Просмотр содержимого документа
«Математический лепбук - универсальное средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №50»
Тема работы:
«Математический лепбук - универсальноесредство всестороннего развития детей дошкольноговозраста»
Выполнила учитель-дефектолог
Жуленкова О. Н.
г. Ярославль
2023г.
Дошкольный возраст – важнейший стартовый период в жизни человека. Это начало длинной дороги в мир познаний и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Огромную роль в интеллектуальном развитии и воспитании дошкольника играет математика, которая сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому, чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.
Математика - это огромный фактор формирования познавательных и творческих возможностей ребенка, его интеллектуального развития. Она способствует развитию воображения, памяти, эмоций, речи, формирует приемы мыслительной деятельности. Наша цель - научить ребенка постигать математику с интересом и с удовольствием. Именно поэтому все время находимся в поиске новых форм организации интересных и увлекательных для ребёнка занятий. Лепбук – стал моей находкой в этом.
Дидактическое пособие лэпбук– это яркая, красочная, интерактивная папка с кармашками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой помещены материалы по теме. Это один из способов организации развивающей и игровой деятельности с дошкольниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности педагога и детей. Пособие помогает осуществить триединый подход к обучению: услышу, увижу, сделаю. Увлекательные, развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач. Игры с лепбуком развивают речь, память, внимание, мышление, математические способности, логику, которые необходимы для дальнейшего обучения детей в школе.
Лэпбук – это особая форма организации изучаемого материала, которая отвечает всем требованиям современного образования дошкольников:
Информативность (много информации);
Вариативность (периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей);
Полифункциональность (использование папки в различных видах детской активности. Форма работы с лэпбуком – фронтальные и индивидуальные занятия с дошкольниками);
Насыщенность (соответствует содержанию образовательной программы, возрастным особенностям детей, т.е. в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал);
Доступность (лэпбук обеспечивает доступность для всех детей, возможность использования его в любом помещении, где проводиться образовательная деятельность, а также на прогулочном участке ДОУ);
Безопасность (предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).
Актуальность использования лэпбуков заключается в том, что они помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру. Данный вид деятельности обеспечивает познавательную, речевую, игровую, исследовательскую и творческую деятельность детей, в результате которой ребенок может сам собирать и организовывать информацию, выбирать задания, которые ему под силу.
Цель:повышение познавательного интереса у детей к математике через использование логико-математических игр, развитие элементов логического мышления в организованной и самостоятельной деятельности детей. Формирование у детей представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины, счета, времени, развитие элементарных математических представлений через реализацию системы работы с помощью лэпбука.
Задачи:
1.Познавательные:
Совершенствовать умение называть и показывать количество предметов;
Формировать представления о числе, цифре и соотношении их с количеством предметов;
Закреплять знание состава числа в пределах 5;
Упражнять в умении находить целое и части;
Учить выделять форму в конкретных предметах окружающего мира;
способствуют развитию восприятия изображений в виде схем;
совершенствуют ловкость, концентрацию, логику и глазомер;
знакомят с обобщающими понятиями, активирующими речевую и мыслительную деятельность.
Свою работу по подготовке лепбуков начала в начале 2020 года, постепенно накапливая материал, по интересующим меня темам. Мною были подготовлены лепбуки по формированию математических представлений «Удивительная математика для малышей», «Волшебная сенсорика», «Времена года», которые представляют собой дидактическое пособие, помогающее детям формировать логико-математические представления, повышать активизацию мыслительных процессов, закреплять полученные на занятиях по ФЭМП знания, развивать сенсорные способы познания окружающего мира. Разнообразный материал лэпбуков погружает детей в увлекательный мир математики.
Дидактический материал лэпбуков разложен по карманчикам, конвертам и содержит дидактические игры, геометрическое лото, игры-задания на развитие логического мышления и предполагает индивидуальную или групповую работу с детьми по ФЭМП.
Лэпбуки предназначены для дополнительной, групповой или индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста во время проведения занятий.
Данные лэпбуки были направлены на решения следующих задач:
расширение представления детей о геометрических фигурах, их особенностях и общих свойствах;
о последовательности времен года, месяцах, частях суток, днях недели;
закреплении представлений о числах и цифрах;
совершенствовании счетных навыков;
развитии пространственного и логического мышления, зрительной памяти, воображении, мелкой моторики;
Состав лепбука «Времена года» напоминает дерево, состоящее из 4х времен года. В состав лепбука входят: загадки, заклички, поверья, сказки, приметы, пословицы по каждому из четырёх времен года, также дидактическая игра «Признаки времён года» и игра «Собери дерево».
Результаты наблюдения педагогического процесса показали, что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Значительно вырос познавательный интерес, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.
В заключении хотелось сказать о том, что лэпбук - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты. Во время пользования лепбуком происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Задача педагога лишь придавать воспитанникам уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.