kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер - класс для педагогов " Загадочные буквы ТРИЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта работа будет интересна педагогам, которые работают по методике ТРИЗ( теория решения изобретательских задач). Цель мастер класса- практическое освоение технологии ТРИЗ. В работе использованы дидактические игры, пособия непосредственно по данной методике.( " Волшебные кольца Луллия, " Чудесная лесенка", " Волшебный экран", Даны примерные словесные игры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс для педагогов " Загадочные буквы ТРИЗ" »

Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ.

Актуальность: Воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности.

Новизна: идеал системы образования 21 века заключается в том, что в основе воспитания дошкольников будет лежать развитие мышления.

Обоснование мастер-класса.

Обоснованием данного мастер-класса является психолого-педагогическая направленность, основанная на принципах инновационности и педагогике сотрудничества.

Что самое страшное для педагога с точки зрения его профессионального развития? Привычка. Привычка загоняет нас в наезженную колею, заставляющую изо дня в день повторять одни и те же действия, одни и те же слова, лишенные живого смысла и значения. Привычка лишает нас возможности найти нестандартное решение в трудной ситуации, внимательно отнестись к ребенку, отреагировать на его изменяющиеся запросы, вовремя распознать его проблемы.
И потому педагогу время от времени необходимо новое энергетическое вливание, новая эмоциональная встряска, заставляющая его по-новому взглянуть на себя и на свою работу.

Для начала мне бы хотелось познакомить вас наглядно с некоторыми дидактическими играми, пособиями ,которые я использую в работе с детьми. ( показ слайдов.)

Дидактическая игра « Чудесная лестница»

Цель: Учить воспринимать окружающий мир как живой, самостоятельно создавать развёрнутые рассказы о каком-либо объекте.

Данная игра даёт возможность превращать изучение любой темы в увлекательное «мыслительное конструирование», снимает психологическую инерцию.

Дидактическая игра « Волшебный экран»( системный оператор»)

А вот перед вами системный экран

Он может об объекте много рассказать нам

Если мы рассмотрим что- то,

Это что-то для чего-то,

Это что- то часть чего-то,

Чем-то было это что-то,

Что- то будет с этим что-то,

Что- то ,ты, сейчас возьми на экране рассмотри

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: Учить детей описывать объект, используя признаки: цвет, форма, части, запах, вкус, действие. Развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, умение работать со схемой признака, наглядно-образное мышление, речь. Воспитывать интерес к совместным играм, умение выслушать сверстника.

Оборудование: Демонстрационное пособие «Ромашка», карточки-признаки «Божьи коровки», чудесный мешочек с объектами (мандарин, грецкий орех, яблоко, сухарик, поднос.

Ход игры: Дети сидят полукругом. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Чудесный мешочек». Ребёнок достает из мешочка объект, называет его и переворачивает признак - карточку на пособии «Ромашка», по которому он будет описывать объект.

Например: Ребёнок достаёт объект. Это мандарин. Карточка - имя признака «Цвет». Ребёнок спрашивает у мандарина и сам же отвечает на вопрос: «Мандарин, мандарин, какой ты по цвету? Я оранжевый». Следующий ребёнок выходит к пособию, переворачивает следующую карточку - признак и описывает мандарин по этому признаку. Игра продолжается, пока все признаки на пособии не будут описаны.

Для продолжения игры необходимо возвратить все карточки – признаки на пособие «Ромашка» и достать новый объект из «Чудесного мешочка».

Дидактическая игра

«ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ»

Что же такое «Кольца Луллия»? Хочу кратко познакомить вас с тем, кто является основоположником этого метода.

Раймунд  Луллий - поэт, философ, миссионер;

На 32 году он имел видение Христа, это произвело в нём переворот, Луллий оставил двор, семью и поселился на пустынной горе Мирамар, где стал размышлять над смыслом жизни, с точки зрения христианства. Путём этих размышлений он заложил основы комбинаторики, считал, что можно путём различных комбинаций уже известных понятий выводить новые истины (подобно тому, как из отдельных букв складываются отдельные слова-в том числе и новые…)

Так,  Раймунд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов.

Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал  метод  луллизма и они решили адаптировать его к образовательной деятельности дошкольников. Данная методика реализуется с помощью пособия «Кольца Луллия».

Такой известный методический прием, как Кольца Луллия, является эффекитивным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи.

Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.

Дидактическая игра « Волшебные клеточки»

Эти клеточки научат ребят называть объекты, различать цвета, узнавать в объектах геометрические фигуры ит. д.

Развивающая игра « Береги природу»

Ход игры:

Воспитатель предлагает поместить картинки на сектора, затем убирает одно из изображений и спрашивает у детей, что произойдёт с оставшимися живыми объектами на Земле. Например: «Если не будет растений, что произойдёт с птицами (зверями ит. д.? » Затем возвращает карточку на место и убирает следующую. Изображение человека снимает в последнюю очередь.

Взрослый подводит детей к выводу: если человек исчезнет с Земли, то природа не погибнет, но если одна из других частей живой природы исчезнет, может погибнуть остальной мир, в том числе и человек. Поэтому люди должны бережно относиться к окружающему миру.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.( игры-«Данетки», « Чёрное- белое»,»Паутина», «укрась слово», «Цепочка слов» и др.)

Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов:

Пример “Помоги Золушке”

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?( просит присутствующих поиграть)

Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать.

На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма.

Пример: “Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”

Ответы детей: (На черного зайца легче охотиться лисе . . .Особенно его хорошо видно на снегу . . .

Теперь ему только под землей надо жить . . .Или там, где вообще нет снега, а только черная земля . . . А гулять ему теперь надо только ночью . . .Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его . . .)

Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, “тайну двойного”. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать.

Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.

Уже со средней группы можно начинать с детьми использовать приёмы фантазирования -работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик.

Коллаж из сказок .

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. “ Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание . . .” Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.

Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Сказка “Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.

Спасательные ситуации в сказках

Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из , порой, трудных обстоятельств.

Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .” Предложите свои варианты спасения котенка.

Сказки, по-новому. Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.

Старая сказка – “Крошечка -Хаврошечка” Сказка по – новому – “Хаврошечка злая и ленивая”.

Сказки от “живых” капель и клякс.

Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: “на что похожа твоя или моя клякса?” “Кого или что напоминает?” далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы “живых” капель, клякс помогают сочинить сказку.

На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д.

Например, воспитатель обращается к детям: “давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?” Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: “А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?”



( выбор желающих принять участие в мастер-классе)

И вот вам первое задание:

В течение 2-3 минут обведите свою ладонь на листе бумаги и на каждом пальце напишите ответ на вопрос «Что я ожидаю от данного мастер-класса?».

Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание и обучение губит в детях ростки этой одаренности..

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.

Уважаемые коллеги предлагаю вам зачитать ваши ответы на мой вопрос.

Как бы в итог ваших ответов я предполагаю, что сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:

Объяснить, что такое ТРИЗ-педагогика

Видеть возможности применения приемов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада

Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ-педагогика.

Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) и ТРТЛ(), созданной Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика». Методика ТРИЗ располагает как индивидуальными, так и коллективными приемами активизации творческой деятельности.

Любое изобретение или усовершенствование (предмета или деятельности) связано с представлениями об идеальном конечном результате. Этот идеал человек должен уметь описать и определить его свойства. Таким образом, задается направление поиска. Определение идеального конечного результата — ИКР — является отправной точкой творческой деятельности.

Другим методом ТРИЗ является так называемый «метод фокальных объектов», или МФО. Этот метод по своему существу напоминает комбинаторные перестановки. Так, например, можно выделить какой-нибудь объект и попробовать наделить его всевозможными признаками. Получится некоторое количество комбинаций, из которых выбирается одна, которая и прорабатывается подробно.

Одним из методов коллективного творчества является мозговой штурм, или мозговая атака (МГ, или МА). Мозговой штурм как метод коллективного генерирования идей предложен А.Ф. Осборном. Он применяется в самых различных ситуациях, когда надо найти нетривиальное решение в какой-нибудь проблемной ситуации. Для организации мозгового штурма формируют группу людей из 7—15 человек разных специальностей и разного уровня образования. У группы есть руководитель, который ставит перед участниками некую задачу, решение которой они должны предложить. Каждый может выдвигать самые невероятные и кажущиеся нереалистичными или сумасшедшими идеи и решения. Критиковать идеи запрещается. Шутки и остроумные реплики поощряются. За работой группы следят специалисты-эксперты, которые сначала выбирают из общего количества идей наиболее оригинальные и рациональные. А затем формулируется наиболее оптимальное решение поставленной задачи.

С того момента, как методика ТРИЗ была адаптирована для работы с детьми, в ней появились методы, характерные для решения речевых задач: например, метод словотворчества (СТ) или метод морфологического анализа. Эти методы предоставляют детям возможность «поиграть словами», пофантазировать .

Естественно, чтобы овладеть этими методами, педагоги сначала должны испытать их на себе, освоить их. С этой целью им и предлагается эвристическая игра «Праздник для Солнечного мальчика».

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»











«ПРАЗДНИК ДЛЯ СОЛНЕЧНОГО МАЛЬЧИКА»

Игра для взрослых

Образ Солнечного мальчика, или описание идеального ребенка (Метод ИКР)

Раздается удар в бубен, привлекая внимание играющих. Затем звучит негромкая музыка. Ведущий начинает рассказывать сказку.

Ведущий: «Давно это было или недавно, видел это кто-нибудь или нет, да и было ли это на самом деле, никто не знает. Но в старину люди так рассказывали.
В одном суровом заснеженном царстве, где большую часть времени царствовали лютые холода и стояла полярная ночь, в пору самых сильных морозов в хоромах царя родился Солнечный мальчик. И был он таким прекрасным, таким великолепным, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Вмиг разлетелась об этом весть по всей земле. У самых суровых охотников при взгляде на чудесного ребенка теплело на душе, и они чувствовали себя добрее. Люди слагали про него песни, рассказывали сказки…»

Ведущий прерывает рассказ и обращается к участникам игры:

— Каким вы представляете себе идеального ребенка, Солнечного мальчика? Принимаются любые варианты. ( можно рисовать)

«Бал Феи Огня», или праздник для идеального ребенка (Метод МФО)

Ведущий продолжает рассказ:

«С появлением Солнечного мальчика стало светлее в холодной стране. Заиграло северное сияние, снег начал таять, люди повеселели и потянулись друг к другу. И решили они устроить праздник — самый лучший, самый необычный, которого в мире раньше не видывали...»

Ведущий предлагает играющим придумать необычный праздник в честь Солнечного мальчика.

Выбирают четыре любых существительных и подбирают к ним характерные признаки (прилагательные или причастия).

Например:

Существительные:

Фея

Шар

Мох

Костер

веселая
красивая
воздушная
цветная

золотой
летучий
мыльный
надувной

мягкий
серебристый
упругий
узорчатый

большой
яркий
жаркий
красивый

Далее составляют комбинации слов.

Вариант 1

Праздник — Феи или Фей — веселый, красивый, воздушный, цветной. Его можно назвать так: «Воздушные Феи», «Бал с разноцветными Феями», «В гостях у веселых Фей», «Красивая Фея», «Приключения Фей в воздухе» — и т.д.

Вариант 2

Праздник — с шарами, на шаре, в шаре — золотой, летучий, мыльный, надувной. Возможные названия праздника: «Праздник мыльных пузырей», «Путешествие на воздушном шаре», «Приключения в золотом шаре», «Бал с надувными шарами» — и т.д.

Вариант 3

Праздник — мха, на мху, во мхе. Возможные названия: «Посиделки на серебристом мхе», «Акробаты на упругом мхе», «Тайны узорчатого мха», «Танцы на мягком мху», «Праздник на мшистом батуте» — и т.д.

Вариант 4

Праздник — костра, с костром, вокруг костра, в костре.
Возможные названия: «Волшебные встречи у костра», «Праздник ярких костров», «Сказки большого костра», «Яркие образы в жарком костре» — и т.д.
В итоге можно выбрать любое название из всех возможных или объединить несколько вариантов в один. Например, «Танцы на мху у Феи Огня с золотыми шарами».

Как спастись от страшилища? (Метод МШ)

Ведущий продолжает рассказ.

«Быстро сказка сказывается, да долго дело делается. Отпраздновали люди сурового края свой необычный праздник и совсем «оттаяли». Жизнь стала веселее. Cтали они в чужие края ездить, с другими людьми общаться, о своем чуде рассказывать. И все было бы хорошо, «да, не познавши горя, добра не оценишь». Несчастье свалилось на это царство. Страшное, непонятное!

В соседнем лесу в самой дремучей чаще чудовище поселилось — ужасное, раньше невиданное. Померкла в царстве радость, воцарился страх. Горюют люди, по домам спрятались. А чудище — вот оно: страшным рыком рычит, диким криком кричит, воем воет, ужас нагоняет. Собрал государь весь народ на широкой площади, стал речь держать: “Как же нам детей своих малых от чудища-то уберечь? Ведь сожрет он нас и до них доберется…” Молчат люди. Никто не знает, как к чудищу подступиться: уж очень оно страшное, непонятное».





Ведущий предлагает играющим нарисовать чудовище. В процессе рисования он объясняет педагогам назначение этого теста в работе с детьми и его диагностические возможности*.

По окончании рисования ведущий продолжает:

Цель тестирования для детей в детском саду:

  • регистрация состояния психики

  • изучение уровня тревожности ребенка

  • изучение уровня самооценки

  • изучение внутреннего мира ребенка

  • определение взаимоотношений ребенка с окружающим миром

  • выяснение степени адаптации ребенка в коллективе



«Плач поднялся в царстве-государстве, все от страха трясутся, на улицу выйти боятся, ждут, чья следующая очередь идти зверю на погибель…»

«Но тут появился Солнечный мальчик и говорит им: «Если догадаетесь, как он прозывается, то чудище потеряет свою силу…»

Имя для чудовища (Метод СТ)

Ведущий предлагает играющим придумать имя чудовищу. Имя должно быть новым, ранее не слышанным словом и ассоциироваться с чем-нибудь добрым и приятным. Например: Светозар, Цветолюб, Древошарик, Белобородик, Живорух. Из списка имен выбирается самое необычное.

Ведущий продолжает: «И, о чудо! Смотрит народ и глазам своим не верит. Чудовище-то преобразилось, стало добрым и красивым…»

Как живет Живорух? (Метод МА)

«…Чудовище стало добрым и красивым. Так ведь за ним уход нужен! А чем его кормить?»

Ведущий предлагает участникам игры придумать пищу для Живоруха. Для этого предлагается план, состоящий из вопросов такого характера:

1. — Откуда возьмем еду?
— Из воды, из леса, из воздуха, из состояния счастья, радости, из песни и т.п.

2. — Что (кто) может служить едой Живоруху?
— Цветок, конфета, рыба-комар, солнечные лучи, дождевая свежесть и т.п.

3. — Еда для Живоруха какая?
— Легкая, вкусная, прозрачная, волшебная и т.п.

4. — Куда отправимся добывать еду для Живоруха?
— В тундру, в степь, в лес, на Луну, на голые скалы, на далекую звезду, на радугу и т.п.

5. — В какое время суток, в какое время года отправимся добывать еду для Живоруха?
— Ночью, во время весеннего дождя, в пору звездопада и т.п.

6. — Какой у еды Живоруха цвет, вкус и запах?
— Розовый цвет, соленая на вкус, пахнет маргаритками и т.п.

Пользуясь уже освоенным методом комбинирования элементов, составляют небольшой рассказ о том, чем и как кормить Живоруха. Например: На завтрак Живорух ест вкусные июльские цветы, цветущие в тундре и имеющие земляной запах. На обед Живорух ест солнечное тепло и закусывает розовым светом облаков. В ночной тьме он жует лунные тени на воде спящего лесного озера.

Как воспитывать ребенка? (Домашнее задание)

Ведущий продолжает: «И зажил Живорух в этом царстве-государстве припеваючи. А по всей земле разнеслась молва об умном Солнечном мальчике, что избавил свой народ от напасти. Валом повалил народ в это царство на мальчика полюбоваться, подарочки поднести, сладеньким побаловать, от всех трудностей уберечь. Совсем разбаловали ребенка: все за него делают, шагу самостоятельно ступить не дают. Спохватился царь, видит: ребенок-то растет не обученный, не воспитанный, а избалованный да заласканный. Как же он народом править будет? Собрал царь совет ученых мужей. Стали они думу думать: “Как избавиться от этакой напасти: и народ не обидеть, и ребенка правильно воспитать да наукам выучить?”

-Сейчас я предлагаю. Создать банк идей, куда каждый участник семинара должен кинуть хотя бы одну идею : “Как же избавиться от этакой напасти: и народ не обидеть, и ребенка правильно воспитать да наукам выучить?”, используя уже знакомые методы ТРИЗ.( звучит спокойная музыка участники семинара работают). По окончанию зачитывается несколько идей.

А теперь мне бы хотелось вернуться непосредственно к группе участников. Возьмите свои листочки с ладошками и на обратной стороне напишите, знаете ли, ответы на раннее сформулированные вопросы, помогло ли вам участие в мастер-классе.



Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии. А чтобы вы лучше освоили технологию ТРИЗ я приготовила для вас небольшую памятку-советы по работе с ТРИЗ. ( раздаются памятки.)

Рефлексия

«Дерево творчества»

По окончанию мастер класса участники прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды – дело прошло  полезно, плодотворно;

Цветок – довольно неплохо;

Листики – не совсем удовлетворён днём.



 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Мастер - класс для педагогов " Загадочные буквы ТРИЗ"

Автор: Зимина Елена Владимировна

Дата: 19.11.2014

Номер свидетельства: 132586


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства