одарённых детей Салехард, 2012