Просмотр содержимого документа
«Методическая работа на тему: "Развитие слуха и голоса на уроках сольфеджио. Эффективные пути взаимодействия".»
Муниципальное бюджетное учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа№ 2» им. В. А. Коха
Методическая работа
«Развитие слуха и голоса на уроках сольфеджио. Эффективные пути взаимодействия»
Выполнила:
преподаватель теоретических дисциплин
высшей квалификационной категории
Маркан В.Н.
г. Ноябрьск, 2020 год
Содержание.
Введение.
I Освоение базового сольфеджио:
Ладотональность. Мелодика.
Аккордика.
Слуховой анализ.
Диктант.
Чтение с листа.
Ритмика.
II. Освоение мелодических моделей музыки XX века:
Постановка проблемы.
Современная ладотональность.
Ритмика.
Заключение
Список использованной литературы.
Введение.
В настоящие время ситуация с преподаванием базового сольфеджио в различных музыкальных музыкальных учебных заведениях складывается не однозначно. Так повелось, что основную нагрузку в формировании начальных навыков сольфеджио несут на себе музыкальные школы и училища. Именно там закладывается фундамент теоретических знаний.
Как известно, слово «сольфеджио» исходно означало вокальные упражнения для развития музыкального слуха и чтения нот с листа. Это практическая установка осталась ведущей в сольфеджио до нынешних времён. Однако сейчас представление о предмете сольфеджио включает в себя множество других форм тренировке музыкального слуха.
Сольфеджио стало сложной многопрофильной дисциплиной, которая по объему часов занимает, как правило, второе место после специальности в программе и музыкального вуза, и музыкального училища, и музыкальной школы.
Студенты большинства факультетов в вузовском курсе сольфеджио совершенствуют слуховые навыки, полученные ранее в средних учебных заведениях.
Успешность овладения базовыми музыкально-слуховыми навыками обычно ставится в прямую зависимость от наличия музыкальных способностей. Градация музыкальных способностей, а также соотношение в курсе сольфеджио слуховой и вокальной «гимнастики» с элементарной теорией музыки в значительной степени определяют дальнейшее развитие предмета.
Исходя из основных проблем, связанных с практикой преподавания сольфеджио, можно сформулировать основные задачи курса сольфеджио для вокалистов:
1. Выработка твердой, устойчивой интонации при чтении с листа в одноголосии и многоголосии.
2. Развитие музыкальной памяти и внутреннего слуха.
3. Развитие чувства ритма и внимания к ритмической точности.
4. Связывание предметов теоретического цикла в единый комплекс со специальными предметами.
5. Расширение музыкального кругозора вокалиста, преодоление некоторого консерватизма во взглядах на современную музыку.
Прежде чем приступить к изготовлению непосредственно методических рекомендаций по решению каждой конкретной задачи, хотелось бы отметить, что две последние задачи представляются наиболее важными и сложными в психологическом плане. Сольфеджио осознаётся как своеобразный барьер, стоящий между теорией и практикой.
В процессе обучения желательно всеми возможными способами попытаться преодолеть подобные отношения к предмету. Какие средства могут этому помочь? Основную помощь оказывает введение в программу обучение большого количества примеров из вокальной литературы, практическое освоение из различных вокальных жанров, хорошие результаты даёт также теоретическая работа непосредственно с репертуаром по специальности, анализ исполняемых произведений.
Однако помимо программно-методической направленности составления курса сольфеджио преподавателю необходимо учитывать и специфические особенности «вокального мышления».
Одна из них связанна отсутствием у студентов-вокалистов чётких музыкально-теоретических представлений, например – о ладовой структуре.
Как показывает практика, при объявлении тональности (например, будущего диктанта) Ми-бемоль мажор студенты радостно восклицают: «Три знака при ключе!». Однако вопрос педагога, о каких именно знаках идёт речь, часто вызывает заминку, хотя из названия тональности это очевидно. Это говорит о том, что при поверхностной заученности квинтового круга его структура остаётся за пределами сознания многих студентов.
Похожая ситуация складывается и с построением звукорядов и аккордов. Диезы и бемоли как необходимые «кирпичики» этого построения часто оказываются просто исключёнными из сознания студента. В этом случаи полезным оказывается пропевание гамм с обязательным акцентом на возникающие полутоновые ходы, с остановкой на них. Также помогают блиц – тесты на быстрый поиск полутонов в гаммах с различным количеством знаков, в натуральном, гармоническом и мелодическом виде, с фиксированием внимания на ступенях, между которыми эти полутоны возникают
I. Освоение базового сольфеджио.
1. Ладотональность. Мелодика.
Ладовое чувство может проявиться на трёх уровнях:
1) Звуковысотный уровень (звукоряд, ладо – ступеневые отношения звуков).
Для его упражнения автор предлагает собственное упражнение на освоение различных интервалов, в начале как самостоятельных ячеек, а затем как соотношений ступеней в ладу в самых различных вариантов.
Первый вариант упражнения:
Задание:
а) построить м. 3 от «фа»;
б) поочерёдно представлять м. 3 как сочетание различных ступеней, используя поддержку аккордов фортепиано;
в) транспортировать упражнение от других нот, быстро определяя тональность и находя соответствующие аккорды на фортепиано.
Второй вариант упражнения:
Задание:
а) построить ч 4 от «ми»;
б) без помощи инструмента находить устойчивые ступени в разных тональностях, в зависимости от мысленной замены ступени.
На начальном этапе полезно сопровождать одноголосное пение игрой на фортепиано. Это помогает студентам выработать более точную интонацию и психологически их раскрепощает. Они чувствуют привычную поддержку фортепианного звучания, что приближает занятия по сольфеджио к занятиям по специальности.
2. Аккордика.
Развитие мелодического слуха невозможно осуществить без опоры на аккордику. Параллельно с освоением ладотональности, интервалики студенты тренируются в построении аккордовых вертикалей (трезвучий с обращениями, септаккордов с обращениями) с их перемещением на различную высоту. Упражнения могут быть предназначены как для сольного исполнения, так и для ансамблевого, что способствует формированию навыков восприятия голосоведения и улучшает качество гармоничного строя, необходимого при исполнении ансамбля.
Задание:
а) каждый студент поёт последовательность в разных тональностях по «цифровке»;
б) спеть последовательность квартетом, с начало по нотам, затем в других тональностях по «цифровке»;
в) проанализировать последовательность на слух, назвать все аккорды и их функции.
Подобные упражнения обычно лучше выполнять на групповых занятиях. Пение ансамблем различных аккордовых последовательностей вызывает живой интерес, а образующиеся аккорды лучше воспринимаются и запоминаются в тембровом звучании голоса. Интонационные неточности, особенно в средних голосах, при исполнении ансамблем осознаются студентами яснее, а значит, внимание к интонационной корректировке возрастает.
3.Слуховой анализ.
Вокально-слуховое освоение мелодии и аккордики классического мажора и минора оставляет совсем немного времени для работы непосредственно над слуховым анализом и диктантом как отдельной областью подготовки.
Самый простой способ – проигрывание преподавателем на фортепиано только что спетой студентами последовательности аккордов с обязательным определением элементарной музыкальной формы (период повторного или неповторного строения, каденции и т.д.), точным произнесении названий всех аккордов, их функциональной принадлежности в тональности.
Чтобы научить студента, с одной стороны пользоваться полученными слуховыми навыками на занятиях по вокалу и с, другой стороны, поставить вокальные навыки на службу слуховому развитию, преподаватель может в каждом конкретном случае предлогать студентам специальные виды работ.
Например, после слухового анализа определенной последовательности найти похожие образы в их собственном вокальном репертуаре. Обратный вариант такой работы – предложить проанализировать гармоническую структуру аккомпанемента (например, в вокализе или простом романсе из вокального репертуара) сначала по нотному тексту, визуально, а затем как гармоническую последовательность на слух. Определённые вокальные ассоциации, связанные с исполнением, разучиванием произведения, какие-либо образные замечания педагога по вокалу, сделанные в процессе работы над ним, в совокупности с музыкально-теоретическим анализом дают гораздо больший эффект запоминания и последующего узнавания.
4.Диктанты.
Принцип проведения может быть использован и в работе над диктантом. Так называемые устные диктанты, различной протяженности и сложности, вводят как постоянный элемент работы. Они могут предварить непосредственно запись диктанта или же использовать как самостоятельный вид работы. Практика показала. Что так называемое «стенографирование» диктанта во время проигрывания дает гораздо худший результат по правильности написания. Это связанно с тем, что в группе не было студентов с абсолютным слухом, необходимым для «стенографической» записи диктанта.
В качестве специального использовался такой опыт работы. Диктант после предварительного разбора проигрывался 7-9 раз. Разрешалось лишь записывать ритмический рисунок над нотоносцем. Только после 9-го раза студенты пропевали весь диктант на слог «та» и начинали запись нот. Результаты были лучше, чем при записи во время проигрывания или между каждым проигрыванием. Этот эксперимент свидетельствовал о повышения качества концентрации внимания именно к мелодической структуре в целом. С тех пор данные упражнения предлагают как специальные для развития «мелодической» памяти.
Таким образом, основной акцент при работе над диктантом уделяется формированию навыков слуховой и зрительной памяти: пропевание, игра на фортепиано и запись по памяти диктанта, написанного неделю или две назад, проигрывание на фортепиано и запись номера, выученного на уроке или дома; пропевание с названием нот или запись в разных тональностях знакомой мелодии.
Предлагаемый анализ мелодии предлагаемого диктанта, несомненно, является одним из важных элементов обучения, но не менее интересна и полезна последующая работа, которую можно переделать с уже написанным диктантом.
Задание:
а) записать мелодию как одноголосный диктант;
б) исполнить на шесть голосов как бесконечный канон (выступление голосов по тактам);
в) исполнить наизусть, играть (одной или двумя руками) и петь как двух - или трёхголосный канон.
Такие виды работ значительно улучшают координацию, а также формируют навыки многоголосного пения, необходимы при разучивании ансамблей различного состава.
Освоение навыков подбора аккомпанемента к мелодии – процесс для вокалистов сложный, но увлекательный. Его можно начинать и до изучения курса гармонии. Работа над развитием интуиции в нахождении верного гармонического сопровождения иногда даёт весьма неожиданные и интересные результаты.
5.Чтение с листа.
Этот навык непосредственно связан с навыком записи диктанта. Студенты вокалисты часто просят педагога по сольфеджио помочь им научится читать с листа. Многие из них искренне полагают, что это и есть основная задача, которую должен решать курс сольфеджио для вокалистов в вузе. Как правило, навык свободного чтения нотного текста действительно является одним из самых необходимых для вокалистов. Однако его приобретение невозможно без детальной проработки в подготовительных упражнениях всех интонационных, ладо – функциональных, ритмических, темповых компонентов.
Выработка прочной связи между слуховыми представлениями и их функцией в нотной записи позволяет музыканту мысленно «слышать» нотную запись при её прочтении и наоборот - представлять услышанное зрительно, в виде нотной записи.
6. Ритмика.
Освоение ритмических трудностей – особый раздел вокального сольфеджио. Именно у студентов – вокалистов, по сравнению со студентами других исполнительских специальностей, ритмический слух или чувство ритма, часто развивается в некотором отрыве от исполнительской практики. Это отчасти связано с концентрацией внимания, особенно на раннем этапе обучения, на качестве певческого звука.
Ритмическая сторона исполнения при такой фокусировке страдает в первую очередь, поскольку процесс поиска правильного резонаторного звучания и певческой «опоры» занимает больше «ритмического времени», чем позволяет метроритмическая организация мелодии. Следующее нарушение этой же метроритмической организации происходит в момент поиска правильной интонации. Таким образом, в сознании начинающего певца ритмическая сторона исполнения отступает на второй, и даже третий план.
Основной задачей в связи с этим становится формирование у студентов внутреннего метроритмического пульса, который удерживает их в границах заданной ритмической структуры. На первоначальном этапе большую роль в успешном выполнении этой задачи играют достаточно «щадящие» темповые условия, например, при одновременном простукивании ритмического рисунка с дирижированием размера. Темп проработки упражнений может быть сколь угодно медленным, главное – соблюдение точности ритмического рисунка. Овладеть навыками чтения различных ритмических рисунков помогут специальные упражнения.
Задание:
а) проанализировать ритмическую структуру в фрагменте музыкального произведения;
б) в медленном темпе прохлопать или простучать ритмический рисунок;
в) пропеть так как написано в нотах.
Хотелось бы отметить, что в работе со студентами вокалистами предпочтительнее использовать мелодизированные ритмические упражнения.
II. Освоение мелодических моделей музыки XX века.
Этот раздел курса сольфеджио непосредственно связан с решением задачи расширения музыкального кругозора студентов.
Построение программы такого курса может осуществляться в двух направлениях:
1) Введение элементов современного музыкального языка непосредственно в базовые занятия, что позволяет проводить постепенную подготовку слуха и голоса к восприятию и исполнению современной музыки; использование наряду с традиционными упражнениями на интонирование ладов мажора и минора (в натуральном, гармоническом и мелодическом видах) хроматических гамм, ладов народной музыки.
2) Введение на третьем году обучения курса «Современное сольфеджио», в котором большинство упражнений основано на современной музыке.
При введении элементов современного музыкального языка в программу по сольфеджио преподавателю не стоит забывать об опоре на три уровня ладового восприятия.
С опорой на звуковысотный и функционально – динамический уровни следует осваивать хроматическую гамму, симметричные, гемиольные лады. Два направления работы – практическое (пропевание, построение) и слуховое (определение на слух, анализ примеров) – позволяет добиться оптимальных результатов. Освоение ритмических трудностей современной музыки – особая задача курса сольфеджио для вокалистов. Ко всем специфическим проблемам, о которых была речь, прибавляются интонационные.
Заключение
Конечно, объём данной статьи не позволяет всесторонне осветить все проблемы, связанные с изучением вокалистами мелодических и ритмических моделей современной музыки. Однако тема эта представляется весьма актуальной, поскольку речь идет о воспитании профессионального музыкального мышления и сознания. Это нечто большее, чем хрестоматийный набор знаний, умений и навыков, которые студенты получают в процессе обучения и которые необходимы им для успешной карьеры.
Развитие базовых слуховых навыков актуально и для массового музыкального образования. Пение – самое естественное из всех музыкальных проявлений, и подходит к развитию музыкального слуха через координацию слуховых и вокальных навыков представляется нам наиболее целесообразным.
Список используемой литературы:
В. Середа «Теория музыки. Сольфеджио»
Е. Золина, Л. Синяева, Л. Чустова «Сольфеджио 6-8 кл.»
3. Е. Золина, Л. Синяева, Л. Чустова «Музыкальный синтаксис. Метроритм»
4. Е. Золина, Л. Синяева, Л. Чустова «Диатоника. Лад. Хроматика. Модуляция»
5. Е. Золина, Л. Синяева, Л. Чустова «Интервалы. Аккорды»