kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая работа на тему: "Выявление, развитие музыкально одарённых детей. Особенности работы с одарёнными учащимися".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявление, развитие музыкально одарённых детей. Особенности работы с одарёнными учащимися. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая работа на тему: "Выявление, развитие музыкально одарённых детей. Особенности работы с одарёнными учащимися".»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская музыкальная школа № 2 имени В.А. Коха














Методический доклад на тему: «Выявление, развитие музыкально одарённых детей. Особенности работы с одарёнными учащимися».















Выполнила: Поправка С.А.,

преподаватель сольфеджио

высшей квалификационной категории
















Ноябрьск, 2020г.


Содержание


1. Введение

2. Выявление музыкально одарённых детей

3. Понятия: «одарённость», «одарённый ребёнок»

4. Особенности работы с одарёнными учащимися

5. Заключение

6. Использованная литература








































Слишком много на свете людей, которым никто не

помог пробудиться…

А. Экзюпери


В настоящее время проблемы раннего выявления и развития одарённых детей, разработки инновационных подходов к организации учебно-воспитательного процесса для данной категории являются одними из наиболее актуальных в современной отечественной и зарубежной педагогике. Они напрямую связаны с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, требующего активного формирования интеллектуальных ресурсов общества.

Произошедшие в последнее время изменения в системе образования и в общественном сознании, позволили по-новому поставить проблему одарённости детей. Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, до сегодняшнего дня, представляет известную трудность.

Спектр исследований одарённости разнообразен. Подвергнуты рассмотрению: умственная, интеллектуальная, творческая, педагогическая, художественно-изобразительная, литературная, социальная, лидерская и др. виды одарённости. В области музыкальной одарённости большой теоретический и эмпирический материал. Решение вопроса структуры музыкальной одарённости, определение индивидуальных и возрастных особенностей музыкально-одарённых детей может способствовать наиболее раннему их выявлению, оптимизации процесса обучения одарённых детей, раскрытию творческого и личностного потенциала художника.




























Опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их ровесников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.

Выявление одарённых детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в её практической реализации, так как найти одарённого человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно.

Само понятие «одаренные дети» нуждается в точном определении. Ю. З. Гильбух к важнейшим особенностям одаренных детей относит необычно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности, быстроту и точность выполнения умственных операций, сформированность навыков логического мышления, богатство активного словаря, выраженную установку на творческое выполнение заданий, развитость творческого мышления и воображения. По модели Л. А. Венгера, понятие одаренности раскрывается через понятие способностей. Под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющихся на протяжении длительного отрезка его жизни в сочетании с высокой познавательной мотивацией [2, с. 71].

Каждый ребенок неповторим, но существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Общие предпосылки одаренности – повышенная активность и особенности саморегуляции. Различают следующие виды одаренности (по В. И. Панову):

- общая одаренность – высокий уровень развития общих способностей, определяющий сравнительно широкий диапазон деятельности, в которой человек может достичь больших успехов. Предположение о существовании общей одаренности выдвинул в середине XIX века английский психолог Ф. Гальтон.

- «художественная» одаренность – музыкальная, изобразительная, сценическая. Художественная одаренность подразумевает высокие достижения в музыке, живописи, скульптуре, драматургии. Выделяют художественно-изобразительную, художественно-литературную и музыкальную одаренности.

- «практическая» одаренность редко признается школой и не рассматривается как одаренность. Ключевой особенностью практической одаренности психолог из Йельского университета Р. Стернберг называет знание слабых и сильных сторон и способность использовать эти знания.

- общая интеллектуальная и академическая одаренность. Дети с одаренность этого вида овладевают основополагающими понятиями, эффективно запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях науки.

- специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых вовне возможностей, умений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения проблем.

- творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении. В основе одаренности находится творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем: научных, технических.

- интеллектуальная одаренность – способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. Интеллектуальные дети в семье – «умники» и «умницы», а в школе – отличники, но среди них есть такие, которые учатся на «отлично» только по одному-двум предметам и не успевают по другим.

- академическая одаренность проявляется в необычной способности к учебе; способствует высокой результативности в познавательной деятельности.

- психомоторная (спортивная) одаренность определяет исключительные спортивные способности. Психомоторные способности тесно связаны со скоростью, точностью и ловкостью движений.

