kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер класс «устное народное творчество- как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В одной древней китайской пословице говорится:

«Скажи мне- и я буду знать, покажи мне- и я запомню, дай сделать- и я пойму».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс «устное народное творчество- как средство развития речи детей дошкольного возраста»»















МАСТЕР КЛАСС

«УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО- КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»





















Подготовила:

Котлярова Т. В.









В одной древней китайской пословице говорится:

«Скажи мне- и я буду знать, покажи мне- и я запомню, дай сделать- и я пойму».

Не секрет, что мы запоминаем:

10% того, что мы читаем,

20% того, что мы слышим,

30% того, что мы видим,

50; того, что мы видим и слышим,

70% того, что мы говорим,

90% того, что мы говорим и делаем.

Объяснение простое: только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, тогда мы запоминаем на 90%.

Да и мы, педагоги-дошкольники, люди творческие, неугомонные, в своей работе с детьми чаще следуем пословице: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А еще лучше- сто раз сделать.

Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приемы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию средствами фольклора. Рассмотрим некоторые из них.

Итак, уважаемые коллеги, я предлагаю поиграть со мной. Закройте глаза, и представьте, что вы попали в мир детства и стали детьми.

ПОТЕШКИ

Потешки способствуют двигательной активности ребенка, развитию мелкой моторики, активизируя работу мозга.

Сегодня я хочу показать вам, как можно разнообразить и сделать более увлекательной и интересной работу по заучиванию потешек.

Послушайте, пожалуйста, потешку:

«Сидит медведь на колоде-боты подшивает,

А заинька-работничек на дудочке играет,

А ворона-сторожена- она припевает,

А сорока-белобока сладку кашу варит,

А лисица-молодица пошла в поле жать».

Объяснение незнакомых слов:

«колода» - короткое толстое бревно;

«боты» - так в старину называли ботинки;

«ворона-сторожена» - что-то охраняет, сторожит;

«молодица» - молодая;

«жать» - срезать под корень хлебные злаки (колоски).

О каких лесных жителях говорится в этой потешке?

(О медведе, о заиньке-работничке, о лисице-молодице)

А чем они занимаются? (Демонстрация картинки).

(Медведь боты подшивает, заинька-работничек на дудочке играет, лисица-молодица пошла в поле жать).

Давайте с вами выучим эту потешку. (Повторное чтение)

Заучивание потешки с демонстрацией картинки по содержанию потешки:

-шепотом,

-в полголоса с хлопками,

-в полный голос с приплясыванием,

-расскажите потешку наизусть.

Молодцы!

Необходимо, чтобы работа с потешками не ограничивалась только стенами детского сада. Она должна носить систематический характер

Только тогда она приносит положительные результаты в развитии словаря ребенка и положительные эмоции.

СКАЗКИ

Для детей и взрослых самым любимым жанром устного народного творчества является сказка. Она несет в себе большое воспитательное значение. Знать сказки должны все. А знаете ли вы их? Назовите сказку, с которой связаны эти слова.

- Дорога, сметана, окно. «Колобок»

- Коса, заяц, зима. «Заюшкина избушка»

- Печка, кисель, Баба-яга. «Гуси-лебеди»

- Мороз, падчерица, справедливость. «Морозко»

- Корова, холсты, яблоки. «Крошечка-Хаврошечка»

- Прорубь, лень, печка. «По щучьему веленью»

Часто, в сказках можно встретить слова, которые в современной речи мы не употребляем, и значения этих слов, при чтении нужно объяснять детям.

Нужно объяснить старинные слова, которые встречаются в русских народных сказках и былинах:

-портки- штаны;

-косоворотка – рубаха с косым воротом;

-рать- войско;

-чело-лоб;

-изгородь-ограда;

-перст-палец;

-око-глаз;

Уста-рот, губы.









Определи сказку:

1 Летела стрела и попала в болото.

А в том болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей

Сделался милой, красивой, пригожей (Царевна-лягушка)

2 Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

3 Красна девица грустна-

Приближается весна.

Ей на солнце тяжко-

Слезы льет бедняжка (Снегурочка)

«Дополни имя»

У некоторых сказочных героев двойные имена.

Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь о каком сказочном герое идет речь?

Василиса - (Премудрая); Братец - (Иванушка); Сестрица –(Аленушка); Кощей – (Бессмертный); Иван – (Царевич); Елена- (Прекрасная).

«Отгадай настроение сказочных героев»

Вам предлагается схематические изображения эмоций:

(радость, грусть, обида, удивление, злость, страх)

На столе выкладываются схематическое изображение эмоций.

Участники по очереди берут карточку. Вспомните сказку, где герой смеется, плачет, грустит и т.д.



«Найди пару»

Яйцо-курица; лягушка-стрела; медведь-короб; (по картинкам)

«Волшебный клубочек»

Назовите волшебные принадлежности из сказок, передавая клубочек друг другу. (волшебная палочка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ковер-самолет, волшебный клубок, шапка-невидимка).

МАГИЯ ЧИСЕЛ

Если мы вернемся к устному народному творчеству, то увидим, что все сказки, былины и предания были пронизаны числовой символикой. Число 1 встречается в сказках очень часто. Например, один-одинешенек Кузьма скоробогатый, одна сиротинушка маленькая Крошечка- Хаврошечка. Зачастую цифра 1 символизирует одного человека, главного героя, которому придется бороться с обстоятельствами, своими страхами, вымышленными, либо реальными злодеями.

Символическое значение числа 2

Например, в сказке «Гуси-лебеди» были дочка да сынок (двое детей), в «Морозко» падчерица и родная дочка, в сказке «Про ленивую и радивую» главные героини-две дочери. Практически всегда эта цифра является символом парности, показывает читателю двух абсолютно противоположных персонажей. Символика числа 2 указывает на двойственность всего. Например, есть жизнь и смерть, живая и мертвая вода, день и ночь, утро и вечер, небо и земля, добро и зло, правда и кривда. Подобные противоположности демонстрирует большинство народны сказок, дошедших до нашего времени. Самая частая противоположность- добро в образе главного героя побеждает зло в образе своего недруга или обидчика.

Что означает число 3 в сказках? Рассуждая о символизме чисел в народных сказках, невозможно обойти стороной цифру 3. Она ассоциируется с треугольником-наиболее устойчивой геометрической фигурой, которая нам известна. В народном эпосе было три самых главных богатыря, которые защищали свою землю. Это Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Нередко в качестве главных персонажей появляются три сына, три царевны. Часто один из героев обладает выдающимся талантом или умом, второй-обычный человек, а третий глуп, либо недостаточно способный. Магию числа 3 подчеркивает тот факт, что эта цифра встречалась в описании разнообразных обрядов. Например, для получения желаемого, испытание проходят трижды, в сказке «Царевна змея» главная героиня трижды падала оземь, столько же раз оборачивалась змеей. В сказке «Сивка-бурка» три ночи братья охраняли пшеницу, и лишь на третий день Иванушка-дурачок сумел допрыгнуть до окна царевны.

Магическая цифра 33 и 30 лет и три года, 33 богатыря-эта цифра встречается во многих сказках, скороговорках. Символизировать это число может много. Например, если мы обратимся к сказке Пушкина «Золотая рыбка», то увидим, что фраза «жили старик со старухой 30 лет и три года» указывает на то, что прожили люди вместе очень долго. Число 33 может указывать на долгую продолжительность какого- либо события- «заснул богатырским сном и спал 30 лет и три года».

Число 4. Четыре времени года. Еще одна цифра, нередко встречающаяся в сказках- это 4. Число ассоциируется с устойчивостью, мировым порядком. Встречается оно часто, например: столько существует сторон света, 4 мировые стихии, 4 времени года. Всего существует четыре периода человеческой жизни: детство, юность, зрелость, старость.

Число 7. Сказки «Волк и семеро козлят», «Дочь семилетка», семь цветов радуги, столько же чудес света, 7 дней недели- повсюду нас сопровождает таинственная и магическая цифра 7.

Девять- «Окончание пути». Число 9- символ всеобщего успеха, полного совершенства. Он как бы венчает какой-то процесс и кладет начало переходу к новому качеству. У славян поминки по усопшему справляются на 9 день после его кончины. По-видимому, это тоже свидетельствует о каком-то процессе обновления, но уже в потустороннем мире.

ЗАГАДКИ

«Загадки-близнецы»

Невозможно представить себе устное народное творчество без загадок. Прошу Вас взять по одному листочку желтого или синего цвета. Вам необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку-близнеца. Итак, у кого желтые карточки, тот начинает, у кого синие, дает ответ.

1. Нет ног, а хожу. Рта нет, а скажу.

Когда спать, когда вставать.

1. Кто ходит ночь, и ходит день.

Не зная, что такое лень?

2. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

2. Ползун ползет, иголки везет.

3. И комковато, и ноздревато

И мягко, и ловко, и всех милее.

3. Меня режут-трут, колотят-бьют,

А я все терплю-людям добром плачу.

4. Ночью не спит, мышей сторожит.

4. А у нашей Анютки зверь в атласной шубке,

Возле печки греется, без водички моется.

5. Красные лапки, длинная шея

Щиплет за пятки, беги без оглядки.

5. В воде купался, да сух остался.

6.Растет она вниз головой, не летом растет, а зимой.

Чуть солнце ее припечет, заплачет она и умрет.

6. Белая морковка зимой растет.

7. Сидел на заборе, пел да кричал,

А как все собрались, взял да замолчал.

7. Не ездок, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.



ПОСЛОВИЦЫ

Пословица советует, наставляет, предупреждает. Люди часто используют их в речи. От этого речь становится яркой, образной.

Игра «Скажи по-русски»

Предлагаю Вам игру, которая позволит нам определить насколько вы близки к истокам народного творчества. Это задание для Вас, взрослых, но многие пословицы использую и с детьми. Подумайте и скажите, в какой русской пословице отражен смысл этого высказывания? (Если потребуется, то можно снизить уровень трудности и предложить участникам пословицы-ответы).

1. Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее.

2. Детская философия.

3. Без страдания нет наград.

4. Первый из них всегда обречен.

5. Один старый и два новых.

6. Кредиторы ждать не любят.

7. Все пошли- и ты догоняй.

8. Чужая рубашка опасна для жизни.

9. Будней то пять, а выходных-два.

10.Конфликт поколений в курятнике.

1. Баба с воза-кобыле легче.

2. Устами младенца глаголет истина.

3. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

4. Первый блин комом.

5. Старый друг лучше новых двух.

6. Долг платежом красен.

7. Семеро одного не ждут.

8. Своя рубаха ближе к телу.

9. Делу время-потехе час.

10. Яйца курицу не учат.

У меня есть к вам вопрос, кто пословиц знает воз?

Я буду начинать пословицу, а вы должны закончить.

1. Без труда-…(не вытащишь и рыбку из пруда).

2. Хочешь есть калачи-…(не сиди на печи).

3. Поработал до поту-…(поел в охоту).

4. Поспешишь-…(да людей насмешишь).

СКОРОГОВОРКИ

Как проговаривать скороговорки с детьми? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания вслух. Вначале вы демонстрируете детям это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.

Итак, проделывайте все пошагово:

Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.

Цель первого шага-правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения. Сейчас вы учите и слова и произношение.

После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат- без голоса, лишь губы, язык и зубы.

Третий шаг- чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.

Теперь произнесите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.

Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами.

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.

  • Четыре черненьких, чумазеньких чертенка

  • Чертили черными чернилами чертеж.

  • Два щенка щека к щеке, щиплют щетку в уголке.

  • Тощий немощный Кощей, тащит ящик овощей.

  • Хитрую сороку поймать морока,

  • А сорок сорок-сорок морок.

  • Коля колья колет. Поля поле полет.

  • Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

  • Красный краб кричит Ура! Резать торт пришла пора.

  • Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

  • Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

  • Бородатый барабашка барабанит в барабан.

Молодцы!

А сейчас закрыли глаза и вернулись с мира детства и стали взрослыми. Всем участникам хотелось бы сказать спасибо за плодотворную работу на сегодняшнем мастер-классе. Мы увидели использование загадок, пословиц, сказок и надеюсь, по –новому взглянули на пути ознакомления детей с устным народным творчеством.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Котлярова Татьяна Владимировна

Дата: 16.10.2020

Номер свидетельства: 560194


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства