Математический проект "Играем! Познаем! Думаем!" для детей старшей группы
Математический проект "Играем! Познаем! Думаем!" для детей старшей группы
Актуальность темы:
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Математический проект "Играем! Познаем! Думаем!" для детей старшей группы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №24 «Золотая рыбка»
Математический проект " Играем! Познаём! Думаем!"
Автор проекта: Горбоконь Л.Г.
2023-2024
Вид проекта: познавательно – игровой.
Срок реализации: долгосрочный
Состав участников: групповой(воспитатель, дети группы, родители).
Авторы проекта: Горбоконь Л.Г.
Актуальность темы:
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
Обучение математике немыслимо без использования игр (математических, дидактических, физкультминуток). Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Математическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии речи детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, но также у детей развивается речь, память мышление.
Цель проекта:
Развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений.
Обучающие задачи проекта:
-Учить получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.
-Учить действовать в процессе работы в соответствии с предлагаемым алгоритмом.
-Закреплять умение соблюдать и подчиняться правилам в дидактических играх.
Развивающие задачи проекта:
-Способствовать формированию мыслительных процессов, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
-Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.
-Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления).
Воспитательные задачи проекта:
-Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, вовлекать сверстников в развернутые игры.
Ожидаемый результат:
Сформированный у воспитанников группы интерес к математическим играм; стремление играть в них, и на основе этого: формирование элементарных математических представлений;
Развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
Умение решать логические задачки.
Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный (сентябрь).
1. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
2. Создание развивающей среды в группе.
3. Донесение до участников проекта важности данной проблемы.
4.Подбор материала для продуктивной деятельности.
5.Составление перспективного планирования различных видов деятельности по ФЭМП.
6. Разработка конспектов НОД, викторин, развлечений.
2 этап - основной, практический (октябрь).
1. Занятия согласно календарно-перспективному планированию в старшей группе.
-Занятие по ФЭМП «Путешествие в сказку Теремок»;
- Занятие по изобразительной деятельности: аппликация «Троллейбус из геометрический фигур», лепка «Веселые цифры».
2. Чтение математических сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
5. Дидактические игры с математическим содержанием: «Кубики для всех», «Крестики – нолики», «Математическоелото», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики», «Танграм», «Математическийпланшет»,«Головоломки Пифагора», «Волшебные круги», «Домино», «Чудесный мешочек», «Играем в математику», «Разложи узор с помощью магнитного конструктора», игры с различными видами конструктора.
9. Физкультминутки «Раз, два стоит ракета», «Сделай фигуру».
10. Беседа «Чем мне интересны математические игры».
11. Регулярные занятия графомоторикой.
12. Консультации для родителей «Весёлая математика дома».
13. Рекомендации родителям «Как в домашних условиях с помощью круп развивать мелкую моторику рук ребёнка».
3 этап – заключительный.
-Используя диагностику, выявить уровень элементарных математических представлений у детей старшей группы.
- Создание презентации по итогам реализации проекта.
Выводы:
Проект предлагает систему работы с детьми, с педагогами и родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития элементов логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности. Работы известных представителей дошкольной педагогики, использование современной научной литературы помогли осуществить данный проект.
Проект предоставляет возможность проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.
Взаимодействие с родителями:
-Рекомендации для родителей: «Математика – занимательная игра», «Веселая математика дома», «Занимательная математика дома».
-Ознакомление родителей с разными видами занимательных математических игр и упражнений.
- Беседа для родителей: «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала».
- Индивидуальные беседы.
Литература по теме:
1. Чеплашкина И. Н. «Математика – это интересно» рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.
2. Михайлова З.А. Полякова М. Н. Чеплашкина И. Н. «Математика – это интересно» Парциальная программа.
3. Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников»
4. А. Левина «Развиваем восприятие, воображение».
5.Н.В.Степанова. «Дидактические игры по математике».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Консультация для родителей «Веселая математика дома".
Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений уже с 3 лет могут оказать родители. И только совместная работа детского сада и семьи может обеспечить успехи ребенка в усвоении данного раздела программы дошкольного образовательного учреждения.
Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. Родители в свою очередь узнают многое о своем ребенке.
Математика для маленьких детей довольно сложная наука, которая может вызвать трудности во время обучения в школе. Кроме того, далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тяга к точным наукам. Поэтому развитие у дошкольника интереса к математике в раннем возрасте значительно облегчит ему обучение в школе. Ведь современная школьная программа довольно насыщенна и далеко не проста даже для первоклашки.
Овладение дошкольником навыками счета и основами математики в игровой и занимательной форме поможет ему в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.
На играх-занятиях с детьми можно использовать логические задачи, задачи в стихах, занимательные задачки, различные математические игры. Дети с удовольствием играют в математические игры, запоминают графическое изображение цифры при помощи весёлых стихов.
Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать. Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди — его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное — это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. Главное при обучении счету вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны. Знания его будут прочнее, если вы будете их закреплять и дома.
Стоит до школы научить ребенка различать:
-пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над и т. д.); -узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник); -величину предметов; -понятия «больше», «меньше», «часть», «целое». Формы обучения элементарным математическим представлениям - игра.
1. Математическая игра «Подбери колеса к вагончикам».
Цель игры: обучение различению и называнию геометрических фигур, установление соответствия между группами фигур, счет до 5.
Ход игры: ребенку предлагается подобрать соответствующие колеса - к синему вагончику красные колеса, а к красному – синие колеса. Затем необходимо посчитать колеса слева направо у каждого вагончика отдельно (вагоны и колеса можно вырезать из цветного картона за 5-10 минут).
2. Игра - упражнение «Назови похожий предмет».
Цель игры: развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.
Ход игры: взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или найди все круглые предмет. В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.
3. Математическая игра «Что стоит у нас в квартире».
Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве; логическое мышление, творческое воображение; связную речь, самоконтроль
развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.
Ход игры: предварительно нужно рассмотреть последовательно интерьер комнаты, квартиры. Затем можно попросить ребенка рассказать, что находится в каждой комнате. Если он затрудняется или называет не все предметы, помогите ему наводящими вопросами.
4. Игра "Какое число пропущено?"
Называется пропущенное число. Счет в дороге. Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше? Сколько вокруг машин? Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" И т. д.
5. Счет на кухне.
Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан.
6. Счет на слух.
Для этой игры вам понадобится: карточки с одинаковыми картинками, счётный материал, какой-нибудь музыкальный инструмент - металлофон, бубен.
Вариант 1: Покажите ребенку карточку с картинками и предложите стукнуть столько раз, сколько картинок на карточке. Считайте вслух: "Один, два, три..."
Вариант 2: Вы стучите на металлофоне, а ребёнок, считая вслух вместе с Вами, выставляет столько же игрушек. Вначале игрушки выставляйте после каждого удара. Когда малыш будет легко справляться с этим заданием, усложните задание - игрушки выставляйте после всех ударов.
7. Угадай-ка.
Для этой игры можно использовать коробочки из-под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую-нибудь игрушку, которая поместится в чашку.
В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один игрок отворачивается, а второй в это время прячет игрушку в одну из чашек. Первый игрок должен угадать, под какой чашкой спрятана игрушка, а второй должен давать ему подсказки. Например: игрушка спрятана под чашкой с цифрой 5. Игрок спрашивает: "Под второй?". - "Нет, больше".