- социальная или лидерская (организаторская) одаренность рассматривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении. Она предполагает наличие способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником.

- скрытая одаренность – позитивное своеобразие ребенка, которое не проявляется открыто и которое не удается вскрыть, понять. Часто такие дети бывают увлеченными чем-либо, являются своего рода фанатиками. Вследствие этого проявляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка.

Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

Основная задача преподавателя – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям – «любознательность», а последняя – в устойчивую «познавательную потребность». Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным, – одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека.

Одной из важнейших задач педагога при работе с одарёнными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям – обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования.


Музыкально-одарённые дети – большие любители искусства. «Какого ребёнка считать одарённым?» Ни один одарённый или талантливый ребёнок не похож на другого. В настоящее время с большим интересом идёт изучение детской одарённости. Разрабатываются педагогические вопросы обучения и воспитания незаурядных детей.

Преподавателю необходимо формировать у обучающихся положительную мотивацию к обучению и творчеству. А. А. Никитин – музыкант, психолог, педагог выделил три вида мотиваций в работе с одарёнными детьми: 1) потребность в самореализации и самоактуализации, 2) познавательная мотивация, 3) ориентация на результат, на успех. В последнее время мотив успешности стал занимать центральное место в психологии одарённости и практической деятельности как важнейший её показатель. «Мотив достижений» включён в структуру одарённости и оценивается некоторыми психологами как самый высокий показатель успеха, нежели традиционно его составляющие – знания, интеллект, креативность. «Мотив успешности» является мощным стимулом творчества наряду с познавательной активностью. Успешность – это осознание собственного роста, признание социума, который окрыляет, воодушевляет. Ситуация успеха достигается в процессе активного участия в различного рода конкурсах, олимпиадах. Если ребенку в процессе обучения создать ситуацию успеха, то у него усилится потребность в познании, и она станет настоящим мотором развития его интеллектуальных способностей.

Для успешной работы с одарёнными учащимися нужны определённые условия:

- индивидуальный подход, позволяющий учесть различные возможности одарённых детей;

- подбор наиболее эффективных педагогических методов работы с данным учеником;

- создание мотивации к достижению, готовность идти на творческий риск;

- дополнительные занятия с одарёнными учащимися,

- завышенный уровень программы обучения;

- организация конкурсов на базе школы и участие в конкурсах различных уровней (школьные, зональные, окружные, федеральные олимпиады).

- использование на занятиях заданий повышенной сложности с учётом индивидуальных особенностей одарённых детей;

- выделение одарённых учащихся в отдельную группу развития.


Признаки одаренности в поведении и деятельности


Музыкально одаренные дети отличаются повышенным любопытством в отношении любых звуков и неизвестных тембров. Младенец затихает при звуках музыки, улыбается, а если мелодия нравится, то он активно гулит, как бы подпевает. В зрелом возрасте они вспоминают конкретные звуковые образы как самые яркие впечатления детства.


В 2-3 года они хорошо различают мелодии, которые слышат и к двум годам точно интонируют. Ноты, интервалы, аккорды быстро запоминают, ноты с листа читают свободно, осмысленно и выразительно, с естественной в исполнении нюансировкой.

Одаренные дети концентрируются на музыкальных занятиях, исключают другие, в том числе и общение с окружающими. Такие дети выделяются быстрым и прочным запоминанием музыки. В зрелом возрасте их память называют феноменальной. Рано проявляется способность подбирать по слуху на инструменте, зачастую с гармонизацией. К пяти годам дети стремятся воспроизвести на инструменте все, что слышали.

Легче одаренные дети овладевают двигательной техникой. В 4-5 лет склонны импровизировать за инструментом, а после начала систематических занятий музыкой пытаются сочинять и записывать свои творения.


К 9-10 годам одаренные дети остро чувствуют различие прекрасного и приятного, к этому периоду зреет их эстетическое чувство.

Достоверно говорить об одаренности можно только по результатам обучения, т.к. в процессе занятий выявляется более высокая, по сравнению со сверстниками, восприимчивость к учению и выраженные творческие проявления. А по поведению одаренные дети живые, любознательные, открытые.

В музыкально-педагогической практике известны случаи, когда ребенок с отличными музыкальными данными не достигает в обучении значительных результатов, а ученик со средними показателями – добивается значительных творческих успехов. Поэтому большую роль в выявлении музыкального дарования играют учителя.


Сензитивные периоды в развитии одаренности


Общая длительность периода музыкальной сензитивности по М. С. Старчеусу – от 2 – 2,5 до 11 – 13 лет. Индивидуальность вариантов связана с наследственностью, определяющей интенсивность созревания, условиями музыкальной среды и характером обучения музыке.


Представляется возможным предположить определенную связь между мотивацией к музыкальным занятиям и эмоциональным типом ученика.

Спокойные и эмоционально сдержанные дети иногда бывают достаточно равнодушны к этим занятиям. А интерес появляется позже, в подростковом возрасте и ближе к его концу. Эмоционально неуравновешенные дети с высокой активностью иногда «одержимы» музыкой, имеют сильные внутренние звуковые образы, что заставляют тянуться к инструменту и пробуждают желание заниматься музицированием.

Согласно исследованиям, интенсивность обучения музыке сказывается и на общем уровне развития ребенка. Дети сосредотачиваются лучше и быстрее, более внимательны и выносливы, лучше скоординированы и свободно владеют речью.

По другой точке зрения, музыкальное развитие не совпадает с другими сферами психического развития ребенка. Возможна полноценность первого при отставании в других или наоборот, музыкальность может отставать у полноценно развивающегося в других отношениях человека.

Не подвергается сомнению то, что на одаренность имеет воздействие музыкальная среда и характер обучения. Статистика свидетельствует о том, что в семье, где музыкантами являются оба родителя, вероятность появления музыкально одаренного ребенка 84 -86 %, немузыкального 1 – 2 %; там где музыкален один из родителей – 59 %, а немузыкального – 26 – 36 %; в немузыкальной семье на 25 – 30 % возможно стать родителями музыкально одаренного ребенка и в 59 – 62 % - немузыкального. (По Старчеусу М.С.).

Уровень сотрудничества в учебной деятельности – одна из главных задач для педагогов, работающих с одаренными школь­никами. Такое сотрудничество должно характеризоваться: соз­данием на уроке доверительных межличностных отношений, взаимной личной информированностью, признанием права уча­щегося на ошибку, обсуждением с учащимися целей и задач со­вместной деятельности, использованием на уроке взаимного контроля учащихся и применением отметок в качестве побуди­тельного стимула к учению.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что работа с одаренными учащимися требует длительной и качественной подготовки самого преподавателя. Необходимо создать все условия для развития, совершенствования таланта ребёнка.




























В заключение своей работы по одной из самых актуальных тем в современном образовании, хочется отметить следующее: преподавателям, работающим в системе дополнительного образования необходимо знать об особенностях работы с одарёнными и талантливыми детьми, уважать личность учеников, поощрять творческие особенности и воображения воспитанников, формировать их положительную самооценку, создавая ситуации успеха. Взаимодействие педагога и одарённого ученика должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, на создание положительной мотивации к обучению и творчеству. Преподавателям необходимо учитывать индивидуально-психологические и возрастные особенности талантливых детей. Задача педагогов – понять своих воспитанников и направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания, подлинная цель – увидеть скрытую одарённость, оценить её должным образом и помочь ей раскрыться. Если в раннем возрасте ребёнок начинает проявлять признаки музыкальной одарённости, а эти проявления не поощряются, сдерживаются и подавляются, то чаще всего они и не развиваются.

Завершая свой доклад, приведу слова В. Сухомлинского: «Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».



































Использованная литература



1. Беликова В. Проблемы диагностики одарённых детей Салехард, 2012

2. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М., Изд-во Флинта, 1998

3. Богоявленская Д. Психология творческих способностей Москва, 2002

4. Гильбух Ю.З. Внимание: одарённые дети / Ю. З. Гильбух.- М.: Знание, 1991

5. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты – 21 век, 2004

6.Тарасова К.В., Кузьмин В.Е., Исаева И.Е. Диагностика музыкальной одаренности детей дошкольного возраста. – М., 1994

7. Старчук М. Психология одарённости детей и подростков. Музыкальная одарённость

Москва: Академия, 1996



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Поправка Стелла Александровна

Дата: 18.10.2020

Номер свидетельства: 560381


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства